Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому и познавательному развитию Тема: «Бабочки»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Цель: формирование целостной картины мира живой природы, расширить и закрепить знания детей о бабочках, умение видеть признаки различия, сходства и выражать их в речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_1.docx | 26.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Бабочки»
Цель: формирование целостной картины мира живой природы, расширить и закрепить знания детей о бабочках, умение видеть признаки различия, сходства и выражать их в речи.
Задачи:
- Познакомить детей с разнообразием видов бабочек, с их особенностями, внешнем виде, образе жизни.
- Развивать интерес к жизни насекомых.
- Воспитывать у детей доброе, бережное отношение к миру природы.
- Познакомить детей с нетрадиционным методом рисования (монотипия).
- Развивать коммуникативные навыки детей, воображение, внимание, мышлений.
Словарная работа: уточнить и закрепить значение имен:
Существительных: лечинка, гусеница, бабочка, монотипия.
Глаголов: прилетела, опылять, перелетать.
Прилагательных: красивая, необычная, яркая, пестрая, разноцветная.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, музыка, художественно- творческая деятельность, музыка, физическая культура.
Материалы: иллюстрации с изображением бабочек, вырезанные из бумаги бабочки, гуашь, кисточки, банки с водой, салфетки. Мультимедийный фильм сделанный в программе «PowerPoint», музыкальные фрагменты.
Оборудование: компьютер, мультимедийное устройство, оформленная выставка «Цветы на полянке».
Предварительная работа:
- Чтение художественных произведений про мир насекомых.
- Разучивание стихов о бабочках.
- Беседа о насекомых.
- Заучивание загадок.
- Рассматривание фотографий. Картинок с изображением различных насекомых.
- Проведение дидактических игр,упражнений.
Ход совместной деятельности.
I Организационная часть.
Сегодня мы продолжим знакомиться с удивительным миром насекомых. Попробуйте отгадать загадку, и тогда вы узнаете о каких именно насекомых будет идти речь.
Загадка про бабочку.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
Ответы детей.
Воспитатель:
Правильно, это бабочка. Бабочки бывают разными и сейчас мы в этом убедимся.
Слайд№1
II. Основная часть.
Воспитатель:
Давайте с вами вспомним, как появляются бабочки.
(беседа с показом слайдов)
Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года. Весна. Май»
Превращение имеет 4 цикла:
- яйцо,
- личинка,
- куколка,
- бабочка.
Весной, как только пригреет солнышко, начинают появляться первые весенние цветы и насекомые выходят из своих зимних домиков. Бабочки одни из них. Первой просыпается крапивница — яркая, пёстрая бабочка. Крылышки у нее ярко-оранжевые с черными и желтыми пятнышками (слайд№). А вы знаете почему крапивницу так называют? Крапивницей она названа за то, что только её гусеницы могут есть жгучую крапиву. Позднее, дней через десять после крапивницы, просыпается лимонница (слайд№). Как вы думаете, почему ее так назвали? У этой бабочки крылышки желтого цвета, как лимон, поэтому ее так и назвали. Лимонницу со сложенными крыльями заметить трудно: она похожа на жёлтый листок. А ещё у этой бабочки есть интересная особенность: если внезапно потревожить её, то она падает на землю, сложив крылья, и прижимает ножки. Попробуй, заметь такую!
Бабочка, которая в середине лета порхает над капустными грядками, называется капустница (слайд№).
Физкультминутка.
«Бабочка»
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом).
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - полетела.
Ты летай, как бабочка,
Крылышками помаши,
Бабочка-порхалочка,
Ты ко мне спеши!
Воспитатель читает стихотворение :
«Бабочка»
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем –
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я лёгкий опустилась
И вот – дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья.
Дышать хочу?
Вот, вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.
Автор: А. А. Фет
- Ребята, а как вы думаете: бабочки полезные или вредные? Для чего они вообще нужны?
Ответы детей.
Воспитатель:
На самом деле бабочки могут быть и полезными и вредными. Когда бабочки перелетают с цветка на цветок, они на лапках переносят пыльцу и от этого растение лучше растет и дает больше урожая. Этим они приносят пользу. А вред приносят не сами бабочки, а их гусеницы, которые могут поедать листья, цветы и даже плоды растения.
Но люди всегда любовались и восхищались красотой бабочек.
Дидактическая игра: «Насекомые», «Ассоциации» (Цель: развивать ассоциативное мышление, воображение).
Звучит музыка: П.А.Чайковского «Зима».
Воспитатель:
Посмотрите на столы, какие бабочки к нам сегодня прилетели (вырезанные из белой бумаги бабочки). Они очень огорчены своим внешним видом.
Как вы думаете почему?
Ответы детей
Воспитатель:
Правильно, дети. Бабочки печальны, из-за того, что у них нет ярких, красивых нарядов. Давайте им поможем? Что для этого надо сделать?
Ответы детей.
Воспитатель:
Перед тем, как нам приступить к работе предлагаю еще раз посмотреть, какие бывают бабочки, какие у них красивые крылышки.
Слайд№
Физкультминутка.
«Цветок»
Спал цветок и вдруг проснулся
(сидят на корточках, встают),
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся
(повороты влево, вправо, потянуться),
Взвился вверх и полетел
(плавное движение рук в стороны).
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется
(кружатся на месте)
(воспитатель показывает детям последовательность работы).
1 способ: кистью с краской мы поставим на крыльях с одной стороны бабочки разноцветные кляксы. Затем аккуратно сложим крылышки и придавим ладошкой. Эта техника называется «Монотипия».
(Объяснение сопровождается показом)
2 способ: нанесём сначала на одно крыло краску, например, красно цвета. Затем, пока краска не высохла, вольём в неё краску жёлтого цвета, затем зелёного и т. д. Этот приём называется «Вливание». Краски должны влиться друг в друга и перемешаться. Для этого нужно брать немного больше, чем необходимо воды и краски на кисть. Не забываем, что после каждой краски нужно промывать кисточку. Поочерёдно разукрашиваем все крылья, помня о правиле симметрии.
(Объяснение сопровождается показом)
3 способ: распишем крылья бабочки узорами, используя разнообразные элементы- геометрические фигуры, растительные (завитки, травка и т. д.). Рисуем кайму по контуру крыльев концом кисти, при этом кисточку держим тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. Расписываем крылья, начиная с центра.
(Объяснение сопровождается показом)
Физкультминутка для глаз
Звучит музыка Э.Грига «Бабочка»
Бабочка.
Закройте глаза. Представьте, что вы на зелёном лугу, вокруг красивые, яркие цветы:
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
Текущий инструктаж.
Воспитатель:
- Ребята, прежде, чем начнём рисовать, давайте вспомним о правилах работы с кистью и красками.
1. Кисточкой не размахиваем, чтобы не испачкать рядом сидящего.
2. Краски смешивать на палитре.
3. По окончании работы кисти следует хорошо обмыть, вытереть и поставить в стакан ворсом вверх для сохранения структуры ворса.
4. После работы палитру, баночку и кисти хорошо промываем и вытираем сухой салфеткой
Рисование.
Воспитатель:
- Ребята, давайте рассмотрим из каких частей состоит бабочка?
Дети: - Крылья, туловище, голова.
1. На силуэте в центре бабочки рисуем туловище, состоящее из двух овалов (большого и малого).
2. Выбираем один из понравившихся способов росписи крыльев бабочки и приступаем к работе.
Играет лёгкая красивая музыка «Звуки леса».
Воспитатель помогает детям в процессе работы наводящими вопросами, советами, показом тем, кто в этом нуждается, приёмам изображения).
III. Итог совместной деятельности.
Воспитатель:
Посмотрите какие чудесные бабочки у вас получились. Возьмите их в руки, и они полетят на нашу чудесную поляну. Выберите своей бабочке цветок и посадите ее. Какая чудесная полянка у нас получилась!
Дети смотрят на своих бабочек и делятся своими впечатлениями.
Величко Юлия «Какие бывают виды бабочек», www.topauthor.ru – рубрика «Окружающий мир»
Ю.В.Линник «Этюды о бабочках», Человек и природа, 2009,№11
Интернет-сайты: maam.ru, ped-kopilka.ru, vokrugsveta.ru, semya-rastet.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему:«Книжкина неделя»
Цель: Приобщение детей к книжной культуре, повышение интереса к стремлению получать знания через книгу. Образовательная задача: Сформировать у детей понимани...
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему:«Путешествие в страну здоровья»
Цель: Формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни. Создание условий для самопознания и самосохранения каждого воспитанника. Образовательная задача:Формировать при...
Интегрированная организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционной техники рисования «Волшебный огонек»
Данная ООД знакомит детей с культурой хакасского народа и нетрадиционной техникой рисования - рисование мыльными пузырями...
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Поликультурное воспитание. Тема: «Япония»
Цель и задачи: Ознакомление с культурой и традициями Японии, дать представление о народном творчестве, танцах, музыке, особенностях национального костюма, роспись веера веткой цветущей сакуры.Познаком...
План - конспект досуга в старшей группе (5-6 лет) Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Книжкина неделя»
План-конспект досуга в старшей группе...
Конспект интегрированной непрерывно – образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию (аппликация с элементами рисования) «Жители крайнего Севера»
Беседа о жизни людей на Крайнем Севере. Рассматривание иллюстраций, фотографий, открыток. Ознакомление с произведениями декоративно-прикладного искусства народов Севера.- знакомство детей с обра...
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Весенние превращения»
- Здравствуйте, дети! Я сегодня хочу пригласить вас на экскурсию. Вы любите ходить на экскурсии?- Замечательно. Мы сейчас с вами отправимся на экскурсию в весенний лес, но эта экскурсия будет нео...