Дополнительна общеразвивающая программа платных образовательных услуг художественно - эстетической направленности "Пластилиновая живопись " ( 4 - 5 лет)
рабочая программа (средняя группа)

Срок реализации 1 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plastilinovaya_zhivopis_italyantseva_4_-_5_let.docx50.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нягани

«Детский сад №4 «Веснянка»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического совета

Протокол №

СОГЛАСОВАНО

на заседании

Управляющего совета

Протокол №

УТВЕРЖДЕНО

приказом от

Дополнительная общеразвивающая программа

платных образовательных услуг

художественно-эстетической направленности

«Пластилиновая живопись»

Возраст воспитанников: 4 – 5 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

                                                                                Итальянцева Иллона Александровна,

воспитатель

г. Нягань

2022

Раздел 1. Пояснительная записка

Актуальность и новизна

Пластилинография представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям от младшего дошкольного возраста до подготовительной к школе группы, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми. Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей.

Цель и задачи

Цель: удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников в художественно-эстетическом развитии.

Задачи: 

Обучающие: формировать устойчивый интерес к художественной лепке; обучать специальным технологиям работы с пластилином, закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения; дать теоретические знания и формировать у обучающихся практические приемы и навыки работы с пластилином.

Развивающие: способствовать развитию познавательной активности, развитию творческого мышления, воображения, фантазии; способствовать развитию пространственного представления и цветового восприятия; развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность; развивать и укреплять мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные: содействовать воспитанию у обучающихся интереса к художественно-творческой деятельности, стремлению к овладению знаниями и навыками в работе с пластилином; воспитывать трудолюбие, аккуратность; воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному; воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности друг друга, доброжелательное отношение и взаимопомощь, формировать навыки сотрудничества.

Уровень сложности и направленность

Стартовый уровень сложности.

Направленность: художественно-эстетическая

Категория воспитанников

Воспитанники 4 – 5 лет

Объем и срок освоения программы

Количество занятий: 28.

Срок освоения: 1 год.

Форма обучения, особенности организации образовательной деятельности

Форму обучения: очная.

Особенности: использование нетрадиционной техники работы с пластилином.

Отличительные особенности

Отличительной особенностью данной программы является то, что ни в одной из реализуемых программ в детском саду не используются нетрадиционная техника работы с пластилином (Пластилинография).

Условия реализации программы

Режим занятий определяется дополнительной общеразвивающей программой в соответствии с возрастными и психолого-педагогическими особенностями воспитанников, санитарными правилами и нормами. Занятия проводятся вне основной образовательной программы дошкольного образования. Продолжительность занятий соответствует требованиям СанПиН. После каждого занятия предусмотрен перерыв 10 минут. Строгих условий набора воспитанников в творческие объединения дополнительного образования детей нет. Воспитанники зачисляются по личному заявлению родителей(законных представителей).

Планируемые результаты освоения программы

К концу года дети:

- Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

- В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

- Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Раздел 2. Содержание программы

Учебный план

п\п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Овощи для засолки

1

1

выставка

2.

Грибы – грибочки, выросли в лесочке

1

1

выставка

3.

Осень золотая

1

1

выставка

4.

Кудряшки для овечки

1

1

выставка

5.

Удивительный лес

1

1

выставка

6.

Подарки осени

1

1

выставка

7.

Рябина

1

1

выставка

8.

Весёлый клоун

1

1

выставка

9.

Натюрморт из чайной посуды

1

1

выставка

10.

Пингвины на льдине

1

1

выставка

11.

Украсим платье Кате

1

1

выставка

12.

Чебурашка

1

1

самостоятельная работа

13.

Ёлочная игрушка

1

1

выставка

14.

Снегурочка

1

1

выставка

15.

Снеговик

1

1

выставка

16.

Снежный кролик

1

1

выставка

17.

Замок доброго волшебника

1

1

выставка

18.

Жители зимнего леса

1

1

самостоятельная работа

19.

Кто сказал «мяу»?

1

1

выставка

20.

Подарок для папы (кружка)

1

1

выставка

21.

Тюльпаны для мамы

1

1

выставка

22.

Теремок

1

1

выставка

23.

Матрешка

1

1

выставка

24.

Удивительная дымка

1

1

самостоятельная работа

25.

Чудо - хохлома

1

1

выставка

26.

Городец - удалец

1

1

выставка

27.

Виноград

1

1

самостоятельная работа

28.

Ёжик

1

1

самостоятельная работа

Содержание теоретических и практических занятий отражено в рабочей программе (приложение).

Календарный учебный график

п/п

Число

Месяц

Год

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол. часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

03

10

2022

17.00-17.20

I подгруппа

17.30-17.50

II подгруппа

18.00-18.20

III подгруппа

беседа, инструктаж,

практическая работа

1

Овощи для засолки

группа

выставка

2

10

10

2022

17.00-17.20

I подгруппа

17.30-17.50

II подгруппа

18.00-18.20

III подгруппа

практическая работа

1

Грибы – грибочки, выросли в лесочке

группа

выставка

3

17

10

2022

17.00-17.20

I подгруппа

17.30-17.50

II подгруппа

18.00-18.20

III подгруппа

практическая работа

1

Осень золотая

группа

выставка

4

24

10

2022

17.00-17.20

I подгруппа

17.30-17.50

II подгруппа

18.00-18.20

III подгруппа

практическая работа

1

Кудряшки для овечки

группа

выставка

5

31

10

2022

17.00-17.20

I подгруппа

17.30-17.50

II подгруппа

18.00-18.20

III подгруппа

практическая работа

1

Удивительный лес

группа

выставка

6

07

11

2022

17.00-17.20

I подгруппа

17.30-17.50

II подгруппа

18.00-18.20

III подгруппа

практическая работа

1

Подарки осени

группа

выставка

7

14

11

2022

17.00-17.20

I подгруппа

17.30-17.50

II подгруппа

18.00-18.20

III подгруппа

практическая работа

1

Рябина

группа

выставка

8

21

11

2022

17.00-17.20

I подгруппа

17.30-17.50

II подгруппа

18.00-18.20

III подгруппа

практическая работа

1

Весёлый клоун

группа

выставка

9

28

11

2022

17.00-17.20

I подгруппа

17.30-17.50

II подгруппа

18.00-18.20

III подгруппа

практическая работа

1

Натюрморт из чайной посуды

группа

выставка

10

05

12

2022

17.00-17.20

I подгруппа

17.30-17.50

II подгруппа

18.00-18.20

III подгруппа

практическая работа

1

Пингвины на льдине

группа

выставка

11

12

12

2022

17.00-17.20

I подгруппа

17.30-17.50

II подгруппа

18.00-18.20

III подгруппа

практическая работа

1

Украсим платье Кате

группа

выставка

12

19

12

2022

17.00-17.20

I подгруппа

17.30-17.50

II подгруппа

18.00-18.20

III подгруппа

практическая работа

1

Чебурашка

группа

самостоятельная работа

13

26

12

2022

17.00-17.20

I подгруппа

17.30-17.50

II подгруппа

18.00-18.20

III подгруппа

теоретическое

1

Ёлочная игрушка

группа

наблюдение

14

09

01

2023

17.00-17.20

I подгруппа

17.30-17.50

II подгруппа

18.00-18.20

III подгруппа

практическая работа

1

Снегурочка

группа

выставка

15

16

01

2023

17.00-17.20

I подгруппа

17.30-17.50

II подгруппа

18.00-18.20

III подгруппа

практическая работа

1

Снеговик

группа

выставка

16

23

01

2023

17.00-17.20

I подгруппа

17.30-17.50

II подгруппа

18.00-18.20

III подгруппа

практическая работа

1

Снежный кролик

группа

выставка

17

30

01

2023

17.00-17.20

I подгруппа

17.30-17.50

II подгруппа

18.00-18.20

III подгруппа

практическая работа

1

Замок доброго волшебника

группа

выставка

18

06

02

2023

17.00-17.20

I подгруппа

17.30-17.50

II подгруппа

18.00-18.20

III подгруппа

практическая работа

1

Жители зимнего леса

группа

самостоятельная работа

19

13

02

2023

17.00-17.20

I подгруппа

17.30-17.50

II подгруппа

18.00-18.20

III подгруппа

практическая работа

1

Кто сказал «мяу»?

группа

выставка

20

20

02

2023

17.00-17.20

I подгруппа

17.30-17.50

II подгруппа

18.00-18.20

III подгруппа

практическая работа

1

Подарок для папы (кружка)

группа

выставка

21

27

02

2023

17.00-17.20

I подгруппа

17.30-17.50

II подгруппа

18.00-18.20

III подгруппа

практическая работа

1

Тюльпаны для мамы

группа

выставка

22

06

03

2023

17.00-17.20

I подгруппа

17.30-17.50

II подгруппа

18.00-18.20

III подгруппа

практическая работа

1

Теремок

группа

выставка

23

13

03

2023

17.00-17.20

I подгруппа

17.30-17.50

II подгруппа

18.00-18.20

III подгруппа

практическая работа

1

Матрешка

группа

выставка

24

20

03

2023

17.00-17.20

I подгруппа

17.30-17.50

II подгруппа

18.00-18.20

III подгруппа

практическая работа

1

Удивительная дымка

группа

самостоятельная работа

25

27

03

2023

17.00-17.20

I подгруппа

17.30-17.50

II подгруппа

18.00-18.20

III подгруппа

практическая работа

1

Чудо - хохлома

группа

выставка

26

03

04

2023

17.00-17.20

I подгруппа

17.30-17.50

II подгруппа

18.00-18.20

III подгруппа

практическая работа

1

Городец - удалец

группа

выставка

27

10

04

2023

17.00-17.20

I подгруппа

17.30-17.50

II подгруппа

18.00-18.20

III подгруппа

практическая работа

1

Виноград

группа

самостоятельная работа

28

17

04

2023

17.00-17.20

I подгруппа

17.30-17.50

II подгруппа

18.00-18.20

III подгруппа

практическая работа

1

Ёжик

группа

самостоятельная работа

Раздел 3. Организационно-педагогические условия

Кадровые условия

Количество педагогов, оказывающих услугу: 1

Общий стаж:20

Педагогический стаж:16

Категория: первая

Материально-технические условия

Помещение: группа

Оборудование: стулья, столы

Учебно-методические условия

- картон с контурным рисунком;

- набор пластилина;

- салфетка для рук;

- стеки;

- бросовый и природный материалы.

Раздел 4. Оценка качества

Уровень освоения дополнительной общеразвивающей программы отслеживается по педагогическим наблюдениям, что фиксируется в Таблице оценки знаний, умений и навыков учащихся, развитие творческой активности (приложение).

        

Список литературы

1. Давыдова Г.Н. Пластилинография - 2. – М.: Издательство

«Скрипторий 2003г», 2017.

2. Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография - М.: Издательство

«Скрипторий 2003г», 20018.

3. Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 2018г.

4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Авторская программа «Цветные ладошки».

5. Рейд Б. Обыкновенный пластилин. - М., 2008 г.

Приложение

Рабочая программа

Содержание теоретических и практических занятий

№ п/п

Тема

Содержание теоретического занятия

Содержание практического занятия

1

Овощи для засолки

Закрепление правилам безопасной работы с пластилином.

Развитие умений расплющивать шарики и колбаски (овалы) на всей поверхности силуэта.

Развитие образного восприятия.

2

Грибы – грибочки, выросли в лесочке

Развитие умений расплющивать шарики и колбаски (овалы) на всей поверхности силуэта. 

Развитие образного восприятия.

3

Осень золотая

Развитие умений лепить отдельные детали – придавливать, примазывать разглаживать границы соединения частей.

4

Кудряшки для овечки

Формировать умение скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить её на мелкие равные части при помощи стеки. Упражнять в скатывании маленьких шариков   круговыми движениями, преобразовании их в овальную форму прямыми движениями пальцев рук и сплющивании, стимулируя активную работу пальцев.

5

Удивительный лес

Формировать умение скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить её на мелкие равные части при помощи стеки. Упражнять в скатывании маленьких шариков   круговыми движениями, преобразовании их в овальную форму прямыми движениями пальцев рук и сплющивании, стимулируя активную работу пальцев.

6

Подарки осени

Закрепление умения работать с пластилином на плоскости, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании.

Развитие мелкой моторики рук.

Воспитание навыков аккуратного обращения с пластилином.

7

Рябина

Развитие мелкой моторики рук при выполнении приёма размазывания (в разных направлениях).

8

Весёлый клоун

Закрепление умений работать с пластилином, используя его свойства при раскатывании и сплющивании.

Развитие мелкой моторики рук.

Воспитание навыков аккуратного обращения с пластилином.

9

Натюрморт из чайной посуды

Закрепление умения раскатывать колбаски, жгутики одной длины. Закрепление умения соединять части изделия, заглаживая места скрепления. Развитие мелкой моторики рук.

10

Пингвины на льдине

Развитие творческого воображения детей. Реализация выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала.

11

Украсим платье Кате

Обучение лепить отдельные детали (придавливать, примазывать, разглаживать). Развитие творческого воображения детей. Реализация выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала.

12

Чебурашка

Обучение создавать целостность объекта из отдельных частей, используя имеющиеся навыки. Развитие мелкой моторики рук.

13

Ёлочная игрушка

 

Реализация выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала.

14

Снегурочка

Реализация выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала. Развитие интереса к новым способам лепки.

Развитие мелкой моторики рук при создании композиции из пластилина.

15

Снеговик

 

Развитие интереса к новым способам лепки.

Стимулирование интереса к экспериментированию в работе. Развитие мелкой моторики рук при создании композиции из пластилина.

16

Снежный кролик

Развитие интереса к новым способам лепки.

Развитие мелкой моторики рук при создании композиции из пластилина.

17

Замок доброго волшебника

Развитие умения выполнять лепную картину на плоскости. Комбинирование в работе разных по структуре материалов.

18

Жители зимнего леса

Развитие умения выполнять лепную картину на плоскости. Комбинирование в работе разных по структуре материалов.

19

Кто сказал «мяу»?

Развитие умения выполнять лепную картину на плоскости. Комбинирование в работе разных по структуре материалов.

20

Подарок для папы (кружка)

Обучение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разные по величине.

Закрепление приемов раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями.

Закрепление умений детей равномерно расплющивать готовые формы на основе для получения плоского изображения.

21

Тюльпаны для мамы

Обучение анализировать строение предмета, форму и размер отдельных его частей.

Закрепление умения преобразовывать шарообразную форму в овальную.

Освоение некоторых операций: выгибать готовую форму в дугу, оттягивать части и придумывать им нужную Развитие чувства формы и композиции.

22

Теремок

Обучение изображать с помощью пластилина сказочных героев.

Обучение преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями рук.

Закрепление умений передавать характер формы, используя знакомые способы лепки: раскатывание, оттягивание деталей предмета, сплющивание.

Развитие сюжетно-игрового замысла.

23

Матрешка

Воспитание интереса к народной игрушке. Обучение отражать характерные особенности оформления матрешки в нетрадиционной технике – пластилинографии.

24

Удивительная дымка

Расписывание готового силуэта пластилином, сочетая оформление однородных по цвету частей с узором в стиле дымковской росписи.

25

Чудо - хохлома

Закрепление знаний о цветовой гамме и элементах хохломской росписи. Совершенствование умений детей работать в нетрадиционной изобразительной технике – рисование пластилином.

26

Городец - удалец

Обучение изображать элементы росписи с помощью пластилина. Развитие чувства композиции, умения красиво располагать узор на заданном силуэте.

27

Виноград

Развитие творческого воображения детей. Реализация выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала.

28

Ёжик

Развитие творческого воображения детей. Реализация выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала.

Диагностика

Методика определения уровня творческого воображения дошкольников (авторы Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)

Овладение основными знаниями:

- правила безопасной работы с разными материалами, ручными инструментами;

- пластилин, виды пластилина, его свойства и применение;

- разнообразие техник работ с пластилином;

- основы композиции, выполненные в технике пластилинографии;

- правила работы в коллективе.

Высокий уровень: Ребенок твёрдо знает, понимает, усвоил весь объем программного материала.

Средний уровень: Ребенок знает, понимает материал программы, но иногда совершает незначительные ошибки, испытывает небольшие затруднения при его применении.

Низкий уровень: Ребенок освоил весь объем программного материала, но испытывает трудности и нуждается в помощи педагога при его применении.

Овладение основными умениями и навыками:

Высокий уровень: Ребенок умеет и выполняет операции точно, верно, четко, без затруднений, без ошибок, без недостатков.

Средний уровень: Ребенок умеет и выполняет следующие операции верно, но при их непосредственном выполнении совершает незначительные ошибки, испытывает небольшие затруднения.

Низкий уровень: Ребенок умеет и выполняет следующие операции предусмотренные программой, но при практическом выполнении испытывает затруднения и нуждается в помощи педагога.

Творческая активность:

Высокий уровень: Повышенный интерес, творческая активность.

Средний уровень: Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагога.

Низкий уровень: Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания.

Сенсорные способности (чувство цвета, формы):

Высокий уровень: Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения.

Средний уровень: Есть незначительные искажения. Отступления от окраски

Низкий уровень: Форма не удалась, искажения значительные. Безразличие к цвету, одноцветность.

Композиция:

Высокий уровень: По всей плоскости листа, соблюдается пропорциональность между предметами.

Средний уровень: На полосе листа с незначительными элементами.

Низкий уровень: Не продуманно, носит случайный характер.

Общая ручная умелость:

Высокий уровень: Хорошо развита моторика рук, аккуратность.

Средний уровень: Ручная умелость развита.

Низкий уровень: Слабо развита моторика рук.

Самостоятельность, оригинальность:

Высокий уровень:

1. Ребенок в состоянии правильно самостоятельно воспроизвести операцию, предлагаемую педагогом.

2. С помощью наводящих вопросов педагога может провести анализ своих ошибок, найти пути их устранения.

3. Ребенок может отойти от образца и добавить свою изюминку, оригинальность в изделие, самостоятельно, без помощи педагога.

Средний уровень:

1.Операция выполняется самостоятельно, но допускаются незначительные ошибки.

2. С помощью педагога находит ошибки, может предложить пути их устранения.

3.Преобладает произвольное внимание, усидчивость, но иногда отвлекается.

4. С помощью педагога может добавить в своё изделие элемент оригинальности .

Низкий уровень:

1.Операция выполняется только под постоянным руководством педагога.

2.Затрудняется в выявлении и исправлении своих ошибок.

3.Отвлекается, неусидчивый, невнимательный.

4. Не может отойти от образца или предложенной схемы, не может добавить свои элементы оригинальности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по дополнительной платной образовательной услуге художественно – эстетической направленности для детей от 5 до 7 лет «Кораблик» (оригами).

Занимательное дело оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осущес...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПЛАТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ "УМЕЛЫЕ РУЧКИ"

Программа «Умелые ручки» направлена на развитие мелкой моторики рук посредством занятий по ручному труду. В процессе занятий у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое воспр...

Дополнительная общеразвивающая программа платных образовательных услуг художественно-эстетической направленности «Делки - рукоделки»

Цель: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии, аппликации, нетрадиционной техники рисования и удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников в худо...

Дополнительная общеразвивающая программа платной образовательной услуги художественно-эстетической направленности «Маленький живописец»

Дополнительная общеразвивающая программа платной образовательной услуги художественно-эстетической направленности «Маленький живописец»...