Значение развития речи в познавательной деятельности дошкольника
материал

Брычкова Валентина Петровна

Значение развития речи в познавательной деятельности дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx13.86 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе

Значение развития речи в познавательной деятельности дошкольника.

Дошкольный возраст - это период, когда происходит активное развитие речи ребенка. К младшему школьному возрасту ребенок должен научиться общаться со сверстниками, знать большое количество слов, использовать речь для изучения и познания окружающего мира, понятно выражать свои мысли. В дошкольном возрасте у ребенка увеличивается круг общения и значительно усложняются виды деятельности ребенка, что требует развития речи и других средств общения.

Мы можем рассмотреть речь, как язык в действии. В возрасте до трех лет ребенок использует в своей речи порядка 1500 слов. В этом возрасте он уже использует все части речи, но преимущественно существительные и глаголы. В 4-3 года предложения ребенка короткие, без логической составляющей. Без привязки в предмету и ситуации часто бывает сложно понять о чем говорит малыш. Ребенок в четыре года уже различает все звуки, но из-за слабого развития артикуляции ему, как правило, сложно произносить слова со сложной структурой. Дети пропускают звуки в словах с повторяющимися согласными, часто "проглатывают" окончания.

К пяти годам ребенок проходит большой путь в развитии речи и в этом возрасте его предложения становятся сложными, ребенок перестает путать падежи и рода. К 5-7 годам речь ребенка становится связной, меняется принцип делаю и говорю на сначала думаю и рассказываю, а потом делаю.
В дошкольном возрасте общение со взрослым носит познавательный характер. Ребенок расширяет свой словарный запас путем общения с родителями и педагогами, а также со сверстниками и другими взрослыми. Общаясь на бытовые темы, ребенок расширяет свой словарный запас и к старшему дошкольному возрасту знает и уже может использовать около 4000 слов. В этом возрасте речь наполнена прилагательными и ребенок способен описать предмет или событие несколькими развернутыми предложениями.

Речь является частью познавательного развития ребенка.

Познавательная деятельность направлена на изучение всего нового и не знакомого, а мы знаем, что для ребенка все ново и незнакомо, мир непонятен и загадочен. Мы можем заметить, что в младшем возрасте ребенок спрашивает Что это?, а к 5-7 годам его вопрос меняется на Зачем и Почему? Так проявляется познавательное отношение к окружающей среде. От вопроса ребенок переходит к действию - попробовать на вкус, потрогать, посмотреть что внутри. Так проявляется познавательная активность.

В познавательной деятельности можно выделить несколько этапов.
Раньше всего проявляется любопытство. В полгода ребенок уже интересуется миром вокруг себя, исследует игрушки, проверяет разные предметы в комнате, трогает пуговицы и другие блестящие предметы. Любопытству свойственна спонтанность, ребенок быстро задается вопросом и так же быстро бросает начатое. Любопытство, как этап познавательной деятельности сохраняется до старшего дошкольного возраста, а затем на первый план выходит любознательность.

Любознательность - это не кратковременный ситуативный интерес, а уже что-то к чему ребенок, с помощью взрослых, способен проявлять продолжительный интерес.  В дошкольный период благодаря познавательной деятельности ребенок получает первичные знания об окружающем мире. В процессе знакомства с миром ребенок знакомится с эмоциями, учится слушать и видеть.
Познавательная деятельность помогает развиваться мышлению и речи. Одновременно с развитием речи приобретаются и другие навыки, ребенок учится анализировать, сопоставлять, доказывать и объяснять.
С самого раннего возраста ребенку нужно показывать то, на сколько разные вещи и явления нас окружают. Процесс познания способствует пониманию и использованию различных речевых конструкций для описания предмета или явления.

Таким образом, мы можем сделать вывод о значении развития речи в познавательной деятельности дошкольника. Речь способствует развитию логики и мышления, а они в свою очередь побуждают к познавательной деятельности. Без достаточного понимания речи и умения выражать вопрос и проблему, ребенок не может активно проявлять познавательный интерес, а без интереса и нет познавательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Моя профессия - воспитатель, а это значит..."

эссе было написано к конкурсу "Воспитатель года"...

Эссе

"Моя профессия - воспитатель",...

Эссе

"Моя профессия - воспитатель",...

Мое педагогическое эссе

Мое педагогическое эссе...

Эссе на тему "Современный воспитатель - это..."

Каким же должен быть современный воспитатель?!...

Эссе "Моя педагогическая философия". Эссе о науке педагогике.

В эссе отражены мои ощущения, взгляды, чувства и эмоциональное отношение к детям. Человек, не любящий детей, не сможет стать хорошим педагогом. Также становление педагога происходит вместе с профессио...