Статья.Театрализованная деятельность как средство речевого развития . Ранний возраст»
статья
Введите в мир театра малыша,
Узнает он, как сказка хороша,
Проникнется теплом и добротой,
И сказку унесет с собой
Скачать:
Предварительный просмотр:
Введите в мир театра малыша,
Узнает он, как сказка хороша,
Проникнется теплом и добротой,
И сказку унесет с собой.
Ранний возраст-время, когда закладываются основы психического, физического развития человека. Этот период является условием личного становления ребенка. .
С каждым годом растет количество детей, у которых возникают проблемы с речью, произношением, проговариванием звуков. В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей предотвращения недостатков в развитии речи
В развитии способностей детей помогает театр, театрализованная деятельность, театрализованные игры.
Учитывая актуальность проблемы, я поставила цель: развивать речь творческие способности детей первой младшей группы через театрализованные игры (дети учатся понимать обращённую к ним речь, повторяя слова персонажей за педагогами, малыши выговариваются, то есть вырабатывают звукоряд речи, формируют свой речевой образ). Повышать уверенность детей первой младшей группы в себе (в этом возрасте многие дети уже начинают стеснятся публичных выступлений, поэтому очень важно сделать театрализованные игры привычным приемом в работе, чтобы малыши не рассматривали демонстрацию как нечто необычное, а значит, страшное и вызывающее смущение).
Для достижения поставленной цели определила ряд задач:
1) Изучить психолого–педагогическую литературу по проблеме исследования.
2) Изучить процесс развития творческих способностей.
3) Изучить особенности театрализованной деятельности детей раннего возраста.
. Театрализованная деятельность в детском саду — это возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности.
Театральная игра - самый актуальный и наиболее оптимальный вид игры в детском возрасте. Участвуя в театральной игре, дети познают окружающий мир через образы, краски, звуки.
Театральная игра развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать, сопереживать персонажам.
Этот вид игры оказывает большое влияние на развитие связной, грамотной, эмоциональной и богатой по содержанию речи детей. Ребенок осваивает богатство родного языка, его выразительные средства, используя интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам.
Театральная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков благодаря тому, что литературные произведения для детей имеют нравственную направленность (воспитывают доброту, дружбу и другие качества).
Основными требованиями к организации театрализованной деятельности в раннем возрасте являются: разнообразие и содержательность тематики соответствующая данному возрасту; постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, т. е. во все формы организации педагогического процесса; формирование интереса, к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт, поощряя и развивая стремление детей к театрально-игровой деятельности; взаимодействие детей с взрослыми.
С помощью театрализованной деятельности малыши учатся внимательно слушать, понимать, запоминать, действовать с предметами - игрушками, узнавать их свойства, осваивают мимику, учатся сочувствовать, отличать хорошее от плохого
Театрализация сказок очень увлекает детей Малыши 3- его года жизни быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. Речь становится более выразительной, грамотной. Резко увеличивается способность подражать воспроизводить услышанное. Речь становится средством познания окружающего, продолжает обогащаться ее смысловое содержание. Дети хорошо понимают все, о чем говорит с ними взрослый, что касается их непосредственного окружения, связано с переживаниями детей.
Свою работу я условно разделила на 3 этапа.
1 этап. Ознакомление детей с сюжетными игрушками, я показываю и называю разнообразные действия с ними (кукла идет, поет, танцует и т. д.) . Одни и те же слова при последующих повторениях произношу, меняя интонацию, силу голоса и темп произношения. На этом этапе очень важно предоставлять детям возможность развертывать разнообразную деятельность с игрушками, в процессе которой активизируется их речь и закрепляются игровые действия.
2 этап. Работа с потешками. Содержание потешек позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Потешку легко можно инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью. Дети могут изображать движения действующих лиц или выполнять действия с игрушкой.
В подготовке к самостоятельной творческой игре в развитии воображения большую роль играют подвижные игры с ролью. Малышей необходимо научить действовать от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, перевоплощаться в собак, кошек и других знакомых животных. С этой целью можно проводить игры «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата» и т. п. Полезно проводить игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Первоначально взрослый сам проговаривает и сам проделывает движения, а дети слушают и смотрят. Затем они точно выполняют движения соответственно тексту. Например, «Зайка серенький сидит и ушами шевелит… »
3 этап. Проведение игр – театрализаций. Подбираю художественное произведение с возрастными возможностями детей и программными требованиями. («Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят»). При необходимости текст можно адаптировать. Текст произведения должен быть хорошо знаком детям. Они должны узнавать персонажей на картинках и игрушках. Проведению игры-театрализации должна предшествовать целая серия подготовительных дидактических игр. Например, прежде чем провести игру-театрализацию «Колобок», провожу дидактические игры по знакомству с персонажами сказки с целью уточнения представления детей о зайце, медведе, лисе, учу изображать этих персонажей сказки (брать на себя роль) и вызвать эмоциональное положительное отношение.
Использую театрализацию в разных видах деятельности педагогического процесса: в режимных моментах, например, в воспитании КГН персонаж - кукла покажет, как правильно мыть руки, пользоваться полотенцем; во время еды к ним в гости приходит Девочка -Припевочка из театра «Живая рука» и показать, как правильно держать ложку, пользоваться салфеткой; перед сном споёт колыбельную.
В группе имеется «Театрализованный уголок», где представлены сказки, в соответствии с программой.
1. Настольный театр
1.1. плоскостной:
- по сказкам "Колобок", "Курочка ряба", "Теремок", "Маша и медведь"
1.2. конусный:
- по сказкам "Волк и семеро козлят", "Теремок", "Три поросенка", "Кот, петух и лиса"
1.3. театр картинок:
- по сказке "Маша и медведь"
2. Пальчиковый театр
1.1. шагающий:
- по сказкам "Рукавичка", "Маша и медведь", "Три медведя", "Заюшкина избушка"
1.2. из фетра:
- по сказкам "Три поросенка", "Колобок", "Теремок"
1.3. вязанный:
- по сказкам "Заюшкина избушка", "Три медведя", "Теремок"
1.4. бумажный:
- по сказкам "Репка", "Колобок", "Теремок", "Курочка ряба", "Сорока-белобока"
3. Театр на палочке
- по сказкам "Курочка ряба", "Колобок", "Кот, петух и лиса", "Волк и семеро козлят", "Теремок"
4. Стендовый театр
4.1. театр на фланелеграфе:
- по сказкам "Колосок", "Репка", "Заюшкина избушка", "Рукавичка", "Кот, петух и лиса", "Два козлика"
4.2. магнитный:
- по сказкам "Репка", "Колобок", "Три медведя", "Волк и семеро козлят", "Курочка ряба"
5. Театр ложек
6. Театр помпонов (смешарики)
7. Театр настроения (эмоции)
8. Театр кукол би-ба-бо
9. Театр масок
10. Образные фартучки (с изображением героев сказок)
11. Атрибуты (ширма настольная, ограждения, простейшие декорации)
Конечно, основы театрализованной деятельности только начинают закладываться в раннем возрасте, и дети принимают поначалу лишь пассивное участие в роли зрителей, но при грамотном руководстве воспитателя сформировать необходимые умения не только возможно, но и необходимо.
Организованная таким образом работа будет способствовать томy, что театрализованная игра станет и средствам самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграция игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: "Театрализованная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста"
Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываютс...
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста»
Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста...
Презентация "Театрализованная деятельность - как средство речевого развития детей дошкольного возраста"
Театральная деятельность и её влияние на речевое развитие детей дошкольного возраста. Виды настольного театра....
Статья: "Театрализованная деятельность как средство речевого развития дошкольников
С первых дней обучения в школе дети сталкиваются с серьёзными трудностями в составлении сложных предложений или рассказа, в выразительном прочтении стихотворени...
Театрализованная деятельность, как средство речевого развития детей. Основы речевого развития детей.
Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку...
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по теме «Театрализованная деятельность как средство речевого развития младших дошкольников» «В гостях у Сказки…»
Программное содержание: развитие связной диалогической речи, активизация словаря, интонационной выразительности речи, памяти, внимания, умение использовать мимику и жесты для изображения героев с...