Организованное образовательное событие с детьми средней группы "Гости в горнице"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Гонтова Ольга Яковлевна

Знакомство детей с традициями своего народа необходимо начинать с самого раннего детства.Малышам хорошо понятен смысл потешек, народных сказок, поговорок, закличек ...  Дошкольники активно могут познавать быт русского народа через создание мини-музея "Горница", "Русская изба" и приобщаться к изготовлению простых народных кукол из лоскутков ткани.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oos_gosti_v_gornitse.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Организованное образовательное событие «Гости в горнице»

с детьми средней группы.

Автор: Гонтова Ольга Яковлевна, старший воспитатель.

Цели: Продолжать знакомить детей с бытом русского народа. Учить детей изготавливать народную куклу из лоскутков ткани разных расцветок и формы. Развивать логическое мышление, воображение, речь. Воспитывать уважительное отношение к русскому народному творчеству.

Материал: атрибуты для горницы, аудиозапись с русскими народными песнями, презентация «Деревянные предметы быта русских людей». Русские народные костюмы для детей.

Для ручного труда: кусочки ткани разного цвета и размера, нитки, резинки. Образцы народных кукол.

Обогащение словаря: Русь деревянная, горница, тужить, туесок, комод, сундук, ухват, прялка, ткацкий станок, кадка, бочка, корыто. Кувадка, Пеленашка, Закрутка, Барыня, Лихоманка, Вепсская кукла.

Предварительная работа: создание мини-музея в групповой комнате, шитьё народных костюмов для детей.

Ход занятия.

1 часть.

В группу входят дети в народных костюмах. В «горнице» детей встречает хозяйка.

- Проходите, красны девицы и добры молодцы в горницу. Дети проходят и садятся на стульчики.

  • Какое красивое русское слово - горница. А что оно означает?

«Русь деревянная – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют»...

-        А знаете, почему Русь называли деревянной?

Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Как назывался такой дом? Изба. И все в избе было сделано из дерева: и пол, и стены, и потолок, и мебель, и посуда.

- Послушайте русскую пословицу: «Домом жить - обо всем тужить». Дети, как вы понимаете русское слово - тужить? Печалиться, переживать. А о чем могли русские люди тужить и печалиться?

- Много народных умельцев было на Руси! Из обыкновенного полена могли
вырезать вот такую шкатулку (показать). А что можно в ней хранить? Из ивовых
прутиков могли сплести корзину (показать). А из бересты могли сделать вот такой
туесок (показать). В них хранили соль, сахар, крупу.

Давайте посмотрим фотографии с предметами быта русских людей.

  1. Вот деревянный комод, в который складывали одежду.
  2. А в этом сундуке хранили самую нарядную одежду.
  3. А на этой фотографии что вы видите? Скажите, а для чего нужны были скамейки? 4.- Отгадайте загадку: 4 брата, одним кушаком подпоясаны, под одной шляпой стоят (стол).

5.- отгадайте загадку: не бык, а с рогами, не ест, а еду хватает. А что схватит -

отдает (ухват).

6.- Отгадайте загадку: 4 коня одним поводом веду (грабли).

7.- Дети, а это что? Прялка. А для чего нужна прялка?

8.- А это деревянный ткацкий станок. На нем долгими зимними вечерами женщины ткали разноцветные половики (показать) для того, чтобы в избе было уютно и тепло ходить по полу, чтобы меньше скрипели деревянные половицы.

9.- Отгадайте загадку: стоит попадья, 2 поясами подпоясана (кадка).

10.- Отгадайте загадку: Смастерили из досок и надели поясок,

                                         И хранит посуда эта с грядки собранное лето                                                                                                                             (бочка).

11. - А это, ребята, корыто. В него клали корм для животных.

 12. -Отгадайте загадку: 3 братца пошли на речку купаться.

2 купаются, третий на берегу валяется.

                                    Искупались, вышли, на третьем повисли

                                                                           (вёдра с коромыслом показать)

Физкультминутка:

2 часть.

-        Дети, у каждого из вас дома есть игрушки. А как вы думаете, играли ли дети на Руси игрушками? А где они их брали?

  • Родители вместе с детьми мастерили самодельные игрушки. Например, самой любимой игрушкой была кукла, сделанная из тряпок. Эта кукла была предназначена для игры малышу. Но в тоже время эта самая кукла как бы оберегала малыша от каких-либо неприятностей.
  • Давайте с вами рассмотрим народные куклы, которые мастерили родители с детьми.

  1. Кувадка - это кукла, которая могла «обмануть» злых духов и тем самым защитить младенца (желтая).
  2. Пеленашка - это кукла, которую помещали над кроваткой малыша от « сглаза» не добрых людей.
  3. Закрутка - это кукла, которой играли дети (горошек).
  4. Барыня - это кукла, которой играла девочки (с косой).
  5. Вепсская кукла - это образ замужней женщины (с грудью).
  6. Бессонница - это кукла, которая «помогала засыпать» малышу (голубая юбка).

7. Лихоманка - это кукла, которую изготавливали со словами заговора от болезней, весенней простуды. Считалось, что болезнь, увидев такую куклу, узнает себя и вселится в неё вместо человека. И человек не будет болеть.

  • Дети, чтобы вы никогда не болели, давайте изготовим Лихоманку, чтобы она оберегала вас от болезней. Чтобы, играя с ней, вы были веселы и здоровы. Сейчас я покажу вам, как нужно мастерить Лихоманку.

  1. Нужно взять белый лоскут ткани и сделать из него валик. Вот так (показать). Закрепить этот валик с помощью резинки. Кукла готова. Теперь её нужно одеть.
  2. Возьмите цветной прямоугольный лоскут ткани - это юбка. Намотать этот лоскут на куклу и закрепить ниткой.
  3. Нужно взять квадратный лоскут ткани - это передник. Положить его на юбку и закрепить ниткой.
  4. Возьмите квадратный лоскут ткани - это платок. Складываем его по диагонали и получаем треугольник. Надеваем его на голову куклы, концы расправляем и крест-накрест укладываем на лицевой стороне куклы и закрепляем ниткой. Лихоманка готова. Обратите внимание на порядок выполнения данной работы.
  5. Самостоятельная работа детей по изготовлению куклы Лихоманки. (Исполнение русской народной мелодии во время труда детей).

Итог.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованное образовательное событие с детьми второй младшей группы "Зоопарк"

При знакомстве детей младшего дошкольного возраста с животными очень важно вовлечь их в сюжетно-ролевую игру. В игре дети познают окружающий мир, учатся воплощать в жизнь свои идеи, учатся заботится о...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста. Образовательная область: «Познание» Тема: «Помощники человека»

Формировать представление о том, как части тела и органы чувств помогают знакомиться с окружающим миром. Воспитывать желание беречь свое здоровье, умение ухаживать за своим телом....

Конспект организованно – образовательной деятельности с детьми средней группы по образовательной области « Формирование элементарных математических представлений» на тему «Веселая карусель»

Программное содержание: Цель: выявить уровень сформированности  сенсорных эталонов и умения обследовать предметы опираясь на сенсорные эталоны. Образовательные задачи:1....

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми средней группы. Образовательная область «Развитие речи». Тема занятия «Любимый сказочный герой»

Конспект был разработан с целью закрепить знания детей о любимых сказочных героях и сказочных книгах. Методический материал разработан с учётом возрастных особенностей детей среднего дошкольного возра...