Конспект интегрированного открытого музыкального занятия по теме «Образ зимы в музыке поэзии и живописи» в подготовительной группе
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Представленное занятие вносит в воспитание детей нравственно-духовное развитие, а взаимодействия педагога и детей прививает эстетический вкус и творческую инициативу. Интегрированное занятие «Образ зимы в музыке, живописи и поэзии» актуально и направлено на развитие у детей воображения, мыслительного процесса духовно-эмоциональной сферы, в области художественно-эстетического воспитания дошкольников, через изобразительное искусство, музыку и поэзию.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Курманаевский детский сад №1 "Теремок" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников" с. Курманаевка Курманаевского района Оренбургской области
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие» (музыка) по теме:
«Образ зимы в музыке поэзии и живописи»
Подготовила: Бунина Елена Викторовна,
музыкальный руководитель
с. Курманаевка 2023
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе по теме «Образ зимы в музыке поэзии и живописи»
Цель: Приобщение детей к разным видам искусства, через художественные образы и средства выразительности музыки, поэзии, живописи.
Задачи:-формировать певческие навыки дошкольников;
-Совершенствовать умение играть в оркестре;
-Закреплять знания детей о композиторах- классиков, художниках,поэтах; -Закреплять представления детей о средствах музыкальной и художественной выразительности;
-Развивать творческие способности детей;
-Развивать умение детей соотносить по настроению музыкальные, художественные и поэтические образы;
-Развивать образную речь детей;
-Вызвать у детей эмоциональный отклик на музыкальные, поэтические и художественные образы;
-Воспитывать художественно-эстетический вкус дошкольников;
-Воспитывать любовь к родной природе;
Виды деятельности: Музыкальная, познавательная ,игровая.
Интеграция образовательных областей: художественное творчество, музыка, художественная литература, познание, коммуникация.
Методы и приемы: Наглядный,словесный,проблемный,практический.
Участники: дети подготовительной группы, музыкальный руководитель;
Предварительная работа:
- слушание 1,2ч П.И.Чайковский симфоническая сюита «Зимние грезы»
- знакомство и разучивание распевки «Зимние забавы»
- разучивание песни «Зимушка-хрустальная», музыка и слова Л. А. Фрида;
- разучивание стихов о зиме,А.С. Пушкин, Ф .И. Тютчев;
- разучивание музыкально-ритмической игры «Снеговик»
- рассматривание репродукции картин «Зимний лес» И. Шишкин,» «Метель» А. Васнецов;
Оборудование:
- снежинка-письмо;
- набор музыкальных инструментов;
-репродукции картин «Зимний лес» И. Шишкин» «Метель» А.Васнецов;
- музыкальный центр, фортепиано,магнитная доска, наглядные пособия;
-декорация зимнего леса, ёлочка со снежинками;
Музыкальный материал:
- Песня «Зимушка-хрустальная», Музыка и слова Л. А. Вахрушевой
- П.И. Чайковский ,симфоническая сюита « Зимние грезы»,1,2ч;
- Попевка «Зимние забавы», музыка и слова М. Картушиной
- Музыкально-ритмическая игра «Снеговик», Музыка и слова Л. А. Герчик;
Литература:
- «Система музыкально-развивающей работы в детском саду» О. Н. Арсеневская. Издательство «Учитель», Волгоград, 2011г.
- «Играем и поем в детском саду» М. Ю. Картушина. Москва. Издательство «Скрипторий 2003», 2010 г.
- «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. А. Ветлугина.
Ход:
Вводная часть.
Дети заходят под музыку в зал.
Музыкальный руководитель:
Здравствуй солнце золотое, здравствуй небо голубое,
Здравствуйте мои друзья, всех вас рада видеть я.
Ребята, к нам залетела снежинка. Не простая снежинка, а с загадкой. Послушайте ее:
Во дворе замерзли лужи,
Целый день поземка кружит,
Стали белыми дома.
Это к нам пришла...( зима)
Музыкальный руководитель:
Зимой природа необыкновенно красива! Все вокруг белеет и искрится. Деревья наряжаются в пушистые белоснежные одежды, все вокруг покрыто белым покрывалом, а на стеклах зима рисует причудливые узоры:
Скажите, а вам нравится зима? А какая бывает зима? Ответы детей; Ребята а вы хотите побывать в зимнем лесу?
Тогда предлагаю оправиться в путь, в царство Волшебницы Зимы.
Динамическое упражнение.
По дорожке, по дорожке
Скачут, скачут наши ножки
Подскоки.
Не сутультесь, грудь вперед.
Замечательный народ!Выравнивание осанки.
А сейчас протопчем мы
Тропинку очень узкую.Дробный шаг.
А теперь легко бежим, за носочками следим.Бег.
Вот по снегу мы шагаем и колени поднимаем.
Основная часть.
Музыкальный руководитель:Вот мы и на снежной полянке.Сегодня мы с вами поговорим о зиме. Какое это чудесное время года! Зимой природа так красива! Давайте мы присядем, отдохнем и послушаем отрывокиз первой части - Симфонической сюиты «Зимние грезы» П.И. Чайковского.
Звучит отрывок из 3ч. произведения «Зимние грезы» П.И .Чайковского.
Какой характер музыки передает это произведение?Дети: взволнованный, метельный, вьюжный, быстрый, стремительный, беспокойный…
Ребята что вы представили под эту музыку?
А кто ее исполняет? Дети:симфонический оркестр.
Музыкальный руководитель : А какие инструменты вы слышите?
Дети:скрипки.
Музыкальный руководитель: сейчас мы послушаем 2 ю часть из этого произведения «Зимние Грезы» П. И. Чайковкого.
Звучит отрывок из 2ч. произведения «Зимние грезы» П.И .Чайковского.
Музыкальный руководитель: О чём рассказывает нам музыка? Какой ухарактер музыки во 2 ч? Дети: спокойный, таинственный, сказочный.
Музыкальный руководитель: Зима бывает разная :вьюжная и метельная, тихая и морозная ,и если сравнить эти произведения можно сказать что композитор передал разные образы зимы в своей музыке.
Музыкальный руководитель: Ребятадавайтепосмотрим как описывали зиму в своих картинах художники. Кто является создателем этих картин?Какие чувства у вас вызывает эта картина? (Ответы детей). Эта картина создает ощущение волшебства, спокойствия, тишины, неподвижности.
Какими красками пользуется художник.
Ответы детей (белые, голубые, серые, чистые,розовые,золотые)
Музыкальный руководитель: немало песен о зиме написано поэтами и композиторами. Ребята вспомним нашу зимнюю распевку и споем зимнюю песенку.
Исполняется попевка «Зимние забавы», музыка и слова М. Картушиной
Я на горку поднимусь Поступенное движение мелодии вверх;
И на саночках скачусь. Движение мелодии вниз,
Прохлопывание ритма, движение с динамикой тихо-громко;
Исполняют песню «Зимушка хрустальная».
Музыкальный руководитель:
Художники написали много картин о зиме,композиторы в музыке а поэты воспевают волшебницу – зиму в стихах. А вот как описал зиму великий русский поэт А. С. Пушкин:
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл, – и вот сама
Идет волшебница зима!
Пришла, рассыпалась;
Клоками повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
Музыкальный руководитель:Послушайте, какими замечательными словами о зиме говорит русский поэт: Федор Иванович Тютчев:
Чародейкою Зимою
Околдован лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он околдован,
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Музыкальный руководитель: Ребята, а вы любите зимние забавы? Ответы детей. Давайте позабавимся игрой «Снеговик»
Проводится игра «Снеговик»
Давай, дружок, смелей, дружок Хлопки
Кати по снегу свой снежок - Показать руками, как лепим снежок.
Он превратится в толстый ком Сомкнуть и округлить кисти рук
И станет ком снеговиком. Обвести рук. в воздухе две окружности
Его улыбка так светла! Руки к губам, показать глаза,шляпу,
Два глаза… шляпа…нос…метла… нос, метлу.
Но солнце припечет слегка - руками нарисовать солнце.
Увы! – и нет снеговика. Развести руками.
Музыкальный руководитель: Ребята, давайте с помощью музыкальных инструментов исполним «Зимнюю фантазию», постараемся передать в музыке образ зимушки-зимы.
Музыкальный оркестр:исполнение П.И. Чайковский «Зимняя фантазия»
Заключительная часть. Анализ и самоанализ деятельности детей.
Сегодня на занятии мы с вами попытались разобраться в том, какая же она, зима? И выяснили, что она очень разная. Характер зимы композиторы, поэты и художники создают по-разному. Так с помощью чего создают образ зимы композиторы ? ответ– музыки, А поэты?ответ– стихами, поэтическим словом,А как художники изображают зиму? ответ – красками в своих картинах. Какими словами описывали зиму поэты? Ответы детей(чародейкою,околдован, снежной бахромой, волшебница, волнистыми коврами, блеснул мороз, проказница)
Музыкальный руководитель. Понравилось вам путешествие. Если вам было интересно, если вы узнали что-то новое для себя возьмите на подносе белую снежинку и украсьте нашу елочку, а если кому то было грустно,или кто испытывал трудности то возьмите голубую снежинку. Ребята посмотрите какая красивая у нас получилась елочка настоящая - Зимняя красавица –это значит что всем наше путешествие понравилось .
Музыкальный руководитель. Пора нам, ребята, возвращаться в детский сад. Под музыку дети выходят из зала.
Самоанализ:
Музыкально-образовательная деятельность музыкального руководителя Буниной Елены Викторовны была проведена в форме интегрированного занятияпо теме «Образ зимы в музыке поэзии и живописи»
Занятие было проведено у детей подготовительной группы «А». Занятие проходило в музыкальном зале, оформленном по тематике.
Цель: Приобщение детей к разным видам искусства, через художественные образы и средства выразительности музыки, поэзии, живописи.
Задачи:
-формировать певческие навыки дошкольников;
-совершенствовать умение играть в оркестре;
-закреплять знания детей о композиторах-классиках, художниках, поэтах;
-закреплять представления детей о средствах музыкальной и художественной выразительности;
-развивать творческие способности детей;
-развивать умение детей соотносить по настроению музыкальные, художественные и поэтические образы;
-развивать образную речь детей;
-вызвать у детей эмоциональный отклик на музыкальные, поэтические и художественные образы;
-развивать художественно-эстетический вкус дошкольников;
-воспитывать любовь к родной природе;
Музыкальное занятие состояло из трех взаимосвязанных частей: организационной, основной,и заключительной ( оценочный этап).
Организационная часть - направила на мотивацию детей. Вначале занятия зачитала приветственную попевку, которая настроила детей на позитивный лад, что способствовало установлению доброжелательного психологического климата на занятии. Затем я предложила послушать загадку о зиме. Состоялась беседа о том какая зима? Что зимой происходит с природой? Чтобы заинтересовать детей предложила им отправиться в царство зимушки- зимы.
В основной части занятия. дети слушали классическую музыку, рассматривали репродукции картин русских художников,определяли характер произведений ,сравнивали, читали стихи, пели песни,играли н музыкальных инструментах. Ребята были заинтересованы и активны, охотно делились своими знаниями, откликались на музыкальные, поэтические и художественные образы.
III часть – заключительная, где был подведен итог занятия с помощью ответов детей на вопрос. С помощью чего создавали образы зимы композиторы, художники и поэты.
Занятие основано на интеграции образовательных областей: познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; физическое развитие; художественно-эстетическое.
Свое настроение о путешествии дети выразили, украсив снежинками елочку.
Содержание занятия соответствует поставленной цели и задачам, которые были реализованы в полном объеме. Перед проведением занятия проведена предварительная работа. Занятие было составлено с учётом возрастных особенностей детей и проходило в форме путешествия. Эта игровая ситуация используется для поддержания интереса детей на протяжении всего занятия и более успешного решения поставленных задач. Характер взаимодействия детей и педагога – доверительный, доброжелательный.
Интегрированное занятие «Образ зимы в музыке, живописи и поэзии» актуально и направлено на развитие духовно-эмоциональной сфере чувств в области художественно-эстетического воспитания дошкольников, через изобразительное искусство, музыку и поэзию. Поставленные цели и задачи занятия, были успешно реализованы и достигнуты.
Актуальность: В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о
нравственности, духовно-эстетическом воспитании детей. Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, живопись, музыка, поэзия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация: Цикл занятий "Зима в музыке, поэзии и живописи"
В данной презентации обазначена актуальность проблемы, указаны цели и задачи. способствующие достижению поставленной цели. Разработаны предварительная работа и занятия....
Конспект интегрированного занятия об окружающем мире по теме "В город вернулась весна" с детьми подготовительной группы с ОНР
Закрепление представлений воспитанников по теме "В наш город вернулась весна"...
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в логопедической подготовительной группе
К данному открытому занятию была создана презентация....
Конспект интегрированного логопедического занятия по лексической теме "Зимующие птицы" в сочетании с конструированием. Старшая логопедическая группа.
Интегрированное занятие, сочетающее в себе логопедическое занятие на словообразование, словоизменение и формирование фразовой речи и конструирования, на основе лексической темы "Зимующие птицы&qu...
Открытое музыкальное занятие с применением Орф-подхода -«Элементарное музицирование в ДОУ» в подготовительной группе.
Игровое творческое развитие личностного потенциала ребенка, его природной музыкальности, развитие способности к творческому самовыражению....
Конспект интегрированного открытого музыкального занятия «Музыкальная мозаика весны»
ель занятия. Расширять представления о весне и её признаках. Совершенствовать навыки звукоизвлечения, связывая их с необходимой выразительностью. Развивать умение владеть голосовым аппаратом, соз...