Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Тема «Что в имени моем таится?» подготовительная к школе группа (6-7 лет)
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Материал может быть полезен для воспитателей ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_v_imeni_moem_taitsya_-_kopiya.docx | 27.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственно образовательная деятельность
с детьми старшего дошкольного возраста
в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Тема «Что в имени моем таится?»
подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Воспитатель МКДОУ
«Детский сад «Теремок»
Старикова Татьяна Петровна
Программное содержание:
Цель: развитие любознательности и потребности в приобретении новых знаний, приобщении к познавательным беседам.
Задачи:
образовательные:
формировать представления об образовании русских имён, о значении имени для человека, с понятием «тезка»; раскрыть детям значение их имен;
продолжать знакомить детей с культурой и традициями своего народа.
развивающие:
развивать любознательность и потребность в приобретении новых знаний, приобщать к познавательным беседам;
развивать навыки вежливого обращения к окружающим.
воспитательные:
воспитывать взаимопомощь и умение выслушивать товарищей;
воспитывать чувство самоуважения
Предварительная работа:
- Разучивание танца под «Московскую кадриль».
- Отгадывание загадок о человеке, о частях тела.
- Беседы с детьми об именах их близких: мам, пап, дедушек, бабушек…
- Игра в настольно-печатную игру «Я и мое тело».
- Рассматривание детьми своей внешности в зеркале.
- Словесные игры на образование слов при помощи суффиксов -еньк-, -ок-, -ек-.
- Работа с семьей: детям узнать у своих родителей, почему им дали такие имена.
Предметно-пространственная среда:
- Компьютерная презентация на тему: «Что в имени твоем таится?».
- Аудиозапись : песня «Московская кадриль».
- Три цветка разного размера с рисунками: младенец, школьник и взрослого человека.
- Открытки по количеству детей. На открытках фотографии присутствующих детей, их именами и расшифровка значения имен, стихотворение об их именах.
- Изображение веселого смайлика.
Материал:
презентация, материал для продуктивной деятельности, три цветка разного размера, смайлик
Виды детской деятельности:
игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская,
восприятие художественной литературы,
самообслуживание и элементарный бытовой труд,
изобразительная, двигательная.
Используемые современные образовательные технологии:
- личностно-ориентированные;
- игровые;
- проблемные;
- технология организации совместной деятельности;
- ИКТ.
Ожидаемый результат:
- ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в коммуникативной деятельности;
- ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности;
- ребенок проявляет любознательность, пытается самостоятельно экспериментировать при составлении имен;
- ребёнок может использовать речь для выражения своих мыслей, построения речевого высказывания в ситуации общения.
Пути достижения цели:
Воспитатель: - Ребята, попрошу вас быть внимательными, послушать загадку и отгадать ее.
И у бабушки есть,
И у дедушки есть,
И у мамы есть,
И у папы есть,
И у внучки есть,
И у кошки есть,
А чтобы его узнать,
Надо вслух сказать. (Имя)
Воспитатель: - Правильно, ребята, это имя. Ведь имя есть у всех людей. Каждый имеет право на имя. Как вы думаете, ребята, зачем человеку имя? (Без имени трудно общаться друг с другом, понимать, о ком идёт речь в разговоре о других людях)
Представимся нашим гостям, но не обычным способом, а пусть в этом нам поможет чудо. Вы верите в чудеса?
( Дети закрашивают листы бумаги, на которых написаны воском имена)
Воспитатель: (показ презентации)
1 слайд: - Ребята, а вы знаете, как раньше на Руси давали имена.
2слайд: - Рождение ребенка всегда считалось на Руси великим чудом, радостным событием в жизни не только родителей, но и всего рода.
3 слайд, 4 слайд: - Издревле в честь новорожденных у многих народов устраивались праздники, высказывались разные добрые пожелания.
5 слайд: - Новорожденному мальчику желали: "Будь, как отец, крепок, силен, трудолюбив, умей пахать, сеять, топор в руках держать и лошадью управлять".
6 слайд: - Девочке желали: "Будь, как мать, приветливой, скромной, мастерицей прясть, ткать и узоры вышивать".
Воспитатель:
7 слайд: - Наши предки очень внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными, мудрыми, добрыми, милыми. Вот и имена им давали такие, как например: Добрыня - значит добрый, делающий добро; Любомир - что значит любящий мир; Людмила обозначает милая людям. Если ребенок был долгожданным, его называли Ждан. Забавному давали имя Забава. К древнерусским именам относятся и такие имена как: Надежда, Вера, Любовь.
8 слайд: Также давались числовые имена: родился первый ребенок, его называли: девочку - Перва, мальчика - Первой. Родился второй ребенок, называли Второй или Вторак. Как вы думаете, как называли ребенка, родившегося третьим? (Третьяк, Третий) А того, кто родился четвертым, как - бы вы назвали? (Четверть, Четвертак…)
Воспитатель:
9 слайд: - Давали имена детям и по внешним признакам. Ребенка с черными волосами называли: Черный, Чернавка. Родился ребенок очень маленьким, значит носить ему имя - Малый.
10 слайд: Обращали внимание и на характер детей. Любящего смеяться называли Смеян, доброго - Добр, храброго - Храбр, умного - Умник.
11 слайд: А как вы думаете, в какое время родился ребенок по имени: Зим, Весень, Мороз? (Ответы детей)
- Вот какие имена давали детям на Руси. А всех людей на Руси называли – Русичи.
Воспитатель: - Имя есть не только у человека. Сказочные герои имеют свои имена. Они помогают нам угадать характер того, о ком идет речь, рассказывают, что он умеет делать или как он выглядит.
12 слайд: Давайте попробуем расшифровать имена сказочных персонажей.
13слайд:- В деревне, в белом домике жила маленькая девочка, такая хорошенькая – просто прелесть. По деревне она всегда ходила в нарядной красной шапочке, поэтому все ее называли …(Красная Шапочка)
14 слайд: - В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, ростом всего в один дюйм. Ее так и прозвали… (Дюймовочка)
15 слайд: - Девочка, беленькая, как снежок, и сама вся из снега сделана… (Снегурочка)
16 слайд: - Как зовут доброго доктора, который лечит зверей, птиц и насекомых в сказке. Они приходят к нему и жалуются, что у них все болит? (Айболит)
17 слайд: - Мальчик из Цветочного города коротышек, который ничего не знает…(Незнайка)
18 слайд: - В одном далеком королевстве Королева родила девочку с волосами черными, как вороново крыло, алыми губами и лицом белым-белым как снег. Поэтому ее назвали … (Белоснежкой)
19 слайд: - Вечером после окончания работы бедная девочка обычно садилась в уголке комнаты, у камина, рядом с золой, где было тепло, и поэтому вскоре ее прозвали … (Золушкой)
20 слайд: - Добрый, чудесный мальчик – маленький, как пальчик мизинчик. Потому-то родители и назвали его … (Мальчик-пальчик)
Воспитатель: - Молодцы, ребята, правильно расшифровали имена сказочных героев.
Воспитатель: Про имена существует много стихов, песен и даже танцев. Я приглашаю вас на «Московскую кадриль».
Воспитатель: Ребята, какие имена вы сейчас услышали и запомнили из песни «Московская кадриль»? (Ответы детей)
Воспитатель:
21 слайд: - Ребята, а знаете ли вы, почему вас назвали такими именами? (Ответы детей)
Если вас назвали в честь кого-то, то это проявление уважения к этому человеку. Мама и папа ждали вашего рождения, готовились к нему. Выбирали вам имя. Это очень трудно, потому что имен много, а выбрать надо только одно.
Ведь имя сопровождает человека на протяжении всей жизни. С именем маленький человек приходит в этот мир, с именем он проходит по жизни, встречает взлеты и падение. Оно награждает человека и разными отличительными чертами характера. Каждое имя имеет свою тайну, свое значение. Хотите узнать, что обозначает ваше имя?
Презентация
Воспитатель: - Но наши имена не принадлежат только нам. Многие люди носят одинаковые имена. Таких людей называют «тезки».
Воспитатель: Вот и разгадали мы тайну ваших имен. У вас у всех очень красивые имена, и мне кажется, что они вам подходят.
К сожалению, иногда я слышу, как вы называете друг друга по имени грубо, некрасиво: Дашка, Машка, Вовка. Как вы думаете, это культурная форма обращения по имени? Вам нравится, когда вас так называют?
Воспитатель: Нет, конечно, это обидно, грубо, невежливо. Такое обращение может расстроить и оскорбить человека. Если вы так обращаетесь к другому человеку, то все сразу поймут, что вы человек невоспитанный. Давайте мы вместе потренируемся в вежливости и воспитанности, поиграем в игру «Культурное приветствие».
Воспитатель: Ребята, называя чье-либо имя, можно узнать большое количество информации. Как вы думаете, что? По имени мы узнаем о человеке: мужчина это или женщина, девочка или мальчик, молодой человек или пожилой. А знаете ли вы, что ваше имя растет вместе с вами?
Словесная игра «Как растет мое имя».
Воспитатель: Ребята, посмотрите на цветы. Что вы видите в середине каждого цветка? Чем отличаются цветы?
Воспитатель: Хотите увидеть, как растет имя? Когда я была совсем маленькой, меня называли: «Танечка» (воспитатель показывает детям маленький цветочек), в детском саду и школе меня называли «Таня» (показывает цветок средней величины), а когда я стала взрослой (показ большого цветка), меня стали называть «Татьяна Петровна». Вот как выросло мое имя!
А теперь вы попробуйте вырастить свое имя: передавайте маленький цветок друг другу и начинайте свою фразу с таких слов: «Когда я была (был) маленькой (маленьким) меня называли…» (Дети передают цветок, называют имена, когда все назовут имя, - цветок ставят на мольберт).
Теперь передаем цветок среднего размера и начинаем свою фразу так: «Когда я подросла (подрос), меня стали называть…» (Дети передают цветок, называют имена, когда все назовут имя, - цветок ставят на мольберт над цветком маленького размера).
Передаем самый большой цветок и говорим: «Когда я повзрослею, меня будут называть…» (Дети называют свое имя и отчество.) (Цветок самого большого размера помещают над цветком среднего размера.)
Вот как выросло ваше имя, а вместе с ним вырос и цветок.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, верна ли поговорка: "Не имя красит человека, а человек имя"?
Воспитатель: Я согласна с вами, что люди оценивают вас не по вашему имени, а по вашим делам и поступкам. Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.
Я думаю, что каждый из вас хотел бы, чтобы при упоминании его имени, окружающие люди сразу вспоминали о хорошем, добром…
Как меня зовут, я знаю
Имя ………….. называю
При знакомстве и в игре,
На прогулке во дворе.
Имя ……………позывной,
И оно всегда со мной.
Своим именем горжусь!
От него не откажусь!
Когда вы придете домой, обязательно расскажите своим родителям, что в каждом имени есть тайна. А чтобы вы не забывали, что обозначают ваши имена, я приготовила вам именные открытки. Возьмите их и помните, какая тайна заключена в ваших именах, гордитесь своими именами.
Продуктивная деятельность : «Укрась свое имя»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» Тема «В стране сказок»
Вводная часть-организационный момент : получения письма от незнайки, в котором находится карта- схема с заданиями. В основной части работы решаются поставленные задачи, в заключительной части по...
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому и познавательному развитию Тема: «Бабочки»
Цель: формирование целостной картины мира живой природы, расширить и закрепить знания детей о бабочках, умение видеть признаки различия, сходства и выражать их в речи....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области "Речевое развитие" на тему: "Домашние животные".
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области "Речевое развитие" на тему: "Домашние животные" с использованием информационно-к...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Познавательное развитие» Тема «Путешествие в бумажную страну» старшая группа (5-6 лет)
Материал будет полезен для воспитателей детского сада...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в технике «эбру» - рисование на воде на тему: «В лесу родилась елочка»
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в технике «эбру» - ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в рамках проекта «Эбру – рисование по воде» на тему: «Золотые рыбки»
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в рамках проекта «Эб...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (по образовательной области «социально-коммуникативное развитие») «В стране дорожного движения»
Конспект НОД с детьми по социально-коммуникативному развитию «В стране дорожного движения». Цель: Повторить и закрепить правила дорожного движения с детьми ста...