Статья "Роль наглядного моделирования в развитии речи детей старшего возраста с ОНР" воспитателя старшей группы комбинированной направленности с ОНР Грачевой Нелли Николаевны
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Главная задача каждого педагога - подготовить детей к школе. Наглядное моделирование помогает детям развивать память, внимание, творческое воображение, активизирует связную речь, обогащает словарь. Занятия с использованием наглядных схем, мнемотаблиц обогащают восприятие детей, их социальный и предметный опыт, помогают им почувствовать уверенность в своих силах, что очень важно для старших дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Роль наглядного моделирования
в развитии речи детей старшего возраста с ОНР»
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»
К.Д. Ушинский
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка и подготовки ребёнка к школе.
У детей с ОНР есть особенности развития, а это:
- низкая работоспособность и быстрая утомляемость;
– ограниченный объем зрительного и слухового восприятия усложняет процесс запоминания и усвоения;
– нарушение внимания приводит к трудностям в выполнении заданий на основе словесной инструкции;
– отставания в развитии мыслительных операций вызывают затруднения в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением;
Поэтому мы стали искать способы повышения результативности работы по развитию речи, различные приёмы, которые активизируют детей и помогают им лучше запоминать новые знания.
Эффективным методом развития речи и запоминания предлагаемого воспитателем материала, является комбинированный рисунок или опорное моделирование. Модели помогают наглядно представить предметы или объекты, последовательность событий и т.д.
Многие считают, что искусство мнемотехники пришло к нам из Древней Греции, где искусные ораторы долго удерживали внимание публики, не прибегая к записи конспекта своего выступления и обладали хорошими приёмами запоминания текстов.
«Мнемотехника» - в переводе с греческого это система эффективных методов и приёмов, которые помогают в запоминании, сохранении и воспроизведении информации.
У детей с ОНР речь сформирована недостаточно: ограниченный словарный запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь детей бедной и стереотипной. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий. И поэтому использование мнемотехники и наглядного моделирования становится сегодня всё более актуальным.
Мною подобран дидактический материал в форме мнемотаблиц, схем моделей, которые стали заметно облегчать детям овладение связной речью. Н: при пересказе короткого рассказа или сказки дети понимают и быстро запоминают последовательность событий, их рассказ становится чётким, связным и последовательным.
Дети любят рисовать, и поэтому после прочтения того или иного художественного произведения или стихотворения, они с удовольствием с помощью схем и специальных обозначений, изображают главную идею, своё отношение к героям произведения, выделяя самое главное.
Используя возможности интерактивной доски, а именно красочность и наглядность материала, мы помогаем своим воспитанникам запомнить больше информации, концентрировать внимание и более продуктивно использовать схемы-модели для развития речи детей.
Свою коррекционную работу по развитию речи детей я разделила на 3 этапа:
- 1 этап. Ознакомление и усвоение детьми знаково- символического языка схем-моделей, внесение знаковой символики в речевую деятельность детей.
- 2 этап. Знакомство детей с графической аналогией. Разработка схем для составления описательных рассказов
- 3 этап. Формирование у старших дошкольников с ОНР умения самостоятельно составлять рассказ с использованием схем- моделей.
На первом этапе я обратила внимание на то, что детям трудно запомнить и понять значение некоторых символов. Поэтому мы вместе с детьми нарисовали и смастерили самодельные схемы и модели к дидактическим речевым играм: «Составь предложение», «Речевые кубики», «Скороговорки», «Загадки», в которых обогащается предметный опыт детей, активизируется словарь и дети в игре запоминают символы обозначения слов: слов-предметов, слов-определений, слов-действий. Рисунки-значки и их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержания описания.
На втором этапе мною использовались опорные схемы модели для составления описательных рассказов, а именно:
- Модели повествовательного рассказа Т.А.Ткаченко
- Модели О.С.Ушаковой (описания, повествования)
- Модели Л.В. Красильниковой
Мною разработаны авторские схемы-модели по составлению описания зимующих и перелётных птиц, профессий людей (по темам: «Стройка. Дом», «Пища. Посуда», «Комнатные растения» и др.)
В своей работе мы учитываем способности и возможности каждого ребёнка, учитывая индивидуальные особенности детей. Активные дети помогают более медлительным и стеснительным детям, которым мы предлагаем более лёгкое, но интересное задание (Н: «Я начинаю, а ты заканчиваешь», «Интервью», «Сказка наизнанку» и др.)
На третьем этапе предусматривается обучение составлению рассказа по темам недели (в том числе с придумыванием его конца и начала, дополнением эпизодов и т.д.). Главная задача этого периода — развитие самостоятельной связной речи детей.
Очень сложным видом рассказывания является «Составление рассказов о временах года». Мнемотаблицы об осени, зиме, весне и лете закрепляют и расширяют знания детей о приметах в живой и неживой природе, о поведении животных и птиц, о сезонном сельскохозяйственном труде людей.
С помощью схем-моделей и мнемотаблиц нам удалось достичь следующих результатов:
- У детей появилось желание пересказывать сказки – как на занятии, так и в повседневной жизни;
- Повысился интерес к заучиванию стихов;
- Расширился круг знаний об окружающем мире;
- Активизировался словарный запас;
- У детей появилась уверенность в своих силах
Таким образом, введение наглядных моделей в процесс обучения детей позволило более целенаправленно развивать речь детей, обогащать их активный лексикон, закрепить навыки словообразования, сформировать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы, т.е. развивать и совершенствовать связную речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль дидактических экологических игр в развитии речи детей дошкольного возраста» Воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 122 Буркасова Л.И.
Дидактические игры – это игры обучающие. Их основное назначение – способствовать усво...
Собрание «Развитие речи детей младшего возраста» в первой младшей группе
Собрание «Развитие речи детей младшего возраста» в первой младшей группе...
Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».
на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»Цели: ознакомление родителей с особенностями логопедической р...
Инновационный педагогический опыт по теме: «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР» учителя-логопеда МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» Ермошиной Галины Николаевны
Вопрос готовности ребёнка к школе всегда волнует родителей особенно если дети имеют отклонения в речевом развитии. А от уровня развития мелкой моторики зависит показатель интеллектуальной готовн...
Консультация для воспитателей ДОУ "Наглядное моделирование в развитии речи детей"
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделирования помогает...
Семинар – практикум для педагогов «Использование метода наглядного моделирования в развитии речи детей с ОНР»
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Научные исследования и практика по...
Технология наглядного моделирования в развитии речи детей дошкольного возраста.
Сообщение для педагоговТехнология наглядного моделирования в развитии речи детейдошкольного возраста...