«Технология деятельностного метода в работе с дошкольниками»
учебно-методический материал

Кузина Светлана Александровна

Выступление из опыта работы по теме: «Технология деятельностного метода в работе с дошкольниками»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_teme_deyatelnosnyy_podhod.docx42.96 КБ
Файл opyt_raboty_po_teme.pptx1.36 МБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме

«Технология деятельностного метода в работе с дошкольниками»

На дошкольное образование возлагаются особые надежды, потому что везде в мире признано, что дошкольный возраст это золотой возраст развития личности и что именно те навыки, те основы деятельности, которые закладываются в этом возрасте, остаются с ребенком, с человеком на всю жизнь.

Система дошкольного образования на современном этапе развития претерпевает серьезные изменения, связанные с обновлением нормативно-правового обеспечения функционирования дошкольных организаций, введением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, признание дошкольного образования как первой ступени в системе непрерывного образования.

ФГОС – это смена образовательной цели. Вместо передачи суммы знаний – развитие личности воспитанника на основе освоения способов деятельности.

В связи с этим наибольшую актуальностьна современном этапе развития образования приобретает «технология деятельностного метода обучения», разработанная под руководством доктора педагогических наук, профессора Людмилы  Георгиевны Петерсон.

 Под деятельностным  подходом  – понимается такая организация образовательного процесса, при которой ребенок осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной  деятельности.

Реализация технологии деятельностного метода обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

  • психологической комфортности,
  • деятельности,
  • минимакса,
  • целостности,
  • вариативности,
  • творчества,
  • непрерывности.

Каждый из этих принципов уникален, но все они действуют как целостная система.

Принцип психологической комфортности является основополагающим для дошкольного возраста, поскольку эмоциональная атмосфера, царящая в детском саду, напрямую влияет на психофизическое здоровье детей. Для этого в группе  создается доверительная атмосфера, минимизируются все стрессообразующие факторы образовательного процесса.

Общение с воспитанниками строю  доброжелательно, ориентировано на ребенка, его интересы и потребности. Стараюсь выступать в роли старшего друга, наставника, партнера, организатора, помощника. Моя задача - побуждать и поддерживать живой интерес детей, развитие самостоятельности, активности, любознательности, познавательной инициативы. Каждый ребенок должен чувствовать себя нелишним, нужным, активным участником в больших и малых общих делах.

Стремлюсь, чтобы дети видели свою «детскую» цель (открывали смысл) -никакая деятельность не должна им навязываться.Сутьмоей работы заключается в такой организации образовательного процесса, когда ребенок сам хочетчему-либо научиться, свободно рассуждает, находит и исправляет свои ошибки, причем вся эта деятельность сосредоточена в русле его  собственных интересов.

Осуществляя системно-деятельностный подход, стараюсь  не ограничиваться отношениями «взрослый - ребенок». Очень важно приучать детей заботиться друг о друге. Доброжелательная атмосфера взаимопомощи и поддержки позволяет каждому ребенку ощутить себя в психологически безопасных, комфортных условиях.

А для того, чтобы ребенку было комфортно, интересно; чтобы он без труда мог включиться в любую деятельность - будь то игра, проектирование или художественное творчество -  необходима соответствующая развивающая предметно пространственная  среда.

При организации развивающей предметно-пространственной среды в группе руководствуемся основными принципами:

  • Содержательность и  насыщенность
  • Трансформируемость
  • Полифункциональность
  • Доступность
  • Базовость

Все, что окружает ребенка - помогает ему развиваться. Для развития познавательной активности воспитанников в группе оборудована зона экспериментальной деятельности. Все в ней доступно детям.Ребенок может заняться интересующей его деятельностью: просеять крупу через сито, определив, почему одна крупа просеялась, а другая (та, что крупнее) - нет; отделить фасоль от гороха, сравнив их по величине, форме и использовать их для выполнения аппликации; вылепить что-либо из влажных салфеток; построить замки из влажного песка; сравнить, как ведут себя на воде резиновый и металлический шарики и т.д.

Живой интерес у детей вызываетсовместная деятельность в «Огороде на окне».Вместе с воспитанниками мы готовим семена к посадке, сеем семена, дети охотно ухаживают за появившимися всходами, наблюдают, сравнивают, делают выводы.

С большим интересом дети участвуют в проектной деятельности.Работа над проектами ««Народная игрушка Болховского района», «Наш веселый снеговик», «Новоселье у скворцов», «Что такое солнечная система» заинтересовала, увлекла и объединила в качестве равноправных партнеров и детей, и педагогов, и родителей.Это способствует эмоциональному сближению детей и близких им взрослых в радостной совместной деятельности. Включение семьи в жизнь детского сада позволяет родителям посмотреть на других детей, на своего ребенка со стороны, взглянуть на мир глазами ребенка, лучше понять его, научиться более эффективно общаться и взаимодействовать с ним.

Участие дошкольников в проектной деятельности  способствует освоению окружающего мира не путем получения готовой информации, а через ее «открытие» детьми и освоение в активной деятельности (под умелым руководством взрослого).Давно замечена высокая эффективность «открытий» для усвоения человеком культурного опыта и развития его творческого потенциала. «Образование призвано дать ребенку не готовые знания, а знания деятельные, которые могут быть приобретены только и исключительно в ходе активного взаимодействия с окружающей средой»

(Д. Дьюи).

Поэтому очень важно коренным образом изменить позицию взрослого: я учусь не быть транслятором знаний, информатором, а стать организатором и помощником детей в их познавательной деятельности.

Используя различные методические приемы, стараюсь  создавать такие условия, чтобы каждый ребенок был уверен в том, что он сам справился с заданием, сам исправил ошибку, сам создал продукт (конструкцию, рисунок, сказку). А для этого поощряю детскую самостоятельность, инициативу, выдвижение и обоснование своих гипотез, т.е. создаю условия для включения детей в активную поисковую деятельность. «Взрослого на занятии должно быть мало», тогда у детей возникает ощущение, что это они сами чего-то достигли и сами сделали открытие. «Устранить себя» и ненавязчиво организовать деятельность ребенка - высший пилотаж современного педагога.

Использование системно-деятельностного подхода изменил мой  взгляд не только на позицию педагога, но и  на роль воспитанника в образовательном процессе.В связи с этим в работе с дошкольниками руководствуюсь «золотыми правилами» деятельностного подхода:

  • Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
  • Веди ребенка от собственного опыта к общественному;
  • Будь не «НАД», не «РЯДОМ», а «ВМЕСТЕ»;
  • Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
  • Учи анализировать каждый этап работы;
  • Критикуя, стимулируй активность ребенка.

Изменения роли педагога и ребенка ведут за собой введение новых форм организации образовательной деятельности: творческие мастерские, детская лаборатория, игры-занятия, творческая гостиная, интегрированное занятие и т.д. В основе этих форм образовательной деятельности лежит технология «Ситуация» - один изинструментов технологии деятельностного метода, адаптированного для работы с дошкольниками.

В рамках правильно сконструированной образовательной ситуации ребенок:

  • учится видеть учебную (игровую, прикладную, коммуникативную, творческую и др.) задачу, свою роль в ее решении;
  • выступает в качестве субъекта деятельности, при этом у ребенка будет собственная цель и мотив;
  • учится планировать предстоящую работу, выявить ее результат и осознать путь, с помощью которого приобретаются новые знания и умения, вычленяются общие способы действий;
  • учится осуществлять контроль за своими действиями, способами их выполнения и оценивания, видеть важность освоенного опыта, знаний, умений, приобретенных личностных качеств для достижения поставленных целей.

Основные этапы образовательной ситуации:

Этапы деятельности

Компоненты деятельности

Мотивационно-

ориентировочный

1.Проблема,

проблемный вопрос,

учебная задача,

затруднение,

антиципация,

игровая ситуация

2. Целевая установка

3. Мотивирование к деятельности

Поисковый

4. Проектирование решений проблемной ситуации (планирование действий)

Практический

5. Выполнение действий (реализация плана)

Рефлексивно-оценочный

6. Осмысление итогов

Технология «Ситуация» ни в коей мере не является единственным инструментом формирования у дошкольников предпосылок учебной деятельности. Сделать образовательный процесс увлекательным, результативным, повысить детскую познавательную активность помогают  и другие педагогические технологии, которые я использую в своей педагогической практике:

  • здоровьесберегающие;
  • технология проектной деятельности;
  • технология исследовательской деятельности;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • игровые технологии.

Таким образом, осуществление системно-деятельностного подходав работе с детьми дошкольного возраста способствует:

  • формированию у детей элементов учебной деятельности,
  • становлению субъектной позиции ребенка в образовательном процессе,
  • возникновению в совместной партнерской деятельности позиции взрослого как регламентатора форм и содержания детской деятельности,
  • первоначальному  овладению  дошкольниками знаково-системными формами мышления.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опыт работы по теме «Технология деятельностного метода в работе с дошкольниками » Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №4» Мишина Светлана Александровна

Слайд 2

Уровни общего образования (в соответствии с «Законом об образовании РФ» от 29.12.2012) дошкольное начальное основное среднее Федеральные государственные образовательные стандарты основное

Слайд 3

Деятельностный подход – организация образовательного процесса, при котором ребенок осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной деятельности .

Слайд 4

Принципы деятельностного метода психологической комфортности, деятельности, минимакса, целостности, вариативности, творчества, непрерывности

Слайд 6

Принципы организации развивающей предметно-пространственной среды: Содержательность и насыщенность Трансформируемость Полифункциональность Доступность Базовость

Слайд 8

Проект «Народная игрушка Болховского района»

Слайд 9

Проект «Наш веселый снеговик»

Слайд 10

Проект«Новоселье у скворцов»

Слайд 11

«Образование призвано дать ребенку не готовые знания, а знания деятельные, которые могут быть приобретены только и исключительно в ходе активного взаимодействия с окружающей средой» Д. Дьюи

Слайд 12

«Золотые правила» деятельностного подхода: Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса; Критикуя, стимулируй активность ребенка. Веди ребенка от собственного опыта к общественному; Будь не «НАД», не «РЯДОМ», а «ВМЕСТЕ»; Радуйся вопросу, но отвечать не спеши; Учи анализировать каждый этап работы;

Слайд 14

выступает в качестве субъекта деятельности, при этом у ребенка будет собственная цель и мотив; учится видеть учебную (игровую, прикладную, коммуникативную, творческую и др.) задачу, свою роль в ее решении; учится планировать предстоящую работу, выявить ее результат и осознать путь, с помощью которого приобретаются новые знания и умения, вычленяются общие способы действий; учится осуществлять контроль за своими действиями, способами их выполнения и оценивания, видеть важность освоенного опыта, знаний, умений, приобретенных личностных качеств для достижения поставленных целей.

Слайд 15

Основные этапы образовательной ситуации: Этапы деятельности Компоненты деятельности Мотивационно- ориентировочный 1.Проблема, проблемный вопрос, учебная задача, затруднение, антиципация, игровая ситуация 2. Целевая установка 3. Мотивирование к деятельности Поисковый 4. Проектирование решений проблемной ситуации (планирование действий) Практический 5. Выполнение действий (реализация плана ) Рефлексивно-оценочный 6.Осмысление итогов

Слайд 16

Педагогические технологии: здоровьесберегающие ; технология проектной деятельности; технология исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные технологии; личностно-ориентированные технологии; игровые технологии.

Слайд 17

формирование у детей элементов учебной деятельности, становление субъектной позиции ребенка в образовательном процессе, возникновение в совместной партнерской деятельности позиции взрослого как регламентатора форм и содержания детской деятельности, первоначальное овладение дошкольниками знаково-системными формами мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация технологии деятельностного метода на логопедических занятиях.

Технология деятельностного метода, разработанная под руководством доктора педагогических наук Л.Г.Петерсон,   направлена на формирование мотивации учения, мыслительных операций, развитие тво...

Реализация технологии деятельностного метода и системы дидактических принципов «Школа 2000…» (на примере курса математики для дошкольников)»

Для работы с  детьми в своем ДОУ я выбрала   программу  дошкольной  подготовки детей 3-6 лет  « Ступеньки»  по образовательной системе деятельного метода обуче...

ДОКЛАД: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ"

ДОКЛАД: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ"...

«Образовательная ситуация с дошкольниками», разработанная в соответствии с этапами технологии деятельностного метода Людмилы Георгиевны Петерсон.

Конспект образовательной ситуации по развитию коммуникативной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по теме: «Птицы Прибайкалья»...

Сообщение из опыта работы на тему: Технология деятельностного метода "Ситуация"

Сообщение по технологии деятельностного метода "Ситуация", которая направлена на формирование у дошкольников предпосылок УУД,...

«Как дети на луну летали» конспект совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий, ТДМ( технологии деятельностного метода)

laquo;Как дети на луну летали» конспект совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий, ТДМ( технологии деятельностного мето...