Доклад на семинар «Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста»
материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dzhabrailova_doklad.docx | 22.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад подготовила:
Воспитатель Джабраилова А.В.
«Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста»
Детский ум очень пытлив и любознателен. Приходит время, когда в день нам приходится слышать "100 тысяч почему": почему небо синее, почему солнце светит, почему снег идет и т.д. И очень часто мы – взрослые - теряемся перед таким количеством "почему?" Да и как объяснить ребенку очевидные, казалось бы, вещи? Как подтолкнуть ребенка к познанию мира?
Ребенок не просто знакомится с разными свойствами материалов и веществ, он экспериментирует. Таким образом, он самостоятельно «добывает» ответы на многие вопросы. Он постигает основы Мироздания!
И здесь детям обязательно нужна наша помощь.Ведь как говорил выдающийся советский учёный, педагог и психолог павел Петрович Блонский: «Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать….»
Цель познавательно-исследовательской деятельности в детском саду -сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
ФГОС
Образовательная область «Познавательное развитие»
Формами развития познавательно-исследовательской деятельности по ФГОС,являются:
- Экспериментирование;
- Исследование;
- Коллекционирование;
- Проектирование.
Структура детского экспериментирования
ЦЕЛЬ: развитие умений ребёнка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира.
ЗАДАЧИ: Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.
Создавать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.
Закреплять навыки проведения опытов. Воспитывать интерес к экспериментированию, аккуратность при проведении опытов.
СОДЕРЖАНИЕ: информация об объектах и явлениях, предметах.
МОТИВ: познавательные потребности, познавательный интерес.
СРЕДСТВА: язык, речь, поисковые действия.
ФОРМЫ: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты.
УСЛОВИЯ: постепенное усложнение, организация условий, использование проблемных ситуаций.
РЕЗУЛЬТАТ: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения.
Решение задач можно осуществлять в 2 вариантах:
1.Дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;
2.Дети вначале предсказывают вариант, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.
Продолжительность эксперимента определяется многими факторами:
-Особенностями изучаемого явления,
-Наличием свободного времени,
-Состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.
Если дети устали, занятие прекращаем заранее задуманного срока, если же, наоборот, интерес к работе велик, ее можно продолжить сверх запланированного времени
Экспериментальная деятельность с детьми организовывается по пяти взаимосвязанным направлениям:
“Живая природа” (растения и животные как живые организмы, строение, функции и назначение их частей и др.).
“Неживая природа” (воздух, вода, почва и др.).
“Физические явления” (свет, звук, магнетизм, превращение твердых тел в жидкие, жидких – в газообразные и наоборот и др.).
“Человек” (функционирование организма и др.).
“Рукотворный мир” (материалы и их свойства).
В своей работе я использую такие виды эсперементирования как:
-экспериментальную деятельность, организованную педагогом;
-познавательные занятия с элементами экспериментирования;
-демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми
-долгосрочные наблюдения-эксперименты.
-кружковая работа (2016-2017г.)
Для реализации всего объема работы мною была создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность, проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, помимо традиционного экологического центра в группе совместными усилиями педагогов и родителей оборудована и постоянно оснащается детская мини- лаборатория, где представлены различные материалы для исследования: приборы-помощники: лупы, песочные часы, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика); природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.; разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.; красители: гуашь, акварельные краски и др.); медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль.
При оборудовании уголка экспериментирования учитывались следующие требования:
• безопасность для жизни и здоровья детей;
• достаточность;
• доступность расположения
Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.
Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя Зачастую проблемные ситуации возникают из повседневной жизни детей.
Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. Например, при ознакомлении детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека мною были использованы следующие методические приемы:
наблюдение на прогулке за движением облаков;
эксперимент “Какая сила у ветра?”;
для закрепления представлений о движении теплого и холодного воздуха игра “Разный ветер” (холодный, теплый);
чтение и обсуждение отрывка из сказки А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане...”.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.
Так мной были составлены буклеты на темы «Экспериментируем с детьми!»; «Экспериментируйте с детьми дома» .Также я провела мастер-класс по экспериментально исследовательской деятельности, для родителей, проводила его в виде сказки. Цель мастер-класса: Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой, песком, льдом, магнитом. Писала статьи, в которых также содержалась информация по экспериментированию: «Волшебная коробочка»; «Как провести Новогодние выходные с детьми». Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе, к окружающему миру.
В завершении выступления хотелось бы отметить, что в своей работе с детьми – дошкольниками я руководствуюсь мудрым советом: “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал” (В.А. Сухомлинский).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста.
Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все позн...
Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста
Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста...
«Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей об ообенностях детской экспериментальной деятельности...
Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста.
Здесь отражены задачи; направления; структура детского экспериментирования; материалы и оборудование, необходимое для детского экспериментирования; методические приемы, используемые для организации де...
Работа с природным материалом как один из факторов всестороннего развития детей дошкольного возраста
В данном материале рассматриваются некоторые аспекты работы с природным материалом в детском саду....
Методическая система «Двигательная активность как фактор познавательного развития детей дошкольного возраста»
Цель моей системы: Развивать познавательные способности дошкольников путем оптимизации двигательной активности...