Реализация технологии деятельностного метода на логопедических занятиях.
материал по теме
Технология деятельностного метода, разработанная под руководством доктора педагогических наук Л.Г.Петерсон, направлена на формирование мотивации учения, мыслительных операций, развитие творческих способностей, а так же, на развитие речи.
Предлагаю вашему вниманию подгрупповое логопедическое занятие с детьми подготовительной к школе группы с применением деятельностного метода. Тема: Звук «Р». Этап работы: Автоматизация звука «Р» в словах разной слоговой структуры, в простых и сложных предложениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizaciya_tehnologii_deyatelnostnogo_metoda.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация технологии деятельностного метода
на логопедических занятиях.
Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.
Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание и др., рассматриваются прежде всего как нарушения общения. Отклонения в развитии речи отражаются на развитии всей психической жизни и влияют на формирование ключевых компетентностей детей. Под речевой компетенцией мы понимаем, умение ребенка адекватно и уместно практически пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, используя с этой целью речевые, неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности.
На логопедических занятиях стараюсь заинтересовать детей так, чтобы им самим захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть интересной игрой.
Технология деятельностного метода, разработанная под руководством доктора педагогических наук Л.Г.Петерсон, направлена на формирование мотивации учения, мыслительных операций, развитие творческих способностей, а так же, на развитие речи.
Предлагаю вашему вниманию подгрупповое логопедическое занятие с детьми подготовительной к школе группы с применением деятельностного метода. Тема: Звук «Р». Этап работы: Автоматизация звука «Р» в словах разной слоговой структуры, в простых и сложных предложениях.
Конспект группового логопедического занятия
для детей подготовительной к школе группы
с фонетико-фонематическим нарушением речи.
Тема: Звук «Р».
Этап: Автоматизация звука «Р» в словах разной слоговой структуры, в простых и сложных предложениях.
Коррекционно-образовательная цель: автоматизировать звук «Р» в словах и предложениях.
Коррекционно-развивающие цели: развивать фонематический слух, логическое мышление, мелкую моторику.
Воспитательные цели: формировать доброжелательное отношение друг к другу, воспитывать взаимовыручку.
Ход занятия
1 этап Организационный. Введение в игровую ситуацию.
Логопед: Доброе утро, ребята.
Дети: Доброе утро.
Логопед: Сейчас действительно утро. А кто может ответить, утро наступает после вечера, после ночи, перед ночью?
Дети: Нет. Утро наступает после ночи и перед днем.
Логопед: Давайте начнем утро с улыбки. Какой может быть улыбка? (Доброй, красивой, открытой, привлекательной, яркой…). Улыбнитесь себе, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.
Логопед: Ребята, я получила письмо, но оно какое то странное.
Логопед открывает круглый конверт, а там компьютерный диск
- Что это за письмо такое? И как его прочитать?
Дети отвечают. Походят к компьютеру, вставляют в дисковод, на экране появляется задание.
Логопед: Мы не сможем его прочитать, пока не выполним задание:
Отгадай слово по первым звукам. (Дом, осы, рукав, овощи, гамак, автобус – ДОРОГА)
Открывается письмо:
Меня похитил очень злой с длинной, длинной бородой.
Помогите, прошу вас. Меня похитил …
Дети: Карабас.
Логопед: Кого же он похитил? Это нам с вами предстоит выяснить. Впереди у нас длинная дорога. А Карабас какой? (Злой, сердитый, грозный…) Покажите, как он сердится. РРРР…
Дети произносят звук «Р», изображая Карабаса.
Логопед: Расскажите об этом звуке, какой он? (Согласный, твердый, звонкий). Почему согласный? (При его произношении воздух встречает преграду - язык).
Дети отвечают.
Логопед: Ребята, а как вы думаете, кто просит нас о помощи?
А вы хотите освободить, того, кто сидит взаперти? Тогда пойдемте скорее.
Логопед обращает внимание детей на ворота, на которых замки со слогами РА, ОР, РУ, АР, РО, РЫ, УР.
Логопед: Ребята, посмотрите на сколько замков Карабас запер ворота в сказку, чтобы мы туда не попали. Как мы их откроем? Нужно прочитать слоги на замках.
Логопед читает слог и снимает замок, дети выполняют по образцу.
II этап Актуализация опорных знаний, способов действий и мыслительных операций в самостоятельной и совместной с логопедом деятельности детей.
3. Логопед: Путь свободен. Вперед!
Дети идут под музыку, проговаривая слог РА. Имитируют подъем в гору – ОР, плывут через реку – УР, идут – РЫ.
4. Логопед: Что вы сейчас произносили?
Дети: Слоги.
Логопед: Посмотрите, какое препятствие на пути.
Чтобы освободить дорогу, надо придумывать слова со звуком Р.
Дети выполняют задание.
5. Логопед: Что вы сейчас придумывали? (слова). Трудное было задание, давайте немного отдохнем и поиграем. Приготовьте свои ладошки. Я каждому положу на одну ладошку слово, а вы придумайте второе, что бы получилось красивое словосочетание.
(Слова: шар, робот, радуга, топор).
Дети выполняют задание.
Логопед: Что вы сейчас составляли? А сейчас пусть поработают наши пальчики. Поднимая пальцы по очереди будем считать: один острый топор (красный шар), два острых топора, три…
6. Логопед: Ну что, отправляемся дальше? Смотрите, здесь разные картинки. Давайте выберем со звуком Р.
Дети выбирают картинки, проговаривая, я выбираю…
Логопед: Эти картинки нужно расселить по домикам (он, она).
Дети распределяют картинки по домикам, проговаривая, шарф – он мой, радуга – она моя… Затруднение вызывает слово ружье. Выясняем, что для этого слова нужен отдельный домик - оно.
7. Физпауза
Логопед: Давайте отдохнем и поиграем в игру, отгадай, что я делаю сейчас? Надо придумать и показать друзьям действие со звуком Р, а все остальные будут отгадывать. (прыгаю, радуюсь, играю, строю, открываю, крашу, стираю, вытираю, развешиваю, размешиваю и т.д.) Что он делает? Что ты делал?
Логопед «рубит ветки топором», «красит старый забор», просит изменить предложение по образцу: Я…, ты, он, она, вы, мы…
8. Логопед: Посмотрите, ребята, что это такое? (Большая коробка) Кого же там спрятал Карабас? Чтобы узнать, надо сложить слово БУ – РА – ТИ – НО.
Дети выполняют задание.
9. Звучит музыка. Появляется Буратино.
Буратино: Здравствуйте, ребята, спасибо, что выпустили меня. Я очень рад! Хочу с вами поиграть. У меня есть волшебные зеркала. Возьмите по одному зеркалу. Посмотрите, какое настроение у каждого из них (радостное, грустное, сердитое).
Вы знаете, что в театре кукол учат играть разные роли: грустные, смешные и даже сердитые. Вы хотите попробовать быть актерами? Тогда повторяйте за мной предложения с разным настроением: На завтрак бутерброд съел Раю с сыром. На мокрых воронах сидела и каркала крыша. Гараж построил кирпичных строителей.
Дети исправляют предложения и произносят их с выбранным настроением.
Логопед: Ребята, что вы сейчас исправляли, проговаривали? (предложения)
10. Буратино: Вижу, из вас могут получиться хорошие артисты. Вы поможете мне устроить представление? Тогда … (машет детям рукой, уводя их за ширму).
Кукольный театр. Агния Барто «Буква Р».
Дети выходят из –за ширмы, кукольный Буратино прощается с ними и остается в кукольном театре.
Логопед: Ну что, нам пора возвращаться.
Все вместе снова проходят через сказочные ворота.
III этап. Итог занятия. Рефлексия деятельности.
Логопед: Что сегодня было для вас самым интересным? Какое задание было самым трудным? Что помогло вам освободить Буратино и устроить представление?
Ответы детей.
Логопед: Я благодарю вас и очень хочу, чтобы вы росли, здоровыми, красивыми, трудолюбивыми и теперь всегда дружили со звуком Р.
Дети прощаются с логопедом и гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация технологии деятельностного метода и системы дидактических принципов «Школа 2000…» (на примере курса математики для дошкольников)»
Для работы с детьми в своем ДОУ я выбрала программу дошкольной подготовки детей 3-6 лет « Ступеньки» по образовательной системе деятельного метода обуче...
Семинар - практикум «Технология деятельностного метода обучения как инструмент реализации целей современного образования»
Деятельностный подход - это:Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных ...
Семинар - практикум «Технология деятельностного метода обучения как инструмент реализации целей современного образования»
золотые правила деятельностного подхода:Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;Веди ребенка от собственного опыта к общественному;Будь не «НАД», а «РЯДО...
Сценарий занятия в технологии деятельностного метода «Ситуация» для детей средней группы 4-5 лет «Письмо доброго друга»
Задачи: учить детей выполнять работу в технике обрывной аппликации для создания несложной композиции «Морковка». Учить детей определять на ощупь знакомые предметы (овощи). Закреплять знани...
Сценарий занятия в технологии деятельностного метода «Ситуация» для детей средней группы «Осеннее дерево»
Образовательная область: «Художественное творчество» (лепка) Тема: «Осеннее дерево» Образовательные задачи: ...
Конспект занятия по ФЭМП в технологии деятельностного метода «Ситуация» на тему: "Числовой отрезок"
Образовательная ситуация по ФЭМП в технологии деятельностного метода «Ситуация» в группе мальчиков дошкольного возраста (6-7 лет) (реализация гендерного подхода в организации образовательн...
- Мне нравится (1)