Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста.
опыты и эксперименты по окружающему миру
Здесь отражены задачи; направления; структура детского экспериментирования; материалы и оборудование, необходимое для детского экспериментирования; методические приемы, используемые для организации детской опытно-экспериментальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentalnaya_deyatelnost_v_dou.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста.
Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.
Перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Именно на это указывается в законе РФ «Об образовании». Активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит возможность для совершенствования.
Путь становления творческой личности сложен, труден. Но эти большие трудности могут дать и большие радости, причем радости высшего человеческого порядка - радость преодоления, радость открытия, радость творчества.
Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные мотивы, яркие, глубокие, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать жизненные затруднения, неблагоприятные условия, обстоятельства, настойчиво продвигаться к намеченной цели
Одним из таких видов деятельности является экспериментирование. В работах многих отечественных педагогов Н.Н. Поддьякова (1995 год), А.П. Усовой, Е.Л. Панько говорится, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития», и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно – экспериментальной деятельности в практику работы нашего ДОУ. В процессе организации опытно – экспериментальной деятельности предполагалось решение следующих задач:
· Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента. · Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать,развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
· Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
· Создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.
Опытно-экспериментальную деятельность мы распределили по направлениям:
· Живая природа: характерные особенности сезонов разных природно - климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.
· Неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.
· Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.
Разработали модель обучения детей организации экспериментирования.
СТРУКТУРА ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);
- формулирование выводов.
Разработали перспективное планирование занятий по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников», которое включает в себя:
- экспериментальную деятельность, организованную педагогом;
- познавательное занятие с элементами экспериментирования;
- демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;
- долгосрочные наблюдения - эксперименты.
Перспективное планирование рассчитано на все возраста дошкольного периода, занятия реализуются как в рамках образовательной «Программы воспитания и обучения в детском саду», так и в совместной деятельности воспитателя и детей, игровой и проектной деятельности.
Для реализации всего объема работы педагогами ДОУ была создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность, проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками групп. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, помимо традиционных уголков природы в группах у нас в ДОУ общими усилиями педагогов оборудована и постоянно оснащается детская экологическая лаборатория, где представлены различные материалы для исследования:
· приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
· разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
· природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;
· утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
· технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
· разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
· красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
· медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
· прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя. Так, в нашей лаборатории живет Мудрый Гном, от имени которого предлагаются задания – записки. Например, однажды дети обнаружили конверт с семенами фасоли и гороха и записку: «Объясните, что появляется в начале: корешок или стебелек?» Дети решили, что для эксперимента необходима прозрачная емкость и вода и объяснили почему. Затем некоторые воспитанники просто залили водой семена. А остальные воспользовались ватными тампонами и положили семена между ними. В результате дети сделали вывод о технологии проращивания семян (в воде семена загнили, в сухих тампонах пропали, и только во влажных проросли), а также о том, что вначале появляется корень, а затем стебель. Длительность этого эксперимента составила 12 дней.
Зачастую проблемные ситуации возникают из повседневной жизни детей. Денис, придя утром в группу, сообщил, что у него есть аквариум с рыбками, но нет кормушки. Дети сразу определили, что кормушка должна держаться на воде.
В процессе поиска материала для изготовления кормушки был проведен эксперимент на «плавучесть» материала. Были выбраны следующие материалы: железо, дерево, бумага, камень, полиэтиленовая пленка, пенопласт. Результаты опыта фиксировались в таблице: плавает или не плавает этот материал. Поскольку пенопласт сложен в обработке для детей, было принято решение прибегнуть к помощи родителей и дома изготовить кормушку. Через несколько дней в группе было 12 кормушек для рыбок. Все они были подарены в группы и педагогам, имеющим аквариумы дома.
В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. Например, при ознакомлении детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека были использованы следующие методические приемы:
· наблюдение на прогулке за движением облаков; эксперимент «Какая сила у ветра?»;
· для закрепления представлений о движении теплого и холодного воздуха игра «Разный ветер» (холодный, теплый);
· чтение и обсуждение отрывка из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане...»; решение экологических задач, например: «Света с мамой гуляла по улице и любовались облаками. Вдруг Света закричала; «Мама, на крыше этого двухэтажного дома вырос одуванчик! Кто его там посадил?»; «Однажды ученые приплыли на небольшой остров, чтобы изучать животных, насекомых. Они были очень удивлены тем, что насекомые почти не летали, а ползали. Оказалось, что крылья им почти не нужны. Ученые решили, что во всем виноват ветер. На острове постоянно дули сильные ветры. Почему стрекозы и жуки на этом острове почти не летали, а ползали по земле?» и т. д.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. Были разработаны советы родителям «Как помочь маленькому исследователю», картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике).
На родительском собрании были предложены игры, в которых используются результаты экспериментирования, например «Секретное донесение» (написать письмо молоком на белой бумаге и подержать его над паром или прогладить утюгом; написать его лимонным соком, проявив несколькими капельками йода).
Обязательным условием эффективности работы в организации опытно-экспериментальной деятельности является диагностика.
Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе, к окружающему миру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрально-игровая деятельность как одна из форм развития детей дошкольного возраста
Материал из опыта работы воспитателя, в котором подробно рассматриваются все аспекты развития детей дошкольного возраста с использованием театрально-игровой деятельности....
Театральная деятельность, как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Театральная студия. Опыт работы. Дополнительное образование....
Экспериментальная деятельность как основа познавательного, творческого развития детей дошкольного возраста.
Методические рекомендации по организации экспериментирования в детском саду. ...
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Изобразительная деятельность детей изучается психологами с разных сторон: как происходит возрастная эволюция детского рисунка, проводится психологический анализ процесса рисования, анализ связи умстве...
Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС в ДОО
Развитие театрализованной деятельности детей дошкольного возраста (опыт работы)...
«Экспериментальная деятельность как один из факторов развития детей дошкольного возраста»
В данном материале описываются методы фиксации наблюдений в сдетьми в разных возрастных группах из опыта работы....
Организация опытно-экспериментальной работы по профилактике и коррекции страхов у детей дошкольного возраста
Научная актуальность данной работы состоит в том, что проблема страхов затрагивает все возрастные периоды психического развития ребенка, и не смотря на то, что страх является одной из опасных эмоций, ...