Образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группе по развитию музыкальных способностей через восприятие классической музыки под названием «Беседы в музыкальной гостиной»
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Образовательная деятельность с детьми  подготовительной  к школе группе по развитию музыкальных способностей через восприятие  классической музыки под названием

"Беседы в музыкальной гостиной"

1. Цель:

воспитание музыкальной культуры ребенка на высокохудожественных произведениях музыкального искусства.

2. Программное содержание:

приоткрыть для детей удивительный мир музыкальных шедевров;

вызвать интерес дошкольников к  музыки  композиторов - классиков, а также народной музыки;

 развивать умение слушать, сопереживать, эмоционально откликаться на произведения музыкального искусства;

 учить передавать характер музыкального произведения в словесных оценках;

закрепить знания детей о прослушанных ранее музыкальных произведениях;

пробуждать творческие способности и самостоятельность детей,  воспитывать интерес к музыке, потребность в общении с искусством;

сделать восприятие музыки более осознанным, «думающим»;

 развивать образное мышление в эмоциональной сфере детей.

развивать чувство ритма, умение «оркестровать» музыкальное произведение;

дать детям понятия о некоторых музыкальных терминах.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность

с детьми  подготовительной  к школе группе по развитию музыкальных способностей через восприятие  классической музыки под названием

«Беседы в музыкальной гостиной»

Автор-составитель: Вахтерова Елена Алексеевна,  

музыкальный руководитель

 высшей квалификационной категории,

 МАДОУ «Детский сад  №334 комбинированного вида»,

Кировского района города Казани

 

1. Цель:

воспитание музыкальной культуры ребенка на высокохудожественных произведениях музыкального искусства.

2. Программное содержание:

приоткрыть для детей удивительный мир музыкальных шедевров;

вызвать интерес дошкольников к  музыки  композиторов - классиков, а также народной музыки;

 развивать умение слушать, сопереживать, эмоционально откликаться на произведения музыкального искусства;

 учить передавать характер музыкального произведения в словесных оценках;

закрепить знания детей о прослушанных ранее музыкальных произведениях;

пробуждать творческие способности и самостоятельность детей,  воспитывать интерес к музыке, потребность в общении с искусством;

сделать восприятие музыки более осознанным, «думающим»;

 развивать образное мышление в эмоциональной сфере детей.

развивать чувство ритма, умение «оркестровать» музыкальное произведение;

дать детям понятия о некоторых музыкальных терминах.

3. Словарная работа:

активизирование употребления в речи детей названий музыкальных  терминов («мажор», «минор», «нотный стан» и т.д.);

использование    музыкально-образных высказываний  («мелодичная»,  «минорная», «напевная»,  «a-capella»  и т. д.)

4. Иллюстративный материал: портреты композиторов, иллюстрации с изображением музыкальных инструментов,

5. Раздаточный материал: «цветные веерочки», детские музыкальные инструменты.

  1. Предварительная работа: знакомство детей с композиторами –классиками и с их произведениями; беседа музыкального руководителя о характере произведений и способе их исполнения.
  2. Методы и приемы работы с детьми:

слушание музыкальных произведений в грам.записи и живом исполнении;

наглядный показ музыкального инструмента «Скрипка»;

использование дидактической игры «Музыка в цвете»;

самостоятельное исполнение на детских музыкальных инструментах.

Ход образовательной деятельности

Звучит произведение «Утро», Э. Грига. Дети входят в зал.

 Здравствуйте, ребята!

(ответы детей)

Я очень рада вашей встречи в «Музыкальной гостиной». Скажите, с каким настроением вы сегодня ко мне пришли?

(ответы детей)

Да, это видно по вашим лицам, что настроение у вас веселое. А теперь покажите на лицах грустное настроение.

(Дети изображают настроение мимикой)

Молодцы. Но мне больше нравится, когда у вас улыбки на лицах.

Настроились все на веселый лад,

Спеть песню веселую каждый здесь рад.

Песня «Господин теплый день», муз. З. Роот.

А теперь давайте послушаем, как «весело» и «грустно» будет называться  “музыкальными терминами”

(ответы детей)

Правильно, «мажор» и «минор».

(Выходят двое детей «Мажор» и «Минор», остальные садятся на места)

Мажор: Друзья! Признаться вам спешу – 
Знакомству очень рад!
Меня зовут синьор мажор,
Я лучший друг ребят.
С собой всегда я приношу
Улыбку, шутку, смех.
И если дружишь ты со мной,
То ждет тебя успех!

Минор: А я зовусь синьор Минор,
И вот, что вам скажу:
Со смехом мне не по пути,
Я грустью дорожу.
Люблю, вздыхая, слезы лить
И предлагаю вам:
Давайте вместе погрустим!
О чем не знаю сам…

Вот так в музыке определяется настроение. Итак, веселое настроение каким музыкальным термином можно назвать?

(ответы детей)

Правильно «мажорное настроение». А грустное – каким музыкальным термином?

(ответы детей)

Правильно «минорное настроение». Особенно важно знание мажорного и минорного ладов тем, кто сочиняет музыку. Как таких людей называют?

(ответы детей)

Правильно, композиторы. Давайте вспомним некоторых композиторов из них по услышанным музыкальным отрывкам. Сели по удобнее и приготовились слушать музыку.

Музыкальная угадай-ка:

(Дети слушают музыкальные отрывки, называют композитора и название произведения, определяют характер произведения)

  1. А. Хачатурян, «Танец с саблями»;
  2. В.-А. Моцарт, «Маленькая ночная серенада»;
  3. С. Прокофьев, «Фея Весны» из балета «Золушка»;
  4. Э. Григ, «В пещере горного короля»;
  5. С. Сайдашев, «Вальс»;
  6. И.- С. Бах, «Шутка».

Молодцы! Произведения и их композиторов вы назвали верно. Определили характер произведения. А теперь подумайте и скажите мне, как передает характер в картине художник?

(ответы детей)

Правильно, цветовой гаммой. Как вы думаете, а характер музыки можно определить цветовой гаммой?

(ответы детей)

Конечно можно. Давайте попробуем и мы с вами определить характер музыки каким -либо цветом.

Дидактическая игра «Музыка в цвете»

(Дети слушают новые музыкальные отрывки и выбираю «цвет» по их мнению подходящей к той или иной музыке)

  1. Ф. Яруллин, отрывок из балета «Шурале»;
  2. Вельгельм-Тель, «Марш»;
  3. П.Чайковский, «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

Вот видите, как с помощью цвета можно определить характер музыки. А теперь давайте подумаем и скажем, можно ли передать характер музыки с помощью движения, например, в танце?

(ответы детей)

Конечно можно. Сейчас девочки нам это покажут.

«Вальс с цветами», музыка П.Чайковского.

Как старательно девочки передали характер музыки. Движения были плавными, а еще?

(ответы детей)

Как красиво и гармонично звучало произведение в исполнении большого симфонического?

(ответы детей)

Правильно, оркестра. А что б оркестр играл слаженно и гармонично, им кто управляет?

(ответы детей)

Да, дирижер. Дирижерскую палочку в руки возьму,
В оркестре места занять попрошу.

Оркестр: «Вальс– шутка», Д.Шостаковича.

Это был у нас какой оркестр?

(ответы детей)

Правильно, шумовой оркестр. А группы каких еще оркестры вы знаете вы знаете?

(ответы детей)

Правильно, оркестр народных инструментов, джазовый оркестр. А сейчас  попробуем мы их узнать. Чей инструмент заиграет – тот карточку и поднимает.

(на столы раскладывают карточки с изображением инструментов)

Инструментальная угадай-ка.

(Звучат музыкальные отрывки в грам.записи в исполнении определенных музыкальных инструментов):

Труба, флейта, кларнет, арфа, виолончель, фагот.

А теперь сюрприз! Для вас
Скрипка прозвучит сейчас.

«Вальс», В.-А. Моцарт.

(В «живом» исполнении М.Э.Насретдиновой.)

Вам понравилось «живое» звучание скрипки?

(ответы детей)

И мне тоже очень понравилось.

Сегодня мы с вами беседовали о музыке композиторской. А какая музыка еще бывает?

(ответы детей)

Правильно, еще бывает  народная. И сейчас я предлагаю вам поиграть в игру и спеть русскую народную песню «Ой, вставай, вставай, Аленушка…». А исполнять эту песню мы будем без аккомпанемента.  Такое пение называется «a-capella».

Игра «Ой, вставай, вставай, Аленушка…» р.н.м.

Есть еще один сюрприз. К нам в гости пришла солистка фольклорной группы «Коляда» Кузьмина Наталья. Она нам покажет народное пение.

«Весенние заклички», р. н. песня.

Итак, ребята, сегодня мы с вами вспомнили и поговорили о музыке классической и народной. Вся музыка бывает песенной, маршевой и еще какой?

(ответы детей)

Правильно, танцевальной. Танцевальная музыка это та, под которую танцуют.

Дружно в пары все вставайте,
И свой танец начинайте.

«Парный танец», муз. М. Живцова.

Вот и подходит к завершению наша музыкальная встреча. В заключении я хочу вам загадать загадку:

«Домик этот странный, очень музыкальный. Кто же в нем живет?
Может быть зайчата или лягушата, или добрый кот?
На пяти линейках, весело и дружно в доме том живут
Дружные ребята.
Скажите, дошколята, как же их зовут?»

(ответы детей)

Правильно, их зовут ноты.

Перед вами нотный стан,
Расставьте ноты по местам.

(Дети расставляют ноты)        

А откроем этот дом
Мы скрипичным ключом.
Что же получилось? 
Мы сейчас споем.

(Пропивают мелодию и узнают песню)

Песня «Волшебный ключ», муз. З. Роот.

(Под музыку дети выходят из зала)

 Литература

  1. Веракса Н.Е.  , Комарова Т.С.  , Васильева М.А.   «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред.. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  2. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников / В.И. Волынкин – Рн/Д.: Феникс, 2007.
  3. Дрезнина М.Г., Куревина О.А. «Навстречу друг другу» Линка-Пресс, Москва, 2007
  4. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: в 2 ч. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997 Ч. 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Материалы содержат рекомендации музыкальному руководителю для  музыкальных занятий, на которых дети не только обучаются практическим музыкальным умениям и навыкам, но и расширяют свои творческие ...

Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста

Каждый ребенок обладает своеобразным сочетанием способностей и личных качеств. Известно, что у дошкольников ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобразительны в передаче интонаций, под...

Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей дошкольного возраста.

Мною была  разработана и написана часть образовательной программы дошкольного образования с учетом ФГОС ДО в образовательной области "Художественно- эстетическое развитие"...

Статья на тему: Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста

Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возрастаКаждый ребенок обладает своеобразным сочетанием способностей и личных качеств. Известно, что у дошкольнико...

Образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группе по развитию художественных способностей, через нетрадиционные техники рисования "По дороге добра"

Способ развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования....

Непосредственно образовательная деятельность. Подготовительная к школе группа. "Красной ягоды глазок, золотистый завиток" Интеграция: музыка, ИЗО

Интеграция:  музыка, рисование.Цель:Способствовать приобщению воспитанников  к русской народной культуре.Задачи: Обучающие·        Обогащать словарн...

Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста. «Музыка – воображение – фантазия – сказка – ...»

Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста. «Музыка – воображение – фантазия – сказка – ...»...