Развитие речи через познавательную деятельность дошкольника
методическая разработка (младшая группа)

Данна статья ознакомит и подскажет педагогам , разные игры на развитие познавательной деятельностию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие речи 22.24 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Развитие речи детей представляет собой важнейшую задачу современной педагогической науки и направлено на его умственное развитие. Установлено, что дошкольный возраст – наиболее положительный период с целью формирования всех сторон речи, расширения, а также обогащения взглядов о многообразии окружающего мира. По этой причине, одной из главных целей дошкольной образовательной организации выступает не только ускоренное научение чтения и письма дошкольника, а расширение возможностей речевой культуры ребенка и представления об окружающем мире, научить видеть в нем различные закономерности.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), образовательные сферы в детском садупредполагают соответствующие тенденции в направлениях деятельности по развитию ребенка:

– социально-коммуникативная деятельность;

– познавательная деятельность;

– речевая деятельность;

– художественно-эстетическая деятельность.

В процессе развития речи детей дошкольного возраста серьезный потенциал имеет познавательная деятельность, поскольку пока дошкольник познает новое, он приобретает различные элементы общения, которые будут необходимы ему в дальнейшей жизни.

Познавательная деятельность подразумевает развитие интересов дошкольников, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

При этом процесс развития речи дошкольников выражается во владении речью как средством общения и культуры, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте и многие другие процессы.

Отметим, что проведенные исследования Л.С. Выготского, Л.А.Венгера, А. Г. Запорожца говорят о том, что процессразвития речи дошкольников наиболее эффективно проходит при активной познавательной деятельности. Положительная динамика данного процесса может прослеживаться в желании узнавать новое, неизвестное о качествах, свойствах объектов, явлений окружающего мира, в стремлении осознать их суть, отыскать среди них существующие взаимоотношения и взаимосвязи. Таким образом, можно сказать, что речевая активность взаимосвязана с процессом познания дошкольников.

В дошкольном возрасте,вследствие активной познавательной деятельности ребенка,совершается возникновение изначального образа мира. Такой образ, также может формироваться под воздействием развития речи дошкольника. Но, стоит отметить, что имеются отличительные особенности процесса познания ребенка дошкольного возраста от других, более старших возрастов детей. Прямой мониторинг находящихся предметов и явлений вокруг ребенка формирует логическую речь, представление о грамматических законах. Для того, чтобы ребенок мог свободно оперировать своими речевыми способностями, необходимо постоянно обогащать его личность различными событиями окружающей действительности.

Раскроем более подробно данное утверждение. Например, дети подросткового возраста стараются познать окружающий мир собственным умом, а дети дошкольного возраста – эмоциями. Так, для подростков информация первична, а отношение вторично, а у дошкольников наоборот: на первом месте находятся отношения, а потом интерес вызывает информация. Важно сказать, что необходимо с раннего возраста учить детей целостному восприятию общества, создавать положительные суждения о настоящей картине мира. Ребенок узнает мир, сопоставляя его со своей жизнью, поскольку другое ему неведомо. В ходе ознакомления с окружающими явлениями осуществляется личностное развитие ребенка в рамках познавательной деятельности, и, конечно, развивается речь. Подчеркнем, что знакомство с окружающими событиями обогащает эмоциональный навык ребенка, обучает быть бдительным к окружающим.

Вместе с тем, изученный опыт практической педагогической деятельности, позволяет сделать вывод, что исследуемый процесс является наиболее интересным. Данное утверждение подкрепляется тем, что определенные педагогические задачи благополучно находят свое решение при рациональном отборе методов, приёмов, способствующих наиболее благоприятному развитию речи дошкольника. Принимая во внимание тот факт, что удетей данной возрастной группы хорошо развито наглядно-образное мышление, возможно применять следующую работу в рамках познавательной деятельности:наглядно-выставочный материал, игрушки, естественные объекты и др. Кроме того, с цельюразвития речи дошкольников через познавательную деятельность серьезные возможности приобретают специально-организованные условия, дидактические игры, которые оказывают большое влияние на внимание, заинтересованность к предложенной работе и к речевой активности. В игровой деятельности дошкольники стремятся акцентировать общие и различные особенности объектов, разграничивать их согласно определенным показателям, распознавать его ключевые качества.

Так, выявим ключевые особенности работы воспитателя по развитию речи дошкольников через познавательную деятельность. С целью обогащения, а также активизации словарного запаса ребенка нами проводятся речевые игры и упражнения, такие, как «Назови одним словом», «Кому нужны эти предметы», «Узнай целое по части». Кроме этого, значимыми в такой работе считаются речевые игры, в которых дошкольнику необходимо как можно больше выявить свойств по предложенному предмету(например, «Из чего сделаны», «Угадай на вкус»).

Особую роль занимает компетентная работа педагогов над расширением словарного запаса, которая организуется одновременно с совершенствованием звукопроизношения и развитием грамматического строя речи ребенка. Серьезный интерес уделяется пальчиковым играм, упражнениям для развития мелкой моторики (различные вкладыши, нанизывание предметов на шнур и др.), хороводным играм, играм малой подвижности, игре-драматизации, так как формирование единой и частной моторики содействует развитию речи дошкольника.

Подчеркнем, что входе игровой познавательной деятельности, задавая вопросы дошкольнику и вынуждая его импровизировать, мы привлекаем его кнезависимому открытию окружающего мира и его законов, вследствие чего ребята имитируют настоящие и выдуманные условия в созданном ими мире.

Помимо этого, проделанная работа не ограничивается только лишь на развитии речи дошкольников. Организуемая познавательная деятельность дошкольников также содействует получению умений интеллектуального мышления, совершенствования умений анализа, объяснения, доказательства и рассуждения.

Осуществление познавательной деятельности дошкольников содействует осмыслению и последующему применению вего связной речи различных лексических оборотов, обозначающих название, действие и способствующих проведению рассмотрения объекта или явления согласно различным свойствам.

Итак, можно отметить три педагогические задачи, направленные на развитие речи дошкольников через познавательную деятельность:

  1. последовательное формирование знаний дошкольника с учётом способностей и особенностей окружающего мира.

2.отбор способов развития речи дошкольника через правильно организованную познавательную деятельность.

3. применение различных форм познавательной деятельности дошкольников при ознакомлении с окружающим миром.

Таким образом, для детей дошкольного возраста развитие речи является сложным комплексным феноменом, включающим в себя формирование умственных процессов. Важно, что воспитатель подходил творчески к решению вышеописанных задач, а не формально. Тогда, процесс развития речи дошкольников станет более эффективным, а познавательная деятельность более увлекательной для детей, что само по себе влечет успешное решение педагогических задач. При такой работе будет происходить эффективное совершенствование формы выражения мыслей: обогащение лексики, достижение чёткости и последовательности изложения, эмоциональной речи, что является выражением высокого уровня развития речевой культуры дошкольников.

Список использованной литературы:

  1. Ефремова, Е. В. Развитие связной речи старших школьников с помощью сюжетно-ролевых игр / Е. В. Ефремова. – Текст: непосредственный // Проблемы марийской и сравнительной филологии: сборник статей по материалам VI Всероссийской научно-практической конференции. – Том 1. – Выпуск 6. – Отв. ред.: Р. А. Кудрявцева. – 2019. С. 421-423.
  2. Костромина, Т. Б. Развитие речи дошкольников – самый ответственный период в развитии речи у детей / Т. Б. Костромина. – Текст: непосредственный // Филологическое образование в период детства. – Т.22. – 2015. – С. 47-49.
  3. Романова, А. А. Новые подходы в развитии речи дошкольников на современном этапе развития образования / А. А. Романова. – Текст: непосредственный //Научно-методическая работы в образовательной организации. – №2 (10). – 2021. – С. 3-7.
  4. Сивак, С. И. Формирование познавательного интереса у дошкольников через организацию игровой деятельности / С. И. Сивак, В. Э. Стюрова. – Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. – 2020. – № 3(30). – С. 15-18.
  5. Кичигина, Е. Ю. Сторителлинг как нетрадиционная форма развития речи и воображения дошкольников / Е. Ю. Кичигина. – Текст: непосредственный //YOUTH FOR SCIENCE – 2022: сборник статей Международного учебно-исследовательского конкурса. Петрозаводcк, 2022. – С. 76-84.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы воспитателя МАДОУ №3 г. Курганинска Л.Я.Евсюковой «Развитие речи через театрализованную деятельность с младшими дошкольниками»

Становление связной речи – актуальная задача на рубеже подготовки детей к школьному обучению. Это объясняется тем, что, собственно,  речь считается приемом формирования и формулирования иде...

Проект " Развитие связной речи через театрализованную деятельность дошкольников "

Цель проекта: Развитие связной речи и эмоциональности у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.Задачи для детей:- Развитие связной речи...

Развитие выразительной речи через театрализованную деятельность дошкольников

Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. Дошкольный в...

Проект " Развитие связной речи через театрализованную деятельность дошкольников "

Вид проекта: познавательно-творческий.Продолжительность проекта: долгосрочный проект, сенябрь-март.Участники проекта: дети подготовительной  к школе группы,  родители, воспитатель.Возраст де...

Значение развития речи в познавательной деятельности дошкольника

Значение развития речи в познавательной деятельности дошкольника...

Долгосрочный проект Развитие связной речи через театрализованную деятельность дошкольников

Долгосрочный проект Развитие связной речи через театрализованную деятельность дошкольников...

Статья "Развитие речи через театрализованную деятельность с дошкольниками"

Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить ...