Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию детей в старшей группе комбинированной направленности № 9 (5-6 лет) ( дети с нарушением опорно-двигательного аппарата) « Волшебный мир посуды »
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
МАДОУ детский сад комбинированного вида № 128
К О Н С П Е К Т
непосредственной образовательной деятельности
по речевому развитию детей
в старшей группе комбинированной направленности № 9 (5-6 лет)
( дети с нарушением опорно-двигательного аппарата)
« Волшебный мир посуды »
Составил: воспитатель группы
Лупеко Любовь Васильевна
Хабаровск
2014
Цель: Расширить знания детей о посуде, ее назначении.
Задачи:
Образовательные:
Дать детям знания о посуде, ее назначении, деталях и частях, из
которых она состоит; материалах, из которых она сделана.
Формировать понятия чайная, столовая, кухонная посуда.
Применять в рассказах детей мнемотаблицу.
Развивающие:
Развивать грамматически правильную речь: образовывать новые
слова, пользуясь суффиксами.
Развивать речевое дыхание.
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность и навыки сотрудничества.
Словарная работа:
Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Посуда»
(чайная, столовая, кухонная посуда, сервиз, сервировка, хрусталь).
Индивидуальная работа:
С Мишей, Настей - активизация в речи прилагательных,
образованных по аналогии.
Материал:
Игрушечка Уфошечка, тюбик, иллюстрации чайной, столовой
и кухонной посуды, указка, сумочка с продуктами, сахарница,
сухарница, конфетница, молочник, супница, солонка, масленка,
стеклянный стакан, фарфоровая чашка, металлическая сковорода,
эмалированная кастрюля, керамический кувшинчик, хрустальная
вазочка, деревянный бочонок (с хохломской росписью), тарелка
фарфоровая, заварной фарфоровый чайник.
Чайный сервиз, салфетки для сервировки, самовар, 4 большие
льняные салфетки, 4 подноса.
Бутылочки с водой и трубочками по количеству детей, лист с
«нотами», мольберт, ширма, ноутбук, телевизор, мнемотаблица.
Предварительная работа:
Чтение сказки «Федорино горе», рассматривание иллюстраций в
альбоме «Посуда», рассматривание посуды, загадки о посуде,
использование посуды в сюжетно-ролевых играх «Семья»,
«Кафе», беседа на тему «Золотая хохлома», беседа на тему
«Сине-голубое чудо», дыхательная гимнастика «Веселые бульки».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятий по развитию речи | 22.58 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ детский сад комбинированного вида № 128
К О Н С П Е К Т
непосредственной образовательной деятельности
по речевому развитию детей
в старшей группе комбинированной направленности № 9 (5-6 лет)
( дети с нарушением опорно-двигательного аппарата)
« Волшебный мир посуды »
Составил: воспитатель группы
Лупеко Любовь Васильевна
Хабаровск
2014
Цель: Расширить знания детей о посуде, ее назначении.
Задачи:
Образовательные:
Дать детям знания о посуде, ее назначении, деталях и частях, из
которых она состоит; материалах, из которых она сделана.
Формировать понятия чайная, столовая, кухонная посуда.
Применять в рассказах детей мнемотаблицу.
Развивающие:
Развивать грамматически правильную речь: образовывать новые
слова, пользуясь суффиксами.
Развивать речевое дыхание.
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность и навыки сотрудничества.
Словарная работа:
Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Посуда»
(чайная, столовая, кухонная посуда, сервиз, сервировка, хрусталь).
Индивидуальная работа:
С Мишей, Настей - активизация в речи прилагательных,
образованных по аналогии.
Материал:
Игрушечка Уфошечка, тюбик, иллюстрации чайной, столовой
и кухонной посуды, указка, сумочка с продуктами, сахарница,
сухарница, конфетница, молочник, супница, солонка, масленка,
стеклянный стакан, фарфоровая чашка, металлическая сковорода,
эмалированная кастрюля, керамический кувшинчик, хрустальная
вазочка, деревянный бочонок (с хохломской росписью), тарелка
фарфоровая, заварной фарфоровый чайник.
Чайный сервиз, салфетки для сервировки, самовар, 4 большие
льняные салфетки, 4 подноса.
Бутылочки с водой и трубочками по количеству детей, лист с
«нотами», мольберт, ширма, ноутбук, телевизор, мнемотаблица.
Предварительная работа:
Чтение сказки «Федорино горе», рассматривание иллюстраций в
альбоме «Посуда», рассматривание посуды, загадки о посуде,
использование посуды в сюжетно-ролевых играх «Семья»,
«Кафе», беседа на тему «Золотая хохлома», беседа на тему
«Сине-голубое чудо», дыхательная гимнастика «Веселые бульки».
1 часть:
Воспитатель: «Дети, сегодня утром ко мне на лоджию приземлилась летающая тарелочка.
В ней сидел инопланетянин.
Познакомьтесь, вот мой гость ( показываю игрушку Уфошечку ).
Воспитатель: Он сказал, что его зовут Уфошечка, он прилетел с другой планеты, поэтому многого не знает.
Уфошечка услышал на земле слово «посуда», но не знает что это, для чего она нужна и из чего сделана.
Он спрашивает: «Вы сможете ему помочь?»
Ну что, ребята, поможем?
2 часть:
1).Воспитатель: Дети, у нашего гостя есть продукты, но куда их положить он не знает, потому что на его планете еду хранят в пищевых тюбиках (показываю «пищевой» тюбик со сгущенным молоком).
Воспитатель: Дети, а у нас куда можно положить хлеб?
Дети: Хлеб можно положить в хлебницу.
Воспитатель: Куда можно положить сухари?
Дети: Сухари можно положить в сухарницу.
Воспитатель: Куда можно пересыпать сахар?
Дети: Сахар можно насыпать в сахарницу.
Воспитатель: Куда можно положить конфеты?
Дети: Конфеты можно положить в конфетницу.
Воспитатель: Куда можно налить молоко?
Дети: Молоко можно налить в молочник.
Воспитатель: Куда можно положить масло?
Дети: Масло можно положить в масленку.
Воспитатель: Куда можно налить суп?
Дети: Суп можно налить в супницу.
Воспитатель: Дети, наш гость говорит, что он все понял. Если хлеб кладут в хлебницу, сухари в сухарницу, сахар в сахарницу, то соль можно насыпать в сольницу.
Ребята, Уфошечка правильно сказал, что соль надо насыпать в сольницу?
Дети: Неправильно.
Воспитатель: А как надо правильно сказать? Куда можно насыпать соль?
Дети: Соль надо насыпать в солонку.
2).Воспитатель: Ребята, наш гость спрашивает: «Что это на доске?»
Дети, давайте назовем предметы, стоящие на верхней полке.
Дети: На верхней полке стоят: блюдце, чашка, сахарница, заварник.
Воспитатель: Ребята, как одним словом можно назвать эти предметы?
Дети: Посуда.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужна эта посуда?
Дети: Эта посуда нужна для того, чтобы пить чай.
Воспитатель: Правильно, эта посуда нужна для того, чтобы пить чай. Ее называют - чайная посуда.
Дети, как называют посуду, которая нужна чтобы пить чай?
Дети: Чайная посуда.
Воспитатель: Дети, посмотрите, что стоит на средней полке?
Дети: На средней полке стоят: тарелки глубокая и мелкая, супница.
Воспитатель: Скажите, для чего нужна эта посуда?
Дети: Эта посуда нужна для того, чтобы из нее кушать.
Воспитатель: Как вы думаете, когда пользуются этой посудой, на завтрак, в обед или ужин?
Дети: В обед.
Воспитатель: Почему?
Дети: Ей пользуются в обед, потому что есть глубокая тарелка для первого блюда и мелкая - для второго.
Воспитатель: Правильно. Молодцы.
Этой посудой пользуются за столом во время еды. Она называется столовой посудой. Как называют эту посуду?
Дети: Столовая посуда.
Воспитатель: Что стоит на нижней полке?
Дети: На нижней полке стоят: кастрюля, сковорода, чайник.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужна эта посуда?
Дети: В ней готовят еду.
Воспитатель: Правильно. Посуду, в которой готовят еду на кухне называют кухонной.
Ребята, давайте повторим, как называется посуда на верхней полке?
Дети: Чайная посуда.
Воспитатель: Как называется посуда на средней полке?
Дети: Столовая посуда.
Воспитатель: Как называется посуда на нижней полке?
Дети: Кухонная посуда.
3).Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте мы расскажем Уфошечке из какого материала сделана посуда.
Дети, из какого материала сделан стакан? (показываю стакан).
Дети: Стакан сделан из стекла.
Воспитатель: Значит, он какой?
Дети: Стеклянный.
Воспитатель: Из какого материала сделана чашка? (показываю чашку).
Дети: Чашка сделана из фарфора.
Воспитатель: Значит, она какая?
Дети: Фарфоровая.
Воспитатель: Из чего сделана сковорода? (показываю сковороду).
Дети: Сковорода сделана из металла.
Воспитатель: Значит, она какая?
Дети: Металлическая.
Воспитатель: Если кастрюля покрыта эмалью, то она какая? (показываю кастрюлю).
Дети: Эмалированная.
Воспитатель: Если посуда из глины, то какая она?
Дети: Глиняная.
Воспитатель: А если это обожженная глина, то такая посуда называется керамической (показываю кувшинчик).
Из какого материала сделана эта посуда? (показываю бочонок).
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Значит, она какая?
Дети: Деревянная.
Воспитатель: Эта вазочка сделана из хрусталя. Хрусталь – это специальное стекло, на котором можно нарезать вот такие красивые узоры. У хрусталя есть еще одна особенность – он звучит вот так (ударяю по вазочке). Этот звук называют хрустальный звон. Дети, из какого материала сделана вазочка?
Дети: Из хрусталя.
Воспитатель: Значит, она какая?
Дети: Хрустальная.
4).Воспитатель: А сейчас, ребята, мы немного отдохнем (физкультурная минутка). Стук в дверь.
Воспитатель: Кто там? (входит самовар).
Воспитатель: Ребята, смотрите, к нам самовар пришел.
Самовар: Здравствуйте, друзья. Вы хотите со мной потанцевать? (Дети и воспитатель здороваются).
Воспитатель: Дети, давайте оденем шапочки. (Музыка. Дети танцуют вместе с самоваром).
Самовар: Весело у вас, но мне пора. До свидания, друзья. (Дети снимают шапочки).
5).Воспитатель: Дети, Уфошечка приглашает нас посмотреть сообщение, которое пришло для него. (показываю всю таблицу на ноутбуке).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, да это же мнемотаблица для описания посуды, но наш гость сказал, что не все в ней понял.
Дети, вы хотите ему помочь?
(Открываю 1-й квадрат в таблице).
Воспитатель: Ребята, что здесь нарисовано?
Дети: Знак вопроса.
Воспитатель: Правильно. Это знак вопроса и на него надо ответить – что это?
Воспитатель: Что это? (показываю кастрюлю).
Дети: Это кастрюля.
(Открываю 2-й квадрат в таблице).
Воспитатель: Дети, что здесь нарисовано?
Дети: Цветные пятна.
Воспитатель: Скажите, какого цвета кастрюля?
Дети: Кастрюля серебристого цвета.
(Открываю 3-й квадрат в таблице).
Воспитатель: Дети, кто знает, что это за буква?
Дети: Буква «М».
Воспитатель: «М» - эта буква обозначает материал, из которого сделана посуда.
Ребята, из какого материала сделана кастрюля?
Дети: Кастрюля сделана из металла.
Воспитатель: (Открываю 4-й квадрат в таблице). Ребята, что здесь нарисовано.
Дети: Чайник.
Воспитатель: Вы заметили, что он не совсем обычный: как - будто он разбился на части. Эта картинка обозначает, что надо назвать все части, из которых состоит посуда.
Дети, что есть у кастрюли?
Дети: У кастрюли есть стенки, дно, ручки и крышка.
Воспитатель: (Открываю 5-й квадрат таблицы). Ребята, эта картинка обозначает для чего эту посуду можно использовать. Скажите, для чего нужна кастрюля?
Дети: В ней можно сварить суп, борщ.
Воспитатель: (Открываю всю таблицу). Уфошечка говорит, что он понял как рассказывать по этой таблице про посуду. И хочет рассказать про свою тарелочку.
Это мелкая тарелка. Середина у нее белая, а края синие с красивым золотым орнаментом. Тарелка сделана из фарфора. У нее есть дно и края. Эта тарелка для вторых блюд, на нее можно положить рожки с сосиской, тушеную картошку, ленивые вареники и многое другое.
Дети, кто хочет рассказать об этой посуде?
(Самостоятельные рассказы детей о стакане и заварном чайнике).
Воспитатель: Ребята, Уфошечка благодарит вас за то, что узнал много интересного и теперь он тоже сможет рассказать о любой посуде по таблице.
Дети, давайте немного отдохнем (физкультурная пауза).
У нас есть оркестр «Веселые бульки». Сейчас мы сыграем для нашего гостя. Настроились. Как мы будем вдыхать?
Дети: Мы будем вдыхать животом, не поднимая плечи.
Воспитатель: Сейчас я повешу специальные ноты (вывешиваю лист с «нотами» на доску).
Вдохнули. Начали.
Дети: (Дети выдыхают воздух через трубочку в бутылочку, наполненную водой).
Воспитатель: Молодцы. Хорошо сыграли. Ставьте инструменты на место.
3 часть:
Воспитатель: А теперь, дети, я хочу угостить вас и Уфошечку чаем с молоком и конфетами «Марсианка».
Посмотрите, на этом столе стоит сервиз. Сервиз – это набор посуды разного назначения.
Сервировать – значит красиво и удобно расставить сервиз.
Ребята, давайте посмотрим, как по-разному это можно сделать (просмотр фильма и сервировка стола к обеду и чаю).
Воспитатель: Дети, вы поможете мне накрыть на стол?
(Ответы детей).
Воспитатель: А чтобы Уфошечка запомнил как надо сервировать стол, вы будете сервировать и рассказывать, что вы делаете.
(Дети самостоятельно накрывают на стол).
Дети: Надо поставить на середину стола салфетки, заварник, сахарницу, конфетницу, молочник, на край стола поставить блюдце и чашку, положить чайную ложечку.
Воспитатель: Дети, как называют чашку и блюдце вместе?
Дети: Чайная пара.
Воспитатель: Уфошечка, тебе понравилось у нас?
Дети, давайте вспомним. С чем мы сегодня познакомили нашего гостя?
Дети: Мы познакомили его с чайной, столовой, кухонной посудой, какие продукты куда можно положить, рассказывали о посуде по таблице, сервировали стол.
Воспитатель: Уфошечка говорит вам спасибо, вы ему очень помогли.
А теперь давайте будем пить чай. Но прежде, чем сесть за стол, что нужно сделать?
Дети: Нужно вымыть руки.
Воспитатель: Идите мойте руки и садитесь пить чай.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по формированию звукопроизношения в старшей группе комбинированной направленности на тему: Звук А. (закрепление)
Подробный конспект по формированию звукопроизношения в старшей группе комбинированной направленности на тему: Звук А (закрепление)....
Конспект открытого показа НОД в старшей группе комбинированной направленности с нарушением зрения. Тема: «Воздух-что это?»
Конспект открытого показа НОД в старшей группе комбинированной направленности с нарушением зрения. Тема: «Воздух-что это?».Цель: Систематизировать знания детей о свойствах возд...
Конспект занятия по математике в старшей группе комбинированной направленности «Путешествие в сказку «Гуси – лебеди».
Цель: Формировать у детей элементарные математические представления через устное народное творчество...
Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе комбинированной направленности по теме: «Бескрайний космос»
Расширение представлений о космосе. Активизация и актуализация словаря по теме. Развитие грамматического строя речи....
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе комбинированной направленности по образовательной области «Развитие речи» с использованием ИКТ Тема: «Мы волшебники»
Формировать эмоциональную отзывчивость; интерес к речевой деятельности;- Развивать умение использовать словарный запас при самостоятельном рассказывании; развивать умение правильно воспринимать содерж...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе комбинированной направленности Тема: «Откуда пришли деньги»
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе комбинированной направленности. Тема: «Откуда пришли деньги»...
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе комбинированной направленности Тема: «Образование числа 7» с использованием сенсорной стимуляции
Учить детей уравнивать количество предметов путем увеличения их количества. Учить сравнивать числа и количества, давая определения «больше (меньше) на 1»; упражнять в счете и отсчете предм...