Проект "Воздух-невидимка" в старшей группе комбинированной направленности
проект (старшая группа)

Тайчинова Люция Маратовна

С 14 по 18 ноября 2022 с детьми старшей группы провела проект по познавательно-исследовательской деятельности на тему воздух. Предпосылками этого проекта была такая ситуация, как один ребёнок в целлофановый пакет набрал воздух перед физкультурой (формы лежат в одноразовых мешочках). Другой ребёнок говорит: посмотрите он набрал воздух. После этого мы решили побольше узнать о воздухе и назвали проект "Воздух-невидимка". Перед составлением плана по проекту изучила много литературы. Работа велась как в образовательной деятельности, так и в других видах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_vozduh-nevidimka.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Березка»

р.п Чишмы муниципального района Чишминский район

Республики Башкортостан

Проект «Воздух-невидимка»

старшая группа комбинированного вида

№6 «Солнышко»

        

                                Воспитатель: Тайчинова Люция Маратовна

                                                     

2022-2023 учебный год

Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Сроки проведения: с 14 по 18 ноября

Итоговое событие: экологическая акция «Чистый посёлок»

Предпосылки к определению цели детьми: один ребёнок в целлофановый пакет набрал воздух

Цель детей: узнать, как можно больше интересного о воздухе.

Образовательные области и задачи проекта

Образовательные области

Задачи

воспитательные

развивающие

обучающие

Социально-коммуникативное

развитие

Воспитывать готовность участвовать в практических делах.

Развивать коммуникативные умения дошкольников.

Способствовать 

развитию 

логического мышления, наблюдательности, внимания, умения выделять свойства воздуха в процессе экспериментирования.

Формировать навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.

Познавательное

развитие

Воспитывать положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к цветам, бережное отношение,

наблюдательность и любознательность ко всему живому.

Развивать внимание, память, мышление, умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.

Развивать познавательный интерес детей.

Познакомить детей с понятием «воздух».

Формировать знания детей о свойствах воздуха: прозрачный, невидимый, может двигаться, необходим всем живым для жизни.

Развивать познавательный интерес к экспериментированию через вовлечение их в проведение опытов.

Пополнить словарь детей словами: двигается, надутый, спущенный, невидимый, передает запах.

Формировать желание находить способы решения проблемы.

Воспитывать наблюдательность, любознательность.

Художественно-эстетическое

развитие

Воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности, доброжелательное отношение к созданным сверстниками  творческим работам.

Развивать конструктивные, изобразительные способности.

Формировать эстетический вкус.

Вызвать желание передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и творческих  работах.

Речевое

развитие

Воспитывать интерес к книгам

Развивать связную речь, интонационную выразительность, любовь к поэзии через чтение и заучивание стихотворений о воздухе.

Пополнить, обогатить  и активизировать словарь детей  на основе углубления знаний о воздухе.

Физическое

развитие

-

Развивать ловкость, координацию движений в подвижных играх

Приучать к выполнению действий по сигналу

План изменения образовательной среды

Игровые уголки

Предметы деятельности

Педагоги

Дети или родители

ИЗО уголок

Раскраски, цветные иллюстрации

Цветные мелки

Веер

Книжный уголок

Стихотворения, сказки, рассказы о воздухе

Иллюстрированные издания о погоде и климате. Энциклопедии.

Художественно-речевая деятельность

Д/и «Воздух, вода, земля»

-

Центр познавательно-исследовательской деятельности

Схемы по опытам по теме «Воздух»,

Одноразовые стаканчики,

Шары, английская булавка, коктейльные трубочки

Воздушные гелиевые шары

Жидкое мыло

Планирование образовательной деятельности

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Организованная образовательная деятельность

1

2

Понедельник 14 ноября

Утро:

Коммуникативная деятельность

- «Беседа о воздухе»;

- эксперимент «Как поймать воздух?» (целлофановые пакеты);

Прогулка:

Познавательно-исследовательская деятельность

- наблюдение за облаками

-индивидуальная работа: рисуем воздушные облака палочками на земле (мелом на асфальте)

-  П/и «Самолёты»

- Чтение отрывка из стихотворения С.Михалкова «Облака»

Вечер:

Игровая деятельность

-Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на воздушном шаре»

1.Познавательное развитие (Окр.мир) 

Тема: «Воздух и его роль в жизни человека» (Волчкова, стр158-159+интрнет)

Алгоритм проведения:

- беседа о воздухе;

- Фокус с салфеткой;

- Правила поведения в лаборатории;

- оригами «Кораблик»;

- Опыт «Воздух в стакане» (с водой и со стаканом, в тазике);

- Опыт «Пузырьки воздуха» (наклоняем стаканчики);

- Опыт «Воздух выходит из воды» (подуть в коктейльные трубочки);

- Опыт «Слышим воздух» (дуем на колпаки фломастера);

- Физкультминутка «Части тела»;

- беседа о значении воздуха;

2.Художественно-эстетическое развитие (нетрадиционная техника рисования мыльными пузырями)

Тема: «Рисуем ягоду-малинку мыльными пузырями для нашей гостьи Айгуль» (интернет)

Алгоритм проведения:

- Сюрпризный момент (приходит гость Айгуль);

- Проблемная ситуация (Айгуль нужны ягоды-малинки для варенья);

- Показ способа приготовления средства для рисования;

- Показ способа рисования;

- Техника безопасности «Воздух выдыхаем, а не вдыхаем»

- Самостоятельная работа детей;

- Физкультминутка «Мыльные пузыри»;

- Выставка работ.

Вторник 15 ноября

Утро:

Чтение художественной литературы

- чтение сказки Ирис Ревю «Добрый воздух»

-Познавательно-исследовательская деятельность

- Опыт: Исследуем, каким образом звук распространяется в воздухе. (М.Султанова «Простые опыты с воздухом», занятие 2, опыт 1)

Прогулка:

- наблюдение за ветром;

- Подвижная игра: «Быстрее ветра»;

- установка Флюгера.

        

Вечер:

Трудовая деятельность:

Атрибуты к дыхательной гимнастике «Вертушка» (цветная бумага, англ булавка, карандаш) (кн Лебедева Е.Г. Простые поделки из бумаги и пластилина. М.: Айрис-пресс, 2009, стр.31)

Познавательное развитие (ФЭМП) «Количество и счёт. Геометрические фигуры. Ориентировка во времени» (Колесникова Е.№9 стр.40)

(Часть)

-Д/и «Воздух, вода, земля»

Речевое развитие (Худ.лит-ра)

Чтение стихотворения Я.Л. Квитко «Я с бабушкой своей»

(Часть)

-Выучить стихотворение о воздухе.

Среда 16 ноября

Утро:

Трудовая деятельность

Атрибуты к дыхательной гимнастике «Горячий чай» (картон, бумажные салфетки)

Игровая деятельность

- Игра на развитие дыхания «Воздушный футбол»

Прогулка:

-Наблюдение за изменением температуры воздуха

- Двигательная деятельность

П/и «Земля, вода, воздух»

Вечер: 

Игровая деятельность

-Игра на развитие дыхания «Колобок»;

Познавательная деятельность

- Макет «Ветряная Мельница» 

Познавательная деятельность:

- Просмотр мультфильма о воздухе и о мельнице.

1.Художественно-эстетическое развитие (Аппликация) (интернет)

Тема: «Банка варенья для моей семьи»

(Часть)

-Дыхательная гимнастика «Горячий чай»;

- Дидактическая игра «Узнай по запаху» - упражнять детей в определении запаха фруктов; активизировать речь детей; развивать память, сосредоточенность, выдержку.

Четверг 17 ноября

Утро:

Игровая деятельность

- Словесная игра «Придумываем как можно больше признаков к слову облака» (Красивые, легкие, воздушные, пушистые.)

Прогулка:

- наблюдение «Деревья в ветряную погоду»

- П/и «Листочки»

Вечер:

Чтение художественной литературы

- чтение сказки «Воздух, вода, огонь»

Познавательно-исследовательская деятельность

- Опыт: «Наблюдать реактивную силу воздуха» (М.Султанова «Простые опыты с воздухом», занятие 2, опыт 3)

1.Познавательное развитие (Окр.+конструирование)  

Тема: «Веер из бумаги «Арбуз» (Интернет)

Алгоритм проведения:

- Беседа о сказке Золушка, о том, что она хотела попасть на бал;

- Выставка вееров;

- Опыт «Ощутить давление воздуха при помощи веера» (М.Султанова «Простые опыты с воздухом», занятие 1, опыт №1);

- Физминутка;

- Правила по технике безопасности при работе с ножницами, клеем;

- Порядок работы;

- Выполнение работы детьми;

- Танец веерами.         

2.Художественно-эстетическое развитие (нетрадиционная техника рисование воздушными шарами) Тема: «Открытка для мам» (интернет)      

Алгоритм проведения:

- Беседа о маме;

- Словесная игра «Чудесные слова о маме»;

- Вспомним песни о маме;

- Пословицы и их значения;

- Загадки;

- Физкультминутка «Помощники»;

- Показ способа рисования воздушными шарами в виде отпечатка.

- Беседа по технике безопасности;

- Дыхательное упражнение «Надуваем шарики»;

- Самостоятельное рисование детей;

- Выставка работ.

Пятница 18 ноября

Утро:

Игровая деятельность

-Игра на развитие правильного дыхания «Преодолей препятствия»;

Прогулка:

(часть)

Двигательная деятельность

- п/и «Летает – не летает» 

Вечер:

Чтение художественной литературы

- Экологическая сказка «Как воздух заболел»

Итоговое событие

-Познавательно-исследовательская деятельность

Экологическая акция «Чистый посёлок» - выявить причины загрязнения воздуха и возможные способы его очищения» (М.Султанова «Простые опыты с воздухом, занятие 3, опыт 1»)

- Задание №2 «Зачеркни карандашом то, что загрязняет воздух".

1.Речевое развитие (развитие речи) (кн.Веракса,стр.360)

Тема:«Составление рассказа из личного опыта «Как трудятся мои родители и как я им помогаю»

(Часть)

-Дидактическое упражнение:
«Подуй как ветер». Цель - отрабатывать силу голоса, умение делать глубокий вдох носом, выдох через рот с произношением звука «у». 

-Дидактическая игра «Что будет если…?»


Формы взаимодействия с семьями воспитанников:

- Создание дидактических пособий для дыхательной гимнастики: «Колобок», «Воздушный футбол», «преодолей препятствия» и макет «Декоративная мельница»

- Консультации «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников», «Экспериментально-исследовательская деятельность детей».

- Рекомендация «Оздоровление воздуха с помощью растений».

Литература:

  1. Гасанова Р.Х. Земля отцов: Программа-руководство. Уфа, БИРО.- 50с.
  2. "От рождения до школы". Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  3. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада». Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.-392с.
  4. Воздух. Материал из Википедии.www.ru.wikipedia.org/wiki/Воздух
  5. Колесникова К.В. Воздух вокруг нас. Исследовательский проект. – 2015
  6. Лебедева Е.Г. Простые поделки из бумаги и пластилина. М.: Айрис-пресс, 2009
  7. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. − 4-е изд., доп. − Москва: Азбуковник, 2000. – 940 с.
  8. Сидорова А.А. Как организовать проект с дошкольниками / Авт.-сост. А.А.  
  9. Султанова М. Серия «Для дошкольников. «Простые опыты с воздухом». – Москва: ООО «Хатбер-пресс», 2016 г.
  10. Теплюк С.Н. «Занятия на прогулках с детьми старшего дошкольного возраста»: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 160 с.
  11. интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по формированию звукопроизношения в старшей группе комбинированной направленности на тему: Звук А. (закрепление)

Подробный конспект по формированию звукопроизношения в старшей группе комбинированной направленности на тему: Звук А (закрепление)....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе комбинированной направленности для детей ОВЗ (нарушение речи) «Бал комнатных растений»

Выявить уровень сформированности связной речи через составление описательных рассказов по схеме (употреблять предложения разных конструкций, четко проговаривать все автоматизированные звуки в речи). Р...

План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилинографию в условиях внедрения ФГОС».

План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилин...

Конспект организации непрерывной образовательной деятельности детей старшей группы комбинированной направленности ТЕМА: «Водоплавающие птицы»

Цель: расширить знания о птицах.Коррекционно-образовательные задачи:- закрепить и расширить представления о птицах;- уточнить и активизировать словарь по теме «Водоплавающие птицы»;- совершенствовать ...

Статья "Роль наглядного моделирования в развитии речи детей старшего возраста с ОНР" воспитателя старшей группы комбинированной направленности с ОНР Грачевой Нелли Николаевны

Главная задача каждого педагога - подготовить детей к школе. Наглядное моделирование помогает детям развивать память, внимание, творческое воображение, активизирует связную речь, обогащает словарь. За...