Доклад на семинар «Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста»
материал

Джабраилова Алевтина Васильевна
Детский ум очень пытлив и любознателен. Приходит время, когда в день нам приходится слышать "100 тысяч почему": почему небо синее, почему солнце светит, почему снег идет и т.д. И очень часто мы – взрослые - теряемся перед таким количеством "почему?" Да и как объяснить ребенку очевидные, казалось бы, вещи? Как подтолкнуть ребенка к познанию мира? Ребенок не просто знакомится с разными свойствами материалов и веществ, он экспериментирует. Таким образом, он самостоятельно «добывает» ответы на многие вопросы. Он постигает основы Мироздания!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dzhabrailova_doklad.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад подготовила:

Воспитатель Джабраилова А.В.

   «Опытно-экспериментальная  деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста»

Детский ум очень пытлив и любознателен. Приходит время, когда в день нам приходится слышать "100 тысяч почему": почему небо синее, почему солнце светит, почему снег идет и т.д. И очень часто мы – взрослые -  теряемся перед таким количеством "почему?" Да и как объяснить ребенку очевидные, казалось бы, вещи? Как подтолкнуть ребенка к познанию мира?

   Ребенок не просто знакомится с разными свойствами материалов и веществ, он экспериментирует. Таким образом, он самостоятельно «добывает» ответы на многие вопросы. Он постигает основы Мироздания!

   И здесь детям обязательно нужна наша помощь.Ведь как говорил выдающийся советский учёный, педагог и психолог павел Петрович Блонский: «Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать….»  

  Цель познавательно-исследовательской деятельности в детском саду -сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

ФГОС
Образовательная область «Познавательное развитие»
Формами  развития познавательно-исследовательской деятельности по ФГОС,являются:

  • Экспериментирование;
  • Исследование;
  • Коллекционирование;
  • Проектирование.

Структура детского экспериментирования

ЦЕЛЬ: развитие умений ребёнка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира.

ЗАДАЧИ: Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.

Создавать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.

Закреплять навыки проведения опытов. Воспитывать интерес к экспериментированию, аккуратность при проведении опытов.

СОДЕРЖАНИЕ: информация об объектах и явлениях, предметах.

МОТИВ: познавательные потребности, познавательный интерес.

СРЕДСТВА: язык, речь, поисковые действия.

ФОРМЫ: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты.

УСЛОВИЯ: постепенное усложнение, организация условий, использование проблемных ситуаций.

РЕЗУЛЬТАТ: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения.

Решение задач можно осуществлять в 2 вариантах:
1.Дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;
2.Дети вначале предсказывают вариант, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.

Продолжительность эксперимента определяется многими факторами:
-Особенностями изучаемого явления,
-Наличием свободного времени,
-Состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.
  Если дети устали, занятие прекращаем заранее задуманного срока, если же, наоборот, интерес к работе велик, ее можно продолжить сверх запланированного времени

Экспериментальная деятельность с детьми организовывается по пяти взаимосвязанным направлениям:
“Живая природа” (растения и животные как живые организмы, строение, функции и назначение их частей и др.).
“Неживая природа” (воздух, вода, почва и др.).
“Физические явления” (свет, звук, магнетизм, превращение твердых тел в жидкие, жидких – в газообразные и наоборот и др.).
“Человек” (функционирование организма и др.).
“Рукотворный мир” (материалы и их свойства).

              В своей работе я использую такие виды эсперементирования как:

-экспериментальную деятельность, организованную педагогом;

-познавательные занятия с элементами экспериментирования;

-демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми

-долгосрочные наблюдения-эксперименты.

-кружковая работа (2016-2017г.)

          Для реализации всего объема работы мною была создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность, проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, помимо традиционного экологического центра в группе совместными усилиями педагогов и родителей оборудована и постоянно оснащается детская мини- лаборатория, где представлены различные материалы для исследования:  приборы-помощники: лупы, песочные часы, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика); природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.; разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.; красители: гуашь, акварельные краски и др.);  медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль.

При оборудовании уголка экспериментирования учитывались следующие требования:

•        безопасность для жизни и здоровья детей;

•        достаточность;

•        доступность расположения

Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.

Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя Зачастую проблемные ситуации возникают из повседневной жизни детей.

      Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. Например, при ознакомлении детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека мною были использованы следующие методические приемы: 

наблюдение на прогулке за движением облаков;

эксперимент “Какая сила у ветра?”;

для закрепления представлений о движении теплого и холодного воздуха игра “Разный ветер” (холодный, теплый);

 чтение и обсуждение отрывка из сказки А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане...”.

       Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.

Так мной были составлены буклеты на темы «Экспериментируем с детьми!»; «Экспериментируйте с детьми дома» .Также я провела мастер-класс по экспериментально исследовательской деятельности, для родителей, проводила его в виде сказки.  Цель мастер-класса: Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой, песком, льдом, магнитом. Писала статьи, в которых также содержалась информация по экспериментированию: «Волшебная коробочка»; «Как провести Новогодние выходные с детьми». Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе, к окружающему миру.

         В завершении выступления хотелось бы отметить, что в своей работе с детьми – дошкольниками я руководствуюсь мудрым советом: “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал” (В.А. Сухомлинский).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста.

Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все позн...

Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста...

«Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей об ообенностях детской экспериментальной деятельности...

Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста.

Здесь отражены задачи; направления; структура детского экспериментирования; материалы и оборудование, необходимое для детского экспериментирования; методические приемы, используемые для организации де...

Работа с природным материалом как один из факторов всестороннего развития детей дошкольного возраста

В данном материале рассматриваются некоторые аспекты работы с природным материалом в детском саду....

Методическая система «Двигательная активность как фактор познавательного развития детей дошкольного возраста»

Цель моей системы: Развивать познавательные способности дошкольников путем оптимизации двигательной активности...