Организованное образовательное событие с детьми средней группы "Гости в горнице"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Знакомство детей с традициями своего народа необходимо начинать с самого раннего детства.Малышам хорошо понятен смысл потешек, народных сказок, поговорок, закличек ... Дошкольники активно могут познавать быт русского народа через создание мини-музея "Горница", "Русская изба" и приобщаться к изготовлению простых народных кукол из лоскутков ткани.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oos_gosti_v_gornitse.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Организованное образовательное событие «Гости в горнице»
с детьми средней группы.
Автор: Гонтова Ольга Яковлевна, старший воспитатель.
Цели: Продолжать знакомить детей с бытом русского народа. Учить детей изготавливать народную куклу из лоскутков ткани разных расцветок и формы. Развивать логическое мышление, воображение, речь. Воспитывать уважительное отношение к русскому народному творчеству.
Материал: атрибуты для горницы, аудиозапись с русскими народными песнями, презентация «Деревянные предметы быта русских людей». Русские народные костюмы для детей.
Для ручного труда: кусочки ткани разного цвета и размера, нитки, резинки. Образцы народных кукол.
Обогащение словаря: Русь деревянная, горница, тужить, туесок, комод, сундук, ухват, прялка, ткацкий станок, кадка, бочка, корыто. Кувадка, Пеленашка, Закрутка, Барыня, Лихоманка, Вепсская кукла.
Предварительная работа: создание мини-музея в групповой комнате, шитьё народных костюмов для детей.
Ход занятия.
1 часть.
В группу входят дети в народных костюмах. В «горнице» детей встречает хозяйка.
- Проходите, красны девицы и добры молодцы в горницу. Дети проходят и садятся на стульчики.
- Какое красивое русское слово - горница. А что оно означает?
«Русь деревянная – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют»...
- А знаете, почему Русь называли деревянной?
Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Как назывался такой дом? Изба. И все в избе было сделано из дерева: и пол, и стены, и потолок, и мебель, и посуда.
- Послушайте русскую пословицу: «Домом жить - обо всем тужить». Дети, как вы понимаете русское слово - тужить? Печалиться, переживать. А о чем могли русские люди тужить и печалиться?
- Много народных умельцев было на Руси! Из обыкновенного полена могли
вырезать вот такую шкатулку (показать). А что можно в ней хранить? Из ивовых
прутиков могли сплести корзину (показать). А из бересты могли сделать вот такой
туесок (показать). В них хранили соль, сахар, крупу.
Давайте посмотрим фотографии с предметами быта русских людей.
- Вот деревянный комод, в который складывали одежду.
- А в этом сундуке хранили самую нарядную одежду.
- А на этой фотографии что вы видите? Скажите, а для чего нужны были скамейки? 4.- Отгадайте загадку: 4 брата, одним кушаком подпоясаны, под одной шляпой стоят (стол).
5.- отгадайте загадку: не бык, а с рогами, не ест, а еду хватает. А что схватит -
отдает (ухват).
6.- Отгадайте загадку: 4 коня одним поводом веду (грабли).
7.- Дети, а это что? Прялка. А для чего нужна прялка?
8.- А это деревянный ткацкий станок. На нем долгими зимними вечерами женщины ткали разноцветные половики (показать) для того, чтобы в избе было уютно и тепло ходить по полу, чтобы меньше скрипели деревянные половицы.
9.- Отгадайте загадку: стоит попадья, 2 поясами подпоясана (кадка).
10.- Отгадайте загадку: Смастерили из досок и надели поясок,
И хранит посуда эта с грядки собранное лето (бочка).
11. - А это, ребята, корыто. В него клали корм для животных.
12. -Отгадайте загадку: 3 братца пошли на речку купаться.
2 купаются, третий на берегу валяется.
Искупались, вышли, на третьем повисли
(вёдра с коромыслом показать)
Физкультминутка:
2 часть.
- Дети, у каждого из вас дома есть игрушки. А как вы думаете, играли ли дети на Руси игрушками? А где они их брали?
- Родители вместе с детьми мастерили самодельные игрушки. Например, самой любимой игрушкой была кукла, сделанная из тряпок. Эта кукла была предназначена для игры малышу. Но в тоже время эта самая кукла как бы оберегала малыша от каких-либо неприятностей.
- Давайте с вами рассмотрим народные куклы, которые мастерили родители с детьми.
- Кувадка - это кукла, которая могла «обмануть» злых духов и тем самым защитить младенца (желтая).
- Пеленашка - это кукла, которую помещали над кроваткой малыша от « сглаза» не добрых людей.
- Закрутка - это кукла, которой играли дети (горошек).
- Барыня - это кукла, которой играла девочки (с косой).
- Вепсская кукла - это образ замужней женщины (с грудью).
- Бессонница - это кукла, которая «помогала засыпать» малышу (голубая юбка).
7. Лихоманка - это кукла, которую изготавливали со словами заговора от болезней, весенней простуды. Считалось, что болезнь, увидев такую куклу, узнает себя и вселится в неё вместо человека. И человек не будет болеть.
- Дети, чтобы вы никогда не болели, давайте изготовим Лихоманку, чтобы она оберегала вас от болезней. Чтобы, играя с ней, вы были веселы и здоровы. Сейчас я покажу вам, как нужно мастерить Лихоманку.
- Нужно взять белый лоскут ткани и сделать из него валик. Вот так (показать). Закрепить этот валик с помощью резинки. Кукла готова. Теперь её нужно одеть.
- Возьмите цветной прямоугольный лоскут ткани - это юбка. Намотать этот лоскут на куклу и закрепить ниткой.
- Нужно взять квадратный лоскут ткани - это передник. Положить его на юбку и закрепить ниткой.
- Возьмите квадратный лоскут ткани - это платок. Складываем его по диагонали и получаем треугольник. Надеваем его на голову куклы, концы расправляем и крест-накрест укладываем на лицевой стороне куклы и закрепляем ниткой. Лихоманка готова. Обратите внимание на порядок выполнения данной работы.
- Самостоятельная работа детей по изготовлению куклы Лихоманки. (Исполнение русской народной мелодии во время труда детей).
Итог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми средней логопедической группы по теме: «Подарок для малышей»
ООД в моем занятии направлена на изучение и закрепление малых фольклорных форм....
Организованное образовательное событие с детьми второй младшей группы "Зоопарк"
При знакомстве детей младшего дошкольного возраста с животными очень важно вовлечь их в сюжетно-ролевую игру. В игре дети познают окружающий мир, учатся воплощать в жизнь свои идеи, учатся заботится о...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста. Образовательная область: «Познание» Тема: «Помощники человека»
Формировать представление о том, как части тела и органы чувств помогают знакомиться с окружающим миром. Воспитывать желание беречь свое здоровье, умение ухаживать за своим телом....
Конспект организованно – образовательной деятельности с детьми средней группы по образовательной области « Формирование элементарных математических представлений» на тему «Веселая карусель»
Программное содержание: Цель: выявить уровень сформированности сенсорных эталонов и умения обследовать предметы опираясь на сенсорные эталоны. Образовательные задачи:1....
Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Познание» (ФЦКМ) (организованная образовательная деятельность с детьми среднего возраста по направлению познавательно – речевое развитие).
путешествие в зимнем лесу...
Конспект непрерывной непосредственной организованной образовательной деятельности с детьми средней группы образовательная область: «Речевое развитие» Составление рассказа по репродукции картины «Лиса с лисятами».
Составление рассказа по репродукции картиныс детьми средней группы«Лиса с лисятами»...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми средней группы. Образовательная область «Развитие речи». Тема занятия «Любимый сказочный герой»
Конспект был разработан с целью закрепить знания детей о любимых сказочных героях и сказочных книгах. Методический материал разработан с учётом возрастных особенностей детей среднего дошкольного возра...