Психолого - педагогический проект в младшей группе "Азбука эмоций"
проект (младшая группа)
Эмоции – это часть психической жизни личности, определяющая отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Эмоции сопровождают все происходящие в жизни события, направляют активность всех психических процессов.
Для ребенка-дошкольника наиболее характерны эмоциональная неустойчивость, яркость, импульсивность проявления эмоций, что постепенно сменяется большей адаптивностью. Все это определяет основную направленность психолого-педагогической работы с дошкольником – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции.
Современные дети менее отзывчивы к чувствам других, они не всегда способны осознать не только чужие, но и свои эмоции. Отсюда возникают проблемы общения со сверстниками и взрослыми. У детей, которые имеют обедненную эмоциональную сферу, процесс социализации проходит довольно трудно. Поэтому в дошкольных учреждениях необходимо проводить целенаправленную профилактическую и коррекционную работу, направленную на развитие эмоциональной сферы личности дошкольников, так и возник проект «Азбука эмоций»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Азбука эмоций" | 29.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Краткосрочный психолого-педагогический проект
«Азбука эмоций»
Тема проекта:
Знакомство детей младшего возраста с миром эмоций.
Срок реализации проекта: с 24 по 28 октября 2022 г
Актуальность
Эмоции – это часть психической жизни личности, определяющая отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Эмоции сопровождают все происходящие в жизни события, направляют активность всех психических процессов.
Для ребенка-дошкольника наиболее характерны эмоциональная неустойчивость, яркость, импульсивность проявления эмоций, что постепенно сменяется большей адаптивностью. Все это определяет основную направленность психолого-педагогической работы с дошкольником – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции.
Современные дети менее отзывчивы к чувствам других, они не всегда способны осознать не только чужие, но и свои эмоции. Отсюда возникают проблемы общения со сверстниками и взрослыми. У детей, которые имеют обедненную эмоциональную сферу, процесс социализации проходит довольно трудно. Поэтому в дошкольных учреждениях необходимо проводить целенаправленную профилактическую и коррекционную работу, направленную на развитие эмоциональной сферы личности дошкольников, так и возник проект «Азбука эмоций»
Участники проекта:
- дети младшей группы;
- педагог-психолог Машкина Н.С.
- воспитатель
- родители
Цель проекта – знакомство младших дошкольников с основными эмоциями: радость, грусть, испуг.
Задачи:
- обеспечить предметно-развивающую среду, необходимую для укрепления и развития эмоционально-личностной сферы;
- познакомить детей с основными эмоциями: радостью, грустью, испугом;
- развить умение слышать, видеть, чувствовать и переживать различные эмоциональные состояния;
- обогатить словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;
- учить определять эмоциональное состояние других по мимике и пантомимике;
- научить соотносить эмоции с цветом, явлениями, предметами и выражать их художественными средствами;
- обеспечить психолого-педагогическую помощь родителям в осознании своей роли и возможности в развитии эмоционально-личностной сферы своего ребенка.
Новизна.
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста является приоритетным в системе дошкольного воспитания в силу своей особой значимости в социальном развитии ребёнка, приобщение его к активной целенаправленной деятельности, определяющей как психоэмоциональное самочувствие ребёнка, так и успех любой деятельности.
В современной отечественной психологии часто используются понятие «эмоциональный комфорт», «эмоциональное развитие».
Данный опыт является творческим преобразованием современных подходов к вопросу эмоционального развития дошкольников и возможности активного включения их в педагогический процесс.
Продукт проекта:
- Оформление в группе уголка настроений
- Конспект НОД «Уголок настроения»
- Конспект НОД «Азбука эмоций»
- Презентация проекта для педагогов ДОУ
- Фотоколлаж
- Консультация для родителей: «Роль эмоций в формировании личности ребёнка-дошкольника»
Этапы проектной деятельности.
I этап – подготовительный
Содержание:
- Изучение методической литературы, опыта работы по развитию и профилактике эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста.
- Разработка игры- занятия с детьми.
- Подготовка предметно-пространственной среды (оформление в группе уголка настроений)
- Беседы, консультации с родителями.
II этап – практический
Содержание:
- Проведение игры- занятия с детьми.
Игра-занятие по социально-эмоциональному воспитанию детей младшей группы «Азбука эмоций»
Цель: учить детей различать веселое и грустное настроение, стимулировать внимание детей.
Материал:
Картинки с изображением паровозика, колобки с эмоциями радости, грусти, испуга; изображения героев из стихотворений Барто – мишка, зайка, бычок, кукла, моряк, лошадка.
Игрушки: кукла Таня, мяч, кукла-матрос, кораблик, лошадка, гребень, бычок, дощечка, зайка, плед, мишка, набор доктора.
Ход занятия
Психолог: Ребята, сегодня мы с вами будем кататься на волшебном паровозике, которого зовут Букашка. Он очень добрый и веселый.
Давайте все дружно ему улыбнемся и займем места в вагончике.
Паровоз едет под песенку «Паровозик Букашка».
Психолог: А вот и первая остановка станция «Радость». Детки, а вы знаете, что на этой станции живут разные герои. Давайте послушаем стихотворения о каждом.
Воспитатель читает стихотворения А. Барто:
1. Кораблик
Матросская шапка, веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке.
И скачут лягушки
За мной по пятам,
И просят меня:
-Прокати, капитан!
2. Лошадка
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости!
Психолог: Скажите мне, они какие грустные или веселые?
(рассматривают картинки с героями, называют настроения героев).
Дети называют персонажей, которые веселые.
Воспитатель: Ой ребята, а давайте позовем наших героев с собой путешествовать?
Дети берут героев с собой в вагончик.
Включается песенка «Паровоз-Букашка».
Психолог: Стоп! У нас еще одна остановка - станция «Испуг». Давайте посмотрим, кто у нас тут живет?
Воспитатель читает стихотворение А. Барто:
Бычок
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
-Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
Психолог: Ребята, смотрите как бычок испугался! Давайте ему поможем? Ну-ка, мальчишки и девчонки, подержите досочку, чтоб бычок смог спуститься с нее. Обрадовался бычок – покажите, ребята, как бычок радуется - улыбается? (дети улыбаются)
Молодцы, возьмем бычка с собой?
Дети берут в вагон с собой бычка и едут дальше под песню.
Психолог: Следующая станция «Грусть»! Ребята, давайте посмотрим, а кто же живет на этой полянке?
Дети выходят из вагончиков и осматриваются.
Воспитатель читает стихотворения А. Барто:
1. Зайка:
Зайку бросила хозяйка-
Под дождем остался зайка.
Со скамейка слезть не смог,
Весь до ниточки промок!
2. Мишка:
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу-
Потому что он хороший!
3. Мячик:
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
-Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
Психолог: Ребята, скажите, какие наши герои: грустные или веселые – какие они грустные, покажите (показываем вместе с детьми эмоцию «грусть») А давайте мы с вами их развесели. Как вы думаете, что для этого нужно сделать? Как помочь Тане? (достать мяч). Что пришить Мишке? (лапу). А зайчик промок и замерз, его надо (согреть и просушить).
Психолог: Дети, какими были герои на этой станции? (грустными). А какими они стали сейчас? (веселыми). Какие вы молодцы! Вы сделали доброе дело - развеселили героев. Если все наши герои улыбаются, наше путешествие подходит к концу, и мы можем забрать наших новых друзей в детский сад! Дети садятся стульчики и под песенку «паровозик Букашка», выполняя задания из песенки (топают, хлопают, прыгают, танцуют), «приезжают» в детский сад.
- Оформление в группе уголка настроения и знакомство детей с ним.
Для создания атмосферы психологического комфорта и эмоционального благополучия необходимо создать в группе «Уголок настроения» и познакомить детей с ним.
Задачи создания «Уголка настроения»
- Контроль и регулирование сотрудниками ДОУ эмоционального состояния ребенка.
- Формировать положительный эмоциональный настрой на посещение детского сада.
- Научить ребенка понимать своё настроение и настроение другого ребенка (радость, грусть)
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость и сопереживание между детьми в группе.
Требования к уголку настроения
- Уголок настроения должен находится на уровне глаз ребенка.
- Уголок настроения должен соответствовать требованиям СанПин (возможность обработки объектов уголка).
Игра-занятие «Уголок настроения»
Цель: познакомить детей с уголком настроения и работе с ним
Материал:
Уголок настроения, картинки с изображением радостного и грустного лица, карточки с изображением солнышка(радость), облачка (грусть)
Ход занятия
Психолог: Здравствуйте, дети! Я так рада вас сегодня видеть. Мне почему-то становится радостно, когда я прихожу к вам в гости. А когда ухожу, мне становится немножко грустно. Как вы думаете, почему так происходит?
Дети (совместно с воспитателем): Вам весело у нас в гостях.
Психолог: Точно. А давайте поиграем, посмотрим в зеркало. Смотрите на мое лицо внимательно – я сейчас радуюсь (улыбается, совместно с детьми обсуждает свою эмоцию радость). А давайте вместе порадуемся, порадуемся! Молодцы!
А теперь грущу, покажите-ка мне как грустные вы можете быть (дождик идет и не можем пойти погулять грустно!)
Дети (совместно с воспитателем и психологом) соответственно улыбаются, строят грустную гримасу, хмурятся перед зеркалом
Итак, какие эмоции мы с вами показывали, повторим?
Дети (совместно с воспитателем): Радость (улыбаемся с детьми), грусть (строим грустную гримасу)
Психолог: Смотрите, ребята, что я вам принесла. Это «Уголок настроения». Кто мне скажет, какие настроения здесь изображены?
Дети (при помощи воспитателя): грустное - тучка, весёлое - солнышко
Воспитатель: Этот уголок мы повесим с вами в группе. Чтобы показывать, какое у вас настроение, если веселое - то солнышко, если облачко – то грустное!
Психолог: у меня радостное настроение поэтому я хочу к солнышку
Воспитатель раздает детям их фотографии
Воспитатель: Молодцы! Теперь мы вместе повесим свои фотографии в наш Уголок настроения! У всех радостное настроение!
III этап – заключительный
Содержание:
- Оценка эффективности реализации проекта.
- Анализ проведенной работы.
- Методическое оформление результатов проекта.
- Распространение опыта работы.
Список литературы.
1. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: - СПб. :Речь, 2008.
2. О. А. Шорохова Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М. : ТЦ Сфера. 2007.
3. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Коррекционно-развивающие игры. – М. : “Издательство ГНОМ и Д”, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВЕРНУТОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ) 2 младшая группа
Содержание организованной образовательной деятельностиОбеспечение интеграции образования (образ.области)Этапы занятия1-я неделя2-я неделя3-я неделя4-я неделя Физическая культура: разви...
Методическая разработка педагогического проекта "Колобок".Младшая группа.
Целью создания данного проекта, было пробудить интерес детей к театрально-игровой деятельности, заинтересовать и побудить к участию в драматизации русской народной сказки «Колобок». Познакомить детей ...
Паспорт педагогического проекта в младшей группе на тему "Игрушки"
Педагогический проект на тему "Игрушки" в младшй группе...
Психолого-педагогические особенности детей младшей группы
Психолого-педагогические особенности детей 3-4 летнего возраста....
Проект для младшей группы " Азбука пешехода"
Проект для детей младшей группы «Азбука пешехода» Название проекта«Азбука пешехода».Кол- во участников25 человек, дети мл. гр., воспитатели, родители.Дата реализации проекта. «Неделя безопас...
Конспект Песочная арт-терапия психолого-педагогическая поддержка детей младшей группы мдоу
Открытый показ психолого-педагогической поддержки детей младшей группы МДОУ. Цель: Раскрытие ресурсов у детей в возрастном кризисе 3-х лет. Развить положительные взаимоотношения и принятие других...
Долгосрочный познавательно-игровой проект в младшей группе «Азбука безопасности»
Проблема: Дети в недостаточной степени имеют представление о правилах безопасного поведения дома и на улице.Цель: Формирование знаний детей о правилах безопасного поведения в доме и на улице...