ДОКЛАД: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ"
консультация на тему

Марина Александровна Логунова

ДОКЛАД: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ»

А.Н. Леонтьев писал: «Только в результате деятельности самого ребенка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками». «Именно забвением роли деятельности самого ученика объясняется тот факт, что многие уроки проходят впустую».

Все чаще в последнее время мы с вами сталкиваемся с таким понятием как технология. Что же это такое?

Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная  во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам. (Г.К.Селевко).

Каковы основные  признаки педагогической технологии?

  • Концептуальность.
  • Системность.
  • Управляемость.
  • Эффективность.
  • Воспроизводимость. 

Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе собственной деятельности. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности. Именно технология деятельностного подхода помогает детям самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять на практике.

Основная цель технологии деятельностного подхода – развитие личности ребенка на основе освоения способов действия.

  Задачи:

  1. Способствовать раскрепощению ребенка.
  2. Создать условия  для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком  мотивированным;
  3. Формировать умения   ставить перед собой цель и находить пути ее достижения;
  4. Развивать самостоятельность, творческое мышление, способность решать поставленные задачи и ответственность за результаты;
  5. Формировать  умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.                                                                                                

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

  1. Принцип деятельности. Ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает их сам.  
  2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариантностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.
  3. Принцип целостности.  У ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе - обществе - самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук.
  4. Принцип минимакса. Каждому ребенку предлагается содержание образования на максимальном  уровне и обеспечивается его усвоение на уровне социально безопасного минимума
  5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стресс образующих факторов образовательного процесса, создание в детском саду и на занятии доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества
  6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта
  7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в познавательной деятельности детей, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Ученые основоположники теории системно-деятельностного подхода.

Лев Семенович Выготский.

Алексей Николаевич Леонтьев.

Даниил Борисович Эльконин.

Петр Яковлевич Гальперин.

Василий Васильевич Давыдов.

Основные этапы технологии деятельностного подхода:

1.Введение в игровую ситуацию. (1 – 2 минуты)

1.1.Создание психологической направленности на игровую деятельность.

Для того чтобы переключить ребёнка с одного вида деятельности на другой и настроить  его  на занятие, педагог выбирает приём, соответствующий ситуации и особенностям  данной группы детей. Это может быть приветствие,  стихотворение, произнесённое хором, упражнение на концентрацию внимания и многое другое.

1.2.Проверка готовности к занятию.

Для более успешной организации занятия важно проверить готовность рабочего места ребёнка к занятию, т.е. наличие пособий, что приучает его к самоорганизации. Теперь дети имеют чёткое представление о том, какого рода занятие им предстоит.

1.3.Определение содержательных рамок игровой деятельности данного занятия и связь их с рамками предыдущих занятий.

Чтобы настроить ребёнка на работу в определённом информационном пространстве следует ввести содержательные рамки занятия  и представить их в процессе диалога.

2.Мотивационная игра. (3 – 5 минут)

Чтобы тема занятия возникла не случайно, не была навязана воспитателем, важно  в первую очередь дать ребёнку подействовать в  хорошо знакомой ситуации, а потом создать затруднение, которое, активизируя мыслительные процессы воспитанника, вызывает интерес к теме занятия. Это первый этап творческого процесса – встреча с затруднением. Если в жизни человек сам сталкивается с затруднениями в деятельности, то на занятии затруднение создаётся педагогом.

2.1.Актуализация прошлого опыта.

Для того, чтобы можно было более успешно организовать игровую деятельность детей  нужно актуализировать  первичный опыт детей по данной теме.  

      Необходимое условие для самоопределения ребёнка к игровой деятельности  – соблюдение воспитателем чёткости и краткости  при объяснении правил игры.

В результате каждый ребёнок должен:

  1. Понимать, что от него требуется в игре;
  2. Определить, может он играть в эту игру или не может;
  3. Хочет он играть в эту игру или не хочет.

  Если ребёнок решил, что он играть не может или не хочет или  ему не понятны правила, необходимо произвести коррекцию, т.е.:

а) предложить определить воспитаннику, в чём его затруднение;

б) если он не понял правила, предложить детям ответить на его вопросы;

в) если он испытывает трудности, связанные с владением информацией по данному вопросу, – попросить понаблюдать за работой детей и включиться в работу, когда всё станет понятным.

г) если ребёнок просто не имеет желания играть, следует попросить его заняться каким–то интересным ему делом и не мешать остальным.

2.2.Представление реквизита, используемого в игре.

Дети 3 – 4 лет играют с конкретными предметами. Дети 5 – 6 лет могут использовать в игре уже изображения предметов, поэтому необходимо представить данные предметы и картинки перед началом игры. Каждый ребенок получает реквизит, но прежде дети узнают предметы, предполагая, как они будут использоваться в игровой ситуации.

2.3.Объявление педагогом правил игры и демонстрация их понимания детьми.

Необходимым условием возникновения игровой ситуации является предъявление воспитателем правил игры и ролей. Для успешной деятельности ребёнка педагог должен организовать демонстрацию понимания детьми предложенного материала. Игра предусматривает фиксацию в речи детей всех  игровых шагов. Это позволяет проверить наличие  у воспитанников сформированной способности или выявить затруднения.

2.4.Самоопределение и коррекция.

      Необходимое условие для самоопределения ребёнка к игровой деятельности  – соблюдение воспитателем чёткости и краткости  при объяснении правил игры.

В результате каждый ребёнок должен:

  1. Понимать, что от него требуется в игре;
  2. Определить, может он играть в эту игру или не может;
  3. Хочет он играть в эту игру или не хочет.

  Если ребёнок решил, что он играть не может или не хочет или  ему не понятны правила, необходимо произвести коррекцию, т.е.:

а) предложить определить воспитаннику, в чём его затруднение;

б) если он не понял правила, предложить детям ответить на его вопросы;

в) если он испытывает трудности, связанные с владением информацией по данному вопросу, – попросить понаблюдать за работой детей и включиться в работу, когда всё станет понятным.

г) если ребёнок просто не имеет желания играть, следует попросить его заняться каким–то интересным ему делом и не мешать остальным.

2.5.Распределение ролей.

Чтобы соблюсти принципы деятельности необходимо, чтобы в игре принял участие каждый воспитанник. Необходимо активно использовать работу в группах.

2.6.Игровое действие.

Сначала ребенок не испытывает затруднений в своей деятельности. Разбирается одна или две знакомые ситуации и отслеживается соблюдение детьми правил игры.

2.7.Самостоятельная коррекция детьми возникших ошибок.

Если кто-то из детей ошибается, корректировать могут либо дети этой же группы, либо представители другой команды. Воспитатель – в исключительных случаях. Таким образом, дается возможность сделать первые шаги в овладении взаимопроверкой.

3.Затруднение в игровой ситуации. (2 – 3 минуты)

3.1.Появление в деятельности ребенка затруднения и его фиксация в речи.

В последней части мотивационной игры возникает затруднение и игра останавливается. Ребята фиксируют наличие затруднений и невозможность соблюдения правил. Игра останавливается. Всё многообразие проблемных ситуаций можно определить в группы. Существует хорошо известный способ классификации проблемных ситуаций, предложенный Е.Л. Мельниковой. Она предлагает разбить проблемные ситуации на 2 большие группы по тому, какие эмоции у ребёнка возникают:

- или затруднение:

  • даётся практическое задание, невыполнимое вообще;
  • даётся практическое задание не сходное с предыдущим;
  • даётся невыполнимое задание, сходное с предыдущим и доказывается, что дети с ним не справились.

- или удивление:

  • противоречие возникает между двумя или более положениями;
  • между житейским представлением детей и научным фактом.

Подход Е.Л.Мельниковой затрагивает проблемные ситуации, возникающие не только в деятельности детей, но и в коммуникации. Деятельностный подход рассматривает затруднение в деятельности и предполагает следующую классификацию:

1 ситуация:

 Новое знание предполагает внесение  изменения в одну из  частей известного алгоритма, остальные шаги алгоритма остаются неизменными.

2 ситуация:                

При открытии нового знания дети  описывают с помощью известных терминов новый  объект, остаётся только  дать название понятию.

3 ситуация:                                

Случай, когда применение прежнего способа действия приводит к неудобству: работа отнимает очень много времени или получается не очень качественный продукт. Из этого следует вывод, что старый инструмент  в данном случае не пригоден.

Такая классификация позволяет связать проблемную ситуацию с мотивационной игрой и дает возможность сконструировать мотивационную игру. Интересно, что при таком подходе удаётся осуществить связь со следующим этапом занятия по поиску выхода из проблемной ситуации.

3.2.Выявление причин затруднения.

Поиск причин затруднения, выстраивание логической цепочки, которая приведет к причине затруднения. Здесь уместно применять подводящий диалог – метод, соответствующий возрастным особенностям детей.

3.3.Фиксация детских вопросов.

3.4. Формулирование темы занятия или главного вопроса.

3.5. Целеполагание на основе детских вопросов.

Воспитатель выявляет детские вопросы и вместе с ребятами определяет тему занятия или главный вопрос. Это первые самостоятельные шаги ребёнка в целеполагании.

4.Поиск выхода из затруднения в игровой ситуации (до 7 минут)

        Проходит всегда в одном и том же месте (месте для обдумывания), где ребёнок может чувствовать себя комфортно.

4.1.Предметное действие, анализ видеофрагмента или проблемное изложение материала в виде подводящего диалога.

Педагог с помощью подводящего диалога на основе анализа предметной деятельности детей помогает им самостоятельно найти выход из затруднительной ситуации.

 Оформив в речи «новое» знание, дети возвращаются к игровой ситуации, вызвавшей затруднение,  и проходят её, используя новый способ действия.

5.Самостоятельное применение «нового» в другой игровой ситуации (2 – 3 минуты)

На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание.

  1. Работа с пособием

Выполняется работа в учебной тетради. Причём важно учесть вариативный характер подобранных заданий и развивающую направленность. Совершенно необязательно выполнять все предложенные учебником номера. Здесь необходимо учитывать принцип минимакса и принцип комфортности.  На этом этапе очень полезно использовать групповую работу.  

  1. Нахождение места “нового” в системе представлений ребёнка.

  Подводятся итоги и собираются все ситуации, где на занятии были применены новые знания.

  1. Возможное применение “нового” в повседневной жизни.

Подбираются задания, где дети выясняют в каком случае в их повседневной жизни они могут воспользоваться новым знанием.

  1. Самопроверка и коррекция.

            В конце  продумывается игровая ситуация, которая фиксирует  индивидуальное освоение каждым ребёнком нового материала. Каждый из ребят, работая индивидуально и самостоятельно, выбирает из трёх предложенных вариантов ответов один верный и относит карточку в указанное место. На столе собирается общая картинка всей группы. Далее ребёнку  остаётся только сверить свой вариант ответа с имеющимся образцом на “общем столе”. Происходят первые шаги самооценки ребёнком своей деятельности по освоению нового знания. Он убеждается в том, что справился с заданием без ошибок или исправляет свои ошибки.  Совместно с воспитателем находит причину затруднения: не понял задание, принес случайно не ту картинку …

Здесь детям предлагаются  только самые простые варианты. Более сложные задания можно делать чуть раньше вместе или в группе.

6. Повторение и развитие задания.

Проведение дидактических игр не связанных с темой занятия, например на тренировку задатков к мыслительной деятельности. Проводится по желанию педагога при наличии свободного времени.

7.Итог занятия.

7.1. Фиксация движения по содержанию

-  Что нового узнали?

7.2. Выяснение практического применения нового содержательного шага

- Где новое знание пригодится?

7.3. Эмоциональная оценка занятия

- Что больше всего понравилось и запомнилось?

 7.4. Рефлексия групповой деятельности

-        Чья работа  на занятии больше всего понравилась. С кем приятно было играть?

Положи оценочную карточку в кармашек каждому.

7.5. Рефлексия собственной деятельности.

-        Понравилась ли своя работа?

Положи оценочную карточку в свой кармашек. Если хочешь, расскажи о своей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Юные пешеходы» Системно-деятельностный подход в работе с дошкольниками по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

Предложенная работа - попытка показать на практике  системно-деятельностный подход в работе воспитателя по приобщению  дошкольников к  правилам безопасного поведения на дороге....

Доклад "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ"

  Современное понимание здоровья связано не только с отсутствием у человека болезней, но и с наличием у него полноценного развитого физического, психического и нравственного состояния, кот...

Деятельностный подход в работе с дошкольниками

Деятельностный подход - это:•Субъектно ориентированная организация и управление педагогом         деятельностью ребенка при решении им специально организов...

"Использование системно-деятельностного подхода в работе с дошкольниками"

Статья определена вопросам сущности системно-деятельностного подхода в дошкольной образовательной организации, его роли в воспитании, обучении ребенка дошкольного возраста, практике применения. Психол...

«Технология деятельностного метода в работе с дошкольниками»

Выступление из опыта работы по теме: «Технология деятельностного метода в работе с дошкольниками»...

Стендовый доклад "Использование цифровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ".

Современные информационные технологии являются перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, имеющими нарушения речи.   Логопеды не только не остались в стороне, но...