Статья. Театр теней как средство речевого развития детей.
статья (старшая группа)
Одним из немаловажных аспектов развития детей дошкольников является речевое развитие.
Для родителей важно, чтобы их ребёнок был успешным и развитым. Эффективность развивающего процесса детей в ДОУ зависит от совместной деятельности воспитателя и родителей, способствующей скорейшему развитию дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatr_teney_kak_sredstvo_rechevogo_razvitiya_detey.docx | 34.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №28 Невского района СПб
Театр теней как средство речевого развития детей
Подготовила:
Власова Дарья Викторовна
Санкт-Петербург
2022
Содержание:
Аннотация работы…………………………………………………………..2
Значение речевого развития детей старшего и подготовительного дошкольного возраста………………………………………………………4
Значение взаимодействия с семьями воспитанников……………………..4
Значение теневого театра в речевом развитии…………………………….6
История теневого театра от начала до наших дней……………………….6
Полифункциональность теневого театра…………………………………..7
Личный опыт создания и использования теневого театра………………..8
Используемая литература…………………….……………………………12
Аннотация работы:
Одним из немаловажных аспектов развития детей дошкольников является речевое развитие.
Для родителей важно, чтобы их ребёнок был успешным и развитым. Эффективность развивающего процесса детей в ДОУ зависит от совместной деятельности воспитателя и родителей, способствующей скорейшему развитию дошкольников.
Цели:
-Знакомство педагогов с условиями, методами использования игр и упражнений, направленных на речевое развитие детей в домашних условиях;
-Развитие взаимоотношений детей и их родителей посредством включения в совместную игровую деятельность.
-Создание положительного благоприятного климата, обеспечивающего сближение, взаимопонимание детей и взрослых.
Задачи:
-Сформировать у родителей представления о значении игры в развитии ребенка, о влиянии теневого театра на речевое развитие, а так же на развитие интеллектуальных способностей у детей.
-Привлечь внимание родителей к детской игре как деятельности, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в деловом, познавательном и эмоциональном общении с взрослым и сверстниками.
-Упражнять детей и родителей в способе расположения частей, составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец, планировать ход действий.
- Предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений в условиях семьи, направленных на речевое развитие детей;
- Упражнять родителей в умении самостоятельно подбирать игры и упражнения для речевого развития детей.
Актуальность:
ДОУ, в силу своей близости к семье, может стать важным элементом, влияющим на развитие ребёнка-дошкольника, но для этого нужно повысить уровень грамотности родителей.
Уникальность выражается в том, что реализация данного игрового макета способствует созданию единой образовательно-воспитательной среды в дошкольном учреждении и семье; через развитие компетентности повышается заинтересованность родителей, ответственность за воспитание детей в условиях семьи на основе использования обновленных форм взаимодействия; родители являются активными участниками реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения.
Ожидаемые результаты:
- у родителей сформированы представления о значении игры в развитии ребенка, о влиянии игры на речевое развитие, а так же на развитие интеллектуальных способностей у детей
- родителям даны практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на речевое развитие детей
- родителями получен опыт самостоятельного подбора игр
Предварительная работа:
- проведение анкетирования и индивидуальных бесед с родителями с целью выяснения их представлений и возможностей по данной теме;
- анализ анкет и бесед с родителями;
- подбор пособий, игр, методической литературы по теме;
-создание теневого театра, картотек пальчиковых силуэтов, картотек силуэтов по лексическим темам, подготовка раздаточного материала для домашних игр;
- проведение «домашнего показа представления» в группе детского сада.
Информационно-техническое обеспечение:
Раздаточный материал для родителей: картотека пальчиковых силуэтов, набор силуэтов для вырезания дома (для каждого участника).
Речевое развитие детей старшего и подготовительного возраста
В старшем возрасте дошкольник овладевает всей системой родного языка: умеет полно и последовательно излагать свои мысли, четко строить сложные развернутые предложения, логически обосновывать свои высказывания, свободно пересказывать рассказы и сказки, правильно произносить все звуки и многосложные слова. Чтобы эти функции своевременно появились и полноценно реализовывались, важно чтобы они находили применение в практической деятельности, а именно, в игре. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент».
Уровень речевого развития напрямую зависит от участия взрослых в этом процессе. Взрослый не только является образцом правильной и грамотной речи, но и главным собеседником ребенка на всех этапах его взросления.
Значение взаимодействия с семьями воспитанников
В соответствии с ФГОС ДО, одним из основных принципов дошкольного образования является сотрудничество ДОУ и семьи. В ФГОС ДО указывается, что Стандарт «является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития». Взаимодействие с родителями является важнейшим условием полноценного речевого развития воспитанников. А для эффективного взаимодействия нужна четкая и методически грамотная система совместной деятельности. В результате этого, одной из основных задач детского сада, педагогов, специалистов является установление положительных взаимоотношений с родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:
- развитие интересов и потребностей ребенка;
- распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
- поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
- выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
- понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
- воспитание уважения к детству и родительству;
- взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
- повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
- оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
- использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.
Формы взаимодействия педагога с родителями по развитию речи
Для своевременного развития речи родители и другие взрослые, окружающие малыша, должны постоянно общаться с ним, стремясь вызвать ответную реакцию.
По источнику информации все формы и методы работы с родителями условно можно разделить на 3 группы: словесные, наглядные и практические.
Значение театра теней в речевом развитии
Театрализованная деятельность в детском саду — это волшебный мир сказки. Играя в театр, ребенок развивает связную, диалогическую речь, а так же, раскрывает свой творческий потенциал. Именно театральная деятельность в большей степени позволяет развить творческие способности ребенка. В детских садах используют разные виды театра: настольный театр; стендовый; верховой; наручный; напольный; театр живой куклы.
Но очень редко используют театр теней для развития способностей ребенка. Более того, в этом направлении очень мало литературы. Начиная работу по данной теме, я изучила литературу, задачи, средства и методы работы, а также историю возникновения теневого театра. Данный вид театрализованной деятельности очень актуален. Принимая участие в спектаклях и их подготовке, развиваются творческие способности ребенка. А также эти спектакли помогают тем ребятам, у которых имеются трудности в общении, так же создание персонажей и театрализация развивают мелкую и крупную моторику пальцев. Дети очень любят заниматься сочинительством, здесь они являются кукловодами, что дает им прекрасную возможность проявить себя сказочниками.
История теневого театра от истоков до наших дней
Немного истории. История возникновения такого вида искусства в разных странах различна, вот самые интересные: В Китае, например, теневому театру более 2000 лет, этот вид театра является родоначальником драматургии в Китае. Первые записи о таких театральных представлениях относятся к 1000 году н. э., хотя исследователи уверены, что они существовали гораздо раньше. Большинство ученых утверждают, что искусство театра теней уходит корнями в Китай. По древней легенде Император Уди очень любил одну наложницу, и слишком тяжело переживал ее смерть. Ничего не радовало Императора, настолько он был опустошен, что даже забросил все важные дела. Придворные, как могли, старались вернуть его к жизни, но ничего не помогало, и тогда один из художников двора создал куклу из бумаги похожую на наложницу. Когда наступила ночь, Императора пригласили посмотреть. Подсветив шелковый экран, придворный изображал ее движения, подражал ее голосу. Император настолько был воодушевлен, что вернулся к жизни и к своим обязанностям. Ко второму тысячелетию, театр теней был очень распространён в Китае и Индии. С войсками Чингиз-хана распространился также в других регионах Азии. Наивысшей формы в Турции достиг в XVI ст., был популярен в Османской империи. В 1767 году, из Китая техника театра теней была привезена на родину французским миссионером Жюлем Алодом. В 1776 году она стала известна в Великобритании. Немецкий поэт Гете проявлял интерес к этому искусству, а в 1774 году сам устроил его представление. Одним из самых известных и влиятельных в Китае и в XXI веке остаётся таншаньский театр теней. В Чэнду есть музей театра теней (кит. упр. 成都中国皮影博物馆). Сегодня среди коллекционеров ценятся ажурно изготовленные кожаные марионетки, а самому театру теней, в классическом виде, грозит исчезновение. В середине 2000-х зародилось новое течение театра теней, в котором вместо марионеток танцоры, используя свою гибкость и пластику, создают перформансы, пользуясь, в первую очередь, своим телом. К концу десятилетия течение приобрело большую популярность и во многих странах мира начали зарождаться свои театры теней. Самым популярным из таких новых театров теней можно считать театр теней Pilobolus. А среди известных можно назвать так же Attraction, El Gamma Penumbra, Delight, Fireflies, Verba, Три Крыла, Шоу театра теней из Москвы, SHADOW LAB, от проекта SHIK-BALET.
Полифункциональность теневого театра
Мы привыкли рассматривать теневой театр исключительно как средство для театрализации сказок. Однако же, он полифункционален:
-театрализация
-развитие крупной и мелкой моторики во время театрализации пальчиками
-способствует решению конфликтных ситуаций в семье (пример: ребенок начал грубить маме. Предложить семье поиграть, мама будет исполнять роль зайчонка-капризули, ребенок же берет на себя роль мамы зайчихи)
-способствует закреплению отношений «ребенок и социум», что очень важно в предшкольный возраст (создаются картотеки игровых ситуаций как с готовым концом истории, так и картотеки проблемных ситуаций без окончания)
-театр теней помогает закрепить тематику недели, благодаря большой картотеке силуэтов по лексическим темам
-ведущая деятельность дошкольника - игровая, здесь театр теней тоже незаменим, дабы сделать привычные игры интереснее (Д.И. «Чего не стало?», «Убери лишнее», «Угадай сказку», а так же, игры, направленные на развитие пространственного мышления и на развитие грамматического строя речи, с использованием таких слов и предлогов, как «Под», «В», «На», «Сзади», «Над», «Рядом», «Справа», «Слева»)
Опыт создания и использования теневого театра
Театральная деятельность — это одна из форм работы с детьми в детском саду, которые раскрывают и развивают творческие способности ребенка. Такая деятельность способствует более продуктивному усвоению целевых ориентиров, определенных программой. Согласно принципам федерального государственного стандарта, реализация Программы должна производиться в формах, специфических для детей, прежде всего «…в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка…» Дошкольники очень любят смотреть спектакли. Он для них понятен и доступен, а теневой театр еще и содержит элементы мультипликации. Дети видят на экране знакомых и любимых персонажей: мишка, котик, зайка, лошадка, современные мультипликационные персонажи: Смешарики, Лунтик, Барбоскины, Ниндзяго, и многие другие. Детей приводит в восторг, что эти персонажи двигаются, разговаривают, обращаются к зрителям. Важно рассматривать театр не только как развлекательное мероприятие, но и как способ демонстрации примеров дружбы, честности, трудолюбия и доброты. Именно в этом возрасте у детей формируется характер, интересы, отношение к окружающему миру.
Как организовать теневой театр в группе детского сада? Главное иметь желание! Несомненно, и роль родителей здесь очень важна. Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Главная идея взаимодействия между родителями и дошкольным учреждением в том, что родители несут ответственность за воспитание детей, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Именно поэтому необходимо привлекать родителей к совместным идеям и проектам. Из опыта моей работы, родители с большим удовольствием идут навстречу педагогу. Все необходимое для показа подготовить несложно. Экран можно сделать из картонной коробки большого размера, вырезать экран, приклеить кальку или белую простынь нужного размера. Фонарь для подсвечивания снабжен аккумулятором, что делает его очень практичным и независимым от наличия розеток. Главное, чтобы свет располагался между актером и экраном, для этого фонарь устанавливается посередине, и направляется на экран. Персонажи и декорации можно нарисовать самим. Хотя есть и другие варианты, к примеру, готовые шаблоны можно скачать в Интернете. Подбор картинок очень важен, желательно, чтобы все персонажи одной сказки были выполнены в едином стиле. Когда комплекты картинок составляются к каждому литературному произведению, это помогает выдержать масштаб картинок их стилистическое решение. Будет не логично, если, к примеру, в сказке Маша и медведь, Маша вдруг окажется выше медведя, или в сказке «Пузырь, Соломинка и Лапоть» неожиданно Соломинка окажется шире Лаптя. Условность театра близка дошкольникам, они привыкли к ней в своих играх. Именно поэтому дети так позитивно включаются в магию происходящего на экране: отвечают на вопросы персонажей и помогают им, предупреждают об опасности. Необычность зрелища захватывает их и переносит в мир волшебной сказки. Театрализованная деятельность приносит детям радость и непередаваемый восторг.
Мы живем в Санкт-Петербурге, здесь зимний день очень короткий, в основном в дневное время суток темно, и это самая благоприятная среда для теневого театра. Между тем, это и замечательная профилактика страха темноты у детей. Зачем бояться темноты, когда так интересно и весело можно поиграть. Мы начинали с детьми простые диалоги в пальцевом театре теней. Такая форма работы позволяет помимо всего прочего, еще и развить мелкую моторику пальцев, здесь в качестве сценария брали известные детям стихи, басни и небольшие сказки.
Роль педагога в организации и проведении спектакля велика. Важно организовать совместную деятельность и осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку. Поставить четкие задачи перед детьми и передать им инициативу. Обратить внимание на сложности каждого ребенка, если они имеются. В своей работе я использовала не только народные сказки, но авторские. Так, к примеру, в книге «Кукольный театр» Т. Н. Караманенко и Ю. Г. Караманенко представлены сценарии сказок различных авторов. Сказки не сложные, интересные, веселые и поучительные. Мы с детьми показывали сказки не только в группе, но и приглашали родителей, ребят из соседних групп.
Участие детей в подобных постановках заставляет их проявить свою фантазию и развивает речь, творческие способности, артистизм. Дети вместе готовятся к общему действию, репетируют, стремятся хорошо выступить перед своими друзьями.
Основная цель данного пособия: создание условий для речевого и эмоционального развития детей в процессе театрализованной деятельности. Цель была достигнута в ходе реализации следующих задач:
Образовательных: Способствовать использованию как вербальных (темп, сила голоса, интонационная выразительность), так и невербальных (жесты, мимика, поза) средств выразительности. Вызывать в детях состояние творческого поиска, вдохновения. Стимулировать развитие внимания, памяти, мышления, воображения.
Развивающих: Развивать представления детей о нравственных качествах человека, развивать уверенность в победе доброго начала. Развивать пластику, моторику, чувство ритма, музыкальные способности.
Речевых: Познакомить детей с новыми словами: занавес, декорации, афиша, аплодисменты, негодование.
Воспитательных: Воспитывать доброжелательное, эмоционально-положительное отношение друг к другу.
Данное пособие развивает творческие способности детей, способствует активизации воображения и развитию логического мышления, предлагая детям ситуативно-деятельный подход к решению различных видов задач. По моему мнению, проведение подобной работы повышает самооценку детей дошкольного возраста, учит их умению слушать и слышать, помогает самопрезентации воспитанников, сплачивает детских коллектив, учит относиться друг к другу уважительно и терпимо. Предлагаемые игры, творческие задания позволяют детям проявить актерское мастерство, помогают преодолеть трудности межличностного взаимодействия, способствуют развитию речевых навыков, повышают уровень общей культуры.
Конечно, в условиях группы не стОит требовать от детей сделать большой сложный спектакль, который посилен лишь профессионалам — это и невозможно, и не имеет смысла. Пусть лучше будет маленькая сказка, или небольшой диалог между персонажами, разыгранные детьми. Здесь важно интерес детей, их воображение и творческое решение. Необходимо проводить игры в театр теней систематически. Универсальность теневого театра в том, что его можно использовать и разыгрывать не только в детском саду, но и дома. Очень порадовала заинтересованность и вовлеченность родителей к данному пособию. В связи с этим в группе было проведено интересное мероприятие под названием «Домашний спектакль-сюрприз для родителей», на котором дети были актерами придуманной сказки, а родители были зрителями. Так же, после показа, были рассказаны и продемонстрированы возможности теневого театра в качестве игрового и развивающего пособия в домашних условиях. Я подробно рассказала, как можно дома подготовить теневой театр. Так же, каждой семье были предоставлены раздаточные материалы, содержащие фигуры из пальчиков для теневого театра и шаблоны для печати персонажей теневого театра. Семьи с увлечением включились в создание домашнего теневого театра.
Из всех видов кукольных театров в детских садах наименьшей популярностью пользуется теневой театр. И, как мне кажется, незаслуженно обделён вниманием педагогов. Магия театра теней создает теплую, домашнюю атмосферу, где даже самый застенчивый и робкий ребенок проявит желание быть актером. Ведь за ширмой его не видно, и он потихоньку начинает раскрепощаться.
Литература:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Театр_теней
http://kladraz.ru/blogs/elena-sergevna-gribova/-sovremenyi-tenevoi-teatr-v-dou.html
http://www.maam.ru/detskijsad/vzaimodeistvie-dou-i-semi-v-ramkah-vedenija-fgos-do.html
http://diplomba.ru/work/103949
https://infourok.ru/teatr-teney-kak-sredstvo-razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-detey-1763062.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Нетрадиционные техники изображения - средство коррекции развития детей с речевыми нарушениями."
Технология коррекции развития детей с речевыми нарушениями, основанная на совместной деятельности взрослого и ребенка, выявление видов детской деятельности, оптимизирующих развитие ребенка....
Доклад «Использование дидактического пособия «Театр на фартуке» в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»
Выступление на семинаре...
Статья: "Театрализованная деятельность как средство речевого развития дошкольников
С первых дней обучения в школе дети сталкиваются с серьёзными трудностями в составлении сложных предложений или рассказа, в выразительном прочтении стихотворени...
Театрализованная деятельность, как средство речевого развития детей. Основы речевого развития детей.
Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку...
Статья "Театрализация как средство речевого развития детей"
Развитие речи детей через театрализованную деятельность....
Статья.Театрализованная деятельность как средство речевого развития . Ранний возраст»
Введите в мир театра малыша, Узнает он, как сказка хороша, Проникнется теплом и добротой, И сказку унесет с собой...
Проект "Театр как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста"
В проекте раскрывается содержание работы по использованию средств театральной деятельности для развития речи детей младшего дошкольного возраста. Даются рекомендации по использованию потешек в образов...