Реализация технологии деятельностного метода на логопедических занятиях.
материал по теме

Технология деятельностного метода, разработанная под руководством доктора педагогических наук Л.Г.Петерсон,   направлена на формирование мотивации учения, мыслительных операций, развитие творческих способностей, а так же, на развитие речи.
Предлагаю вашему вниманию подгрупповое логопедическое занятие с детьми подготовительной к школе группы с применением деятельностного метода. Тема: Звук «Р». Этап работы: Автоматизация звука «Р» в словах разной слоговой структуры, в простых и сложных предложениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon realizaciya_tehnologii_deyatelnostnogo_metoda.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация технологии деятельностного метода

на логопедических занятиях.

Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.

Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание и др., рассматриваются прежде всего как нарушения общения. Отклонения в развитии речи отражаются на развитии всей психической жизни и влияют на формирование ключевых компетентностей детей. Под речевой компетенцией мы понимаем, умение ребенка адекватно и уместно практически пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, используя с этой целью речевые, неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности.

На логопедических занятиях стараюсь заинтересовать детей так, чтобы им самим захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть интересной игрой.

            Технология деятельностного метода, разработанная под руководством доктора педагогических наук Л.Г.Петерсон,   направлена на формирование мотивации учения, мыслительных операций, развитие творческих способностей, а так же, на развитие речи.

Предлагаю вашему вниманию подгрупповое логопедическое занятие с детьми подготовительной к школе группы с применением деятельностного метода. Тема: Звук «Р». Этап работы: Автоматизация звука «Р» в словах разной слоговой структуры, в простых и сложных предложениях.

Конспект группового логопедического занятия

для детей подготовительной к школе группы

с фонетико-фонематическим нарушением речи.

        Тема: Звук «Р».

        Этап: Автоматизация звука «Р» в словах разной слоговой структуры, в простых и сложных предложениях.

        Коррекционно-образовательная цель: автоматизировать звук «Р» в словах и предложениях.

        Коррекционно-развивающие цели: развивать фонематический слух, логическое мышление, мелкую моторику.          

Воспитательные цели: формировать доброжелательное отношение друг к другу, воспитывать взаимовыручку.

Ход занятия        

1 этап Организационный. Введение в игровую ситуацию. 

Логопед: Доброе утро, ребята.

Дети: Доброе утро.

Логопед: Сейчас действительно утро. А кто может ответить, утро наступает после вечера, после ночи, перед ночью?

Дети: Нет. Утро наступает после ночи и перед днем.

Логопед: Давайте начнем утро с улыбки. Какой может быть улыбка? (Доброй, красивой, открытой, привлекательной, яркой…). Улыбнитесь себе, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.

Логопед: Ребята, я получила письмо, но оно какое то странное.

Логопед открывает круглый конверт, а там компьютерный диск

- Что это за письмо такое? И как его прочитать?

Дети отвечают. Походят к компьютеру, вставляют в дисковод, на экране появляется задание.

Логопед: Мы не сможем его прочитать, пока не выполним задание:

Отгадай слово по первым звукам. (Дом, осы, рукав, овощи, гамак, автобус – ДОРОГА)  

        Открывается письмо:

Меня похитил очень злой с длинной, длинной бородой.

Помогите, прошу вас. Меня похитил …

Дети:  Карабас.

Логопед: Кого же он похитил? Это нам с вами предстоит выяснить. Впереди у нас длинная дорога. А Карабас какой? (Злой, сердитый, грозный…) Покажите, как он сердится. РРРР…

Дети произносят звук «Р», изображая Карабаса.

Логопед: Расскажите об этом звуке, какой он? (Согласный, твердый, звонкий). Почему согласный? (При его произношении воздух встречает преграду - язык).

Дети отвечают.

Логопед: Ребята, а как вы думаете, кто просит нас о помощи?  

А вы хотите освободить, того, кто сидит взаперти? Тогда пойдемте скорее.

Логопед обращает внимание детей на ворота, на которых замки со слогами РА, ОР, РУ, АР, РО, РЫ, УР.

Логопед: Ребята, посмотрите на сколько замков Карабас запер ворота в сказку, чтобы мы туда не попали. Как мы их откроем? Нужно прочитать слоги на замках.

Логопед читает слог и снимает замок, дети выполняют по образцу.

II этап Актуализация опорных знаний, способов действий и мыслительных операций в самостоятельной и совместной с логопедом деятельности детей.

        3. Логопед: Путь свободен. Вперед!

Дети идут под музыку, проговаривая слог РА. Имитируют подъем в гору – ОР, плывут через реку – УР, идут – РЫ.  

        4. Логопед: Что вы сейчас произносили?

Дети: Слоги.

Логопед: Посмотрите, какое препятствие на пути.

Чтобы освободить дорогу, надо придумывать слова со звуком Р.

Дети выполняют задание.

5. Логопед: Что вы сейчас придумывали? (слова). Трудное было задание, давайте немного отдохнем и поиграем. Приготовьте свои ладошки. Я каждому положу на одну ладошку слово, а вы придумайте второе, что бы получилось красивое словосочетание.

(Слова: шар, робот, радуга, топор).

Дети выполняют задание.

Логопед: Что вы сейчас составляли? А сейчас пусть поработают наши пальчики. Поднимая пальцы по очереди будем считать: один острый топор (красный шар), два острых топора, три…

         6. Логопед: Ну что, отправляемся дальше? Смотрите, здесь разные картинки. Давайте выберем со звуком Р.

Дети выбирают картинки, проговаривая, я выбираю…

Логопед: Эти картинки нужно расселить по домикам (он, она).

Дети распределяют картинки по домикам, проговаривая, шарф – он мой, радуга – она моя… Затруднение вызывает слово ружье. Выясняем, что для этого слова нужен отдельный домик - оно.

7. Физпауза

Логопед: Давайте отдохнем и поиграем в игру, отгадай, что я делаю сейчас? Надо придумать и показать друзьям действие со звуком Р, а все остальные будут отгадывать. (прыгаю, радуюсь, играю, строю, открываю, крашу, стираю, вытираю, развешиваю, размешиваю и т.д.) Что он делает? Что ты делал?

Логопед «рубит ветки топором», «красит старый забор», просит изменить предложение по образцу: Я…, ты, он, она, вы, мы…

         8. Логопед: Посмотрите, ребята, что это такое? (Большая коробка) Кого же там спрятал Карабас? Чтобы узнать, надо сложить слово БУ – РА – ТИ – НО.

Дети выполняют задание.

9. Звучит музыка. Появляется Буратино.

Буратино: Здравствуйте, ребята, спасибо, что выпустили меня. Я очень рад! Хочу с вами поиграть. У меня есть волшебные зеркала. Возьмите по одному зеркалу. Посмотрите, какое настроение у каждого из них (радостное, грустное, сердитое).

Вы знаете, что в театре кукол учат играть разные роли: грустные, смешные и даже сердитые. Вы хотите попробовать быть актерами?  Тогда повторяйте за мной предложения с разным настроением: На завтрак бутерброд съел Раю с сыром. На мокрых воронах сидела и каркала крыша. Гараж построил кирпичных строителей.

Дети исправляют предложения и произносят их с выбранным настроением.

Логопед: Ребята, что вы сейчас исправляли, проговаривали? (предложения)

10. Буратино: Вижу, из вас могут получиться хорошие артисты. Вы поможете мне устроить представление? Тогда … (машет детям рукой, уводя их за ширму).

Кукольный театр. Агния Барто «Буква Р».

Дети выходят из –за ширмы, кукольный Буратино прощается с ними и остается в кукольном театре.

Логопед: Ну что, нам пора возвращаться.

Все вместе снова проходят через сказочные ворота.

III этап. Итог занятия. Рефлексия деятельности.

Логопед: Что сегодня было для вас самым интересным? Какое задание было самым трудным? Что помогло вам освободить Буратино и устроить представление?

Ответы детей.

Логопед: Я благодарю вас и очень хочу, чтобы вы росли, здоровыми, красивыми, трудолюбивыми и теперь всегда дружили со звуком Р.

Дети прощаются с логопедом и гостями.

          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация технологии деятельностного метода и системы дидактических принципов «Школа 2000…» (на примере курса математики для дошкольников)»

Для работы с  детьми в своем ДОУ я выбрала   программу  дошкольной  подготовки детей 3-6 лет  « Ступеньки»  по образовательной системе деятельного метода обуче...

Семинар - практикум «Технология деятельностного метода обучения как инструмент реализации целей современного образования»

Деятельностный подход - это:Субъектно ориентированная организация и управление педагогом         деятельностью ребенка при решении им специально организованных ...

Семинар - практикум «Технология деятельностного метода обучения как инструмент реализации целей современного образования»

золотые правила деятельностного подхода:Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;Веди  ребенка от собственного опыта к общественному;Будь не «НАД», а «РЯДО...

Сценарий занятия в технологии деятельностного метода «Ситуация» для детей средней группы 4-5 лет «Письмо доброго друга»

Задачи: учить детей выполнять работу в технике обрывной аппликации для создания несложной композиции «Морковка». Учить детей определять на ощупь знакомые предметы (овощи). Закреплять знани...

Сценарий занятия в технологии деятельностного метода «Ситуация» для детей средней группы «Осеннее дерево»

Образовательная область: «Художественное творчество» (лепка)  Тема: «Осеннее дерево»  Образовательные задачи:      ...

Конспект занятия по ФЭМП в технологии деятельностного метода «Ситуация» на тему: "Числовой отрезок"

Образовательная ситуация по ФЭМП в технологии деятельностного метода «Ситуация» в группе мальчиков дошкольного возраста (6-7 лет) (реализация гендерного подхода в организации образовательн...