Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию детей в старшей группе комбинированной направленности № 9 (5-6 лет) ( дети с нарушением опорно-двигательного аппарата) « Волшебный мир посуды »
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

МАДОУ  детский  сад   комбинированного  вида   № 128

 

 

 

 

К О Н С П Е К Т

непосредственной    образовательной    деятельности

по речевому  развитию  детей

в старшей группе комбинированной направленности  № 9  (5-6 лет)

( дети с нарушением  опорно-двигательного  аппарата)

« Волшебный    мир     посуды »

 

 

 

Составил:   воспитатель  группы

Лупеко  Любовь  Васильевна

 

 

 

 

 

 

Хабаровск

2014

 

 

 

 

 

Цель:  Расширить  знания  детей  о  посуде,  ее  назначении.

Задачи:

            Образовательные:

           Дать  детям  знания  о  посуде,  ее  назначении, деталях  и  частях,  из 

           которых  она  состоит;  материалах,  из  которых  она  сделана.

           Формировать  понятия  чайная,  столовая,  кухонная  посуда.

           Применять  в  рассказах  детей  мнемотаблицу.

           Развивающие:  

           Развивать  грамматически  правильную  речь:  образовывать  новые 

           слова,  пользуясь  суффиксами.

           Развивать  речевое  дыхание.

           Воспитательные:

           Воспитывать  самостоятельность  и  навыки  сотрудничества.

Словарная  работа:

          Расширение,   уточнение  и  активизация  словаря  по  теме  «Посуда»      

          (чайная,  столовая,  кухонная  посуда,  сервиз,  сервировка,  хрусталь).

Индивидуальная  работа:

           С  Мишей,  Настей  -  активизация  в  речи  прилагательных,      

           образованных  по  аналогии.

Материал:

            Игрушечка  Уфошечка,  тюбик,  иллюстрации  чайной,     столовой

            и  кухонной  посуды,  указка,   сумочка  с  продуктами,  сахарница,                        

            сухарница,   конфетница,  молочник,  супница,  солонка,   масленка,

             стеклянный  стакан, фарфоровая  чашка,  металлическая сковорода,

            эмалированная  кастрюля,  керамический  кувшинчик,  хрустальная 

            вазочка,  деревянный  бочонок  (с  хохломской    росписью),  тарелка   

           фарфоровая,  заварной   фарфоровый   чайник.

           Чайный  сервиз,  салфетки  для  сервировки,  самовар,  4 большие    

           льняные  салфетки,  4  подноса.

           Бутылочки  с  водой  и  трубочками  по  количеству  детей,  лист  с 

           «нотами»,  мольберт,  ширма,  ноутбук,  телевизор,  мнемотаблица.

Предварительная   работа:

             Чтение  сказки  «Федорино  горе»,  рассматривание  иллюстраций  в 

             альбоме  «Посуда»,  рассматривание  посуды,  загадки  о  посуде, 

             использование  посуды  в  сюжетно-ролевых  играх  «Семья»,                         

            «Кафе», беседа  на  тему  «Золотая  хохлома»,  беседа  на  тему           

            «Сине-голубое   чудо»,  дыхательная  гимнастика  «Веселые  бульки».    

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ  детский  сад   комбинированного  вида   № 128

К О Н С П Е К Т

непосредственной    образовательной    деятельности

по речевому  развитию  детей

в старшей группе комбинированной направленности  № 9  (5-6 лет)

( дети с нарушением  опорно-двигательного  аппарата)

« Волшебный    мир     посуды »

Составил:   воспитатель  группы

Лупеко  Любовь  Васильевна

Хабаровск

2014

Цель:  Расширить  знания  детей  о  посуде,  ее  назначении.

Задачи:

            Образовательные:

           Дать  детям  знания  о  посуде,  ее  назначении, деталях  и  частях,  из  

           которых  она  состоит;  материалах,  из  которых  она  сделана.

           Формировать  понятия  чайная,  столовая,  кухонная  посуда.

           Применять  в  рассказах  детей  мнемотаблицу.

           Развивающие:  

           Развивать  грамматически  правильную  речь:  образовывать  новые  

           слова,  пользуясь  суффиксами.

           Развивать  речевое  дыхание.

           Воспитательные:

           Воспитывать  самостоятельность  и  навыки  сотрудничества.

Словарная  работа:

          Расширение,   уточнение  и  активизация  словаря  по  теме  «Посуда»      

          (чайная,  столовая,  кухонная  посуда,  сервиз,  сервировка,  хрусталь).

Индивидуальная  работа:

           С  Мишей,  Настей  -  активизация  в  речи  прилагательных,      

           образованных  по  аналогии.

Материал:

            Игрушечка  Уфошечка,  тюбик,  иллюстрации  чайной,     столовой

            и  кухонной  посуды,  указка,   сумочка  с  продуктами,  сахарница,                        

            сухарница,   конфетница,  молочник,  супница,  солонка,   масленка,

             стеклянный  стакан, фарфоровая  чашка,  металлическая сковорода,

            эмалированная  кастрюля,  керамический  кувшинчик,  хрустальная  

            вазочка,  деревянный  бочонок  (с  хохломской    росписью),  тарелка    

           фарфоровая,  заварной   фарфоровый   чайник.

           Чайный  сервиз,  салфетки  для  сервировки,  самовар,  4 большие    

           льняные  салфетки,  4  подноса.

           Бутылочки  с  водой  и  трубочками  по  количеству  детей,  лист  с  

           «нотами»,  мольберт,  ширма,  ноутбук,  телевизор,  мнемотаблица.

Предварительная   работа:

             Чтение  сказки  «Федорино  горе»,  рассматривание  иллюстраций  в  

             альбоме  «Посуда»,  рассматривание  посуды,  загадки  о  посуде,  

             использование  посуды  в  сюжетно-ролевых  играх  «Семья»,                        

            «Кафе», беседа  на  тему  «Золотая  хохлома»,  беседа  на  тему            

            «Сине-голубое   чудо»,  дыхательная  гимнастика  «Веселые  бульки».    

1          часть:

Воспитатель: «Дети,  сегодня  утром  ко  мне  на  лоджию  приземлилась  летающая  тарелочка.

 В  ней  сидел  инопланетянин.

 Познакомьтесь,  вот  мой  гость  ( показываю  игрушку  Уфошечку ).

Воспитатель: Он  сказал,  что  его  зовут  Уфошечка,  он  прилетел  с  другой  планеты,  поэтому  многого  не  знает.  

 Уфошечка    услышал  на  земле  слово  «посуда»,  но  не  знает  что  это,  для  чего  она  нужна  и  из  чего  сделана.

Он  спрашивает:  «Вы  сможете  ему  помочь?»

Ну   что,  ребята, поможем?

2        часть:  

1).Воспитатель:   Дети,  у  нашего  гостя  есть  продукты,  но  куда  их  положить  он  не  знает,  потому  что  на  его  планете  еду  хранят  в  пищевых  тюбиках  (показываю  «пищевой»  тюбик  со  сгущенным  молоком).

Воспитатель: Дети,  а  у  нас  куда  можно  положить  хлеб?

Дети: Хлеб  можно  положить  в  хлебницу.

Воспитатель: Куда  можно  положить  сухари?

Дети:  Сухари  можно  положить  в  сухарницу.

Воспитатель: Куда  можно  пересыпать  сахар?

Дети:  Сахар  можно  насыпать  в  сахарницу.

Воспитатель:  Куда  можно  положить  конфеты?

Дети:  Конфеты  можно  положить  в  конфетницу.

Воспитатель:  Куда  можно  налить  молоко?

Дети:  Молоко  можно  налить  в  молочник.

Воспитатель:  Куда  можно  положить  масло?

Дети:  Масло  можно  положить  в  масленку.

Воспитатель:  Куда  можно  налить  суп?

Дети:  Суп  можно  налить  в  супницу.

Воспитатель:  Дети,  наш  гость  говорит,  что он  все  понял.   Если  хлеб  кладут  в  хлебницу,  сухари  в  сухарницу,  сахар  в  сахарницу,  то  соль  можно  насыпать  в  сольницу.

Ребята,  Уфошечка  правильно  сказал,  что  соль  надо  насыпать  в  сольницу?

Дети:  Неправильно.

Воспитатель:  А  как  надо  правильно  сказать?  Куда  можно  насыпать  соль?

Дети:  Соль  надо  насыпать  в  солонку.

2).Воспитатель:  Ребята,  наш  гость  спрашивает: «Что  это  на  доске?»

Дети,  давайте  назовем  предметы,  стоящие  на  верхней  полке.

Дети:   На  верхней  полке  стоят:  блюдце,  чашка,  сахарница,  заварник.

Воспитатель:  Ребята,  как  одним  словом  можно  назвать  эти  предметы?

Дети:   Посуда.

Воспитатель:  Как  вы  думаете,  для  чего  нужна  эта  посуда?

Дети:  Эта  посуда  нужна  для  того,  чтобы  пить  чай.

Воспитатель:  Правильно,  эта  посуда  нужна  для  того,  чтобы  пить  чай.  Ее  называют  -  чайная  посуда.

Дети,  как  называют  посуду,  которая  нужна  чтобы  пить  чай?

Дети:  Чайная  посуда.

Воспитатель:  Дети,  посмотрите,  что  стоит  на  средней  полке?

Дети:  На  средней  полке  стоят:  тарелки  глубокая  и  мелкая,  супница.

Воспитатель:  Скажите,  для  чего  нужна  эта  посуда?

Дети:  Эта  посуда  нужна  для  того,  чтобы  из  нее  кушать.

Воспитатель:  Как  вы  думаете,  когда  пользуются  этой  посудой,  на  завтрак,  в  обед  или    ужин?

Дети:  В  обед.

Воспитатель:  Почему?

Дети:  Ей  пользуются  в  обед,  потому  что  есть  глубокая  тарелка  для  первого  блюда  и  мелкая  -  для  второго.

Воспитатель:  Правильно.  Молодцы.

Этой  посудой  пользуются  за  столом  во  время  еды.  Она  называется  столовой  посудой.   Как  называют  эту  посуду?

Дети:  Столовая  посуда.

Воспитатель:  Что  стоит  на  нижней  полке?

Дети:  На  нижней  полке  стоят:  кастрюля,  сковорода,  чайник.

Воспитатель:  Как  вы  думаете,  для  чего  нужна  эта  посуда?

Дети:  В  ней  готовят  еду.  

Воспитатель:  Правильно.  Посуду,  в  которой  готовят  еду  на  кухне  называют  кухонной.

Ребята, давайте  повторим,  как  называется  посуда  на  верхней  полке?

Дети:  Чайная  посуда.

Воспитатель:  Как  называется  посуда  на  средней  полке?

Дети:  Столовая  посуда.

Воспитатель:  Как  называется  посуда  на  нижней полке?

Дети:  Кухонная  посуда.

3).Воспитатель:  Молодцы!  А  теперь  давайте  мы  расскажем  Уфошечке  из  какого  материала  сделана  посуда.

Дети,  из  какого  материала  сделан  стакан?  (показываю  стакан).

Дети:  Стакан  сделан  из  стекла.

Воспитатель:  Значит,  он  какой?

Дети:  Стеклянный.

Воспитатель:  Из  какого  материала  сделана  чашка? (показываю  чашку).

Дети:  Чашка  сделана  из  фарфора.  

Воспитатель:  Значит,  она  какая?

Дети:  Фарфоровая.

Воспитатель:  Из  чего  сделана  сковорода? (показываю  сковороду).

Дети:  Сковорода  сделана  из  металла.

Воспитатель:  Значит,  она  какая?

Дети:  Металлическая.

Воспитатель:  Если  кастрюля  покрыта  эмалью,  то  она какая?   (показываю   кастрюлю).

Дети:  Эмалированная.

Воспитатель:  Если  посуда  из  глины, то  какая  она?

Дети:  Глиняная.

Воспитатель:  А  если  это  обожженная  глина,  то  такая  посуда  называется  керамической  (показываю  кувшинчик).

Из  какого  материала  сделана  эта  посуда?   (показываю  бочонок).

Дети:  Из  дерева.

Воспитатель:  Значит,  она  какая?

Дети:  Деревянная.

Воспитатель:  Эта  вазочка  сделана  из  хрусталя.  Хрусталь – это  специальное  стекло,  на  котором  можно  нарезать  вот  такие  красивые  узоры.  У  хрусталя  есть  еще  одна  особенность – он  звучит  вот  так  (ударяю  по вазочке).  Этот  звук  называют  хрустальный  звон.  Дети,  из  какого  материала  сделана  вазочка?

Дети:  Из  хрусталя.

Воспитатель:  Значит,  она  какая?

Дети:  Хрустальная.

4).Воспитатель:  А  сейчас,  ребята,  мы  немного  отдохнем  (физкультурная  минутка).     Стук  в  дверь.

Воспитатель:  Кто  там?  (входит  самовар).

Воспитатель:  Ребята,  смотрите,  к  нам  самовар  пришел.

Самовар:  Здравствуйте,  друзья.  Вы  хотите  со  мной  потанцевать?   (Дети  и  воспитатель  здороваются).

Воспитатель:  Дети,  давайте  оденем  шапочки.  (Музыка.  Дети  танцуют  вместе  с  самоваром).

Самовар:  Весело  у  вас,  но  мне  пора.  До свидания,  друзья.  (Дети  снимают    шапочки).

5).Воспитатель: Дети,   Уфошечка  приглашает  нас  посмотреть  сообщение, которое  пришло  для  него.  (показываю  всю  таблицу  на  ноутбуке).

Воспитатель:  Ребята,  посмотрите,  да  это  же  мнемотаблица  для  описания  посуды,  но  наш  гость  сказал,  что  не  все  в  ней  понял.

Дети,  вы  хотите  ему  помочь?  

(Открываю  1-й  квадрат  в  таблице).

Воспитатель:  Ребята,  что  здесь  нарисовано?

Дети:  Знак  вопроса.

Воспитатель:  Правильно.  Это  знак  вопроса  и  на  него  надо  ответить – что  это?  

Воспитатель:  Что  это?  (показываю  кастрюлю).  

Дети:  Это  кастрюля.  

(Открываю    2-й    квадрат     в    таблице).                                      

Воспитатель:  Дети,  что  здесь  нарисовано?

Дети:  Цветные  пятна.

Воспитатель:  Скажите,  какого  цвета  кастрюля?

Дети:  Кастрюля  серебристого  цвета.  

(Открываю  3-й    квадрат    в    таблице).                                                

Воспитатель:    Дети,  кто  знает,  что  это  за  буква?

Дети:  Буква  «М».

Воспитатель:  «М» - эта  буква  обозначает  материал,  из  которого  сделана  посуда.

Ребята,  из  какого  материала  сделана  кастрюля?

Дети:  Кастрюля  сделана  из  металла.  

Воспитатель:  (Открываю  4-й  квадрат  в  таблице).  Ребята,  что  здесь  нарисовано.

Дети:  Чайник.

Воспитатель:  Вы  заметили,  что  он  не  совсем  обычный:  как - будто  он  разбился  на  части. Эта  картинка  обозначает,  что  надо  назвать  все  части,  из  которых  состоит  посуда.

Дети,  что  есть  у  кастрюли?

Дети:  У  кастрюли  есть  стенки,  дно,  ручки  и  крышка.

Воспитатель:  (Открываю  5-й  квадрат  таблицы).   Ребята, эта  картинка  обозначает  для  чего  эту  посуду  можно  использовать.  Скажите,  для  чего  нужна  кастрюля?

Дети:  В  ней  можно  сварить  суп,  борщ.  

Воспитатель:  (Открываю  всю  таблицу).  Уфошечка  говорит,  что  он  понял  как  рассказывать  по  этой  таблице  про посуду.  И  хочет  рассказать  про  свою  тарелочку.

Это  мелкая  тарелка.  Середина  у  нее  белая,  а края  синие  с  красивым  золотым  орнаментом.  Тарелка  сделана  из  фарфора.  У  нее  есть  дно  и  края.  Эта  тарелка  для  вторых  блюд,  на  нее  можно  положить  рожки  с  сосиской,  тушеную  картошку,  ленивые  вареники  и  многое  другое.

Дети,  кто  хочет  рассказать  об  этой  посуде?

(Самостоятельные  рассказы  детей  о  стакане  и  заварном  чайнике).

Воспитатель:  Ребята,  Уфошечка  благодарит  вас  за  то, что  узнал  много  интересного  и  теперь  он  тоже  сможет  рассказать  о  любой  посуде  по  таблице.

Дети,  давайте  немного  отдохнем  (физкультурная  пауза).

У  нас  есть  оркестр  «Веселые  бульки».  Сейчас  мы  сыграем  для  нашего  гостя.  Настроились.  Как  мы  будем  вдыхать?

Дети:  Мы  будем  вдыхать  животом,  не  поднимая  плечи.

Воспитатель:  Сейчас  я  повешу  специальные  ноты  (вывешиваю  лист с  «нотами»  на  доску).

Вдохнули.  Начали.

Дети:  (Дети  выдыхают  воздух  через  трубочку  в  бутылочку,  наполненную  водой).

Воспитатель:  Молодцы.  Хорошо  сыграли.  Ставьте  инструменты  на место.

3 часть:

Воспитатель:  А  теперь,  дети,  я  хочу  угостить  вас  и  Уфошечку  чаем  с  молоком  и   конфетами  «Марсианка».

Посмотрите,  на  этом  столе  стоит  сервиз.  Сервиз – это  набор  посуды  разного  назначения.

Сервировать – значит  красиво  и  удобно  расставить  сервиз.

Ребята,  давайте  посмотрим,  как  по-разному  это  можно  сделать  (просмотр  фильма  и  сервировка  стола  к  обеду  и  чаю).    

Воспитатель:  Дети,  вы  поможете  мне  накрыть  на  стол?

 (Ответы  детей).

Воспитатель:  А  чтобы   Уфошечка  запомнил   как   надо  сервировать  стол,  вы  будете  сервировать  и  рассказывать,  что  вы  делаете.

(Дети  самостоятельно  накрывают  на  стол).

Дети:  Надо  поставить  на  середину  стола  салфетки,  заварник, сахарницу,  конфетницу,  молочник,  на  край  стола  поставить  блюдце  и  чашку,  положить  чайную  ложечку.

Воспитатель:  Дети,  как   называют  чашку  и  блюдце  вместе?

Дети:  Чайная  пара.

Воспитатель:  Уфошечка,  тебе  понравилось  у  нас?

Дети,  давайте  вспомним.  С  чем  мы  сегодня  познакомили  нашего  гостя?

Дети:  Мы  познакомили  его  с  чайной,  столовой,  кухонной  посудой,  какие  продукты  куда можно положить,  рассказывали  о  посуде  по  таблице,  сервировали  стол.

Воспитатель:  Уфошечка  говорит  вам  спасибо,  вы  ему  очень  помогли.

А  теперь  давайте  будем  пить  чай.  Но  прежде,  чем  сесть  за  стол,  что  нужно  сделать?

Дети:  Нужно  вымыть  руки.

Воспитатель:  Идите  мойте  руки  и  садитесь  пить  чай.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по формированию звукопроизношения в старшей группе комбинированной направленности на тему: Звук А. (закрепление)

Подробный конспект по формированию звукопроизношения в старшей группе комбинированной направленности на тему: Звук А (закрепление)....

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности по развитию лексико-грамматических средств языка по теме: «Посуда»

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности по развитию лексико-грамматических средств языка по теме: «Посуда»...

Конспект открытого показа НОД в старшей группе комбинированной направленности с нарушением зрения. Тема: «Воздух-что это?»

Конспект открытого  показа  НОД в старшей группе комбинированной направленности с нарушением зрения. Тема: «Воздух-что это?».Цель: Систематизировать знания детей о свойствах возд...

Конспект занятия по математике в старшей группе комбинированной направленности «Путешествие в сказку «Гуси – лебеди».

Цель:  Формировать у детей элементарные математические представления через устное народное творчество...

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе комбинированной направленности по теме: «Бескрайний космос»

Расширение представлений о космосе. Активизация и актуализация словаря по теме. Развитие грамматического строя речи....

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе комбинированной направленности по образовательной области «Развитие речи» с использованием ИКТ Тема: «Мы волшебники»

Формировать эмоциональную отзывчивость; интерес к речевой деятельности;- Развивать умение использовать словарный запас при самостоятельном рассказывании; развивать умение правильно воспринимать содерж...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе комбинированной направленности Тема: «Откуда пришли деньги»

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе комбинированной направленности. Тема: «Откуда пришли деньги»...