Программа по дополнительной платной образовательной услуге художественно – эстетической направленности для детей от 5 до 7 лет «Кораблик» (оригами).
методическая разработка (старшая группа) на тему

Дубеко Лилия Аглямовна

Занимательное дело оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оглавление

1.

Паспорт программы по дополнительной платной образовательной услуге художественно – эстетической направленности для детей от 5 до 7 лет «Кораблик» (оригами).

3

2.

Пояснительная записка к программе по дополнительной платной образовательной услуге художественно – эстетической направленности для детей от 5 до 7 лет  «Кораблик» (оригами) 

6

3.

Содержание программы

14

3.1.

Календарно - тематическое планирование

14

3.2.

Мониторинг усвоения детьми программного материала

18

3.3.

Требования к уровню подготовки воспитанников

21

4.

Контроль за реализацией программы

22

5.

Механизм реализации программы

23

Список литературы

1.   Паспорт программы

Наименование программы

Программа по дополнительной платной образовательной услуге художественно – эстетической направленности для детей от 5 до 7 лет «Кораблик» (оригами).

Основание для разработки программы

  1. Конституция РФ (ст. 43,72).        
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.
  3. Приказ Минобрнауки «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013г. №1014.
  4. Постановление Правительства РФ от 05.07.01 г. № 505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» (с изм. от 01.04.03).
  5. "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1. 3049 -13 от 15.05.2013 №26.
  6. Правила оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования (нормативные документы и инструктивно-методические материалы Правительства РФ Минобразования РФ).
  7. Приказ Минобразования РФ от 21.07.95 г. № 52-М «Об организации платных дополнительных образовательных услуг».
  8. Письмо Минобразования от 02.06.98 г. № 89/34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий».
  9. Письмо Минобразования РФ от 24.04.95 г. № 46/19-15 «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений».
  10. Письмо Минобразования РФ от 14.03.00 г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
  11. Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении, утвержденные приказом Минобразованием РФ  №448 от 22.08.96 г.
  12. Региональные законы. Положение о региональной системе образования ХМАО.
  13. Программа Развития образования г. Нижневартовска на 2015 – 2017 гг.

Заказчик программы

Родители (законные представители)

Организация исполнитель программы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида

№ 60 «Золушка»

Разработчик программы

Воспитатель Дубеко Лиля Аглямовна 

Исполнители программы

Педагогический коллектив, заместитель заведующего по ВМР, заведующий МБДОУ ДС КВ № 60

Цель программы

формировать практические умения работы в технике оригами, развивать индивидуальные творческие и интеллектуальные способности в процессе освоения техники оригами как перспективу повышения эффективности их обучения в начальной школе.

Задачи программы

Обучающие:

  знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;

  формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

  обучение различным приемам работы с бумагой;

  применение знаний, полученных в результате усвоения основной общеобразовательной программы, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
 

  развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;

  развитие мелкой моторики рук и глазомера;

  развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:

  воспитание интереса к искусству оригами;

  расширение коммуникативных способностей детей;

  формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Ожидаемые результаты

В результате усвоения  данной программы воспитанники:
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
– будут создавать композиции с изделиями,

выполненными в технике оригами;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– познакомятся с искусством оригами;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Срок реализации Программы

2 учебных года

2. Пояснительная записка

Актуальность программы.

Занимательное дело оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Значение оригами для развития ребенка:

  Помогает детям освоить  различные приемы работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

  Развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, в процессе работы совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.

  Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.

  Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

  Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.

  Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.

  Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.

  Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.

  Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

  Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п. Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать

предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали. Так дети осваивают законы перспективы.
Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению старшими дошкольниками знаний, полученных в результате усвоения разделов основной общеобразовательной программы, изучаемой в дошкольном образовательном учреждении.

Организационные принципы

Программа обучению оригами «Кораблик» адресована воспитанникам старшего дошкольного возраста и рассчитана на 2 года.
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы групповое занимательное дело должно сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку, поэтому оптимальное количество детей в группе 10 человек.
         В 1 год обучения в кружок по оригами принимаются все желающие дошкольники старших групп. В группу 2-го года принимаются воспитанники, занимавшиеся в кружке в 1-ый  год  и дети, у которых уже есть определенные навыки по работе с бумагой.

Отличительные особенности данной программы 

В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Во время занимательного дела оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психо - моторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.

Цель программы: 

формировать практические умения работы в технике оригами, развивать индивидуальные творческие и интеллектуальные способности в процессе освоения техники оригами как перспективу повышения эффективности их обучения в начальной школе.

Задачи программы: 
Обучающие:

  Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

  Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.

  Обучение различным приемам работы с бумагой.

  Применение знаний, полученных в результате усвоения основной общеобразовательной программы, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
 

  Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

  Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

  Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Воспитательные:

  Воспитание интереса к искусству оригами.

  Расширение коммуникативных способностей детей.

  Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Формы и методы обучения:

Для проведения занимательного дела используются различные формы:
традиционные, комбинированные и практические; игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занимательного дела: 
 словесный (беседа, рассказ, и т.д.);
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

Дети работают со схемами, нарисованными на доске ,демонстрационном листе, представленными в электронном варианте (использование ИКТ).

 практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
 объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
 репродуктивный – воспитанники  воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
 частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа воспитанников.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности дошкольников во время занимательного дела:
 фронтальный – одновременная работа со всеми воспитанниками;
 индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и   фронтальных форм   работы;
 групповой – организация работы в группах;
 индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Периодичность проведения занятий

Год обучения

Количество часов

в неделю

в месяц

в год

1

2

8

72

1

2

8

72

Занятия проводятся два раза в неделю с 1 сентября по 25 мая.

В середине года, во время каникул для детей так же проводятся занятия , т.к. они являются занятиями эстетического цикла

Учебный план

п/п

Наименование услуги

Кол-во воспитанников

в группе

Кол-во групп

Количество часов *

в неделю

на группу

в

месяц

на

группу

в

год

на

группу

5.

Обучение по платной образовательной услуге художественно – эстетической направленности «Кораблик» (ручной труд- складывание из бумаги в технике  оригами)

10

1

2

8

72

*  По продолжительности занятия не превышают требования СанПин 2.4.1.3049 - 13:

- для детей 5 – го года жизни – не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 мнут;

- для детей 6 – го года жизни – не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 мнут;

- для детей 7 – го года жизни – не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 30 мнут

Последовательность подачи материала

1 год обучения (72 часа)

Планирование

Отведенное время

Диагностические занятия

Вводная диагностика. Диагностика по итогам 1 полугодия. Итоговая диагностика. Содержание диагностической работы смотри в разделе «Методическое обеспечение программы»: диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы».

3 часа

Знакомство с оригами 

Правила поведения на занятиях оригами. Игра по охране труда. Термины, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Понятие «базовые формы».

2 часа

Базовые формы:

«Треугольник»                              

Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс  складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация).

16 часов

«Воздушный змей»

12 часов

«Двойной треугольник»

5 часов

 «Двойной квадрат»

3 часа

 «Конверт»

«Водяная бомбочка»

«Катамаран»

6 часов

2 часа

2 часа

Зимние каникулы

2 часа

Цветы к празднику 8 марта

 Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.

8 часов

Летние композиции 

Цветочные композиции на основе простых базовых форм. Легенды о цветах (Нарцисс, волшебный цветок папоротника). Складывание цветов. Оформление композиций.

4 часа

Впереди – лето!

Соревнования «Гонки на столе».

4 часа

Итоговое занятие

«Чему мы научились за год».

2 часа

Оформление выставочных работ

1 час

Оформление выставок работ воспитанников.

                                                                                          ВСЕГО:

72 часа

2 год обучения (72 часа)

Планирование

Отведенное время

Вводное занятие

Оригами – искусство складывания из бумаги.
Базовые формы – основа любого изделия.

3 часа

Игра по охране труда

1 час

Диагностические занятия
Входная диагностика. Диагностика по итогам 1 полугодия. Итоговая диагностика. Содержание диагностической работы смотри в разделе «Методическое обеспечение программы»: диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы».

3 часа

Новогодние композиции

8 часов

Летние композиции
Полевые и садовые цветы (Ромашка, колокольчик и другие). Складывание цветов. Оформление композиций.

4 часа

Базовые формы:

«Треугольник»

Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Повторение изученных базовых форм.
Знакомство со схемами складывания. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. Складывание более сложных изделий на основе изученных базовых форм (работа со схемами). Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация). Личные и коллективные работы.

7 часов

«Воздушный змей»

6 часов

«Двойной треугольник»

7 часов

«Двойной квадрат»

2 часа

«Конверт»

6 часов

 

Базовые формы:

«Рыба»

Изучение новых базовых форм. Работа с инструкционными картами и схемами. Складывание изделий на основе этих форм. Оформление композиций.

6 часов

«Дверь»

8 часов

Цветы к празднику 8 марта

Изготовление цветов, оформление поздравительной открытки.

5 часов

Итоговое занятие

«Оригамская сказка».

1 час

Оформление выставочных работ

5 часов

                                                                                          ВСЕГО:

72 часа

Список оборудования и материалов, необходимых для занятий оригами

  • Детские столы и стулья (в соответствии с ростовыми показателями)
  • Выставочные стенды
  • Инструкционные карты,
    демонстрирующие
    процесс складывания изделия
  • Схемы складывания изделий
  • Журналы и книги по оригами
  • Альбом для лучших работ
  • Конверты для незаконченных работ
  • Белая бумага
  • Цветная бумага тонкая
  • Цветная бумага плотная
  • Двухсторонняя цветная бумага
  • Цветной картон
  • Коробки для обрезков цветного картона
  • Линейки
  • Треугольники
  • Простые карандаши
  • Цветные карандаши
  • Стирательные резинки (ластики)
  • Фломастеры
  • Трафареты с кругами
  • Клеенки и резинки для
    крепления клеенки к столам
  • Ножницы
  • Клей ПВА или клей карандаш
  • Кисточки для клея
  • Бумажные салфетки
  • Коробочки для мусора
  • Магнитофон
  • Фонотека

Дидактические материалы:
• Инструкционные карты и схемы базовых форм оригами.
• Инструкционные карты сборки изделий для 1 и 2 года обучения.
• Образцы изделий.
• Альбом лучших работ детей.
• Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.

Фонотека (аудиозаписи):

«Живая планета»:
- Вечер в лесу
- Океанский прибой
- Тропический лес
- Амазонская сельва

«Звуки природы и музыка»:
- Леса Амазонии
- Сюита певчих птиц

- Ласковый прибой
- Удивительный водопад
- Ветряные колокольчики

«Музыка для релаксации»:
- Тропический остров
- Тропический рай
- Волшебство леса
- Остров мечты

Ожидаемые результаты реализации программы

В результате обучения по данной программе воспитанники:
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с искусством оригами;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы 

• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ воспитанников:
– в картинной галерее,
– в фойе детского сада,
• Участие в городских конкурсах и выставках детского прикладного и  технического творчества.
• Участие в конкурсах и выставках окружного значения.

Завершаются занятия дополнительной услуги созданием совместно с родителями книжки – малышки «Оригами в нашей жизни». В план книжки – малышки можно включить следующие пункты:
- мое знакомство с оригами;
- чему я научился на занимательном деле оригами;
- какие занятия мне наиболее запомнились, почему?
- мои планы на будущее;
- и другие.

3. Содержание программы

3.1. Перспективно - тематическое планирование

1 год обучения

Месяц

№ заня

тия

Тема

Сентябрь

1

Вводная диагностика.

2

Знакомство с оригами. Правила поведения на занятиях.

Игра по охране труда. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Понятие «базовые формы».

3

Термины, принятые в оригами.
Кармашек (кошелек).

Базовая форма «Треугольник»

4-5

Стилизованный цветок.

6-7

Лисенок и собачка.

Октябрь

8-9

Котик и бычок.

10

Пароход.

11- 12

Яхта и лодочка

13

Композиция «Кораблики в море».

14-15

Стаканчик и фуражка.

Ноябрь

16-17

Синица и снегирь.

18

Композиция «Птицы в лесу».

19

Оформление выставки.

Базовая форма «Воздушный змей»

20-21

Кролик и щенок.

22-23

Курочка и петушок.

Декабрь

24

Лебедь.

25

Воробей.

26

Заяц.

27

Снеговик.

28

Композиция «Первый снег».

29

Самолет – истребитель.

30

Звездочка.

31

Оформление выставки.

Январь

32

Сказочная птица.

33

Сова.

34

Диагностика по итогам 1 полугодия.

Цветы к празднику 8 марта

Февраль

35-36

Открытка «Букет гвоздичек».

37-38

Бутоны роз. Композиция «Букет роз».

39

Подснежник.

40

Простой цветок.

41

Волшебный цветок.

42

Общая композиция «Любимой мамочке и бабушке»

Март

Апрель

Базовая форма «Двойной треугольник»

43

Рыбка.

44

Бабочка.

45

Головастик и жук.

46

Птица.

47

Оформление выставки.

Базовая форма «водяная бомбочка»

48

Водяная бомбочка.

49

Ракета.

Базовая форма «Двойной квадрат»

50

Жаба. 

51

Божья коровка.

52

Яхта.

Базовая форма  «Катамаран»

53

Катамаран.

54

Вертушка.

Базовая форма «Конверт»

55

Пароход.

56

Подводная лодка.

Май

Июнь

57

Самолет.

58

Стриж.

59

Лебедь.

60

Голубь.

Впереди – лето!

61

Парусный кораблик (гонки на столе).

62

Лодочка (гонки на столе).

63

Пароход (гонки на столе).

64

Композиция «Отдых на воде».

Летние композиции

65

Нарцисс.

66

Лотос.

67

Лилия.

68

Оформление выставки.

Итоговое занятие

69 -70

Оригамская сказка

71

Оформление выставки.

72

Итоговая диагностика.

2 год обучения

Месяц

№ заня

тия

Тема

Сентябрь

1

 Оригами – искусство складывания из бумаги.

2-3

 Базовые формы – основа любого изделия.

4

 Игра по охране труда.

5

 Вводная диагностика.

Базовая форма «Треугольник»

6

Птица счастья.

7

Голубь. Композиция «Голубь мира».

8

Домик с крыльцом и домик с трубой.

Октябрь

        

    Ноябрь

9

Домик с верандами. Деревья и травы.

10

Собака.        

11-12

Композиция «Дачный поселок».

13

Оформление выставки.

Базовая форма «Воздушный змей»

14 - 15

Лебеди (2 способа).

16

Воробей.

17

Петух.

18

Утка с утенком.

19

Курочка.

Базовая форма «Рыба»

20

Царевна-Лебедь.

21 -22

Композиция «Закат солнца над лебединым озером».

23 -24

Пингвин (2 способа).

25

Композиция «Пингвины на льду».

Декабрь

Новогодние украшения

26 - 27

Звезды (мозаики) из 6, 12 и 16 модулей.

28

Елочка.

29

Снеговик

30

Снегурочка

31 - 32

Еловая веточка с игрушками

33-34

Новогодняя открытка «Дед Мороз».

Оформление выставки.

Январь

Базовая форма «Двойной квадрат»

35

Золотая рыбка.

36

Краб.

37

Диагностика по итогам 1 полугодия.

Февраль

Базовая форма «Конверт»

38

Солонка

39

Рыбка-бабочка.

40

Водоросли и камешки.

 41 - 42

Композиция «Аквариум».

 43

Конверт с зайчиком.

Цветы к празднику 8 марта

44

Тюльпан.

45

Ирис.

Март

Апрель

46

Цветок из модулей.

47- 48  

Поздравительная открытка «Роза».

49

Оформление выставки.

Базовая форма «Дверь»

50

Мышь.

51

Бурёнка.

52

Поросенок

53- 54

Композиция «В деревне».

55

Рыбка-вуалехвостка.

56-57

Декоративные рыбки.

Базовая форма «Двойной треугольник»

58

Тропическая рыбка.

59- 60

Рыбки в море.

61

Пчела.

Май

62

Цветок сакура.

63

Прыгающая лягушка.

64

Ракушка.

65

Оформление выставки.

Летние композиции

66

Колокольчики.

Июнь

67

Подсолнух.

68

Ромашка.

69

Каллы.

70

«Оригамская сказка».

71

Оформление выставки.

72

Итоговая диагностика по итогам года.

Учебно-методический комплекс

I. Учебные и методические пособия:
• Научная, специальная, методическая литература
(См. список литературы).
II. Материалы из опыта работы педагогов: 
Дидактические материалы:
• Инструкционные карты и схемы базовых форм оригами.
• Инструкционные карты сборки изделий для 1 и 2 года обучения.
• Образцы изделий.
• Альбом лучших работ детей.
• Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.
Исследовательская деятельность:
• Разработка методики психолого-педагогической диагностики личности учащихся. Составление диагностической карты «Оценка результатов освоения программы».

Список оборудования и материалов, необходимых для занятий оригами

  • Детские столы и стулья (в соответствии с ростовыми показателями)
  • Выставочные стенды
  • Инструкционные карты,
    демонстрирующие
    процесс складывания изделия
  • Схемы складывания изделий
  • Журналы и книги по оригами
  • Альбом для лучших работ
  • Конверты для незаконченных работ
  • Белая бумага
  • Цветная бумага тонкая
  • Цветная бумага плотная
  • Двухсторонняя цветная бумага
  • Цветной картон
  • Коробки для обрезков цветного картона
  • Линейки
  • Треугольники
  • Простые карандаши
  • Цветные карандаши
  • Стирательные резинки
  • Фломастеры
  • Трафареты с кругами
  • Клеенки и резинки для
    крепления клеенки к столам
  • Ножницы
  • Клей ПВА или клей карандаш
  • Кисточки для клея
  • Бумажные салфетки
  • Коробочки для мусора
  • Магнитофон
  • Фонотека

Фонотека (аудиозаписи):

«Живая планета»:
- Вечер в лесу
- Океанский прибой
- Тропический лес
- Амазонская сельва

«Звуки природы и музыка»:
- Леса Амазонии
- Сюита певчих птиц

- Ласковый прибой
- Удивительный водопад
- Ветряные колокольчики

«Музыка для релаксации»:
- Тропический остров
- Тропический рай
- Волшебство леса
- Остров мечты

3.2.  Мониторинг усвоения детьми старшего дошкольного возраста программного материала  по обучению складыванию бумаги в технике оригами.

I. Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами
Умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги (2 способа).
- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.

II. Умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами

Умение сделать изделие, следя за показом воспитателя, слушая устные пояснения.
- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.

III. Развитие мелкой моторики рук и глазомера

Умение вырезать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг.
- Высокий уровень – почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями;
- Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца;
- Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону.


IV. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы

- Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;
- Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;
- Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.

Примечание: во время вводной диагностики (в начале каждого учебного года) этот параметр не оценивается.


V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков

Оцениваются умения:
– организовать свое рабочее место,
– рационально использовать необходимые материалы,
– аккуратность выполнения работы.

- Высокий уровень – умеет организовать свое рабочее место ,раскладывает инструменты и материал на свои места, умеет рационально использовать материалы, работу выполняет аккуратно;
- Средний уровень – организовать свое рабочее место ,раскладывает инструменты и материал на свои места, рационально использует материалы, работу выполняет аккуратно с подачи воспитателя;
- Низкий уровень – культура труда отсутствует.


3.3. Требования к уровню подготовки воспитанников

Инструментарий обследования детей старшего дошкольного возраста

по обучению складыванию бумаги в технике оригами.

ФИ

ребенка

Критерии

Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами

Умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами

Развитие мелкой моторики рук и глазомера

Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы

Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков

нач. года

кон. года

нач. года

кон. года

нач. года

кон. года

нач. года

кон. года

нач. года

кон. года

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

4. Контроль за реализацией программы.

Вид контроля

Содержание контроля

Форма предоставления информации

Текущий

контроль

организация занятий с детьми

справка

Итоговый контроль

уровень усвоения программы воспитанниками, посещающими кружок в начале, середине, конце учебного года.

справка

Фронтальный контроль

соблюдение санитарно-гигиенических требований к режиму занятий

справка

Инспекционный контроль

проверка результатов деятельности с целью установления использования исполнения законодательства

справка

6. Механизм реализации программы



Список литературы

  • Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. М, «Аким», 1995
  • Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997
  • Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветущий сад оригами. Санкт-Петербург, «Химия», 1995
  • Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2002
  • Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992
  • Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999
  • Пудова В.П., Лежнева Л.В. Легенды о цветах. Приложение к журналу «Оригами», М, «Аким», 1998
  • Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, «Академия развития», 1996
  • Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. Санкт-Петербург, «Дельта», 1996



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по дополнительной платной образовательной услуге художественно – эстетической направленности для детей дошкольного возраста 5-7 лет «Золотой ключик».

Программа по дополнительной платной образовательной услуге художественно – эстетической направленности  для детей дошкольного возраста  5-7 лет...

Программа по дополнительной платной образовательной услуге художественно – эстетической направленности для детей от 5 до 7 лет «Кисточка».

Программа по дополнительной платной образовательной услуге художественно – эстетической направленности для детей от 5 до 7 лет...

Программа по дополнительной платной образовательной услуге художественно – эстетической направленности для детей 4-го и 5-го года жизни «Цветик - семицветик»

Программа по дополнительной платной образовательной услугехудожественно – эстетической направленности для детей 4-го и 5-го года жизни«Цветик - семицветик»...

Программа по дополнительной платной образовательной услуге художественно – эстетической направленности для детей от 5 до 7 лет «Кисточка».

        Настоящая Программа  составлена на основе авторской программы и по изобразительной деятельности в детском саду  «Цветные ладошки», автор И.А.Лы...