Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей
методическая разработка
Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование России приобрело статус первого уровня общего образования. Отношения в сфере дошкольного образования при реализации образовательных программ регулируются теперь на основании Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО). Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию самостоятельности, инициативы, исследовательской активности.
Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особое внимание заслуживает детское экспериментирование. Когда ребенок слышит, видит, делает сам своими руками, то все усваивается прочно и надолго. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы ДОУ.
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития и полноценную готовность к обучению в школе. В работе по организации опытно-экспериментальной деятельности используется комплекс разнообразных форм и методов. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером образовательных задач.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей
1 слайд
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование России приобрело статус первого уровня общего образования. Отношения в сфере дошкольного образования при реализации образовательных программ регулируются теперь на основании Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО). Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию самостоятельности, инициативы, исследовательской активности.
Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особое внимание заслуживает детское экспериментирование. Когда ребенок слышит, видит, делает сам своими руками, то все усваивается прочно и надолго. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы ДОУ.
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития и полноценную готовность к обучению в школе. В работе по организации опытно-экспериментальной деятельности используется комплекс разнообразных форм и методов. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером образовательных задач.
2 слайд
В младшем дошкольном возрасте – это одни задачи ( представлены на слайде):
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- способность пристальному и целенаправленному расследованию объекта;
- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это другие :
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности;
- способность выдвигать гипотезы и самостоятельно сформулировать выводы.
Организация экспериментирования в ДОУ предполагает выполнение определенных психолого-педагогических условий, 3слайд способствующих достижению положительных результатов деятельности. К таким условиям необходимо отнести три основных компонента: содержание, предметно-развивающая среда и психологический комфорт.
В работе по экспериментированию применяются различные педагогические технологии. 4 слайд
Одна из них – технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая позволяет решать задачи экспериментирования проблемным методом и заключается в том, что ребенок не получает готовые знания, а втянут в процесс активного поиска, открытия новых для него явлений и закономерностей. Одним из главных методов, является метод проб и ошибок, который помогает создать проблемную ситуацию, в решение которой вовлекается ребенок.
Опытно – экспериментальную деятельность можно классифицировать по разным принципам. 5 слайд
По характеру объектов, используемых в эксперименте:
- опыты с растениями; с животными; с объектами неживой природы;
- опыты, объектом которых является человек.
По месту проведения опытов:
- в групповой комнате, на участке и т. п.
По количеству детей (форма организации):
- индивидуальные (1—4 ребенка);
- групповые (5—10 детей);
- коллективные (вся группа).
По причине их проведения:
- случайные, специальной подготовки не требуют и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса проводятся на участке или в уголке природы;
- запланированные проводятся на выраженном предмете, объекте, подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения целей и задач.
- поставленные в ответ на вопрос ребенка. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложный эксперимент
По характеру включения в педагогический процесс:
- эпизодические (проводимые от случая к случаю);
- систематические.
По продолжительности:
- кратковременные (от 5 до 15 минут);
- длительные (свыше 15 минут).
По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
- однократные;
- многократные, или циклические.
По месту в цикле:
- первичные;
- повторные;
- заключительные и итоговые.
По характеру мыслительных операций:
- констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление, вне связи с другими объектами и явлениями);
- сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);
- обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
По характеру познавательной деятельности детей:
- иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);
- поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);
- решение экспериментальных задач.
По способу применения :
- демонстрационные;
- фронтальные.
6 слайд Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено исходя из трех блоков педагогического процесса, это:
- Организованная образовательная деятельность (ООД);
- Совместная деятельность взрослого с детьми;
- Свободная самостоятельная деятельность детей
При организации опытно-экспериментальной деятельности используются следующие формы работы: 7 Слайд
- НОД;
- эксперименты и опыты;
- игры;
- беседы познавательно-эвристического характера;
- труд;
- экскурсии и целевые прогулки;
- работа в лаборатории
- знаково-изобразительные средства;
- конкурсы.
8 Слайд в работе опытно – экспериментальной деятельности необходимо использовать разные методы
- повышающие познавательную активность. Эти методы позволяют формировать заинтересованность в принятии информации, желание уточнить и углубить свои знания, самостоятельно искать ответы на интересующие вопросы, умение усвоить способ познания и применить его. Наиболее эффективными методами этой группы являются сравнение, моделирование и конструирование, метод вопросов, метод повторения, решение логических задач, исследование.
- Методы, повышающие эмоциональную активность детей при усвоении знаний (элементы новизны, проблемно-игровые приёмы), сочетание разнообразных средств, например: проведение опыта и зарисовка его результата.
- Методы коррекции и уточнение представлений, при проведении экспериментирования (повторение упражнения, наблюдение, метод переключения на другую деятельность, метод обобщённого ответа, беседа, проблемно-поисковый метод, т.е. все, что позволяет выяснить, что и как усвоили дети в содержании сообщаемых им знаний).
Для положительной мотивации деятельности детей необходимо использовать различные стимулы такие как: 9слайд
• внешние стимулы новизна, необычность объекта
• тайна, сюрприз
• мотив помощи
• познавательный момент (почему так)
• ситуация выбора
Организационный момент может быть игровым, сюжетным, должен увлечь, заинтересовывать детей.
Мотив экспериментирования должен быть осознанным ребенком (Для чего я это делаю, зачем мне это нужно?)
Также необходимо предусматривать форму обобщения и фиксации результата эксперимента (речевая или продуктивная), его практическое применение, использовать больше методов, повышающих речевую активность детей.
Слайд 10
Опытно-экспериментальная деятельность один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста, который позволяет объединить все виды деятельности.
11 слайд Предлагаемая структура опытно-экспериментальной деятельности является примерной и может быть скорректирована в практике работы.
1.Постановка исследовательской задачи.
2. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
3. Уточнение плана исследования.
4. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
5.Эксперимент
6. Анализ, обобщение и фиксирование полученных результатов экспериментирования.
12 слайд Правила проведения:
В ходе проведения эмпирических исследований ( сравнения) было найдено несколько общих правил. Их соблюдение позволяет успешно решать задачи исследовательского обучения. Самое главное – подходите к проведению этой работы творчески.
Для этого:
- Учите детей действовать самостоятельно и независимо, избегайте прямых инструкций;
- Не сдерживайте инициативы детей;
- Не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно;
- Не спешите с вынесением суждений;
- Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
а) прослеживать связь между предметами, событиями и явлениями;
б) формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования: анализа и синтезирования, классификации, обобщения информации.
13 слайд . Важно иметь примерное перспективное планирование экспериментальной деятельности в каждой возрастной группе дошкольников. (почему примерное, т.к. в зависимости от интересов детей оно будет меняться)
Планирование детской экспериментальной деятельности включает в себя :
- экспериментальную деятельность, организованную педагогом;
- экспериментальную деятельность по инициативе детей (активизация деятельности посредством развивающей среды);
- познавательная деятельность с элементами экспериментирования;
- демонстрационные опыты, реализуемые педагогом;
- долгосрочные наблюдения-эксперименты.
14 слайд
Ожидаемые результаты на которые мы ориентируемся
v Высокий уровень познавательной активности у воспитанников, усвоение основ целостного видения окружающего мира;
v Проявление интереса к познавательной деятельности, улучшение речевого развития, углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных основной образовательной программой ДОУ; Обогащение предметно – развивающей среды в группе.
v Пополнение методической базы ДОУ по опытно – экспериментальной деятельности.
15 слайд
Работа по экспериментированию предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству. Чтобы у ребёнка поддержать познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действий рекомендуем родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты. Обязательно предварительно их проконсультировать. Кроме этого, родители могут помочь в оформлении центров, разнообразных коллекций.
Конец доклада
В заключение хочется привести слова академика К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся... наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»
Конец Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке и решать возникающие проблемы.
Литература:
Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004. – 64.
Список литературы
- 1. Дыбина О.В. Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста / О.В. Дыбина, Н.Н. Поддъяков, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина.
- 2. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина.
- 3. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду.
- 4. Васильева Н.В. Консультация для воспитателей по теме «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2012/04/11/konsultatsiya-dlya-vospitateley-po-teme-opytno (дата обращения: 03.08.16).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста.
Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все позн...
Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста
Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста...
«Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей об ообенностях детской экспериментальной деятельности...
Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста.
Здесь отражены задачи; направления; структура детского экспериментирования; материалы и оборудование, необходимое для детского экспериментирования; методические приемы, используемые для организации де...
Доклад на семинар «Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста»
Детский ум очень пытлив и любознателен. Приходит время, когда в день нам приходится слышать "100 тысяч почему": почему небо синее, почему солнце светит, почему снег идет и т.д. И очень часто мы – взро...
Работа с природным материалом как один из факторов всестороннего развития детей дошкольного возраста
В данном материале рассматриваются некоторые аспекты работы с природным материалом в детском саду....
Статья «Экспериментальная деятельность как один из методов познавательного развития при ознакомлении детей 4 – 5 лет с рукотворным и нерукотворным миром»
Сам по себе человек является исследователем. Ребёнок уже с младенчества проявляет интерес к разного рода опытнической деятельности, к эксперименту....