Самообразование " Восприятие классической музыки через сказки и поэзию"
материал (старшая группа)

Сафина Резеда Камилевна

Самообразование " Восприятие классической музыки через сказки и поэзию"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_safina_r.k.docx28.97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


План и программа по самообразованию

2018 – 2019 гг.

Начало работы над темой:  сентябрь 2018 года

Окончание работы:  сентябрь 2019 года

Цель самообразовательной работы:

- углубление восприятия классической музыки через интеграцию различных видов искусств.

Задачи самообразовательной работы:

  • воспитывать у детей устойчивый интерес к искусству;
  • обогащать словарный запас детей, уточняя такие понятия как композитор, симфонический оркестр, дирижер, опера и т.д.;
  • развивать образную речь дошкольников и творческой воображение

Этапы работы над темой по самообразованию:

Диагностический: - постановка проблемы

        Обогащение знаний детей о классической музыке; обогащение словарного запаса, духовного мира; формирование личности ребенка через классическую музыку, поэзию и сказки.

Прогностический:   - определение целей и задач работы

над темой

  1. разработка системы мер,

направленных на решение проблем

  1. прогнозирование результатов.

Практический:- проведение открытых и плановых занятийпо данной теме, викторины, праздники, выступления из опыта работы на педагогических советах, заседаниях творческой группы.

Обобщающий: -анализ работы, оформление и описание хода, результатов работы по проблеме

Внедренческий: - использование опыта работы педагогами в других ДОУ в процессе работы с детьми.

Программа

Сентябрь

Тема

 

 

Вопросы

 

Форма  работы

«Познание классической музыки через активное импровизационное музицирование, которое соединяет музыку, речь, движение».

Что такое классическая музыка

Музыкальное занятие

Октябрь

Тема

Вопросы

Форма  работы

«Познание классической  музыки через активное импровизационное музицирование, которое соединяет музыку, речь, движение».

«П.И. Чайковский» — музыка для детей.

Изучение творчества П.И.Чайковского и стихи А.С.Пушкина

Чтение осенних стихов под произведение И.П.Чайковского из цикла «Времена года. Октябрь»

Ноябрь

Тема

Вопросы

Форма  работы

«Познание классической музыки через активное импровизационное музицирование, которое соединяет музыку, речь, движение».

Метроритмическое воспитание в детском саду

Создание картотеки игр с использованием ритмических блоков.

Итоговая викторина «В гостях у музыки»

Декабрь

 

Тема

 

 

Вопросы

 

Форма  работы

«Познание музыки через активное импровизационное музицирование, которое соединяет музыку, речь, движение».

Музыкальные инструменты

Помощь в создании инструментария в возрастных группах.

Январь

 

Тема

 

 

Вопросы

 

Форма  работы

Система К.Орфа

«Познание классической музыки через активное импровизационное музицирование, которое соединяет музыку, речь, движение».

Музыкальные инструменты

Музыкальное занятие по принципам К.Орфа

Февраль

Тема

Вопросы

Форма  работы

«Познание классической музыки через активное импровизационное музицирование, которое соединяет музыку, речь, движение».

Классическая музыка в поэзии

Чтение стихов известных поэтов под классическую музыку

Март

Тема

Вопросы

Форма  работы

«Познание классической музыки через активное импровизационное музицирование, которое соединяет музыку, речь, движение».

Синтез ритмизованных звучащих жестов, движения и мелодекламации или пения в условиях музыкально-игрового общения

Подготовка тематического развлечения

 

Апрель

Тема

Вопросы

Форма  работы

Система К.Орфа

«Познание музыки через активное импровизационное музицирование, которое соединяет музыку, речь, движение».

Синтез ритмизованных звучащих жестов, движения и мелодекламации или пения в условиях музыкально-игрового общения

Подготовка тематического развлечения

«Потешные посиделки»

«День смеха»

Май

Тема

Вопросы

Форма  работы

«Познание классической музыки через активное импровизационное музицирование, которое соединяет музыку, речь, движение».

Познание музыки через народные сказки в виде оперы, балета

Выступление детского оркестра

с использованием шумовых инструментов

«Восприятие музыки ребенком»

      Восприятие музыки является ведущим видом деятельности. И детское исполнительство, и творчество базируются на ярких музыкальных впечатлениях. Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления детей. Но и все виды музыкальной деятельности (пение, движения, игра на музыкальных инструментах) могут служить средствами его развития.  

         Музыка существует с глубокой древности. Человечество сохранило, отобрало и донесло до нашего времени все наиболее ценное, яркое, талантливое, художественное. Это народная музыка и произведения, созданные композиторами в разные исторические эпохи в разных странах. У современного человека имеется возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, сделать его своим духовным достоянием. Разные люди неодинаково относятся к этой возможности. Одни отдают предпочтение классической музыке, у них есть любимые композиторы, произведения; другие же равнодушны к ней.

        В чем причина такого явления, что признанные человечеством художественные шедевры не имеют ценности для многих людей? Является ли музыка элитарным искусством, доступным восприятию лишь немногих, или ее может полюбить каждый человек, и тогда надо говорить об издержках музыкального воспитания?

      Музыкальная культура человека, его вкусы формируются в процессе познания им опыта культурного наследия. Где и когда человек обретает этот опыт? Освоение его начинается в детстве.

       Известно, что ребенок усваивает речь, находясь в человеческом окружении. Если он попадает в изолированную от общения с людьми среду, то после 3-летнего возраста ему трудно будет научиться говорить. Музыкальный язык, имеющий общую с речью интонационную природу, также должен усваиваться человеком с раннего детства.

          В еще не столь далекие времена, когда музыкальная культура была неотъемлемой частью признанных обществом духовных ценностей, дети, несмотря на разницу сословий, получали богатые, разнообразные музыкальные впечатления.

          В быту ребенок слышал колыбельные песни матери, народную музыку, среди которой он рос. Все народные праздники, обряды сопровождались пением, танцами, звучанием народных инструментов.

           В обеспеченных семьях дети могли часто слушать музыку в исполнении членов семьи, коллективное домашнее музицирование  было широко распространено. Детей тоже обучали игре на музыкальных инструментах.

          Большое влияние на формирование начал музыкальной культуры оказывала религия. С детства ребенок слышал музыку в церкви во время торжественной, величественной службы, в атмосфере всеобщего внимания. Эмоциональные впечатления от музыки углублялись и усиливались самим таинством духовности, которую проповедовала церковь.

        В итоге, несмотря на отсутствие в те времена радио, телевидения, может быть, и благодаря этому, ребенок получал эстетически ценные музыкальные впечатления.

        Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной, классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различной по стилю, постигает интонационный словарь разных эпох. Знаменитый скрипач С.Стадлер однажды заметил: «Чтобы понять прекрасную сказку на японском языке, надо хотя бы немного его знать». Усвоение любого языка начинается в раннем детстве. Музыкальный язык не является исключением.

         В дошкольном возрасте у ребенка еще не сложились принятые в обществе стереотипы вкусов, мышления. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять из представления о музыке всех времен и стилей. Накопление разнообразных музыкальных впечатлений позволяет формировать у детей интонационный музыкальный опыт. Интонации народной  и классической музыки становятся все более привычными для слуха, знакомыми, узнаваемыми. А как известно, узнавание полюбившихся мелодий, интонаций, произведений вызывает у человека положительные эмоции.

           Репертуар детского сада включает народную музыку, детскую классику и современную музыку, но в своем подавляющем большинстве состоит из произведений, специально созданных отечественными композиторами для детей.

       Основой организации слушания музыки в условиях групповой комнаты является прослушивание фонозаписей. Обсуждение с детьми прослушанного произведения очень полезно для формирования устойчивого интереса к народной и классической музыке. Поощрение попыток детей рассказать о своих впечатлениях от прослушанных произведений, посещения концерта, театра, просмотра телевизионных передач, музыкальных видеофильмов способствует формированию у ребенка эмоционально – положительной установки к занятиям музыкой.

           Детям младшего дошкольного возраста доступны небольшие по объему песни и пьесы с ярко выраженным характером, запоминающимися образами. Это песенки про животных, про самых близких им людей. Дети чувствуют настроение музыки о природе, окружающий мир игрушек, понятные им явления действительности. В этом возрасте дошкольники способны различать регистры, тембровую окраску двух–трех инструментов, несложный ритмический рисунок, громкое и тихое звучание музыки.

         Дети 4-5 лет различают средства выразительности. Например, низкий регистр, медленный темп, негромкая звучность ассоциируется с изображением образа медведя в пьесе В.Ребикова «Медведь».

          Достаточное развитое восприятие детей старшего дошкольного возраста позволяет дать им некоторые знания о музыке как виде искусства. Дети уже различают бытовые жанры музыки: песня – танец – марш; различают народную и классическую музыку; при прослушивании объясняют разницу между музыкой вокальной и инструментальной.

         Ознакомление с классической музыкой позволяет сформировать у детей старшего дошкольного возраста знания о композиторах (зарубежных, отечественных), расширить представления о возможностях музыки (вокальная – песня, романс; инструментальная – сольная, ансамблевая, оркестровая), ее жанровых разновидностях (песня, пьеса, опера, балет). При этом следует обратить внимание на связь музыки с художественной литературой, театром и живописью.  

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста через восприятие классической музыки"

Данная исследовательская работа является результатом моих многолетних  поисков и исследований, направленных на выявление эффективных путей приобщения детей,  к музыкальному искусству начиная...

Образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группе по развитию музыкальных способностей через восприятие классической музыки под названием «Беседы в музыкальной гостиной»

Образовательная деятельность с детьми  подготовительной  к школе группе по развитию музыкальных способностей через восприятие  классической музыки под названием"Беседы в музыкально...

доклад из опыта работы на педагогическом совете "Интеллектуально - эмоциональное развитие детей через восприятие классической музыки"

Использование классической музыки в работе в детьми. Как классическая музыка оказывает огромное влияние не только на развитие музыкальных способностей, но и на развитие интеллектуального, эмоционально...

педагогический проект "Формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие классической музыки".

Цель  проекта: создание условий для формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие классической музыки.Задачи:1. Формировать у детей представления о многообразии музыкальн...

Эстетическое развитие старших дошкольников через восприятие классической музыки

Для гармонического эстетического развития дошкольников необходима взаимосвязь с литературой и художественным искусством. Восприятие классической музыки может произойти через эмоции, но необходимо чтоб...

Развитие музыкальных способностей дошкольников через осознанное восприятие классической музыки

Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных образовательных учреждений....