«Технология деятельностного метода в работе с дошкольниками»
учебно-методический материал
Выступление из опыта работы по теме: «Технология деятельностного метода в работе с дошкольниками»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.96 КБ |
![]() | 1.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы по теме
«Технология деятельностного метода в работе с дошкольниками»
На дошкольное образование возлагаются особые надежды, потому что везде в мире признано, что дошкольный возраст это золотой возраст развития личности и что именно те навыки, те основы деятельности, которые закладываются в этом возрасте, остаются с ребенком, с человеком на всю жизнь.
Система дошкольного образования на современном этапе развития претерпевает серьезные изменения, связанные с обновлением нормативно-правового обеспечения функционирования дошкольных организаций, введением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, признание дошкольного образования как первой ступени в системе непрерывного образования.
ФГОС – это смена образовательной цели. Вместо передачи суммы знаний – развитие личности воспитанника на основе освоения способов деятельности.
В связи с этим наибольшую актуальностьна современном этапе развития образования приобретает «технология деятельностного метода обучения», разработанная под руководством доктора педагогических наук, профессора Людмилы Георгиевны Петерсон.
Под деятельностным подходом – понимается такая организация образовательного процесса, при которой ребенок осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной деятельности.
Реализация технологии деятельностного метода обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
- психологической комфортности,
- деятельности,
- минимакса,
- целостности,
- вариативности,
- творчества,
- непрерывности.
Каждый из этих принципов уникален, но все они действуют как целостная система.
Принцип психологической комфортности является основополагающим для дошкольного возраста, поскольку эмоциональная атмосфера, царящая в детском саду, напрямую влияет на психофизическое здоровье детей. Для этого в группе создается доверительная атмосфера, минимизируются все стрессообразующие факторы образовательного процесса.
Общение с воспитанниками строю доброжелательно, ориентировано на ребенка, его интересы и потребности. Стараюсь выступать в роли старшего друга, наставника, партнера, организатора, помощника. Моя задача - побуждать и поддерживать живой интерес детей, развитие самостоятельности, активности, любознательности, познавательной инициативы. Каждый ребенок должен чувствовать себя нелишним, нужным, активным участником в больших и малых общих делах.
Стремлюсь, чтобы дети видели свою «детскую» цель (открывали смысл) -никакая деятельность не должна им навязываться.Сутьмоей работы заключается в такой организации образовательного процесса, когда ребенок сам хочетчему-либо научиться, свободно рассуждает, находит и исправляет свои ошибки, причем вся эта деятельность сосредоточена в русле его собственных интересов.
Осуществляя системно-деятельностный подход, стараюсь не ограничиваться отношениями «взрослый - ребенок». Очень важно приучать детей заботиться друг о друге. Доброжелательная атмосфера взаимопомощи и поддержки позволяет каждому ребенку ощутить себя в психологически безопасных, комфортных условиях.
А для того, чтобы ребенку было комфортно, интересно; чтобы он без труда мог включиться в любую деятельность - будь то игра, проектирование или художественное творчество - необходима соответствующая развивающая предметно пространственная среда.
При организации развивающей предметно-пространственной среды в группе руководствуемся основными принципами:
- Содержательность и насыщенность
- Трансформируемость
- Полифункциональность
- Доступность
- Базовость
Все, что окружает ребенка - помогает ему развиваться. Для развития познавательной активности воспитанников в группе оборудована зона экспериментальной деятельности. Все в ней доступно детям.Ребенок может заняться интересующей его деятельностью: просеять крупу через сито, определив, почему одна крупа просеялась, а другая (та, что крупнее) - нет; отделить фасоль от гороха, сравнив их по величине, форме и использовать их для выполнения аппликации; вылепить что-либо из влажных салфеток; построить замки из влажного песка; сравнить, как ведут себя на воде резиновый и металлический шарики и т.д.
Живой интерес у детей вызываетсовместная деятельность в «Огороде на окне».Вместе с воспитанниками мы готовим семена к посадке, сеем семена, дети охотно ухаживают за появившимися всходами, наблюдают, сравнивают, делают выводы.
С большим интересом дети участвуют в проектной деятельности.Работа над проектами ««Народная игрушка Болховского района», «Наш веселый снеговик», «Новоселье у скворцов», «Что такое солнечная система» заинтересовала, увлекла и объединила в качестве равноправных партнеров и детей, и педагогов, и родителей.Это способствует эмоциональному сближению детей и близких им взрослых в радостной совместной деятельности. Включение семьи в жизнь детского сада позволяет родителям посмотреть на других детей, на своего ребенка со стороны, взглянуть на мир глазами ребенка, лучше понять его, научиться более эффективно общаться и взаимодействовать с ним.
Участие дошкольников в проектной деятельности способствует освоению окружающего мира не путем получения готовой информации, а через ее «открытие» детьми и освоение в активной деятельности (под умелым руководством взрослого).Давно замечена высокая эффективность «открытий» для усвоения человеком культурного опыта и развития его творческого потенциала. «Образование призвано дать ребенку не готовые знания, а знания деятельные, которые могут быть приобретены только и исключительно в ходе активного взаимодействия с окружающей средой»
(Д. Дьюи).
Поэтому очень важно коренным образом изменить позицию взрослого: я учусь не быть транслятором знаний, информатором, а стать организатором и помощником детей в их познавательной деятельности.
Используя различные методические приемы, стараюсь создавать такие условия, чтобы каждый ребенок был уверен в том, что он сам справился с заданием, сам исправил ошибку, сам создал продукт (конструкцию, рисунок, сказку). А для этого поощряю детскую самостоятельность, инициативу, выдвижение и обоснование своих гипотез, т.е. создаю условия для включения детей в активную поисковую деятельность. «Взрослого на занятии должно быть мало», тогда у детей возникает ощущение, что это они сами чего-то достигли и сами сделали открытие. «Устранить себя» и ненавязчиво организовать деятельность ребенка - высший пилотаж современного педагога.
Использование системно-деятельностного подхода изменил мой взгляд не только на позицию педагога, но и на роль воспитанника в образовательном процессе.В связи с этим в работе с дошкольниками руководствуюсь «золотыми правилами» деятельностного подхода:
- Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
- Веди ребенка от собственного опыта к общественному;
- Будь не «НАД», не «РЯДОМ», а «ВМЕСТЕ»;
- Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
- Учи анализировать каждый этап работы;
- Критикуя, стимулируй активность ребенка.
Изменения роли педагога и ребенка ведут за собой введение новых форм организации образовательной деятельности: творческие мастерские, детская лаборатория, игры-занятия, творческая гостиная, интегрированное занятие и т.д. В основе этих форм образовательной деятельности лежит технология «Ситуация» - один изинструментов технологии деятельностного метода, адаптированного для работы с дошкольниками.
В рамках правильно сконструированной образовательной ситуации ребенок:
- учится видеть учебную (игровую, прикладную, коммуникативную, творческую и др.) задачу, свою роль в ее решении;
- выступает в качестве субъекта деятельности, при этом у ребенка будет собственная цель и мотив;
- учится планировать предстоящую работу, выявить ее результат и осознать путь, с помощью которого приобретаются новые знания и умения, вычленяются общие способы действий;
- учится осуществлять контроль за своими действиями, способами их выполнения и оценивания, видеть важность освоенного опыта, знаний, умений, приобретенных личностных качеств для достижения поставленных целей.
Основные этапы образовательной ситуации:
Этапы деятельности | Компоненты деятельности |
Мотивационно- ориентировочный | 1.Проблема, проблемный вопрос, учебная задача, затруднение, антиципация, игровая ситуация 2. Целевая установка 3. Мотивирование к деятельности |
Поисковый | 4. Проектирование решений проблемной ситуации (планирование действий) |
Практический | 5. Выполнение действий (реализация плана) |
Рефлексивно-оценочный | 6. Осмысление итогов |
Технология «Ситуация» ни в коей мере не является единственным инструментом формирования у дошкольников предпосылок учебной деятельности. Сделать образовательный процесс увлекательным, результативным, повысить детскую познавательную активность помогают и другие педагогические технологии, которые я использую в своей педагогической практике:
- здоровьесберегающие;
- технология проектной деятельности;
- технология исследовательской деятельности;
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- игровые технологии.
Таким образом, осуществление системно-деятельностного подходав работе с детьми дошкольного возраста способствует:
- формированию у детей элементов учебной деятельности,
- становлению субъектной позиции ребенка в образовательном процессе,
- возникновению в совместной партнерской деятельности позиции взрослого как регламентатора форм и содержания детской деятельности,
- первоначальному овладению дошкольниками знаково-системными формами мышления.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Уровни общего образования (в соответствии с «Законом об образовании РФ» от 29.12.2012) дошкольное начальное основное среднее Федеральные государственные образовательные стандарты основное
Деятельностный подход – организация образовательного процесса, при котором ребенок осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной деятельности .
Принципы деятельностного метода психологической комфортности, деятельности, минимакса, целостности, вариативности, творчества, непрерывности
Принципы организации развивающей предметно-пространственной среды: Содержательность и насыщенность Трансформируемость Полифункциональность Доступность Базовость
Проект «Народная игрушка Болховского района»
Проект «Наш веселый снеговик»
Проект«Новоселье у скворцов»
«Образование призвано дать ребенку не готовые знания, а знания деятельные, которые могут быть приобретены только и исключительно в ходе активного взаимодействия с окружающей средой» Д. Дьюи
«Золотые правила» деятельностного подхода: Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса; Критикуя, стимулируй активность ребенка. Веди ребенка от собственного опыта к общественному; Будь не «НАД», не «РЯДОМ», а «ВМЕСТЕ»; Радуйся вопросу, но отвечать не спеши; Учи анализировать каждый этап работы;
выступает в качестве субъекта деятельности, при этом у ребенка будет собственная цель и мотив; учится видеть учебную (игровую, прикладную, коммуникативную, творческую и др.) задачу, свою роль в ее решении; учится планировать предстоящую работу, выявить ее результат и осознать путь, с помощью которого приобретаются новые знания и умения, вычленяются общие способы действий; учится осуществлять контроль за своими действиями, способами их выполнения и оценивания, видеть важность освоенного опыта, знаний, умений, приобретенных личностных качеств для достижения поставленных целей.
Основные этапы образовательной ситуации: Этапы деятельности Компоненты деятельности Мотивационно- ориентировочный 1.Проблема, проблемный вопрос, учебная задача, затруднение, антиципация, игровая ситуация 2. Целевая установка 3. Мотивирование к деятельности Поисковый 4. Проектирование решений проблемной ситуации (планирование действий) Практический 5. Выполнение действий (реализация плана ) Рефлексивно-оценочный 6.Осмысление итогов
Педагогические технологии: здоровьесберегающие ; технология проектной деятельности; технология исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные технологии; личностно-ориентированные технологии; игровые технологии.
формирование у детей элементов учебной деятельности, становление субъектной позиции ребенка в образовательном процессе, возникновение в совместной партнерской деятельности позиции взрослого как регламентатора форм и содержания детской деятельности, первоначальное овладение дошкольниками знаково-системными формами мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация технологии деятельностного метода на логопедических занятиях.
Технология деятельностного метода, разработанная под руководством доктора педагогических наук Л.Г.Петерсон, направлена на формирование мотивации учения, мыслительных операций, развитие тво...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/24/picture-150886-1353737331.jpg)
Реализация технологии деятельностного метода и системы дидактических принципов «Школа 2000…» (на примере курса математики для дошкольников)»
Для работы с детьми в своем ДОУ я выбрала программу дошкольной подготовки детей 3-6 лет « Ступеньки» по образовательной системе деятельного метода обуче...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/23/picture-206049-1385195252.jpg)
ДОКЛАД: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ"
ДОКЛАД: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/24/picture-424678-1395664848.jpg)
«Образовательная ситуация с дошкольниками», разработанная в соответствии с этапами технологии деятельностного метода Людмилы Георгиевны Петерсон.
Конспект образовательной ситуации по развитию коммуникативной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по теме: «Птицы Прибайкалья»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/20/picture-349474-1545332446.jpg)
Сообщение из опыта работы на тему: Технология деятельностного метода "Ситуация"
Сообщение по технологии деятельностного метода "Ситуация", которая направлена на формирование у дошкольников предпосылок УУД,...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/22/picture-853490-1666456021.jpg)
Обобщение педагогического опыта по теме «Использование технологии проектного метода в работе с дошкольниками»
Обобщение педагогического опыта по теме...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/16/picture-951321-1602860600.jpg)
«Как дети на луну летали» конспект совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий, ТДМ( технологии деятельностного метода)
laquo;Как дети на луну летали» конспект совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий, ТДМ( технологии деятельностного мето...