Образовательное событие как инновационная работа с детьми.
презентация

Жилинская Екатерина Владимировна
  1. Слайд.

Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми 3-7 лет.

 

Введение в действие новых образовательных стандартов (ФГОС) в дошкольном образовании поставило перед педагогами множество вопросов, связанных с пересмотром многих сторон жизни детского сада - от среды до образовательного процесса. И связано это вовсе не с тем, что современные дети развиваются не так, как дети предыдущих поколений, и им нужны совершенно особые, уникальные условия. Напротив, ФГОС призван закрепить за ребенком право не торопиться, обжиться в своем возрасте, освоить все его ресурсы теми способами, которые свойственны его возрасту.

Так в чем же заключается инновационность? Что теперь возможно? Например, отказаться от некоторых традиционных форм работы - не тех, традиционность которых имеет мощный фундамент научных обоснований, а тех, которые в большей степени стали привычкой: «Не помню почему, но так делали всегда». Можно перестать ориентироваться на традиционные перечни обязательных уголков и уделить внимание тому, что реально интересует детей и важно для их развития.

 

  1. Слайд.

У педагогов есть возможность развивать регуляторные способности детей не через «сели ровненько, глазки на меня, слушаем внимательно», а через предоставление детям возможности высказываться, принимать решения, планировать свою жизнь в группе, уклад и т. д.

      Педагоги, работающие по Программе,  создают все условия для того, чтобы у ребенка появилась возможность:

  • Быть услышанным и оцененным;
  • Решать проблемные ситуации, устанавливать связи там, где это неочевидно;
  • Аргументировать свои суждения, предлагать собственные творческие решения;
  • Работать в группах, сотрудничать, помогать друг другу;
  • уходить от помощи взрослого, двигаясь к автономии группы («мы сами»);
  • Решать задачи, ставить их, преодолевать препятствия, реализовывать свои намерения.
  1. Слайд.

Что такое образовательное событие.

   Образовательное событие  -  это то,  что привлекло внимание ребенка, произвело впечатление, взволновало и даже потрясло. Это часть полноценного образовательного процесса, в котором  закладываются ситуации,  в решении которых, дети приобретают новые знания, умения, формируют представления.

   

Жизнь малыша наполнена самыми разными событиями. Например, событием для него может стать короткое, но яркое происшествие, какое-то явление, оставившее след в душе (на утреннике у бабушки Маланьи в корзинке оказалась настоящая курочка!).

Это такой факт, который может запомниться,  на всю жизнь и всегда будет вызывать яркие воспоминания, это настоящее событие.

 

  1. Слайд.

Особенности образовательного события.

 

1.        Образовательное событие - часть полноценного образовательного процесса, в него закладываются ситуации, при разрешении которых дети приобретают новые знания, умения, формируют представления.

2.        Образовательное событие - развернутая история, подчиненная единой теме, интересной и доступной для дошкольников. Лучше всего, если в названии темы будет либо вопрос, на который ответят дети («Как я устроен», «Как помочь...»), либо то основное действие, на которое ориентируется вся событийная деятельность («Помогаем...»).

3.        Образовательное событие подчиняется законам драматургии, в ней есть завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка. Однако, в отличие от театрализованной или сюжетной игры, ребенок получает возможность выстроить реальную картину мира, наделить ее смыслом. Таким образом, история, в которую погружается ребенок, становится наиболее органичной формой познания для этого возраста.

4.        Образовательное событие - история, происходящая в течение длительного периода. У детей должно быть достаточно времени для вхождения в образовательное событие, обсуждения, планирования, подготовки, для неожиданных поворотов и выхода из них. Образовательное событие не завершается развязкой. Оно продолжает существовать в виде воспоминаний, обращений к детской «документации», рефлексии.

5.        Образовательное событие требует от воспитателя особого внимания к эмоциям детей. Основным критерием успешности образовательного события является не выполнение всех задуманных мероприятий, а эмоциональный настрой детей, их вовлеченность. Если деятельность не вызывает эмоционального отклика, эффективность события как образовательной единицы значительно снижается.

 

5. Слайд.

Структура образовательного события.

 

              1.        Эмоциональный взрыв - получение известия, принятие решения.

2.        Ожидание самого события, подготовка к нему - в это время человек предпринимает конкретные действия. Грядущее событие подогревает интерес, держит в состоянии возбуждения, иногда меняет режим, образ жизни.

3.        Наступление ожидаемого события - еще один эмоциональный взрыв.

4.        Жизнь после события - жизнь, которую это событие, возможно, круто изменило.

Однако событие может и не изменять нашу жизнь, в нем может быть пропущен первый этап, а сам процесс ожидания и подготовки может стать не менее значимым, чем само событие. Так, например, люди ждут Новый год,  день рождения, отпуск. Эти события не являются неожиданностью, тем не менее по мере их приближения людей охватывает волнение, возбуждение: покупка - подарков, украшений, новых саженцев, купальника; планирование

- куда бы съездить, кого пригласить, как украсить дом, как и т.д.

 

  1. Слайд.

Событие как со – бытие.

 

С позиции простого житейского восприятия, термин «бытие» предполагает не очень спешное, размеренное, но в то же время значимое, сущностное течение жизни. Со-бытие - наполняет термин особым объединяющим всех участников бытия смыслом. Со-бытие в детском саду - это не просто деятельность, подчиненная одной теме, в которую вовлечены и взрослые, и дети. Со-бытие - это небольшой отрезок жизни, наполненный какими-то особыми, специфичными для этого периода смыслом и атмосферой.

 

  1. Слайд.

Эффект аффекта.

 

В основе любого образовательного события лежит очень сильная эмоция, или аффект. Эмоциональная сторона жизни ребенка несомненно, очень важна. Однако, когда мы говорим о значении эмоций в жизни ребенка-дошкольника, мы имеем в виду вовсе не одну только радость на его лице и не те приятные воспоминания, к которым он, возможно, будет возвращаться во взрослом возрасте.

Речь идет о той важной роли, которую играют эмоции в развитии дошкольника, в частности в развитии их мышления. Л. С. Выготский в своем труде о высших психических функциях говорил о единстве аффекта и интеллекта: «Кто оторвал мышление с самого начала от аффекта, тот навсегда закрыл себе дорогу к объяснению причин самого мышления».

 

  1. Слайд.

Типы образовательных событий.

   Образовательные события в детском саду,  могут отличаться по типу сюжета:

Реальный - подготовка к спектаклю, цирковому представлению, изготовление атрибутов, декораций, приглашений;

Игровой - «Спасаем зверей», «Ищем сокровища»;

Календарный - привязанные к определенному времени события-традиции или не зависящие от времени года - поиски клада, путешествия, исторические экскурсы.

 

  1. Календарные образовательные события. Конструирование календарных образовательных событий не представляет сложности. Детские сады давно следуют общим календарным праздникам, таким как Новый год, Международный женский день, День космонавтики, дни рождения детей (если такая традиция имеется в группе);
  2. Образовательное событие, как традиция. Детский сад - это маленькое общество. У каждого общества есть то, что объединяет его членов и отличает от других обществ (например,  в каждом обществе есть свои традиции).  Их чтят, берегут, сохраняют.
  3. Образовательные события, запланированные воспитателем.  Несмотря на то, что педагоги, работающие по программе, всячески поддерживают актуальные для детей темы, поощряют проявление самостоятельности и инициативности в выборе сюжетов, нельзя упускать из виду и такие темы, которые важны для развития кругозора детей, их успешной социализации, но не озвучиваются самими детьми. В таких случаях воспитатели планируют тему самостоятельно. Если воспитатель выступает в детском сообществе как равноправный партнер, то исходящая от него инициатива воспринимается детьми не как приказ, а как ценная идея, ничем не отличающаяся от их собственных идей;
  4. Образовательные события,  спровоцированные воспитателем.  Этот вид образовательных событий можно было объединить с предыдущим, ведь так или иначе инициатором образовательного события также станет воспитатель. Однако разница состоит в том, что начинание воспитателя в этом случае скрыто от детей. Воспитатель,  таким образом,  выстраивает работу с детьми, что инициатива события исходит от них. С их точки зрения, это совершенно спонтанная ситуация, в которой они действуют самостоятельно;
  5. Образовательные события, возникшие по инициативе детей;
  6. Событийные праздники.  Любое образовательное событие когда-нибудь заканчивается. И его завершение должно стать яркой точкой, кульминацией события: ребята нашли то, что искали; помогли тому, кто в этом нуждался; узнали то, чего не знали раньше; научились тому, чего не умели, - все это нуждается в своего рода резюме, подведении итогов. Дети должны осознать, что в процессе события с ними произошли изменения, теперь они могут предъявить свои умения, результаты своих трудов. Кульминация события - это праздник во всех смыслах;
  7. Событийные праздники, подготовленные детьми (концерт, спектакль). Представление само по себе полноценное образовательное событие. В его основе лежат те умения, которые дети могут и хотят продемонстрировать. Чтобы образовательное событие не стало формальным, подготовка к нему должна стать общим делом для всей группы;
  8. Клуб «Маленький исследователь». Клуб - это условное название представления, в котором старшие дошкольники демонстрируют результаты своих «научных» исследований. Например, представляют самостоятельные проекты, проводимые в рамках темы текущего образовательного события, или показывают безопасные и доступные для понимания и проведения научные эксперименты;
  9. Событийные праздники, подготовленные взрослыми (игровой досуг). Досуг - один из самых популярных кульминационных моментов образовательного события. В форме досуга может произойти долгожданная развязка, разгадка, встреча с героем сюжета, предъявление ему результата трудов, проводимых исследований. Досуг может быть построен в форме повторения всех этапов образовательного события: дети рассказывают герою о том, как они решали проблему, а герой предлагает им игровые задания, связанные с его историей (квест, игровой досуг, клубный час).

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованное образовательное событие с детьми второй младшей группы "Зоопарк"

При знакомстве детей младшего дошкольного возраста с животными очень важно вовлечь их в сюжетно-ролевую игру. В игре дети познают окружающий мир, учатся воплощать в жизнь свои идеи, учатся заботится о...

Организованное образовательное событие с детьми средней группы "Гости в горнице"

Знакомство детей с традициями своего народа необходимо начинать с самого раннего детства.Малышам хорошо понятен смысл потешек, народных сказок, поговорок, закличек ...  Дошкольники активно могут ...

План организации образовательного события «День мороженого!» с детьми 5-6 лет .

Данный методический материал способствует созданию интереса и расширению представлений о разных видах мороженого, об истории его возникновения, сможет обогатить представления детей о том, что...

Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы проведения образовательных событий по ФЭМП с детьми»

Консультация предназначена для педогогов дошкольных учреждений. Цель консультации помочь педагогам при выборе новых фом работы с детьми....

Театрально-образовательное событие «Муха-Цокотуха» детей старшей подготовительной группы совместно с детьми с особенными возможностями здоровья не посещающих дошкольные образовательные учреждения.

Театрально-образовательное событие «Муха-Цокотуха» детей старшей подготовительной группы совместно с детьми с особенными возможностями здоровья не посещающих дошкольные образовательные учр...

Консультация для педагогов «Образовательное событие в ДОО. Типы образовательных событий»

Консультация для педагогов «Образовательное событие в ДОО. Типы образовательных событий».В контексте образовательной деятельности в детском саду образовательное событие - это особая с...

Семинар «Образовательное событие – как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста и форма взаимодействия всех участников образовательного процесса »

Семинар «Образовательное событие – как инновационная технология работы с детьми  дошкольного возраста и форма взаимодействия  всех  участников образовательного процесса &raq...