Обобщение педагогического опыта по теме «Использование технологии проектного метода в работе с дошкольниками»
элективный курс

Мочалова Яна Александровна

Обобщение педагогического опыта по теме

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта по теме
«Использование технологии проектного метода

в работе с дошкольниками»

        

воспитатель: Я.А.Мочалова

   В настоящее время традиционное образование сменяется продуктивным обучением, основная цель которого, развитие твoрческих, коммуникативных и организаторских способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Именно поэтому одним из методов, спосoбствующих, решению данного вопроса, является проектный метод.

     Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому, направлению содержания образования. В основе проектной деятельности лежит идея о направленности деятельности (в ходе которой ребенок открывает для себя много нового и неизведанного ранее) на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практической проблемой. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Технология проектирования является одной из форм поисковой деятельности («активного поведения в условиях неопределенности») детей дошкольного возраста и способствует развитию их творческих способностей.

Для ребенка характерна колоссальная жажда жизни, что ярко проявляется в его потребности в активных действиях, общении, самовыражении, разнообразных впечатлениях. Известно, что уважение к личности ребенка, его достоинству, принятие его целей, запросов, интересов, создание условие для самоопределения, самореализации, удовлетворение потребностей ребенка в конструировании собственного мира детства, способствуют развитию его творчества.

Проектирование как деятельность строится на уникальных отношениях «ребенок — взрослый», на со-участи (взрослого и ребенка. Co-участие в деятельности — это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Педагог ведет ребенка к со-участию постепенно, от наблюдений за его деятельностью к эпизодическому участию в ней, затем к партнерству) и, наконец, к сотрудничеству.

Поэтапное стимулирование проектной деятельности взрослым позволяет формировать у ребенка умения, которые могут развиваться только в деятельности, — умение работать в коллективе, подчинять свой темперамент, характер интересам общего дела, умение решать творческие споры, достигать договоренности, оказывать помощь участникам деятельности, умение обсуждать результаты деятельности, оценивать действия каждого.

Творческое проектирование требует от педагога терпения, любви к ребенку, веры в его возможности на пути вхождении в мир взрослых.

Исследования Е. Евдокимовой позволили выделить три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Первый этап Е.Евдокимова обозначает как подражателъско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми трех с половиной — пяти лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему, что не противоречит природе маленького ребенка.

Второй этап  развивающий, он характерен для детей пяти-шести лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребенок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы, являющиеся отправной точкой творческих, исследовательских, опытно-ориентировочных проектов.

Третий этап — творческий, он характерен для детей шести-семи лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать ее.

Алгоритм действий взрослых и детей на каждом этапе проектной деятельности

Алгоритм действий

Подражательско-исполнительский этап проектной деятельности

Развивающий этап проектной деятельности

Творческий этап развития проектной деятельности

Шаг 1

Определение   проблемы,  отвечающей  потребностям детей

Выделение (взрослым или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон

Шаг 2

Постановка цели проекта, его мотивация

Совместное определение цели проекта, прогнозирование результата

Самостоятельное определение детьми цели проекта, прогнозирование результата

Шаг 3

Привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана

Планирование деятельности "детьми при незначительной помощи взрослого;    определение  средств реализации проекта

Планирование деятельности детьми (при воз-можном участии взрослого как партнера^ определение средств реализации проекта

Шаг 4

Совместная    деятельность взрослого и детей по достижению результата

Выполнение     детьми проекта; дифференцированная       помощь взрослого

Выполнение детьмд проекта; решение творческих споров, достижение договоренности; взаимообучение, помощь друг другу

Шаг 5

Совместный     анализ выполнения   проекта, переживание    результата

Обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач

Шаг 6

-

Совместное определение перспективы развития проекта

Определение перспективы развития проекта

Проектная деятельность позволяет учить детей:

- проблематизации;

- целеполаганию и планированию содержательной деятельности;

 -элементам самоанализа;

- представлению результатов своей деятельности и хода работы; презентаций в различных формах с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макетов, плакатов моделей, театрализации, сценических представлений);

- практическому применению знаний в различных (в том числе и нестандартных) ситуациях.

Алгоритм проектной деятельности педагога и детей

Эгапы проектной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

1. Постановка проблемы

Формулирует для себя проблему, исходя из которой подводит детей к необходимости задуматься над проблемной ситуацией

Учатся видеть проблему, формулировать важные вопросы

2. Определение цели деятельности

Ставит цель с опорой на интересы и потребности детей

Обозначают цель деятельности (становятся активными исследователями окружающего мира)

3. Конкретный замысел

Продумывает и представляет то, что будет происходить и к какому результату это приведет

Участвуют в обсуждении: как организовать то или иное дело, выслушивают любые мнения, вплоть до нестандартных и неожиданных

4. Планирование

Определяет основные этапы работы с детьми в зависимости от дидактических, социальных, предметно-материальных и индивидуально-личностных условий

Перечисляют любимые занятия, предлагают игры, участвуют в определении последовательности операций (что сначала, что потом)

5. Реализация проекта и постоянная рефлексия

Организует и мотивирует различные виды деятельности через их интеграцию. Проводит рефлексию и своевременную коррекцию отдельных шагов

Участвуют в разнообразных видах деятельности, выступают партнерами и помощниками воспитателя

6. Анализ результатов и презентация

Выявляет положительные и отрицательные моменты в совместной деятельности с детьми

Проводят посильный анализ с подачи взрослого. Участвуют в игривой презентации достигнутых результатов

Таблица составлена на основе исследований Л. Морозовой.

Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках образовательной деятельности).

Такие НОД имеют определенную структуру и включают в себя:

- создание мотивации проектной деятельности;

- введение в проблему;

-поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности;

- обсуждение результатов, систематизация информации;

- получение продукта деятельности;

- презентация результатов проектной деятельности.

Работа по использованию технологии проектной деятельности проводилась мною с детьми старшего дошкольного возраста: с 2018 по 2020 учебный год, которая включала в себя следующие шаги:

1.  Я ставила перед собой цель, исходя из потребностей и интересов детей;

2. Вовлекала дошкольников в решение проблемы;

3. Намечала и разрабатывала план движения к цели;

4. Обсуждала план с детьми и их родителями;

5.  Обращалась за рекомендациями к музыкальному работнику детского сада;

6. Совместно с детьми составляли план-схему проведения проекта;

7. Подбирала информацию, наглядный и дидактический  материал;

8.  Проводила образовательную деятельность, игры, наблюдения, экскурсии, беседы.

9. Предлагала выполнить домашние задание родителям и детям (чтение книг, оформляла фото-выставки, поиск информации);

10. Поощеряла самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т.п.);

11. Организовывала презентацию проекта (праздник, открытое занятие для родителей), составляли книгу, альбом совместно с детьми;

12. Подводила итоги (выступление на установочном педсовете в сентябре 2019 года, обобщила опыт работы на личном сайте в сети интернет).

13. Подготавливала фото и видео отчет для родителей о проделанной работе.

14. Участвовала в конкурсах педагогического мастерства с проектом «Жизнь и творчество А.П.Чехова».

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребенка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование технологии проектного метода в работе с младшими дошкольниками».

В условиях введения новых стратегических ориентиров обозначенных в ФГОС, проектная деятельность в образовательном процессе дошкольного образования приобретает особую значимость.  Проектная деятельнос...

Обобщение педагогического опыта на тему "Использование инновационной технологии «мнемотехника» для развития речи у дошкольников".

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа...

Обобщение педагогического опыта на тему: «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников»

Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому...

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование технологии проектного метода в работе с детьми подготовительной к школе группы»

В моей работе систематизирован теоретический и практический материал по использованию метода проектной деятельности в воспитательно – образовательной деятельности. Представлена система работы с ...

Обобщение педагогического опыта по теме" Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе детского сада"

Глобальные преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества – социальной, политической, культурной, - не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потенц...

Справка МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка» о внесении актуального педагогического опыта по теме «Использование технологии проектной деятельности в социализации дошкольников» от 24.05.2021

Справка МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка» о внесении актуального педагогического опыта по теме «Использование технологии проектной деятельности в социализации дошкольников&ra...