Статья "Художественная литература как средство речевого развития дошкольников".
статья по развитию речи
Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Проявление интереса дошкольников к книге – необходимое условие развития современного ребенка. Кто же вводит ребенка в мир книги? Этим занимаются родители и педагоги дошкольных учреждений. В процессе приобщения ребенка – дошкольника к книге необходимо учитывать особенности восприятия художественного произведения детьми в разный период дошкольного возраста. Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvennaya_literatura_kak_sredstvo_rechevogo_razvitiya_doshkolnikov.docx | 27.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Художественная литература как средство речевого развития дошкольников.
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в воспитании чувств и развитии речи детей.
Художественная литература открывает ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимопониманий, развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы русского литературного языка. Огромно её воспитательное, познавательное и эстетическое значение.
В настоящее время общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников, таких как телевидение и компьютеры, таким образом, фактически сводится к минимуму такой вид деятельности, как семейное чтение. В таком случае страдают, прежде всего, дети, ведь из-за нехватки психо-эмоционального общения с взрослыми и сверстниками у детей появляются ложные представления об общении между людьми как таковом. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы.
Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средству развития речи, обусловлено рядом причин: во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также, затронут только её поверхностный пласт; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения; в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.
Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами.
Но далеко не каждый может построить развернутый и связный рассказ, придумать собственную сказку, сочинить стихотворение. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного.
Как же ему помочь?
Один из исследователей детского творчества заметил, что ребенок никогда не сочинит собственной сказки, если он не познакомился хотя бы с одной из существующих. Художественные произведения в символической форме раскрывают перед детьми смысл человеческих отношений, переживаний.
Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.
Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности при ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми и изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.
В соответствии с ФАОП ДО речевое развитие предполагает знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Важнейшим условием реализации этой задачи является знание возрастных особенностей восприятия дошкольников, в данном случае, восприятия произведений художественной литературы.
В 5-6 лет (старшая группа) дети более внимательно относятся к содержанию произведения, к его смыслу. Эмоциональное восприятие менее выражено.
Дети способны понять события, которых не было в их непосредственном опыте. Они способны установить в произведении многообразные связи и отношения среди героев. Наиболее любимыми становятся «длинные» произведения – «Золотой ключик» А. Толстого, «Чипполино» Д.Родари и др.
Появляется осознанный интерес к авторскому слову, развивается слуховое восприятие. Дети учитывают не только поступки и действия героя, но и его переживания, помыслы. При этом старшие дошкольники сопереживают вместе с героем. Эмоциональное отношение опирается на характеристику героя в произведении и более адекватно авторскому замыслу.
Задачи:
1. Способствовать установлению детьми многообразных причинно-следственных связей в сюжете произведения.
2. Формировать умение анализировать не только действия героев, но и их переживания.
3. Формировать осознанное эмоциональное отношение к героям произведения.
4. Обращать внимание детей на языковую стилистику произведения, авторские приемы изложения текста.
В 6-7 лет (подготовительная группа) дошкольники начинают осмысливать произведения не только на уровне установления причинно-следственных связей, но и понимают эмоциональный подтекст. Дети видят не только разнообразные действия героя, но и выделяют ярко выраженные внешние чувства. Усложняется эмоциональное отношение к героям. Оно зависит не от отдельного яркого поступка, а от учета всех действий на протяжении сюжета. Дети могут не только сопереживать вместе с героем, но и рассматривать события с точки зрения автора произведения.
Задачи:
1. Обогащать литературный опыт дошкольников.
2. Формировать умение видеть авторскую позицию в произведении.
3. Помогать детям осмысливать не только действия героев, но и проникать в их внутренний мир, видеть скрытые мотивы поступков.
4. Способствовать умению видеть смысловую и эмоциональную роль слова в произведении.
Знание возрастных особенностей восприятия детьми литературного произведения позволит разработать содержание литературного образования и на его основе реализовать задачи образовательной области «Речевое развитие».
На основе восприятии выдвигаются следующие задачи по ознакомлению детей с художественной литературой:
- воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;
- формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;
- воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов, развивать поэтический слух.
Задача детского сада, как отмечала Л.М.Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном возрасте ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица…). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой – с произведениями А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, К.Д.Ушинского, братьев Гримм, Х.К. Андерсена и др.
Решая задачу подготовки детей к литературному образованию, предлагается давать им представления о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях.
Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития, существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. В основе отбора – педагогические принципы, разработанные на основе общих положений эстетики. При отборе книги надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.
По методике художественного чтения и рассказывания. М.М. Кониной выделяется несколько типов:
Чтение и рассказывание одного произведения.
Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединить произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). В такой образовательной деятельности объединяют новый и уже знакомый материал.
Объединение произведений, принадлежащих разным видам искусства:
а) чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника.
б) чтение в сочетании с музыкой. В данном случае учитывается сила воздействия произведений на эмоции ребенка.
Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:
а) чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки , сопровождаемое показом игрушек и действий с ними);
б) настольный театр;
в) кукольный и теневой театр, фланелеграф;
г) диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.
Чтение как часть непрерывной образовательной деятельности (НОД):
а) оно может быть логически связано с содержанием НОД (в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок);
б) чтение может быть самостоятельной частью НОД (повторное чтение стихов).
Основными методами ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой являются следующие:
- Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.
- Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
- Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
- Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра и возраста слушателя.
- Выполнение программы по ознакомлению с художественной литературой, воспитание положительного эстетического отношения к произведению, умение чувствовать образный язык стихов, сказок, рассказов в воспитании художественного вкуса.
- Всестороннее воспитание и развитие ребенка с помощью произведений литературы и народного творчества.
Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание.
Краткая вводная беседа подготавливает детей к восприятию произведения. В такую беседу могут быть включены: краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать интерес у них можно с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно назвать произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение), имя автора.
В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.
Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться НОД. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни детей в детском саду, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом. Список литературы рекомендуется программой, а формы деятельности, в которую включается художественное слово, разнообразны.
Чтение вне НОД дает возможность повторной встречи с книгой. Планируя чтение художественной литературы, следует учитывать повторность или первичность подачи материала.
Технология работы с текстом (технология продуктивного чтения – формирования типа правильной читательской деятельности).
Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Проявление интереса дошкольников к книге – необходимое условие развития современного ребенка. Кто же вводит ребенка в мир книги? Этим занимаются родители и педагоги дошкольных учреждений. В процессе приобщения ребенка – дошкольника к книге необходимо учитывать особенности восприятия художественного произведения детьми в разный период дошкольного возраста. Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста.
Но чтение по традиционным методикам перестало давать положительный эффект, ведь дети изменились – и мы можем открыть для себя технологию продуктивного чтения, разработанную Н.Н. Светловской.
Этапов работы с текстом – три.
I этап. Работа с текстом до чтения.
Цель этого этапа – развитие умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов (т. е. развитие умения антиципации – умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации).
- Работа над пониманием текста начинается ещё до его чтения. Чтение фамилии автора и заглавия текста. Рассматривание иллюстрации, которая предшествует тексту. Предположения детей о героях, содержании.
- Чтение ключевых (от слова – ключ) слов, которые взрослый заранее вычленяет из текста и записывает на доске. На основании заглавия, иллюстрации и ключевых слов дети высказывают свои предположения о теме, героях произведения, последовательности событий. Взрослый ставит задачу прочитать текст, «провести диалог с автором» и проверить правильность своих первоначальных предположений.
Что такое диалог с автором?
С точки зрения методики преподавания – это прием работы с текстом во время его чтения (достаточно новый на сегодняшний день).
С точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная беседа с автором через текст. Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу:
- находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы;
- задавать свои вопросы;
- обдумывать предложения о дальнейшем содержании текста;
- проверять, совпадают ли они с замыслом автора;
- включать воображение.
Во время диалога с автором происходит вычитывание информации из каждой единицы теста, вероятностное прогнозирование нового содержания и самоконтроль своих прогнозов и предположений.
II этап. Работа с текстом во время чтения
Цель этого этапа – достижение понимания текста на уровне содержания.
- Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам с комментариями взрослого (комментированное чтение).
- Что необходимо для того, чтобы состоялось именно комментированное чтение?
а) Необходимо делать остановки во время чтения для комментария, прочитанного, для усилия эмоционального восприятия текста, включения воображения, привлечения внимания к чему-либо и пр.
б) Однако, если в ходе вашего комментария дети высказывают интересные, мотивированные текста суждения, за них нужно буквально цепляться и вплетать в общий разговор. Ни в коем случае не оставлять их без внимания, даже если детские суждения расходятся с вашей (субъективной!) точкой зрения.
в) Комментарий должен быть кратким и динамичным. Самая страшная для художественного текста ошибка взрослого – когда он «вязнет» в своих комментариях, формирует громоздкие вопросы и повторяет их по нескольку раз, пытаясь комментировать то, чего нет в тексте ни в скрытой форме. При этом уходит эмоциональная реакция детей на текст – главная ценность в этом возрасте. Комментарий удачен лишь тогда, когда усиливает эту эмоциональную реакцию, делают её более яркой и эстетической. Именно поэтому ответы детей не должны быть развернутыми, позвольте им кратко отвечать. Если дети затрудняются, предложите им начала ответа. Подскажите ответ интонацией.
г) Комментарий ни в коем случае не должен превращаться в беседу!
д) Вы комментируете текст в том месте, где это действительно необходимо, а не только после того, как предложение или фрагмент дочитаны до конца.
е) Прерывание чтения должно происходить естественно, для чего рекомендуется использовать следующие способы:
- включение воображения детей («Представьте себе…», «Увидели? Представили?» и др.);
- сам вопрос, который формируется не так, как во время беседы: он максимально «свернут», сжат («Догадались почему?», «Почему именно…»);
- постарайтесь избегать при ответах детей слов «Стоп!», «Достаточно!», «Хватит», и.т.п.
Словарная работа (объяснение или уточнение значений слов) также ведется по ходу чтения, тогда она становится понятной и мотивированный, так как именно во время чтения воспитателю и детям бывает ясно какие слова нуждаются в толковании.
III этап. Работа с текстом после чтения
Цель этого этап – достижение понимания на уровне смыла (понимание основной мысли, подтекста – «чтение между строк»).
- Беседа по проблемному вопросу ко всему тексту в целом. Результатом этой беседы должно стать понимание основной мысли произведения, того, что автор прямо не высказывал словами, а «спрятал между строк».
- Рассказ воспитателя о писателе.
- Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора.
- Выполнение творческих заданий (иллюстрирование, устное, словесное рисование, составление схем к тексту, инсценирование и др.).
Технология продуктивного чтения является инновационной продуктивной технологией, направленной на формирование позиции активного слушателя детей дошкольного возраста.
Практика использования технологии продуктивного чтения показала эффективность применения данной технологии с детьми дошкольного возраста: дети из пассивных слушателей переходят в слушателей, активно ведущих диалог с автором; у детей формируется осознанное восприятие понимания общего смысла текста, умение извлекать определенную информацию из части текста.
Используемая технология позволяет успешно интегрировать понятия из различных образовательных областей, формировать исследовательские навыки у детей, повышать уровень активной читательской позиции родителей по отношению к тексту и его автору.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественная литература как средство речевого развития детей с задержкой психического развития»
Художественная литература - источник знаний об окружающем мире, важнейшее соедство воспитания чувств ребенка, развитие мышления, воображения, памяти....
"Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"
Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества, мир природы и взаимоотношений. Способствует развитию мышления воображения ребенка, обогащает эмоциями....
Статья на тему: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»
Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка...
Статья на тему: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»
Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...
Консультация для родителей «Литература как средство речевого развития дошкольников».
Художественная литература играет особую роль в воспитании детей, расширяя их представления о живой реальности, помогая ребенку познавать жизнь, формируя его отношение к окружающему, воспитывая духовно...
Методические рекомендации к опыту работы по теме «Художественная литература как средство речевого развития детей дошкольного возраста»
Актуальность опыта Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ре...