Сообщение из опыта работы на тему: Технология деятельностного метода "Ситуация"
консультация (старшая, подготовительная группа) по теме

Рыжова Марина Евгеньевна

Сообщение по технологии деятельностного метода "Ситуация", которая направлена на формирование у дошкольников предпосылок УУД,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сообщение из опыта работы44 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

ДЕТСКИЙ САД №7 «СКАЗКА»

Городское методическое объединение воспитателей

 старших и подготовительных к школе групп

Сообщение из опыта работы на тему:

Технология деятельностного метода

 «Ситуация»

Подготовила и провела воспитатель

Рыжова Марина Евгеньевна

Г.Москва, г.о.Троицк

2016

    Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами опытом работы по технологии деятельностного метода «Ситуация», которая направлена на формирование у дошкольников предпосылок УУД.  Эта технология является модификацией технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон (ТДМ) для дошкольной ступени, дающей конкретный ответ на вопрос: как организовать образовательный процесс с дошкольниками, обеспечивающий преемственность в достижении планируемых результатов, определенных ФГОС ДО и ФГОС НОО.

Целостная структура технологии «Ситуация» включает в себя шесть последовательных шагов (этапов).

1)      Введение в ситуацию.

2)      Актуализация.

3)      Затруднение в ситуации.

4)      Открытие детьми нового знания (способа действий).

5)      Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка.

6)      Осмысление (итог).

Рассмотрим пошагово все этапы технологии «Ситуация»

Введение в ситуацию.

На этом этапе создаю условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (ставят так называемую «детскую» цель). Для этого я стараюсь вовлечь детей в беседу, обязательно личностно значимую для них, связанную с их личным опытом. Эмоциональное включение детей в беседу позволяет плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы.

Например, спрашиваю у детей:

- Любите ли вы сок?

- Какой сок вы любите больше всего? (Показываю куклу Таню и Ваню).

Таня и Ваня тоже любят сок, и мама часто покупает его детям. Вот и сегодня мама купила детям сок, который они выпили с большим удовольствием, а потом стали выяснять, кто выпил больше.

- Хотите помочь Тане и Ване разобраться?

В завершении первого этапа «Введение в ситуацию», задаю детям вопросы: «Хотите?», «Сможете?»

Актуализация.

На данном этапе организую предметную деятельность детей, в которой актуализирую мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и пр.), а также опыт и знания детей, необходимый им для дальнейшей работы. При этом дети находятся в игровом сюжете и даже не догадываются, что постепенно продвигаются к своей «детской» цели. На этом этапе обращаю внимание на развитие таких интегративных качеств, как умение слушать взрослого, действовать по инструкции, работать по правилу и образцу, находить и исправлять свои ошибки. Также предлагаю детям выполнять задания парами (выложить узор на двоих), разбиться на команды («логический поезд»). Такая организация действий способствует развитию коммуникативных навыков: дети учатся слушать друг друга, договариваться, достигать совместного результата.

Например, в сюжете с Таней и Ваней провожу д/и «Спор» для актуализации у детей представления об измерении объёма с помощью мерки, о зависимости результата измерения объёма от величины мерки.

Показываю детям одинаковые пакеты с соком:

- Что можно сказать об объёме сока, который был куплен Тане и Ване?

(Объём сока одинаковый.)

Таня пила сок из маленькой чашки, а Ваня – из большой. Дети выпили весь сок.

«Сколько чашек ты выпил?» - спрашивает Таня брата.

«Две чашки», - отвечает Ваня.

«Значит, я выпила больше сока! – закричала Таня. – Ведь я выпила три чашки».

Задаю детям вопрос:

- Вы согласны с Таней?

Как правило, дети верно отвечают, что Таня и Ваня выпили одинаковое количество сока. Просто у Тани чашка меньше, поэтому число чашек получилось больше, Ванина чашка больше, поэтому число чашек получилось меньше.

- Какими мерками надо пользоваться, если мы хотим сравнить вместимость пакетов? (Мерки должны быть одинаковыми.).

 

Затруднение в ситуации.

Данный этап является ключевым, так как именно на этом этапе в рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети столкнутся с затруднением. Я с помощью вопросов «Смогли?» - «Почему не смогли?» помогаю детям фиксировать затруднение и выявить причину, по которой они не смогли узнать «нечто». Так как затруднение вызвало препятствие для достижения их «детской» цели, то у детей возникает внутренняя потребность в его преодолении, т.е теперь уже познавательная мотивация. Таким образом создаю условия для развития у детей любознательности, активности, познавательного интереса.                                                                                                                                                       Для формирования на этом этапе предпосылок универсальных учебных действий ставлю вопрос: «Что сейчас вам надо узнать?». Дети называют конкретную и понятную им причину затруднения. Таким образом, чётко следуя этапам технологии, я подвожу детей к тому, что они сами хотят узнать.

Далее в ходе занятия рассказываю, что летом Таня и Ваня разъехались к бабушкам. Бабушки купили им ведерки, Таня и Ваня опять спорят – у кого ведерко больше. Дети, разбившись на команды, определяют, какое ведерко больше по объему, но не могут это сделать - так как не договорились об одинаковых мерках.

- Смогли мы помочь Тане и Ване? (Нет).

- Почему не смогли?     (Мерки были разные)        

  Знаете ли вы мерку, которой могут пользоваться все люди для сравнения по    вместимости? (Нет.)

- Что нам сейчас нужно узнать? (Нужно узнать одинаковую мерку, которой могут пользоваться все для сравнения по вместимости.)

Открытие нового знания.

На этом этапе я вовлекаю детей в решение вопросов проблемного характера, поиска новых знаний. С помощью вопроса «Что нужно сделать, если чего-то не знаешь, побуждаю детей выбрать способ преодоления затруднения. Как правило, дети отвечают так: «Придумаю сам», «Спрошу у того, кто знает», «Посмотрю в книге» и т.д. Обсуждаю с детьми варианты решения проблемы («что и как надо сделать, чтобы получилось?»). Так дети получают опыт выбора способа преодоления затруднения, выдвижения и обоснования гипотез, «открытия» нового знания – пока путем догадки.

- Как же Тане и Ване, находящихся в разных городах, взять одинаковые мерки?

Выслушиваются все ответы детей, после чего говорю, что существует мерка, которую знают все. Называется эта мерка литром. Показываю детям 2 мерных стакана. В один из них наливаю воду до отметки 1литр и переливаю в другой стакан. Уровень воды в нём оказывается также на отметке 1литр.

Делаю вывод: единая мерка, с помощью которой можно измерить вместимость, называется литр.

Включение нового знания в систему знаний.

На данном этапе предлагаю детям различные виды деятельности, в которых новое знание или способ действий используется совместно с освоенными ранее. Обращаю внимание на умение детей слушать, понимать и повторять инструкцию, планировать свою деятельность. Для этого задаю вопросы: «Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание?». Здесь же дети приобретают первичный опыт самоконтроля своих действий и контроля действий сверстников.

Провожу Игру «Ведёрки» для того чтобы уточнить представление об объёме, единой мерке измерения объёма – литре. Спрашиваю:

- Как сравнить объёмы ведёрок, которые находятся в разных местах?

(Надо наполнить каждое ведро с помощью мерного стакана и посчитать, сколько таких мерок уместилось в каждом ведёрке.)

Осмысление (итог).

На этом этапе происходит фиксирование достижения цели и определение условий которые позволили добиться этой цели С помощью системы вопросов «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли» помогаю детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели. С помощью вопроса: «Почему вам это удалось?» подвожу детей к тому, что они достигли «детскую» цель благодаря тому, что узнали новое и чему-то научились. Таким образом свожу «детскую» и учебную (взрослую) цели в одно целое и этим создаю ситуацию успеха: «Вам удалось что-то,  потому что вы узнали, научились…»

Технология «Ситуация» универсальна. Чаще всего применяю ее при решении задач ОО «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений). Но применяю эту технологию и в решении задач других ОО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Система формирования экологических представлений у дошкольников в процессе внедрения инновационных технологий в ДОУ».

Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного — ознакомления детей с природой. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного п...

Сообщение из опыта работы на тему: «Использование современных технологий по валеологии в работе с детьми дошкольного возраста»

Теоретический и практический материал по работе с детьми старшего дошкольного возраста по валеологии....

Сообщение из опыта работы по теме "Развивающие игры и технологии как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста".

Сообщение из опыта работы по теме "Развивающие игры и технологии как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста"....

Сообщение из опыта работы по теме "Обусловленность применения здоровьесберегающих технологий в ДОУ"

В работе представлен анализ деятельности коллектива по здоровьесбережению, формированию у воспитанников представлений о здоровом образе жизни....

Сообщение из опыта работы на тему: «Технология портфолио в ДОУ»

В наше время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, заметить в каждом ...

Сообщение из опыта работы на тему: "Технологии развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста"

Ведущей задачей развития речи дошкольников является становление связной речи детей. В связной речи достигается единство содержания мысли и ее выражения.   Основная ф...