статья " воображения и мышления детей через восприятия классической музыки."
статья (подготовительная группа)
Воображение – это важнейшая сторона нашей жизни. Если бы человечество не обладало фантазией, оно лишилось бы почти всех научных открытий и произведений искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Одним из средств развития творческого воображения является музыка. | 35.89 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развитие воображения и мышления детей через восприятия классической музыки.
В свете ФГОС для реализации ООП ДО должны быть обеспечены психолого-педагогические условия. Одно из них – организация видов деятельности, способствующих развитию мышления, воображения и детского творчества.
Воображение – это важнейшая сторона нашей жизни. Если бы человечество не обладало фантазией, оно лишилось бы почти всех научных открытий и произведений искусства.
Воображение, фантазия являются высшей и необходимой способностью человека. Именно эта способность нуждается в особой заботе, в плане развития.
Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей.
Воображение тесно связанно с мышлением. Именно оно позволяет предвидеть будущее.
Одним из средств развития творческого воображения является музыка.
Восприятие музыки является одним из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нём дети приобретают самый большой, по сравнению с другими её видами, объём музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать её.
Для развития творческого воображения я использую произведения классической музыки русских и зарубежных композиторов.
Работа ведётся по следующим направлениям:
- С детьми
- С воспитателями
- С родителями
- С другими организациями
Формы работа с детьми.
Классическая музыка включается на музыкальных занятиях:
- Традиционные
- Доминантные
- Тематические
- Цикл тематических бесед по временам года.
- Развлечения
- Самостоятельная музыкальная деятельность.
На традиционных и доминантных занятиях используются программные произведения.(Музыка П.Чайковского, Г.Свиридова, Д.Кабалевского, Ф. Шопена и т.д )
Использование мультимедийных технологий на музыкальных занятиях даёт ряд преимуществ: детьми лучше воспринимается материал, возрастает заинтересованность, осуществляется индивидуализация обучения, развитие творческих способностей. Использование ИКТ позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей.
На музыкальных занятиях использую презентации: «Три кита» «Слушаем музыку вместе» для старшей группы и для подготовительной, «Откуда пришла музыка», «Моя Родина-Россия», «Жизнь и творчество русских и зарубежных композиторов», тематические презентации по временам года.
Для закрепления материала по восприятию музыки использую интерактивные игры: «Петя и волк», «Угадай-ка», «Сказка про инструменты», «Цветик-семицветик», «Музыкальные загадки», «Волшебный колпачок» и т.д
Дети лучше воспринимают музыку за счёт того, что презентация несёт в себе образный тип информации, понятной дошкольникам, не умеющим читать и писать. У воспитанников повышается мотивация к работе на занятии за счёт привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов. Полученные впечатления остаются в памяти на более долгий срок.
Тематические:
«Осень в гости к нам пришла»- по произведениям П. И. Чайковского «Октябрь», «Осенняя песня», импровизационный танец с шарфами, стихи А.С. Пушкина, репродукции русских художников.
«Зимушка – зима» (музыка Г. Свиридова «Тройка», Шумана «Дед Мороз»
«Весна – красна» (музыка Грига «Весной», С. Майкопара «Весною»
Развлечения: (цикл) «Музыкальная гостиная»
- «В гостях у Феи Музыки» (Использую музыку П.Чайковского Щелкунчик, знакомство со скрипкой. Танцевальная импровизация
« снежинки» на «Вальс» П.И. Чайковского)
2. С.С,Прокофьев «Петя и волк»
3. Мусоргский «Картинки с выставки»
4. Сен-Санс «Карнавал животных»
На праздниках и развлечениях используется мультимедиа для сказочных эффектов. Например: «Падает снег», «Рисующая кисть», «Открывающееся окно» и т.д.
В процессе организации восприятия классической музыки используется три этапа.
1 этап: Знакомство с произведением
Цель: Настроить детскую аудиторию на предстоящее эмоциональное восприятие музыки.
Для этого используется:
- Эмоциональная настройка на предстоящее прослушивание музыкального произведения посредством литературного текста (это вступительная беседа, отрывок из рассказа, стихотворение или загадка)
- Исполнение произведения на фортепиано, или в записи.
- Для более эмоционального восприятия используется наглядность:
(Презентация, портрет композитора репродукция к произведению.)
2 этап: Понимание, переживание.
Цель: Развивать интерес к музыке, умение определять настроение произведения и средства музыкальной выразительности, форму произведения, характер частей, пополнять словарный запас.
- Исполнение произведения фрагментами и полностью, Просмотр видеороликов с детским исполнением произведения.
- для сравнения использую запись произведения в оркестровом исполнении, или исполнении на разных инструментах
- обсуждение, беседа о настроении музыки и средствах музыкальной выразительности..
- этап: Творческий этап:
Импровизация – вот самая доступная форма продуктивного самовыражения детей, которая в конечном итоге ведет к раскрепощению личности.
В работе с детьми применяю задания творческого характера.
- Игра « Угадай-ка», ребёнок загадывает эмоциональное состояние, остальные дети – отгадывают. (Какое произведение этого характера мы слушали?)
- Цвет-настроение: (небольшие карточки из цветной бумаге) связывается с соответствующим настроением музыки) пастельные тона (голубой, розовый- с нежным, спокойным характером. Тёмные тона (тёмно-коричневый, тёмно-синий) тревожная музыка, мрачная. Интенсивные, яркие цвета- радостная.
- Словесное рисование (например: – Как бы ты нарисовал героя музыкального произведения?), ( Ф. Шопен «Смелый наездник» «Октябрь» П.И. Чайковского, Д. Кабалевский «Плакса», «Злюка», «Резвушка» и т.д) развитие воображения, мышления, речи.
- Пластическая импровизация.
- «Превращение»
(осенний лист, снежинка, ветер)
«Музыкальная сказка» использую знакомые детям сказки
- Колобок
- Теремок
- Репка
- Три поросёнка
- Золотой ключик
- Петя и волк
Для каждого персонажа использованы музыкальные фрагменты произведений русских и зарубежных композиторов. Дети в движениях передают образ каждого героя.(после окончания сказки дети объясняют почему ими был представлен именно такой образ. Такие сказки часто используются для самостоятельной музыкальной деятельности.
- Иллюстрации к музыкальным произведениям. «Рисунки-фантазии» Дети воплощают музыкальные образы в художественные или лепка из пластилина Часто это домашние задания. Устраиваем выставки рисунков. Часто в этом нам помогают родители.
- Сочинение-миниатюра. Детям предлагаю придумать свою историю, которую, на их взгляд, поведала им музыка.
- Музицирование: предлагаю детям подобрать музыкальные инструменты, которые могут передать настроение музыкального произведения. Почему дети выбрали именно эти инструменты? («Камаринская» П.И. Чайковского)
Формы работы с воспитателями
Для обогащений музыкальных впечатлений детей и побуждения их к применению навыков, полученных на музыкальных занятиях, воспитатель наполняет режимные моменты звучанием известных детям классических произведений.
С целью повышения педагогической компетентности педагогов по проблеме развития музыкального восприятия детей старшего возраста были проведены консультации для воспитателей: «Музыка, как средство развития творческой личности», «Воспитатель и музыкальный руководитель», «Слушаем классическую музыку вместе с детьми»
Цель таких консультаций: Знакомство педагогов с творчеством русских и зарубежных композиторов (П.Чайковский, М. Глинка, Д. Шостакович и др)
В вечернее время воспитатель помогает детям разыгрывать музыкальные сказки.
Формы работы с родителями
С родителями проводятся беседы и консультации по развитию музыкального восприятия детей старшего возраста : «Растём и развиваемся с музыкой», «Играем вместе с ребёнком», «Влияние музыки на психику детей» «Идём в театр». Используются папки передвижки, памятки, музыкально игровые программы. Приглашаем родителей на вечера развлечений «Музыкальная гостиная»
На сайт ДОУ приглашаем родителей вместе с детьми, здесь они смогут посетить «Музыкальную гостиную» (образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет). Родители вместе с детьми могут провести путешествие по «Детскому музыкальному альбому» П.И. Чайковского, М. Мусоргский «Картинки с выставки», Сен-Санс «Карнавал животных»,(«Королевский марш львов», «Птичий двор», «Слон») где они могут познакомиться с творчеством композитора и его музыкой, закрепить полученные знания мультимедийными играми «Петя и волк», «Угадай-ка», «Музыкальные загадки» и т.д и просмотром мультфильмов. «Петя и волк», «Щелкунчик»
Также в ДОУ проводятся:
- музыкальные вечера совместно с родителями
- поездка в театр оперы и балета (Балет «Щелкунчик»)
Сотрудничество с другими организациями.
- Концерты воспитанников школы искусств
- Сотрудничество с разными творческими коллективами(ансамбль «Лель» «Филармония»)
Для анализа знаний и умений детей регулярно проводиться диагностика. Для этого используется методика Н.Ветлугиной и А. Кинеман. По итогам мониторинга ставятся новые цели и задачи по музыкальному воспитанию.
Параметры диагностики по восприятию музыки.
Показатели | задания | да | нет | не уверен |
Эмоциональное восприятие музыки | Исполнение произведения | |||
Умение определять жанр произведения | Муз-дид игра «Песня –танец-марш» | |||
По звучанию узнать музыкальный инструмент | Использование в записи исполнения произведений на разных муз. инструментах(муз.дид игра «Угадай на чём играю») | |||
Определить настроение музыки | Исполнить 2 разнохарактерных произведения(Муз-дид игра «Грустно-весело») | |||
Узнать произведение по отдельным фрагментам | Исполнить несколько фрагментов из знакомых произведений( муз.дид игра «Музыкальное лото») | |||
Умение придумать сюжет к муз. произведению | Самостоятельно придумать сюжет по прослушанному произведению | |||
Пластическая импровизация | Исполняется двухчастная форма: (выполнить образные движения) |
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему "Развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста через восприятие классической музыки"
Данная исследовательская работа является результатом моих многолетних поисков и исследований, направленных на выявление эффективных путей приобщения детей, к музыкальному искусству начиная...
Самообразование музыкального руководителя по теме: «Восприятие классической музыки через народные сказки и поэзию»
План и программа по самообразованию...
Образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группе по развитию музыкальных способностей через восприятие классической музыки под названием «Беседы в музыкальной гостиной»
Образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группе по развитию музыкальных способностей через восприятие классической музыки под названием"Беседы в музыкально...
Самообразование " Восприятие классической музыки через сказки и поэзию"
Самообразование " Восприятие классической музыки через сказки и поэзию"...
доклад из опыта работы на педагогическом совете "Интеллектуально - эмоциональное развитие детей через восприятие классической музыки"
Использование классической музыки в работе в детьми. Как классическая музыка оказывает огромное влияние не только на развитие музыкальных способностей, но и на развитие интеллектуального, эмоционально...
Эстетическое развитие старших дошкольников через восприятие классической музыки
Для гармонического эстетического развития дошкольников необходима взаимосвязь с литературой и художественным искусством. Восприятие классической музыки может произойти через эмоции, но необходимо чтоб...
Развитие творческого воображения у детей в сочинении и импровизации сказок на основе восприятия классической музыки
Воспитание чувств у ребенка должно служить, прежде всего, формированию гармонически развитой личности, и одним из показателей этой гармонии является определенное соотношение интеллектуального и эмоцио...