Консультация для педагогов «Образовательное событие в ДОО. Типы образовательных событий»
консультация
Консультация для педагогов «Образовательное событие в ДОО. Типы образовательных событий».
В контексте образовательной деятельности в детском саду образовательное событие - это особая ситуация, которая организуется педагогом в образовательных целях. Образовательное событие – это одна из форм организации детей в дошкольной организации. В основе образовательного события лежит игра – развивающая, протяженная во времени и пространстве, с множеством связанных между собой сюжетов. Жизнь ребенка всегда наполнена самыми разными событиями. Например, событием для него может стать короткое, но яркое происшествие, какое-то явление, оставившее след в душе (осенний поход или путешествие на море).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для педагогов «Образовательное событие в ДОО. Типы образовательных событий» | 33.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Образовательное событие в ДОО. Типы образовательных событий»
ЕСТЬ МНОГО СОБЫТИЙ,
ХОРОШИХ И РАЗНЫХ
Что такое образовательное событие?
В контексте образовательной деятельности в детском саду образовательное событие – это особая ситуация, которая организуется педагогом в образовательных целях. За кажущимся на первый взгляд исключительно игровым сюжетом стоит продуманная и кропотливая работа взрослого, направленная на появление у ребенка как необходимых для жизни универсальных качеств (коммуникативные и познавательные способности, саморегуляция, так и более конкретных, предметных результатов, без которых ближайшее будущее (обучение в школе) может существенно осложниться.
Особенности образовательного события
1. Образовательное событие (ОС) – часть полноценного образовательного процесса, в него закладываются ситуации, при разрешении которых дети приобретают новые знания, умения, формируют представления.
2. ОС – развернутая история, подчиненная единой теме, интересной и доступной для дошкольников.
3. ОС подчиняется законам драматургии, в ней есть завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка. Однако, в отличие от театрализованной или сюжетной игры, ребенок получает возможность выстроить реальную картину мира, наделить ее смыслом.
4. ОС – история, происходящая в течение длительного периода. У детей должно быть достаточно времени для вхождения в ОС, обсуждения, планирования, подготовки, для неожиданных поворотов и выхода из них. ОС не завершается развязкой. Оно продолжает существовать в виде воспоминаний, обращений к детской «документации», рефлексии.
5. ОС требует от воспитателя особого внимания к эмоциям детей. Основным критерием успешности ОС является не выполнение всех задуманных мероприятий, а эмоциональный настрой детей, их вовлеченность.
Структура образовательного события
• Эмоциональный взрыв – получение известия, принятия решения.
• Ожидание самого события, подготовка к нему.
• Наступление ожидаемого события – еще один эмоциональный взрыв.
• Жизнь после события.
В основе любого ОС лежит очень сильная эмоция, или аффект. Деятельность, на которую ребенок не отозвался эмоционально – не эффективна.
ТИПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СОБЫТИЙ
Образовательные события в детском саду могут отличаться по типу сюжета (реальный - подготовка к спектаклю, цирковому представлению, изготовление атрибутов, декораций, приглашений; игровой - «помогаем бельчонку», «спасаем зверей», «путешествуем на Северный полюс», «ищем сокровища»), наличию привязки к календарному времени (привязанные к определенному времени - календарные, события-традиции или не зависящие от времени года - поиски клада, путешествия, исторические экскурсы), способу организации (запланированный воспитателем, спровоцированный воспитателем, спонтанно возникший по инициативе детей).
КАЛЕНДАРНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ
Конструирование календарных образовательных событий не представляет сложности. Детские сады давно следуют общим календарным праздникам, таким как Новый год, Международный женский день, День космонавтики, дни рождения детей (если такая традиция имеется в группе). Это ожидаемые праздники. Подготовка к ним имеет свои традиции: подготовка концерта или спектакля, изготовление подарков, украшение группы, - и имеет обычно творческий характер, проникнута ожиданием, предвкушением праздника.
Традиционные праздники, проведенные каждым из детей в семье, тоже могут стать образовательным событием. К примеру, подготовка и празднование Нового года с родителями дома существенно отличается от того, что происходило в детском саду. И об этом детям тоже интересно поговорить. После новогодних праздников, каникул можно устраивать обсуждения, проводить статистические исследования: кто где побывал, чем занимался. Например, сколько человек были у бабушки в гостях, сколько катались на лошадке, сколько побывали на спектаклях и т. д.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ КАК ТРАДИЦИЯ
Детский сад - это маленькое общество. У каждого общества есть то, что объединяет его членов и отличает от других обществ, например в каждом обществе есть свои традиции. Их чтят, берегут, сохраняют. Традициями гордятся, их передают другим поколениям. Свои традиции есть в каждой стране, семье и организации. Именно традиции могут стать основой перспективного планирования в детском саду.
В копилках многих детских садов есть традиционные мероприятия, такие как «Чемпионат по шахматам», «Фестиваль чтецов», конкурс «Знайка», разнообразные тематические выставки поделок и т. п. Однако это нельзя считать образовательным событием. Настоящее образовательное событие объединяет все сообщество детей и взрослых, и готовиться к нему, представлять его должно также все сообщество вместе.
Когда речь заходит о традициях в дошкольном учреждении, чаще всего вспоминают традиционные праздники: праздник Осени, Новый год, 8 Марта. Однако это не те традиции, которые делают детский сад уникальным, отличным от другого, особенным. Хорошо, когда жизнь детского сада выстроена вокруг нескольких ярких образовательных событий, которые являются основой перспективного планирования и вокруг которых на определенный промежуток времени выстраивается вся жизнь детей и взрослых. Традиционное образовательное событие всем заранее известно, однако интерес к нему не пропадает, потому что не ясно, каким оно будет в этом году. Интрига заключается в том, что каждая группа детей самостоятельно готовит свою часть общего образовательного события, удерживая ее в тайне от других, и в определенный день демонстрирует свою задумку всем остальным.
Например, оригинальной традицией может стать «Парад лошадок». Это не соревнования по бегу, а демонстрация уникальных лошадок. Мероприятие проходит на улице - каждая группа детей проходит по кругу, изображая лошадок. Казалось бы, очень простое задание. Но оно требует тщательной подготовки. Детям предстоит совместно решить, какими именно лошадками они будут: орловскими рысаками? тяжеловесами? От этого зависит ход лошадок: мерный тяжелый шаг, галоп, бег, бег с подниманием коленей. А еще нужно решить, как лошадки выстроятся: друг за другом, табуном, по двое, по четыре или это будут тройки? Дети обсуждают и процесс прохода по кругу. К примеру, они могут в определенный момент остановиться и изобразить ржание лошадок или бить копытцем. Можно придумать замысловатые перестроения. При подготовке продумывается и единое украшение лошадок, подбирается подходящая музыка. Так или иначе, подготовка к простому проходу по кругу превращается в целый проект, в котором появляется возможность для выдвижения и обсуждения идей, изготовления атрибутов, придумывания движений. А сам «Парад лошадок» становится настоящим праздником, полным сюрпризов и неожиданностей. Большая соль в таких мероприятиях отводится ведущим, их умению достойно представить команду детей, прокомментировать их проход так, чтобы дети смогли почувствовать, -то их труды по подготовке оценены по достоинству.
Назовем несколько основных принципов образовательных событий- традиций.
1. В традиционном образовательном событии принимают участие все дети без исключения от начала события и до его окончания, именно поэтому конкурсы и соревнования («Конкурс талантов», «Шашечный турнир», конкурсы индивидуальных или семейных проектов и др.) не могут стать образовательным событием, ведь в них нет событийности, общей равноправной включенности.
2. Традиционное образовательное событие неукоснительно проводится каждый год. Оно не может быть отменено, примерное время его проведения известно. В случае форс-мажора событие переносится, но не отменяется. Традиции, как и ритуалы, вносят упорядоченность в жизнь ребенка. Мир, живущий по незыблемым законам и правилам, понятен, знаком, предсказуем, а значит - безопасен. Хаотичный мир означает для ребенка неизвестность и тревогу.
3. Даже в традиционном событии должна быть небольшая интрига - то, что отличает его от предыдущего (новое содержание, необычная форма проведения, нестандартные декор и оборудование).
4. Традиционное образовательное событие требует предварительной работы, объединяющей вокруг себя и детей, и взрослых.
5. Традиционное образовательное событие требует предъявления результатов общей творческой работы всему детскому саду (безоценочно).
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ, ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЕМ
Несмотря на то что педагоги, работающие по Программе, всячески поддерживают актуальные для детей темы, поощряют проявление самостоятельности и инициативности в выборе сюжетов, нельзя упускать из виду и такие темы, которые важны для развития кругозора детей, их успешной социализации, но не озвучиваются самими детьми. В таких случаях воспитатели планируют тему самостоятельно.
Если воспитатель выступает в детском сообществе как равноправный партнер, то исходящая от него инициатива воспринимается детьми не как приказ, а как ценная идея, ничем не отличающаяся от их собственных идей.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ, СПРОВОЦИРОВАННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЕМ
Этот вид образовательных событий можно было объединить с предыдущим, ведь так или иначе инициатором образовательного события также станет воспитатель. Однако разница состоит в том, что начинание воспитателя в этом случае скрыто от детей. Воспитатель таким образом выстраивает работу с детьми, что инициатива события исходит от них. С их точки зрения, это совершенно спонтанная ситуация, в которой они действуют самостоятельно.
Например, Вадик Т. принес в группу энциклопедию про динозавров. Книга на несколько дней увлекает его и Андрюшу Р. Они постоянно ходят с энциклопедией, обсуждаю ее. Это и есть интерес. Его можно развить, к примеру, следующим образом. Однажды воспитатель «случайно» упоминает об ученых, которые доказали, что в данной местности миллионы лет назад жили динозавры. «До сих пор люди иногда находят и кости». При этом воспитатель заранее подкладывает позади веранды, в месте для дозволенного копания, косточку (ее можно сделать из глины или другого подобной материала). Далее начинается период ожидания. Через некоторое время, когда у детей возникает желание покопать, один из детей - Никита Е. - естественно, обнаруживает кость. После бурного обсуждения ее происхождения дети приходят к выводу, что кость принадлежит динозавру. Это происшествие разогревает интерес большого количества детей. И неудивительно, что после этого случая дети начинают толпиться возле плакатов с динозаврами. Это уже их собственный выбор. Воспитателю остается только поддержать возникший интерес и сконструировать на его основе образовательное событие.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ, ВОЗНИКШИЕ ПО ИНИЦИАТИВЕ ДЕТЕЙ
«Поймать» детский интерес - большая удача для педагога. Однако организация такого вида событий нередко вызывает затруднения для воспитателей.
Во первых, нужно быть очень внимательным к детским вопросам, разговорам, увлечениям. Не все, о чем разговаривают дети, демонстрирует их интерес. Ребенок может с радостью рассказать воспитателю о том, что ему подарили книгу про лошадей или что он был в планетарии, но это еще не означает, что его заинтересовали лошади и звезды. Об устойчивом интересе можно говорить лишь через некоторое время. Возможно, это был просто способ привлечь внимание воспитателя, желание с ним пообщаться.
Во вторых, педагог должен суметь превратить интерес одного ребенка и всей группы детей в общий.
В третьих, ему необходим навык достаточно быстрого разворачивания образовательного события.
И в четвертых, педагогу надо уметь предвидеть, какие виды деятельности могут быть потенциально интересны детям.
Например, воспитатель неожиданно отказывается от запланированной заранее темы «Перелетные птицы»: в группе между двумя девочками возник спор о том, что такое череп и для чего он нужен. Спор привлек внимание других детей. Воспитатель решил поддержать их интерес, из чего возникло образовательное событие «Путешествие во внутренний мир, или Анатомия для детей».
Однако яркое начало не является залогом заинтересованности детей в течение всей деятельности. Важно, чтобы ситуация, которую предлагает воспитатель, была актуальной, интересной для большинства детей, в противном случае она не даст никакого эффекта и не принесет пользы.
СОБЫТИЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ
Любое образовательное событие когда-нибудь заканчивается. И его завершение должно стать яркой точкой, кульминацией события: ребята нашли то, что искали; помогли тому, кто в этом нуждался; узнали то, чего не знали раньше; научились тому, чего не умели, - все это нуждается в своего рода резюме, подведении итогов. Дети должны осознать, что в процессе события с ними произошли изменения, теперь они могут предъявить свои умения, результаты своих трудов. Кульминация события - это праздник во всех смыслах.
Возможно, вопрос, для кого устраиваются праздники в детском саду, покажется не совсем уместным. Конечно, праздник в детском саду для детей.
Но логично тогда утверждать, что и концерты организуются для певцов и танцоров, спектакли - для актеров, цирк - для циркачей. Но не могут актеры в театре играть для себя самих! А дети в традиционном детском саду - могут? В традиционных праздниках ребенок - это актер. Его задача - показать свое актерское умение, а заодно подтвердить мастерство режиссера, музыкального руководителя. Традиционный праздник для ребенка - это работа. Долгая, напряженная, с множеством репетиций, генеральным прогоном. И как результат - аплодисменты от благодарного зрителя, удовлетворенного родителя. Так для кого же был праздник?
Событийные праздники отличаются от традиционных тем, что они либо становятся для детей сюрпризом (тогда это то самое событие в событии - яркое и краткосрочное), либо целиком и полностью инициированы и подготовлены самими детьми (тогда это самостоятельное образовательное событие).
СОБЫТИЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ, ПОДГОТОВЛЕННЫЕ ДЕТЬМИ КОНЦЕРТ, СПЕКТАКЛЬ, ЦИРКОВОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ
Представление само по себе полноценное образовательное событие. В его основе лежат те умения, которые дети могут и хотят продемонстрировать. Чтобы образовательное событие не стало формальным, подготовка к нему должна стать общим делом для всей группы. Показ любого зрелища требует разнообразных умений. Даже самое простое желание ребенка прочитать стихотворение при совместном обсуждении (где ты встанешь; как ты будешь одет; будешь ли ты читать в тишине или тебе потребуется музыкальное сопровождение; может быть, надо приглушить свет или запустить показ слайдов) может перерасти в акт творчества, а в результате - в красивый номер. Что уже говорить о тех номерах, которые требуют совместного участия, изготовления костюмов, атрибутов, декораций.
Подготовка к спектаклям, цирковому представлению, концертам - это знакомство со многими профессиями: декоратор, костюмер, художник, конферансье, суфлер, актер, жонглер, солист, дрессировщик и др. Каждый элемент подготовки требует обсуждения. Создаются проблемные ситуации: где взять, чем заменить, как сделать так, чтобы было похоже, и т.д.
Есть мнение, что при подготовке к таким мероприятиям дети должны выбрать себе определенную роль и строго следовать ей. Однако при таком подходе может возникнуть ситуация, когда ребенок, легко и быстро справившись с задачей, на некоторое время выпадает из образовательного события. Гораздо лучше, если у ребенка будет заранее оговоренное право иметь несколько «профессий». Например, актер вполне может поучаствовать в изготовлении афиши наравне с «официальным» художником.
При планировании событийных представлений и подготовке к ним следует ограничить количество сольных номеров. Такие номера лишают детей возможности коммуникации, в то время как репетиция танца, циркового номера или хорового пения увлекает детей. Сольные номера имеют право быть в представлении, но желательно, чтобы у солистов была возможность участия и в массовых номерах.
КАРНАВАЛЬНОЕ ШЕСТВИЕ, ПАРАД
Карнавальное шествие - мало используемое в детских садах образовательное событие. Однако, знакомство с традициями некоторых латиноамериканских стран доказывает, что карнавал может стать тем самым событием, ожидание и подготовка к которому надолго захватит внимание и интерес детей.
Карнавальное шествие, или парад, может быть и вполне самостоятельным образовательным событием, и частью долговременного события. В последнем случае желательно, чтобы тема образовательного события была общей для всего детского сада, при этом каждая возрастная группа выстраивает событие по-своему, исходя из собственных задач, а в каком-то из эпизодов все группы объединяются. К примеру, в образовательном событии, посвященном отлету птиц, заключительным аккордом может быть представление каждой группой стаи птиц разного вида, в едином оформительском стиле. Образовательное событие становится особенно интересным, если каждая группа продумывает, как сделать свой проход необычным: в траектории движения группы, в передаче звуков птиц, в элементах костюмов или атрибутах. Чтобы образовательное событие не стало формальным, подготовка к нему должна максимально осуществляться самими детьми в группе. Не следует увлекаться излишней красотой атрибутов и костюмов: самодельные клювики, шарфики- крылышки - это то, к чему дети могут прийти самостоятельно в результате обсуждений.
Большая роль в организации такого шествия отводится ведущему, его мастерству при комментировании проходов, также важна поддержка детей приглашенными гостями - взрослыми, родителями.
КЛУБ «МАЛЕНЬКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Клуб - это условное название представления, в котором старшие дошкольники демонстрируют результаты своих «научных» исследований. Например, представляют самостоятельные проекты, проводимые в рамках темы текущего образовательного события, или показывают безопасные и доступные для понимания и проведения научные эксперименты.
СОБЫТИЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ, ПОДГОТОВЛЕННЫЕ ВЗРОСЛЫМИ ИГРОВОЙ ДОСУГ
Досуг - один из самых популярных кульминационных моментов образовательного события. В форме досуга может произойти долгожданная развязка, разгадка, встреча с героем сюжета, предъявление ему результата трудов, проводимых исследований. Досуг может быть построен в форме повторения всех этапов образовательного события: дети рассказывают герою о том, как они решали проблему, а герой предлагает им игровые задания, связанные с его историей.
КВЕСТ
Квест - это приключение. И как во всяком приключении, в нем должен быть элемент неожиданности, непредсказуемости, разрешение сложных задач, принятие решений. Чтобы квест был не просто досугом с разными, пусть даже очень интересными заданиями, в нем обязательно должен присутствовать элемент новизны, неожиданности. Музыкальный или спортивный зал, где в течение образовательного события (а квест - это именно событие в событии) к детям по очереди приходят разные герои с заданием - это не квест, не приключение. Должно быть использовано все пространство детского сада, даже его самые неожиданные (но безопасные) места, в которые раньше детям доступа не было. Особую остроту квесту придает доверие к детям и разрешение им путешествовать в поисках заданий самостоятельно, без взрослых. Конечно, это касается только старших детей и при условии хорошо развитой саморегуляции.
КЛУБНЫЙ ЧАС
Клубный час - это время свободного выбора ребенком деятельности по личному интересу. В этот день детский сад превращается в огромную площадку с мастер-классами и лабораториями. Дети знакомятся с перечнем предлагаемых видов деятельности в мастерских, с местом их расположения и самостоятельно выбирают, чем они хотели бы заняться. Свой выбор они могут отметить в личном дневнике, маршрутной карте или с помощью наклеек на одежде.
В определенное время все дети выходят из групп и отправляются в выбранные мастерские. Соответственно, в мастерских могут встретиться дети из разных возрастных групп, это помогает завязывать межгрупповую коммуникацию, побуждать старших детей помогать младшим и т.д. В качестве мастерских могут выступать любые помещения: например, если в клубном часе задействованы все группы детского сада, то каждая группа превращается в мастерскую, в ней остается педагог, который готов принять всех заинтересованных детей; в качестве мастерских могут выть задействованы музыкальный и физкультурный залы, кабинеты специалистов, рекреации, коридоры; в случае ограниченных возможностей организации мастерские могут проходить в разных концах одного и того помещения.
Темы мастерских обычно выбираются воспитателями самостоятельно. Однако, если клубный час вплетен в канву текущего образовательного события, то деятельность, предлагаемая детям в рамках клубного часа, должна быть связана с темой события. К примеру, если в детском саду проходит образовательное событие по теме «Морское путешествие», то на клубном часе организуются:
• мастерская по завязыванию морских узлов, написанию шифрованного пиратского послания, ориентировке по карте;
• в физкультурном зале может быть создана полоса препятствий, где ребята смогут преодолевать «отвесные скалы», «глубокие пропасти», «непроходимые джунгли» и т. д.;
• детям можно предложить научиться ставить палатку, ловить диких зверей с помощью лассо, освоить азбуку морских флагов, заселить глубокое море (оригами), научиться морскому танцу «Яблочко», сделать из простой майки тельняшку и т.д.;
• для детей, не желающих участвовать в активных занятиях, можно организовать тихие зоны для рассматривания книг на предложенную тему, просмотра мультфильмов или свободного рисования.
По окончании клубного часа проводится общегрупповой сбор, где дети в кругу обмениваются впечатлениями, рассказывают о том, чем они занимались и что им больше всего понравилось.
Литература:
1. Логинова Л. Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие/ Под ред. О.А.Шиян – М.: Мозаика-Синтез, 2020.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Образовательное событие как современный метод работы с детьми»
В данном материале рассматривается вопрос о современной технологии работы с детьми. Информация будет полезна педагогам, которые работают с дошкольниками....
Образовательное событие как способ интеграции образовательных областей.
Данная презентация освещает не только образовательное событие, посвящённый дню рождения Деда Мороза, но и специфику данной формы в целом....
Консультация для педагогов "Образовательное событие" как инновационная технология.
В материале рассмотрен вопрос, раскрывающий основные положения технологии "Образовательное событие"....
Консультация для педагогов "Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми"
Материал представляет интерес для педагогов детских садов, раскрывает новизну, особенности и составляющие техонологии "образовательное событие"...
Консультация для педагогов "Образовательное событие в детском саду"
консультация для педагогов...
Консультация для педагогов "Образовательное событие"
С статье рассказывается об использовании в ДОУ технологии "Образовательное событие"....
Детско-взрослый проект по типу образовательного события с детьми младшего-среднего возраста ( 3-5 лет) в смешанной группе
Детско-взрослый проект по типу образовательного события с детьми младшего-среднего возраста ( 3-5 лет) в смешанной группе«Как мы готовились к Новому году…»Срок реализ...