Проект на тему: "Чудо Сундучок" (окружающий мир)
проект
Цель проекта: знакомство с технологией пришивания пуговицы со сквозными отверстиями.
Задачи проекта:
- знакомить детей со швейными принадлежностями: иголкой, ниткой, игольницей;
- закреплять умения: отмерять нужную длину нитки, вдевать нитку в иголку и завязывать узелок на конце нитки;
- учить пришивать пуговицу к лоскутку ткани;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_chudo_sunduchok.docx | 789.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида №23«Аленушка»
Краткосрочный проект по окружающему миру (подготовительная группа) тема: "Чудо сундучок"
Подготовила:
Гелецкая И.Г.
2021 г
Краткосрочный проект по окружающему миру (подготовительная группа) тема: "Чудо сундучок"
Тип проекта: исследовательско – творческий
Предмет исследования: пуговицы
Продолжительность: краткосрочный (16.06.2021г.)
По количеству участников: групповой
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Вы можете стать кем угодно, и никто не заметит этого. Но если у вас отсутствует пуговица, каждый обратит на это внимание.
Э.М. Ремарк
Проблема:
Мы живем во время стремительных скоростей и высоких технологий. С каждым годом увеличивается количество технических новинок, поражающих своими возможностями. Мир предметов, и без того огромный, пополняется и расширяется. Все это отражается на нашей повседневной жизни – мы уже не обращаем внимания на предметы, которыми пользуемся изо дня в день. А жаль, ведь некоторые из них, порой даже самые обычные, таят в себе много интересного.
Актуальность
Не секрет, что ведущая роль в становлении личности ребенка, в формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно через нее и следует воздействовать. Ребенок-дошкольник живет в конкретной природной социальной и культурной среде.
Способность ребенка одушевлять своей фантазией неодушевленный мир позволяет ему “очеловечивать все сущее”
Способы вовлечения дошкольников в процесс восприятия и продуктивного творчества разнообразны. Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы придадут занятиям динамичность, интригующую загадочность.
Бросовый материал, наверное, один из самых распространенных материалов для творчества и рукоделия. Пластиковые бутылки, пищевые контейнеры, стаканчики, ложки и тарелки, пластиковые соломинки, киндер сюрпризы, старые вещи и прочие бытовые отходы ничего не стоят, а вот используя их в своем творчестве можно сделать настоящие шедевры.
Я остановлюсь на пуговицах.
Пуговица – это уже готовый материал, удобный в использовании для поделок с детьми. Можно сказать «декоративный» бросовый материал.
Актуальность моей темы в том, что задача воспитателя показать детям, что можно сделать из обыкновенной пуговицы, куда ее можно использовать. Воспитывать навыки коллекционирования. Интерес к исследовательской деятельности
А также ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. В нашем случае в игры с использованием пуговиц. Создание поделок из пуговиц.
Цель проекта: знакомство с технологией пришивания пуговицы со сквозными отверстиями.
Задачи проекта:
- Образовательные:
- знакомить детей со швейными принадлежностями: иголкой, ниткой, игольницей;
- закреплять умения: отмерять нужную длину нитки, вдевать нитку в иголку и завязывать узелок на конце нитки;
- учить пришивать пуговицу к лоскутку ткани;
- закреплять знания правил техники безопасности при работе со швейными принадлежностями и ножницами;
- продолжать учить планировать последовательность своей работы;
- продолжать учить детей содержать своё рабочее место в чистоте и порядке.
- Развивающие:
- развивать аккуратность, усидчивость, доводить начатое дело до конца;
- продолжать развивать желание заниматься ручным трудом;
- развивать умение пользоваться как краткой, так и распространённой формой ответа, в зависимости от вопроса.
- Воспитательные
- воспитывать бережное и аккуратное отношение к швейным принадлежностям;
- воспитывать положительные нравственные качества: терпение, старательность, взаимопомощь.
Словарная работа:
Катушка, нитки (а), игла, ушко, остриё, вдевать, узелок, пуговица, отверстие.
Оборудование:
Демонстрационный:
- Лоскут ткани в виде прямоугольника с нанесенным рисунком,
- Пуговицы разного размера,
- ножницы,
- иголка большого размера,
- катушка с нитками,
Раздаточный:
- лоскуток ткани на каждого в виде прямоугольника с нанесенным рисунком,
- пуговицы с двумя отверстиями,
- игольница с иголкой,
- катушка с нитками,
- ножницы.
Подготовительный этап проекта:
- Информационный лист для родителей о начале проекта;
- Совместно с родителями заготовка пуговиц для проекта;
- Подбор иллюстративного, художественного материала.
- Изготовление родителями массажных ковриков для профилактики плоскостопия
- Чтение сказки “Как иголка подружилась с ниточкой” (см. Приложение).
- Рассматривание швейных принадлежностей.
- Занятие по технике безопасности “Учимся работать с ножницами, иголками”
- Учились вдевать нитку в иголку, отмерять нитку нужной длины, завязывать узелок на конце нитки.
Основной этап Работа с детьми
Ребята, сегодня я пришла в детский сад, а тут Незнайка! Он был весь расстроенный, печальный и оставил вам послание. - Ну, что. Поможем Незнайке? - А как мы ему можем помочь? - А кто-нибудь из вас когда-нибудь сам пришивал пуговицы? А кто это делает за вас? - Хотели ли бы вы научиться самостоятельно пришивать пуговицы, чтобы суметь пришить их себе, когда понадобится? - Прежде чем приступить к работе, отгадаем загадки:
1. В полотняной стране По реке простыне Плывёт пароход То назад, то вперёд, А за ним такая гладь Ни морщинки не видать (Ребята отвечают “Утюг”)
2. Птичка – невеличка Носик стальной Хвостик льняной. (Ребята отвечают “Игла”)
3. Два конца, Два кольца, Посередине гвоздик. (Ребята отвечают “Ножницы”) 4. Какая машина живёт у нас в мастерской? (Ребята отвечают “Швейная”)
5. Цифры чинно сели в ряд Отчитать они велят Миллиметры, сантиметры Чтобы ровным был наш ряд. (Ребята отвечают “Линейка”)
6. Каким способом прикрепляют пуговицы к изделию? (Ребята отвечают “Способ пришивание”)
- Ну, вот мы с вами, ребята отгадали загадки.
- Как вы думаете, чем мы сегодня займемся, и что нам для этого будет нужно?
- Прежде чем приступить к работе, давайте поближе познакомимся с самой пуговицей.
- Научимся пришивать пуговицы. Нужны пуговицы, игла, нитки, ножницы, ткань.
- Часто ли вы сталкиваетесь с пуговицами? Какие бывают пуговицы?
Пуговицы служат для застёгивания и отделки одежды. Они бывают разных размеров, цветов, форм. По форме – круглые, овальные, квадратные, треугольные. Изготавливают пуговицы из разных материалов – они могут быть деревянные, пластмассовые, стеклянные, металлические, обтяжные из ткани. Для разных видов одежды (платья, пальто, брюк и т.д.) используют различные пуговицы. Поэтому их различают по назначению: плательные, пальтовые, костюмные, брючные, форменные, детские.
- Что еще нам нужно для успешной работы?
- Сейчас устроим небольшое соревнование.
. Физкультминутка
1. Стоя, руки на талии, выполняются повороты туловища с разведением рук в стороны. На поворотах – вдох, возвращение в исходное положение – выдох. Повторить 5-6 раз в течении 1 мин. Это упражнение тонизирует косые мышцы спины, усиливает в них кровообращение.
2. В исходном положении стоя выполняются энергичные махи руками из-за спины через стороны за голову и обратно. Руки расслаблены. Продолжительность 1-1,5 мин. Это упражнение усиливает кровоток и снимает напряжение с верхних конечностей.
- Прежде чем начать, повторим правила работы с острыми предметами. - В деле пришивания пуговиц важным является подбор ниток. Как вы думаете, почему?
-Приступаем к работе,
- Не направляем на соседа, передаем острием к себе, не балуемся.
- Нитки должны быть такого же цвета, как и пуговица, чтобы не выделяться и сочетаться.
- Итак, чему новому мы сегодня научились? - Смогли помочь ли мы Незнайке? - Что нового вы узнали о пуговицах? - Что вам уже было известно? - Какие бывают пуговицы? - Оцените свою работу. - Оцените работу своего соседа.
Работа с родителями
- Изготовление поделок из пуговиц
- Изготовление массажных ковриков
- Придумывание и написание сказок о пуговице
- Сбор иллюстративного материала
- Сбор печатного материала по теме
Заключительный этап
- Фотовыставка режимных моментов в ходе проведения проекта.
- Смотр массажных ковриков.
- Выставка поделок совместной деятельности родителей и детей
Ожидаемый результат
- Повышение уровня познавательных процессов и мелкой моторики кистей рукотворческого процесса в детском саду
- Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация родителей как участников
Перспективы проекта
- Создание настенного панно из пуговиц
- Расширение представлений детей об использовании бросового материала
Приложение 1
Сказка “Как иголка подружилась с ниточкой”
В одном доме, в шкафу за стеклянной дверью, жила маленькая иголка. И хотя она была действительно маленькая и худая, по характеру она была большая каприза и острая на язык. Она целыми днями сидела на мягкой подушке, которую из-за этого и назвали игольницей, и ни с кем не хотела дружить и всё время твердила, что она самая красивая:
стальная, гладкая и худая. А рядом, по соседству, в корзиночке для рукоделия, жили разноцветные нитки. У каждой нитки была сестрёнка-катушка. Ниточки были длинными и тонкими, а катушки – низенькие и толстые, но они сильно любили друг друга, и ниточки крепко-крепко обнимали свою катушку. Им всегда было очень весело, они дружно перекатывались в этой корзиночке и звонко ударялись бок о бок, от этого им становилось ещё веселее.
Иголка, слыша, как веселятся нитки и катушки, становилась все острее и злее и ещё глубже залезала в свою подушку-игольницу, чтобы не слышать их весёлый смех.
Но, однажды, стеклянная дверка шкафа открылась, и на иголку посмотрели два удивлённых глаза. Это была маленькая девочка Алёнка.
- Ой,- сказала Алёнка,- а у меня оторвалась пуговка, и мама сказала, чтобы я осторожно взяла иголку и нитку и сама пришила. Алёнка протянула руку, и своими маленькими пальчиками взяла иголку и одну катушку с нитками, но иголка, которая считала себя самой красивой, не захотела помогать Алёнке вместе с какой-то длинной ниткой. Стальная иголка решила помочь Алёнке одна. Она ловко выскочила из игольницы и быстро скользнула остриём в отверстие у пуговки и также ловко и быстро выскользнула с другой стороны, но пуговка почему-то сразу упала на пол, укатилась под диван, и Алёнке долго пришлось её искать. Иголка обиделась на такую непослушную пуговицу и опять глубоко спрятала свой нос в подушку-игольницу. Тогда Алёнке решила помочь ниточка, она соскользнула с катушки и пролезла в одно отверстие у пуговки, потом в другое и ныряла до тех пор, пока не запуталась вокруг пуговки. Алёнка побежала к маме, чтобы пожаловаться на капризную иголку, шаловливую нитку и непослушную пуговицу. Мама обняла Алёнку, посадила рядом с собой на диван и сказала:
- Иголка капризная из-за того, что у неё нет друзей, но мы ей можем с тобой помочь.
- А как? – спросила Алёнка.
- Мы подружим её с любой разноцветной ниточкой, ведь у каждой иголочки есть отверстие-ушко, и в это отверстие мы просунем ниточку.
- Но нитка такая длинная, как же мы её просунем? – удивилась Алёнка.
- Чтобы ниточка опять не запутала нашу пуговку и подходила нашей иголочке в подружки, её надо просто отмерить и отрезать от остальной длинной нитке, которая останется на катушке.
И мама показала Алёнке, как надо отмерять ниточку. Она взяла один конец нитки крепко пальцами правой руки, а левой длинную нитку протянула вокруг своего локтя до встречи с концом нитки, взяла ножницы и отрезала.
- А вот теперь, мы подружим отрезанную ниточку с нашей иголкой,- сказала мама.
Она счистила пушинки на одном конце отрезанной нитки, покрутила его между пальцами и продела в отверстие иголки. Концы отрезанной ниточки взяла вместе и намотала вокруг указательного пальца два раза, потом большим пальцем сняла эту петельку, потянула вниз, и получился узелок.
- Вот теперь иголка с ниткой подружились и вместе тебе помогут пришить пуговку.
Алёнка взяла иголку с ниточкой и воткнула в материал платья как раз там, где оторвалась пуговка. Иголка показала свой любопытный нос с другой стороны, девочка ухватила его и потянула иголку вверх. Нитка своим узелком крепко ухватилась за платье. Тогда Алёнка отправила иголку в отверстие пуговки, потом отправила в другое, затем опять в материал.
Иголке понравилась такая игра, и она радостно заскользила из одного отверстия пуговки в другое, а за ней весело побежала ниточка, путаясь её догнать. Так они и играли в догонялки, а пуговка, тем временем, пришивалась к платью всё крепче и крепче, пока ниточка не превратилась в самую короткую.
- А вот теперь, нам надо закрепить нашу иголочку к платью, чтобы ниточка не ослабла и наша пуговка опять не убежала.
Мама иголкой поддела материал платья, потянула иголку и сделала небольшую петельку из нитки. Иголочка нырнула в эту петельку, мама подергала ниточку из стороны в сторону, и получился узелок. Алёнка сама отрезала короткую ниточку ножницами.
- Вот моя пуговка и пришилась! – радостно воскликнула Алёнка.
- Тихо, Алёнушка, не шуми, посмотри на нашу иголочку с ниточкой, они набегались, очень устали и хотят отдохнуть. Давай их уберём на свои любимые места.
-Давай, - шёпотом ответила Алёнка. Она бережно взяла иголку и воткнула острым носиком в её любимую подушку-игольницу, катушку с нитками положила в корзиночку для рукоделия. Сказала им: - Большое спасибо, - и закрыла дверки шкафа.
Иголочка, оттого, что сильно устала, быстро нырнула поглубже в свою подушку и заснула крепким сном, а рядом тихо лежали катушки с нитками, и они больше не шумели, т.к. вспоминали, как было весело им играть с иголкой в догонялки, и решили, что завтра они придумают новую игру.
С тех пор иголка без ниточки нигде не появлялась, а про самых дружных ребят стали говорить, что они неразлучны, как иголка с ниткой.
Приложение 2
Подвижная игра «Пуговка не убегай»
Цель: развивать ловкость, учить действовать по сигналу воспитателя, согласовывать действия со словами.
Дети становятся в круг и берутся за руки, выбирается «пуговка» - ребенок, который стоит в центре круга.
Дети начинают ходить по кругу со словами
Пуговка, ты пуговка
Маленькие ножки
Захотела убежать
По прямой дорожке
Мы тебя сейчас поймаем
И на место пришиваем
По сигналу воспитателя дети останавливаются и делают «воротики» из рук. «Пуговка» бегает через «воротики» забегая в круг и выбегая из него. По сигналу воспитателя «воротики» закрываются. Если «пуговка» осталась в кругу, значит ее поймали и пришили. Если успела выбежать, значит «убежала».
Приложение 3
Волшебный мешочек.
Возьмите небольшой мешочек, насыпьте в него пуговицы разного размера, формы и фактуры. Пусть ребенок опускает руку в мешочек и достает оттуда по одной пуговице. Перед тем, как он ее вытащит, пусть расскажет какой она форы, с хвостиком или без, большая или маленькая и т.д.
Браслет.
Для браслета вам понадобятся нитки и пуговицы. Нанижите на нитку побольше пуговиц, получится что-то наподобие чёток. Пусть малыш трогает браслет, перебирает пальчиками пуговицы. А маленьким модницам наверняка понравятся такие украшения.
Счеты.
Привяжите нитку с продетыми на нее пуговицами между ножками стульев. Получатся отличные счеты.
Приложение 4
Кто изобрел пуговицу или откуда появились пуговицы?
Древние люди вместо пуговиц соединяли куски своей одежды шипами от растений, косточками животных и палками. В Древнем Египте уже использовались пряжки или один кусок одежды продевался в отверстие, сделанное в другом, или концы просто связывались.
Кто именно изобрел пуговицу, неизвестно: одни ученые склоняются к тому, что это были греки или римляне, другие - что пуговица пришла из Азии. Делались они преимущественно из слоновой кости.
Широкое распространение пуговицы получили только в XIII веке. И почти до XVIII века были признаком богатства и знатного происхождения: короли и аристократия могли позволить себе заказать пуговицы из золота и серебра. В начале XVIII века пуговицы стали делать из металла и меди, но почти до конца XIX века пуговицы были настолько дорогим товаром, что их перешивали с одной одежды на другую.
Пуговица — застёжка на одежде, предназначенная для соединения её частей. Пуговица на одной части одежды вдевается в петлю, находящуюся на другой части, и тем самым осуществляется застёгивание.
Простейшая пуговица представляет собой диск с двумя сквозными отверстиями в середине, однако встречаются пуговицы других видов и форм (например, квадратные, треугольные, цилиндрические или шарообразные). Количество отверстий также может варьироваться.
История пуговиц
Древние люди вместо пуговиц завязывали узлом концы своей одежды или использовали специальные завязки, шнуровку и булавки из шипов растений, кости и других материалов. В Древнем Египте уже использовались пряжки или один кусок одежды продевался в отверстие, сделанное в другом, или концы просто связывались.
Самые древние пуговицы и предметы, похожие на пуговицы, используемые в качестве украшения, а не для застёгивания, были обнаружены в Индии в долине реки Инд. Они относятся к эпохе Кот-Диджи Индской (до-хараппской) цивилизации (ок. 2800—2600 до н. э.). Подобные предметы эпохи бронзового века найдены в Китае (ок. 2000—1500 до н. э.), а также на территориях бывшего Древнего Рима и Древней Греции.
Пуговицы, изготовленные из ракушек, использовались в Индской цивилизации для декоративных целей приблизительно в 2000 году до нашей эры.[1] Некоторые пуговицы имели правильные геометрические формы и отверстия, чтобы их можно было привязать к одежде с помощью нити. Ян МакНил считает, что «эти пуговицы первоначально использовались скорее как украшение, чем как застёжки. Самые ранние из них найдены в Мохенджо-Даро, в долине Инда. Они имеют криволинейную форму, сделаны они около 5000 лет тому назад.»[2]
Функциональные пуговицы, сделанные из камня, были найдены в Гобекли Тепе на юго-востоке Турции, они датируются 1500 г. до н. э.[3] Функциональные пуговицы с петлями для застёгивания одежды появились впервые в Германии в XIII веке.[4] Они быстро получили широкое распространение в Европе для изготовления уютно облегающей одежды.
В прошлом, пуговица была одним из важных магических амулетов, призванных отпугивать враждебные человеку силы. На Руси именно эта функция пуговицы долгое время оставалась основной.
Пуговицы, почти забытые в период раннего Средневековья, с изобретением в XIII веке кроя, позволявшего носить обтягивающую одежду, превратились из предметов утилитарного назначения в предметы роскоши. И это не удивительно, ведь мужской костюм той эпохи от подбородка до талии и от локтя до кисти застегивался на часто посаженные пуговицы числом иногда больше сотни. Своей изысканностью пуговицы демонстрировали богатство их владельца. Сделанные из золота, серебра и слоновой кости они символизировали достаток и высокое положение в обществе.
Исторически сложилось так, что пуговицы и застёжки на женской одежде обычно расположены с левой стороны. На этот счёт существует несколько версий — основная гласит, что во времена внедрения пуговиц мужчины чаще одевались самостоятельно, а женщинам приходилось помогать одеваться — потому пуговицы на женской одежде стали пришивать иначе — сподручнее.
Функции пуговиц
Можно выделить четыре основных функции пуговицы:
утилитарная (застежка);
декоративная (украшение);
магическая (оберег или талисман);
информативная (опознавательный знак).
Декоративная функция
Долгое время пуговица служила декоративным украшением. Пуговицы изготовлялись из драгоценных металлов, кораллов, янтаря, жемчуга. Форма, размер, украшение пуговиц и их количество на одежде говорило о богатстве человека и его социальном положении. Зачастую некоторые предметы одежды имели более ста пуговиц. Шуба могла стоить дешевле помещённых на неё пуговиц.
В современной мужской одежде декоративную функцию играет запонка.
До XIX века около 70 % пуговиц шло на мужскую одежду.
Магическая функция
Словарь Владимира Даля сообщает, что «Пуговица — это пугалка». Пуговица была видом амулета, должна была отпугивать враждебные силы. В полые пуговицы помещали дробину, кусочек олова или камешек, издававшие при движении приглушенный звук, напоминающий звук бубенца. Пуговица была оберегом. Такие пуговицы пришивались к одежде без петли, не пристёгивались, и не имели утилитарной функции.
Информативная функция
Информативная функция появилась достаточно поздно. Пуговица используется, как знак принадлежности к определенной группе, профессии, роду войск (сил) и т. д. (служебные мундиры, ливреи и т. п.)
— Вы ошибаетесь, милостивый государь. Я сам по себе. Притом между нами не может быть никаких тесных отношений. Судя по пуговицам вашего вицмундира, вы должны служить по другому ведомству.
Н. В. Гоголь. «Нос».
Материал изготовления
Пуговицы изготавливались (и изготавливаются) из самых разнообразных материалов: металла, стекла, дерева, янтаря, перламутра, кожи, кости, фарфора, эбонита и т. д.
С 1930-х годов широкое распространение получили пластмассовые пуговицы.
Разновидности пуговиц
Пуговица со сквозными отверстиями — обычная пуговица, на которой располагается 2, 3 или 4 отверстия, необходимые для прохода шва. К примеру, отличительной чертой мужских рубашек фирмы Van Laack являются перламутровые пуговицы с тремя отверстиями
Канадка двухщелевая
Пуговица с ушком — на задней стороне пуговицы располагается выступ с единственным отверстием, за которое пуговица и пришивается к одежде.
Джинсовые пуговицы — не пришиваются к одежде, а прикрепляются с помощью заклёпки.
Приложение 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини - проект на тему "Чудо овощи и фрукты"
Цель: Формировать познавательный интерес к окружающей среде .Закреплять знания детей об овощах и фруктах...
Мини - проект на тему "Чудо растения"
Цель: Расширять знания детей о мире растений, познакомитьс новыми комнатными растениями, воспитывать желание ухаживать за ними....
Проект на тему «Чудо – огород на окне»
Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, формирование знаний об уходе за растениями, на осознание детьми значимости овощей в жизнедеятельности человека...
Проект на тему "Чудо-ложки"
Информационно-творческий проект в подготовительной группе "Чудо-ложки"...
ПРОЕКТ по теме: «Чудо – вода»
Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянный спутник. К сожалению, многие считают водные ресурсы неисчерпаемыми. Поэтому очень важно научить детей наше будущее поколение бережно относ...
Экологический проект на тему «Чудо-огород» (младшая группа)
Тема проекта: "Чудо-огород"Тип проекта: познавательныйВид проекта: групповой, информационный, исследовательский, творческий.Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели группы, ...
Презентация к экологическому проекту на тему «Чудо-огород»(младшая группа)
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Явления и объекты природы привлекают красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котор...