Образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группе по развитию музыкальных способностей через восприятие классической музыки под названием «Беседы в музыкальной гостиной»
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему
Образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группе по развитию музыкальных способностей через восприятие классической музыки под названием
"Беседы в музыкальной гостиной"
1. Цель:
воспитание музыкальной культуры ребенка на высокохудожественных произведениях музыкального искусства.
2. Программное содержание:
приоткрыть для детей удивительный мир музыкальных шедевров;
вызвать интерес дошкольников к музыки композиторов - классиков, а также народной музыки;
развивать умение слушать, сопереживать, эмоционально откликаться на произведения музыкального искусства;
учить передавать характер музыкального произведения в словесных оценках;
закрепить знания детей о прослушанных ранее музыкальных произведениях;
пробуждать творческие способности и самостоятельность детей, воспитывать интерес к музыке, потребность в общении с искусством;
сделать восприятие музыки более осознанным, «думающим»;
развивать образное мышление в эмоциональной сфере детей.
развивать чувство ритма, умение «оркестровать» музыкальное произведение;
дать детям понятия о некоторых музыкальных терминах.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Образовательная деятельность
с детьми подготовительной к школе группе по развитию музыкальных способностей через восприятие классической музыки под названием
«Беседы в музыкальной гостиной»
Автор-составитель: Вахтерова Елена Алексеевна,
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории,
МАДОУ «Детский сад №334 комбинированного вида»,
Кировского района города Казани
1. Цель:
воспитание музыкальной культуры ребенка на высокохудожественных произведениях музыкального искусства.
2. Программное содержание:
приоткрыть для детей удивительный мир музыкальных шедевров;
вызвать интерес дошкольников к музыки композиторов - классиков, а также народной музыки;
развивать умение слушать, сопереживать, эмоционально откликаться на произведения музыкального искусства;
учить передавать характер музыкального произведения в словесных оценках;
закрепить знания детей о прослушанных ранее музыкальных произведениях;
пробуждать творческие способности и самостоятельность детей, воспитывать интерес к музыке, потребность в общении с искусством;
сделать восприятие музыки более осознанным, «думающим»;
развивать образное мышление в эмоциональной сфере детей.
развивать чувство ритма, умение «оркестровать» музыкальное произведение;
дать детям понятия о некоторых музыкальных терминах.
3. Словарная работа:
активизирование употребления в речи детей названий музыкальных терминов («мажор», «минор», «нотный стан» и т.д.);
использование музыкально-образных высказываний («мелодичная», «минорная», «напевная», «a-capella» и т. д.)
4. Иллюстративный материал: портреты композиторов, иллюстрации с изображением музыкальных инструментов,
5. Раздаточный материал: «цветные веерочки», детские музыкальные инструменты.
- Предварительная работа: знакомство детей с композиторами –классиками и с их произведениями; беседа музыкального руководителя о характере произведений и способе их исполнения.
- Методы и приемы работы с детьми:
слушание музыкальных произведений в грам.записи и живом исполнении;
наглядный показ музыкального инструмента «Скрипка»;
использование дидактической игры «Музыка в цвете»;
самостоятельное исполнение на детских музыкальных инструментах.
Ход образовательной деятельности
Звучит произведение «Утро», Э. Грига. Дети входят в зал.
Здравствуйте, ребята!
(ответы детей)
Я очень рада вашей встречи в «Музыкальной гостиной». Скажите, с каким настроением вы сегодня ко мне пришли?
(ответы детей)
Да, это видно по вашим лицам, что настроение у вас веселое. А теперь покажите на лицах грустное настроение.
(Дети изображают настроение мимикой)
Молодцы. Но мне больше нравится, когда у вас улыбки на лицах.
Настроились все на веселый лад,
Спеть песню веселую каждый здесь рад.
Песня «Господин теплый день», муз. З. Роот.
А теперь давайте послушаем, как «весело» и «грустно» будет называться “музыкальными терминами”
(ответы детей)
Правильно, «мажор» и «минор».
(Выходят двое детей «Мажор» и «Минор», остальные садятся на места)
Мажор: Друзья! Признаться вам спешу –
Знакомству очень рад!
Меня зовут синьор мажор,
Я лучший друг ребят.
С собой всегда я приношу
Улыбку, шутку, смех.
И если дружишь ты со мной,
То ждет тебя успех!
Минор: А я зовусь синьор Минор,
И вот, что вам скажу:
Со смехом мне не по пути,
Я грустью дорожу.
Люблю, вздыхая, слезы лить
И предлагаю вам:
Давайте вместе погрустим!
О чем не знаю сам…
Вот так в музыке определяется настроение. Итак, веселое настроение каким музыкальным термином можно назвать?
(ответы детей)
Правильно «мажорное настроение». А грустное – каким музыкальным термином?
(ответы детей)
Правильно «минорное настроение». Особенно важно знание мажорного и минорного ладов тем, кто сочиняет музыку. Как таких людей называют?
(ответы детей)
Правильно, композиторы. Давайте вспомним некоторых композиторов из них по услышанным музыкальным отрывкам. Сели по удобнее и приготовились слушать музыку.
Музыкальная угадай-ка:
(Дети слушают музыкальные отрывки, называют композитора и название произведения, определяют характер произведения)
- А. Хачатурян, «Танец с саблями»;
- В.-А. Моцарт, «Маленькая ночная серенада»;
- С. Прокофьев, «Фея Весны» из балета «Золушка»;
- Э. Григ, «В пещере горного короля»;
- С. Сайдашев, «Вальс»;
- И.- С. Бах, «Шутка».
Молодцы! Произведения и их композиторов вы назвали верно. Определили характер произведения. А теперь подумайте и скажите мне, как передает характер в картине художник?
(ответы детей)
Правильно, цветовой гаммой. Как вы думаете, а характер музыки можно определить цветовой гаммой?
(ответы детей)
Конечно можно. Давайте попробуем и мы с вами определить характер музыки каким -либо цветом.
Дидактическая игра «Музыка в цвете»
(Дети слушают новые музыкальные отрывки и выбираю «цвет» по их мнению подходящей к той или иной музыке)
- Ф. Яруллин, отрывок из балета «Шурале»;
- Вельгельм-Тель, «Марш»;
- П.Чайковский, «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
Вот видите, как с помощью цвета можно определить характер музыки. А теперь давайте подумаем и скажем, можно ли передать характер музыки с помощью движения, например, в танце?
(ответы детей)
Конечно можно. Сейчас девочки нам это покажут.
«Вальс с цветами», музыка П.Чайковского.
Как старательно девочки передали характер музыки. Движения были плавными, а еще?
(ответы детей)
Как красиво и гармонично звучало произведение в исполнении большого симфонического?
(ответы детей)
Правильно, оркестра. А что б оркестр играл слаженно и гармонично, им кто управляет?
(ответы детей)
Да, дирижер. Дирижерскую палочку в руки возьму,
В оркестре места занять попрошу.
Оркестр: «Вальс– шутка», Д.Шостаковича.
Это был у нас какой оркестр?
(ответы детей)
Правильно, шумовой оркестр. А группы каких еще оркестры вы знаете вы знаете?
(ответы детей)
Правильно, оркестр народных инструментов, джазовый оркестр. А сейчас попробуем мы их узнать. Чей инструмент заиграет – тот карточку и поднимает.
(на столы раскладывают карточки с изображением инструментов)
Инструментальная угадай-ка.
(Звучат музыкальные отрывки в грам.записи в исполнении определенных музыкальных инструментов):
Труба, флейта, кларнет, арфа, виолончель, фагот.
А теперь сюрприз! Для вас
Скрипка прозвучит сейчас.
«Вальс», В.-А. Моцарт.
(В «живом» исполнении М.Э.Насретдиновой.)
Вам понравилось «живое» звучание скрипки?
(ответы детей)
И мне тоже очень понравилось.
Сегодня мы с вами беседовали о музыке композиторской. А какая музыка еще бывает?
(ответы детей)
Правильно, еще бывает народная. И сейчас я предлагаю вам поиграть в игру и спеть русскую народную песню «Ой, вставай, вставай, Аленушка…». А исполнять эту песню мы будем без аккомпанемента. Такое пение называется «a-capella».
Игра «Ой, вставай, вставай, Аленушка…» р.н.м.
Есть еще один сюрприз. К нам в гости пришла солистка фольклорной группы «Коляда» Кузьмина Наталья. Она нам покажет народное пение.
«Весенние заклички», р. н. песня.
Итак, ребята, сегодня мы с вами вспомнили и поговорили о музыке классической и народной. Вся музыка бывает песенной, маршевой и еще какой?
(ответы детей)
Правильно, танцевальной. Танцевальная музыка это та, под которую танцуют.
Дружно в пары все вставайте,
И свой танец начинайте.
«Парный танец», муз. М. Живцова.
Вот и подходит к завершению наша музыкальная встреча. В заключении я хочу вам загадать загадку:
«Домик этот странный, очень музыкальный. Кто же в нем живет?
Может быть зайчата или лягушата, или добрый кот?
На пяти линейках, весело и дружно в доме том живут
Дружные ребята.
Скажите, дошколята, как же их зовут?»
(ответы детей)
Правильно, их зовут ноты.
Перед вами нотный стан,
Расставьте ноты по местам.
(Дети расставляют ноты)
А откроем этот дом
Мы скрипичным ключом.
Что же получилось?
Мы сейчас споем.
(Пропивают мелодию и узнают песню)
Песня «Волшебный ключ», муз. З. Роот.
(Под музыку дети выходят из зала)
Литература
- Веракса Н.Е. , Комарова Т.С. , Васильева М.А. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред.. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников / В.И. Волынкин – Рн/Д.: Феникс, 2007.
- Дрезнина М.Г., Куревина О.А. «Навстречу друг другу» Линка-Пресс, Москва, 2007
- Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: в 2 ч. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997 Ч. 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Материалы содержат рекомендации музыкальному руководителю для музыкальных занятий, на которых дети не только обучаются практическим музыкальным умениям и навыкам, но и расширяют свои творческие ...
Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста
Каждый ребенок обладает своеобразным сочетанием способностей и личных качеств. Известно, что у дошкольников ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобразительны в передаче интонаций, под...
Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей дошкольного возраста.
Мною была разработана и написана часть образовательной программы дошкольного образования с учетом ФГОС ДО в образовательной области "Художественно- эстетическое развитие"...
Статья на тему: Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста
Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возрастаКаждый ребенок обладает своеобразным сочетанием способностей и личных качеств. Известно, что у дошкольнико...
Образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группе по развитию художественных способностей, через нетрадиционные техники рисования "По дороге добра"
Способ развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования....
Непосредственно образовательная деятельность. Подготовительная к школе группа. "Красной ягоды глазок, золотистый завиток" Интеграция: музыка, ИЗО
Интеграция: музыка, рисование.Цель:Способствовать приобщению воспитанников к русской народной культуре.Задачи: Обучающие· Обогащать словарн...
Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста. «Музыка – воображение – фантазия – сказка – ...»
Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста. «Музыка – воображение – фантазия – сказка – ...»...