Проект "Театр как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста"
проект (младшая группа)
В проекте раскрывается содержание работы по использованию средств театральной деятельности для развития речи детей младшего дошкольного возраста. Даются рекомендации по использованию потешек в образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_rechevomu_teatru._malyshi.docx | 919.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 233
Открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
Театр
как средство речевого развития
детей младшего дошкольного возраста.
Воспитатель: Галицкая Т.В.
Улан Удэ
2020г.
Актуальность
Мир детства, внутренний мир ребёнка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Средства массовой информации, пресса, фильмы, даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой разряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Всё это обрушивается на незащищённое эмоциональное поле ребёнка. Как уберечь его от такой страшной разрушительной силы? Уберечь от эстетической глухости, от постоянной занятости родителей.
А надо просто создать между взрослыми и детьми отношения доброты, сердечности и любви. Общение – верный шаг к решению этой проблемы.
Детям раннего возраста необходимо как можно больше общаться с взрослыми. Именно общаясь, малыш познаёт окружающий мир. Взрослые должны стремиться вовлечь детей в это общение, чтобы оно стало постоянным и необходимым. Если этого не происходит или взрослые не торопятся выделить драгоценное время для общения с ребёнком, тогда это приводит к задержке речевого развития детей. Замена живого эмоционального общения на общение с планшетами, телефонами, телевизорами лишает возможности детей услышать правильную, красивую русскую речь.
А ведь, именно общение с взрослым и речь взрослого является главным средством развития речи детей 2 – 3 лет. Речь взрослого – это образец выразительности и эмоционального перевоплощения.
Открыть заветную дверь в мир общения помогает театральная игра.
Как из игры сделать спектакль, а из спектакля игру? Во время совместных игр с взрослым дети слышат много новых слов, им становится понятными более сложные фразы, выражения, игровые ситуации. Умение слушать и слышать красоту поэтического слова, смотреть и видеть – эти первые трудные уроки дети получают на просмотрах спектаклей.
Но никакой спектакль не найдёт отклика в сердцах детей, если не будет понятна и выразительна речь. Даже малыши 2 – 3 лет, для которых более важны зрительные и образные ощущения, вслушиваются в слова, не до конца понимая, что они значат. Для старших важны все компоненты Театра – и музыка, и костюмы, и декорации, и главное - СЛОВО.
Проблема владения, словом актуальна на сегодняшний день для всех возрастов. И в театральных постановах ребёнок начинает ощущать его силу и власть, учиться «действовать словом». Учить создавать слово из звуков, наполняя его точной мыслью, надо в раннем детстве, когда закладываются основы будущей речи.
Цель проекта
Развитие речи детей 2 – 3 лет средствами театрально – игровой деятельности.
Задачи
1.Формировать устойчивый интерес к театрально – игровой деятельности.
2.Развивать речь детей средствами театрально – игрой деятельности.
3.Расширять словарный запас, формировать артикуляцию, добиваясь чёткого произношения слов при заучивании произведений устного народного творчества.
4.Развивать двигательную активность детей в играх с музыкальным и стихотворным сопровождением. Формировать желание перевоплощаться в изображаемые образы, используя различные средства интонационной выразительности (позу, движение, мимику, речь, жест).
5.Поддерживать стремление детей использовать театральные куклы в самостоятельной деятельности.
6. Моделировать в деятельности ситуацию успеха, способствующей формированию активной жизненной позиции у малышей.
Тип проекта: Творческий.
Участники проекта: Воспитанники первой младшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель.
Срок реализации проекта: долгосрочный 1 год (Сентябрь – Май).
Прогнозируемые результаты
1.Сформируется интерес к театрализованным играм; активизируется желание ребёнка включиться в них, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, воспитанники овладеют устойчивыми навыками зачина и концовки театрализованных игр.
2.Разовьётся правильное произношение звуков, слов, словосочетаний и предложений. Дети научатся отвечать на вопросы и овладеют навыками диалогической речи.
3.Повысится заинтересованность родителей в речевом развитии ребёнка.
Продукт проектной деятельности
Театрализованное представление «К Бабушке на оладушки».
Этапы проекта
1.Подготовительный. Сроки: Сентябрь – Октябрь.
- Изучить передовой педагогический опыт, подобрать методическую литературу.
- Составить перспективный план работы по теме проекта.
- Пополнить предметно – развивающее пространство необходимыми атрибутами, разнообразными театрами для организации и проведения театральных занятий и игр.
2.Практический. Сроки: Ноябрь – Апрель.
- Развивать речь детей посредствам использования театрализованных игр в НОД и в разных видах деятельности.
- Пополнять предметно – развивающую среду атрибутикой для театрализованных игр.
- Вовлекать родителей воспитанников в организацию театрально – игровой деятельности с целью повышения речевого развития детей.
- Проведение педагогического совета для педагогов ДОУ «Театр как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста».
3.Заключительный. Срок: Май.
- Обобщить опыт работы по развитию речи воспитанников средствами театрально – игровой деятельности.
- Театрализованное представление «К Бабушке на оладушки».
Деятельность родителей в реализации проекта.
- Помощь педагогам в подборе интересной информации по формированию речевых и игровых навыков средствами театрально – игровой деятельности.
- Чтение и рассказывание произведений устного народного творчества и произведений художественной литературы.
- Рассматривание иллюстраций.
- Помощь в организации предметно – развивающего пространства театрального уголка: атрибутами, элементами костюмов, масками и декорациями.
Деятельность воспитателя в реализации проекта
- Разработка перспективного планирования работы по развитию речи детей средствами театрально – игровой деятельности.
- Пополнение театрального уголка куклами настольного театра.
- Пополнение теоретической базы группы комплексами пальчиковой и артикуляционной гимнастики.
- Интегрирование театрализованных игр с другими видами деятельности и разработка конспектов театральных занятий.
- Проведение анкетирования с родителями.
- Выставка литературы по организации театрализованных игр с детьми в домашних условиях «Семейный театр».
- Изучение материала для родительских собраний и консультаций в разных формах: доклады, информационный стенд, буклеты и др.
- Выпуск группового журнала «Театральная мозаика». Развитие речи детей средствами театрально – игровой деятельности.
1 этап реализации проекта. Подготовительный. Сентябрь – Октябрь.
Работа с детьми | Работа с родителями |
Изучение | |
Изучение методической литературы для работы с детьми по развитию речи средствами театрально – игровой деятельности. | Подбор литературы по организации театрализованных игр с детьми; Изучение материала для родительских собраний и консультаций в разных формах: доклады, информационный стенд, буклеты и др. |
Диагностика | |
Изучение литературы по вопросам диагностики детей. Проведение мониторинга речевого развития воспитанников. | Проведение анкетирования. |
Разработки | |
Разработка перспективного плана. Разработка конспектов театральных занятий и внедрение в их содержание интегративного подхода к организации детской деятельности. | Разработка анкеты для родителей. Выпуск группового журнала «Театральная копилка». Развитие речи детей средствами театрально – игровой деятельности. |
Оснащение предметной среды | |
Изготовление атрибутов для театрализованных игр: куклы пальчикового театра, куклы театра банок, фланелеграф, штоковый театр. | Помощь в подготовке игрового материала. |
2 этап реализации проекта. Деятельный. Ноябрь – Апрель.
Перспективный план работы с детьми.
Методические рекомендации
Перспективное планирование составлено с учетом интеграции образовательных областей и включает следующие параметры:
- Развитие психофизических способностей (мимики, пантомимики);
- Психических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти);
- Развитие речи (монолог, диалог),
- Участие детей в кукольном спектакле с театральными куклами настольного театра, приобретение навыков кукловождения;
- Участие детей в театрализованной игре: разыгрывание стихов, потешек, песенок, мини – сценок; владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра.
- Участие в музыкальных импровизациях, умение использовать в деятельности музыкальные инструменты.
Занятия по театрализованной деятельности проводятся один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность каждого занятия15 – 20 мин. Первые театрализованные игры проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей. Далее в занятии используются небольшие игры и упражнения, в которых педагог становится партнёром в игре и предлагает ребёнку проявить инициативу в её организации.
Сроки | Содержание деятельности Тема | Задачи |
Ноябрь | Занятие №1 «На Бабушкином дворе».
(Муз.В. Витлина, сл. Н. Найдёновой).
| Формировать у детей умение концентрировать внимание на игрушке, наблюдая за действиями педагога и подпевая отдельные слова песни. Побуждать принимать участие в кукольном спектакле, повторять за педагогом отдельные реплики действующих лиц потешки. Учить малышей использовать трещотки в шумовом оркестре для сопровождения движений театральной куклы. |
Занятие №2 «Алёнушка и лиса»
| Продолжать знакомить детей с приёмами кукловождения театра картинок. Поддерживать устойчивый интерес к кукольному спектаклю. Развивать умение сопереживать народной сказки. Поощрять игры с музыкальными игрушками. | |
Занятие №3 «Лес – лесок».
| Вызвать желание следить за развитием действия в потешке, пословицах, в русской народной сказке. Привлекать малышей к участию в кукольном спектакле, произносить отдельные фразы от лица персонажей сказки. | |
Занятие №4 «Колосок»
| Вызвать желание слушать русские народные потешки, наблюдая за действиями педагога с настольными куклами. Побуждать дей отвечать на вопросы по содержанию сказки. | |
Декабрь | Занятие №1 «Зайке холодно зимой».
| Побуждать детей к двигательной активности под стихотворное сопровождение. Вызвать желание подпевать отдельные слова. Поддерживать интерес к театру картинок. |
Занятие №2 «В гости к Танечке пойдём».
| Вызвать желание слушать колыбельную, подпевая отдельные слова, и выполняя движения руками в соответствии с текстом песни и потешек. Знакомить детей с культурно – гигиеническими навыками. | |
Занятие №3 «Зающкина избушка».
| Учить детей запоминать потешки с помощью взрослого, добиваться правильного и чёткого произношения. Познакомить малышей с кукольным спектаклем «Заюшкина избушка». Поощрять детей принимать участие в танцевальной импровизации. | |
Занятие №4 «Зайчик хвастунишка».
| Поддерживать интерес к театрально – игровой деятельности. Совершенствовать двигательную активность малышей со стихотворным сопровождением, формировать желание перевоплощаться в изображаемый образ. | |
Январь | Занятие №1 «Бабушкины забавушки»
| Формировать устойчивый интерес к устному народному творчеству. Вызвать желание отгадывать загадки, слушать потешки, песенки, наблюдать за действиями педагога с настольными игрушками, повторять показанные движения. |
Занятие №2 «Маленький мышонок».
| Развивать речь детей средствами кукольного театра. Расширять словарный запас. Формировать артикуляцию, добиваясь правильного и чёткого произношения при заучивании произведений устного народного творчества. Продолжать знакомить детей с приёмами кукловождения театра кружек. | |
Занятие№3 «Сказка о глупом мышонке»
| Познакомить детей со спектаклем театра кружек «Сказка о глупом мышонке» С.Я. Маршака. | |
Занятие №4 «Крошка – малышка».
| Продолжать обучать детей приёмам кукловождения театра кружек. Развивать навык повторять фразы за героями сказки. | |
Февраль | Занятие №1 «Давай, поиграем».
| Закреплять умение вовремя включаться в действие. Поддерживать стремление детей участвовать в спектакле «Крошка – малышка». Развивать речь детей средствами кукольного театра. Учить запоминать с помощью взрослого небольшие стихотворения. |
Занятие №2 «Из какой сказки герои?»
| Продолжать развивать речь детей средствами кукольного театра. Вызвать желание подпевать отдельные слова песни, сопровождая движение игрушки. Знакомить детей с приёмами кукловождения театра народной игрушки. | |
Занятие №3 «Теремок»
| Побуждать детей внимательно следить за развитием действий в сказке, воспринимать содержание, отвечать на вопросы педагога. Развивать стремление участвовать в игре со стихотворным сопровождением, выполнять движения по показу педагога и самостоятельно. Повторять фразы в ролевом диалоге героев сказки. | |
Занятие №4 «Как у нашего Данилы».
| Побуждать детей принимать участие в игре со стихотворным сопровождением. Вызвать желание следить за развитием действия в кукольном спектакле и подыгрывать персонажам на детских музыкальных инструментах. | |
Март | Занятие №1 «Я умница, разумница»
| Вызвать желание детей наблюдать за действиями педагога с куклами настольного театра, отгадывать демонстрируемые загадки, подпевать отдельные слова в колыбельной и плясовой. Закреплять интерес к театрально – игровой деятельности. |
Занятие №2 «Лиса, заяц и петух» (По русской народной сказке).
| Вызвать у ребят желание следить за развитием действия в кукольном спектакле. Развивать умение сопереживать персонажам сказки. Поощрять игры с шумовыми и музыкальными инструментами, используя их в кукольном спектакле для сопровождения движения персонажей. Побуждать участвовать в свободной пляске с куклой, совместно с педагогом и самостоятельно. | |
Занятие №3 «Колобок»
| Формировать умение концентрировать внимание на куклах пальчикового театра. Побуждать детей повторять реплики за персонажами сказки. Продолжать развивать двигательную активность. | |
Занятие №4 «Ах, ты козочка, коза»
| Формировать умение концентрировать внимание на куклах пальчикового театра. Развивать умение сопереживать персонажам сказки. Учить подпевать отдельные слова из песенки мамы Козы. Закреплять интерес к театрально – игровой деятельности | |
Апрель | Занятие №1 «Репка»
| Побуждать детей самостоятельно обыгрывать образ сказочного героя с помощью движений. Вызвать желание проговаривать реплики персонажей сказки. Развивать интерес к коллективной игровой деятельности. |
Занятие №2 «Солнышко – ведрышко»
(Муз.Р. Рустамова, сл. Ю. островского).
| Вызвать у детей желание петь вместе с педагогом небольшие песенки, попевки. Побуждать принимать участие в кукольном спектакле. Продолжать развивать двигательную активность детей в играх с музыкальным и стихотворным сопровождением. | |
Занятие №3 «Пришла весна»
| Учить детей проговаривать заданную фразу с определённой интонацией в сочетании с жестами. Воспитывать коммуникативные навыки общения. Учить сочетать напевную речь с пластическими движениями. | |
Занятие №4 «Ёж и лиса»
| Учить детей интонационно, выразительно проговаривать слова чистоговорки, меняя силу голоса. Формировать у детей достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений. Воспитывать дружеские, партнёрские взаимоотношения. | |
Май | Занятие №1 «Два жадных медвежонка»
| Закреплять навыки кукловождения куклами настольного театра. Познакомить детей с кукольным спектаклем «Два жадных медвежонка» Вызвать желание следить за развитием действия, отвечать на вопросы. |
Занятие №2 Развлечение «К Бабушке на оладушки» | Создать атмосферу радостного настроения. Формировать желание перевоплощаться в изображаемый образ.Побуждать детей к активному участию в театральном действии.Учить детей интонационно выразительно проговаривать фразы из стихотворного текста. Побуждать участвовать в свободной пляске с платочками, совместно с педагогом и самостоятельно. | |
Занятие №3 «Весёлая лягушка»
| Развивать артикуляционный аппарат и продолжать работу над интонационной выразительностью. Учить детей использовать в игре всё пространство. Воспитывать коммуникативные качества. | |
Занятие №4 «На полянке паучок»
| Развивать артикуляционный аппарат посредством проговаривания чистоговорки. Побуждать детей к активному участию в театральном действии. Учить детей интонационно выразительно проговаривать фразы из стихотворного текста. | |
Мероприятия второго этапа. Работа с родителями. Деятельный. | ||
Сроки | Мероприятия | Задачи |
Ноябрь | Конкурс «Кукольный театр детям» Консультация «Волшебный мир домашнего театра». Анкетирование «Семейный театр». | Пополнять предметно-развивающую среду театрального уголка атрибутами для театрально – игровой деятельности. Вовлекать родителей воспитанников в организацию театрализованных игр дома с целью развития речи детей. Выявить условия для развития игровой деятельности в семье. |
Декабрь | Консультативный клуб «Какие сказки любят ваши дети». | Установление сотрудничества между семьями и образовательным учреждением. Формировать интерес у родителей к русским народным сказкам и сказкам других народов. |
Январь | Мастер – класс « В гости к куклам» на основе ознакомления родителей с методикой кукловождения разыгрывания этюдов по произведениям устного народного творчества. Презентация группового журнала «Театральная копилка». Развитие речи детей средствами театрально – игровой деятельности. | Освятить теоретическую сторонупотешек. Предложить рекомендации по чтению, рассказыванию потешек и методику обыгрывания их с куклами настольного театра. |
Февраль | Буклет « Синтез искусств: Поэзия – Музыка – Театр». | Освятить теоретическую основу синтеза искусств как органического соединения различных видов искусств в единое целое. |
Март | Памятка для родителей по обучению связной речи. | Оказать помощь родителям в овладении основными приемами развития фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи. |
Апрель | Организация «Мир театральных кукол» | Продолжать пополнять предметно-развивающую среду театрального уголка театральными куклами из бросового материала для театрально – игровой деятельности. Вовлекать родителей воспитанников в организацию театрализованных игр дома с целью развития речи детей. |
Май | Совместный просмотр видео спектаклей театра кукол С. Образцова в домашнем театре. | Познакомить детей с куклами театра С. Образцова и его спектаклями.Формировать у детей достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений. |
3 этап реализации проекта. Заключительный.
Работа с детьми | Работа с родителями |
Проведение мониторинга речевого развития воспитанников, количественный и качественный анализ развития речи детей в течение года. Обобщение результатов работы, формулировка выводов и определение перспективы работы с воспитанниками. Оформление фотогалереи «Играем в театр». Проведение театрально – музыкального развлечения «К Бабушке на оладушки». | Круглый стол для родителей «Обобщение опыта работы по развитию речи детей 2 - 3 лет средствами театрально – игровой деятельности. Презентация фотогалереи «Играем в театр» по использованию театрализованных игр в работе с детьми. |
Литература
- Губанова Н.Ф.Театрализованная деятельность дошкольников 2-5лет. М;2011.
- Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. М; 2013.
- Додокина Н.В. Семейный театр в детском саду. М;2008.
- Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. М; 2000.
- Сорокина Н.Ф. Кукольный театр для самых маленьких.М4 2009.
- Сорокина Н.Ф. Развитие творческих способностей у детей от1 года до 3 лет средствами кукольного театра. М;2008.
Приложение №1
Из опыта работы по развитию речи малышей 2 – 3 лет средствами
театрально – игровой деятельности.
Театр как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
Звучит заставка телепередачи "Пусть говорят".
Ведущий: Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.
Сегодня в нашей студии мы попытаемся осветить проблему речевого развития детей средствами театрально-игровой деятельности. Это детский сад № 233, я Татьяна Галицкая, в эфире передача "Пусть говорят наши дети".
На появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка.
Сегодня в нашей студии мы осветим вопросы возрастных норм речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
Нормы речевого развития.
Развитие речи детей
второй младшей группы № 4 "Карапузы".
Списочный состав нашей группы составляет 20 человек. По уровню речевого развития детей можно разделить на три маленькие подгруппы. Так, первую подгруппу из семи человек составляют так называемые речевые дети. Уровень речевого развития, которых соответствует возрастным нормам. Эти дети:
- спокойно общаются со сверстниками,
- конструируют предложения из 2 – 3 слов,
- могут объяснить, что нужно, и готовы, высказываться по любому поводу.
- Всё чаще в речи детей появляются слова – признаки, наречия, предлоги.
- Появляются обобщающие слова. Вследствие чего активно пополняется лексический словарный запас. Конечно речь у детей этой группы не совсем чистая, до этого ещё далековато так, как сохраняются некоторые трудности в звукопроизношении свистящих, шипящих, сонорных, гласных звуков. Но это вполне закономерно, поскольку подвижность мышц органов артикуляции развита недостаточно.
Во вторую группу вошли детки, их 5 человек, которые вот – вот начинают говорить. Очень радостно слышать такую занимательную речь. Мы можем узнавать произнесённые ими слова:
- по первому слогу в слове;
- Они очень стараются говорить свои первые предложения, это звучит примерно так: «Я – бу – ко»; «У меня ё ого». «Я оде апа»;
- Малыши продолжают пользоваться облегчёнными словами типа «би – би», «ту –ту», и, конечно, используют в речи звукоподражания;
- Дети заменяют буквы в словах, а в длинных словах меняют слоги местами или сокращают: «Ати» (спасибо), «Моко» (молоко);
- Также учатся соединять в сочетания простые слова: «Это кто?»; «Хочу это»;
- Испытывают трудности в звукопроизношении: твёрдые звуки часто подменяются мягкими звуками.
Третья группа состоит из 8 человек- это дети, которые пока ещё не говорят. Речь детей представляет просто набор звуков.
Ведущий: Ни для кого не секрет, уважаемые коллеги, что мониторинг образовательного процесса показывает, на сегодняшний день, речь не всех наших воспитанников достигает этих норм. И сейчас мы предлагаем вашему вниманию общую картину развития речи детей в первой младшей группе.
Теперь, уважаемые коллеги, я познакомлю вас с состоянием развития речи детей во второй младшей группе.
Развитие речи детей
второй младшей группы № 1 "Гномики".
На сегодняшний день в группе 24 ребенка.
3 детям уже исполнилось 4 года. 21 - 3 года.
Речь16 детей более отчётлива, а произношение заметно улучшилось.
- Дети называют практически все предметы, окружающие их: одежду, обувь, мебель, игрушки, предметы интерьера.
- В речи появляется всё больше прилагательных, наречий, местоимений, предлогов.
- Дети могут запомнить и пересказать небольшие стихи и сказки.
- Дети согласуют слова по родам, падежам и числам, но не всегда и не все делают это правильно.
- Ребята стремятся к общению со сверстниками и взрослыми, активно налаживают контакты с помощью речи, стараются говорить красиво, правильно, как-то подражать взрослым. Но у это не всегда получается т. к развитие речевого аппарата не совершенно и присутствуют проблемы следующего характера:
- Замена шипящих звуков свистящими: сапка – шапка, нозик – ножик;
- Нечётко произносимый звук ц, ч: тсыпленок – цыплёнок, принтс — принц, тяй-чай;
- Отсутствие в речи звуков л, р или замены их звуками й, в, смягчённым л: либа – рыба, йодка – лодка, вожка — ложка.
- Один ребенок при разговоре заглатывает окончания слов, поэтому речь невнятна.
- У двух детей , одному - 3 года 1 месяц, второму- 3,3 предложения состоят из 2-3 слов, в них присутствуют только существительные и глаголы.
- 4 ребенка произносят только отдельные слова, словарный запас скуден, присутствуют в речи облегченные слова типа "ка-ка", "би-би", при этом, следует отметить, у этих детей хорошо развита мелкая моторика пальцев, дети могут точно выполнять движения с мелкими деталями игрушек, настольных игр, складывают разрезные картинки, собирают пазлы.
- Один ребенок детский сад посещает редко, поэтому не могу охарактеризовать его речь.
Ведущий: Уважаемые коллеги, мы видим с вами, что речь у воспитанников младшего дошкольного возраста, не совсем соответствует обще возрастным нормам, в чем же проблема? Давайте попытаемся разобраться.
Проблема развития речи детей в современном обществе.
Речь у современных детей формируется медленнее и позже, чем у их ровесников в прошлом, причем это не какая-то исключительно российская проблема, а общемировая тенденция. Глобальные причины такой задержки точно неизвестны. В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Различные заболевания детей? Педагогическая и социальная запущенность? А может и то, и другое, и третье? Причин много. Но если ребенок здоров, то основной причиной является, к сожалению, педагогическая и социальная запущенность.
Поскольку развитие ребенка начинается в семье, то мы считаем, что это могут быть и некоторые родительские ошибки, «закрепощающие речевое развитие своего ребенка»
Давайте обсудим эту проблему.
По моему мнению, одной из причин является - с ребенком мало общаются в семье.Замена живого эмоционального общения на общение с планшетами, телефонами, телевизорами. Дети лишаются возможности услышать правильную, красивую русскую речь.
Современные дети обделены речевым общением со сверстниками и друзьями. Еще совсем недавно дети сами гуляли во дворе: это были разновозрастные компании, в которых старшие приглядывали за младшими, а младшие учились у старших. Совместные игры не только прокачивали навык общения, но и развивали мышление ребенка и, соответственно, его речь.
То же самое можно сказать про взаимодействие в семье, в первую очередь с родителями — детям его явно недостаточно. Родители работают и вечно заняты, а если и свободны, то предпочитают дать ребенку очередную игрушку, а сами с головой погружаются в телефон или компьютер.
Мы все меньше разговариваем с детьми и все больше покупаем им какие-то развивающие вещи. А зря, потому что ничто так не улучшает мышление и речь, как простое человеческое общение.
Особенно это важно для детей самого младшего возраста, когда закладываются основы будущей речи.
Гиперопека со стороны родителей (предугадывание желания малыша, доделывание за него всех дел) и повышенная тревожность (например, при приеме пищи боятся, что ребенок подавится, и перемалывают пищу, тем самым затрудняют развитие мышц речевого аппарата).
Слишком много мультиков – это тоже проблема.
В самих мультфильмах нет ничего плохого. Здесь вопрос, скорее, в количестве, качестве и их своевременности с точки зрения возраста.
Если мы вместо общения с ребенком всегда включаем ему мультфильмы, то в этом ничего хорошего с точки зрения развития речи нет. Ведь мультфильмы тренируют только повторение — это отраженная речь, которая не поясняет ни эмоции, ни смысла сказанного.
Дети, которые смотрят много мультфильмов, часто разговаривают целыми фразами из них, но при этом они не понимают, куда вставлять эти фразы в живой речи, и порой употребляют их невпопад.
Во время живого общения идет коммуникация, ребенок глубже понимает значение произнесенных слов, он постоянно что-то уточняет или сам объясняет. Он понимает, что речь не только обозначает какие-то конкретные предметы и явления, но передает эмоции, мысли, фантазии, развивает умение сравнивать и делать выводы. А если ребенок только смотрит в экран и повторяет как попугай пусть даже сложные речевые конструкции, то никакого развития мышления и речи не происходит.
Долгое ношение памперсов - очередная проблема
Памперсы — это безусловное благо для родителей, это удобно и хорошо, когда нам не надо каждый раз мыть и переодевать грудного ребенка. Но надо понимать, что нервная система человека постоянно развивается и в определенном возрасте малыш должен научиться проситься в туалет. Из-за постоянного ношения памперсов многие дети, которым уже давно пора, этого делать не умеют.
Мы педагоги, обратили внимание, что много не говорящих детей, которые приходят к нам в детский сад, носят памперсы. Они не только не умеют ходить на горшок, они вообще не понимают, как это — проситься, и даже жестами не могут показать, что хотят в туалет. Плохое развитие речи — это не то чтобы прямое следствие долгого ношения памперсов, но такой предрасполагающий фактор.
Ведущий: Как мы услышали, уважаемые коллеги, причин оказывающих неблагоприятное влияние на развитие речи современных детей достаточно, но мы с вами, педагоги и специалисты дошкольного учреждения, должны находить необходимые средства, создавать необходимые условия, побуждающие ребенка говорить.
Одним из средств речевого развития детей младшего дошкольного возраста является театрально-игровая деятельность. Перед нами стоят вопросы:
С чего начинаем?
К чему приходим?
Какие трудности испытываем?
Как помогают родители?
Рекомендации родителям и педагогам.
Вот уже два года наш детский сад работает над проблемой развития речи детей средствами театрально – игровой деятельности. Хотелось бы поделиться своим опытом работы в этом вопросе. Несомненно, речевое развитие является доминантным направлением во всестороннем развитии детей. Особенно это важно для детей самого младшего возраста, когда закладываются основы будущей речи.
В первой младшей группе театрализованная деятельность представляет собой игру с куклой (игрушкой), я знакомлю деток с первыми сюжетами, учу их участвовать в несложных образных импровизациях. Конечно, занятия с малышами такого возраста имеют свою специфику, многие плохо говорят, кое – кто вообще не говорит. С чего же начать? Ведь в этот период речь только начинает формироваться. Наши детки уже не только понимают отдельные слова, но и способны выполнять действие по просьбе взрослого, а значит, появляются отношения сотрудничества, в результате которого появляется увлекательная игра. Вот так из всего – языка, губ, пальцев, звуков – я использую весёлые игры – упражнения, которые помогают укреплять и развивать речевой аппарат. В этом мне помогают пальчиковые игры и игры на артикуляцию.
Для насыщения детей художественными впечатлениями я применяю в работе фольклорный материал. В ноябре в нашей группе был организован музей иллюстраций к русским народным потешкам и сказкам. Так во время чтения и рассказывания потешек, прибауток, сказок малышам, я использую весь потенциал интонационных средств выразительности, (речь, мимика, движения, эмоции, жесты). Такая техника ролевого воплощения даёт детям образец правильной речи и эмоционального перевоплощения. Ведь именно фпольклорные произведения концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют детям возможность естественного ознакомления с ними. Для малышей в потешках специфичны повторы, образные слова, привлекательные персонажи, доступные сюжеты, которые помогают детям понять и правильно реагировать на эти произведения.
Прибегая к системе традиционных методов обучения в театральной игре, я использую такие словесные приёмы:
- просьба произнести, сказать слово;
- подсказывание нужного слова;
- договаривание слова в конце фразы;
- повторение слов за воспитателем;
- многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым.
В результате обучения мы постепенно приходим:
Во - первых: В тесном сотрудничестве дети учатся выполнять игровые действия, сначала, со мной, а затем друг с другом по показу взрослого.
Во – вторых: У детей появляется первый опыт диалогической речи. Дети с удовольствием повторяют за педагогом отдельные реплики действующих лиц потешки. Всё это происходит в сочетании с игровыми действиями, т.е. постепенно приобретаются первые навыки кукловождения.
В третьих: Речевые детки учатся импровизировать с театральными игрушками, благодаря этому, начинают, появляются задатки режиссёрской игры.
Поэтому я стараюсь моделировать в деятельности ситуацию успеха, в которой дети ощущают радость, переживают чувство успеха, слышат похвалу. Благодаря этому детки чувствуют себя уверенно, и постепенно происходит самоутверждение их в глазах сверстников и взрослых. Всё это способствует формированию активной жизненной позиции у малышей.
Прогнозирование содержания работы на следующий год.
Во второй младшей группе у нас начинается активный «Звериный период». Так я называю время, когда мы играем этюды и, русские народные сказки про животных. У детей уже есть небольшой опыт театральной игры, они способны показать в настольном театре небольшой сюжет. В активной речи детей достаточно слов для проведения сказочного ролевого диалога. Малыши активно используют в игре элементы костюмов, маски, атрибуты, имеющиеся в театральном уголке. Во время совместных игр со взрослым дети слышат много новых слов, им становятся понятными более сложные фразы, выражения, игровые ситуации. Надо сказать, что чем ярче показанное представление, тем больше вероятность того, что дети будут отражать его в своих играх в самостоятельной деятельности. Уже в этом возрасте я рассказываю детям, что такое театр, что в театре есть сцена, на ней выступают артисты. А в зрительном зале места для зрителей, которые должны вести себя по правилам. А главное – всё, чем мы занимаемся, приносит детям радость, им уже ясно, что ТЕАТР – это игра, это увлекательно, это интересно.
Одной из задач взрослых является создание необходимых условий для руководства театрализованной игрой. Поэтому, немало важную роль, здесь играет и помощь Вас, уважаемые родители. Особенно в организации игрового пространства театрального уголка.
Постоянное пополнение, уголка куклами разнообразных театров, атрибутами, элементами костюмов даёт возможность предоставить детям больше выбора театральной атрибутики и насытить деятельность детей умением перевоплощаться в какой – либо игровой образ.
Уважаемые родители, призываю Вас! Общайтесь с ребёнком чаще!
Я надеюсь, вы согласитесь тем фактом, чтопланшеты, телефоны и другие гаджеты не заменят живое эмоциональное общение с ребёнком.Давайте детям образец правильной речи и возможность услышать, красивую русскую речь.
Поэтому в связи с этим в нашей группе, выпуск журнала «Театральная копилка» становится постоянным проводником к нашему с вами взаимному сотрудничеству в формировании основ будущей речи детей. Первый выпуск журнала я посвятила русским народным потешкам. В журнале раскрываю теоретическую сторону потешек, предлагаю рекомендации по чтению и рассказыванию потешек. А также рекомендую использовать методику обыгрывания потешек с куклами настольного театра.
Значение потешек в жзни малышей.
Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешкки. Потешки – малый жанр устного народного творчества.
Потешка призвана потешить, развеселить, позабавить ребёнка. Строится потешка так, что знание никогда почти не даётся «в чистом виде», прямо. Оно, как бы, скрыто, ум ребёнка должен потрудиться, чтобы добыть его. Пальцы заменяют сорочат, а сорочата детей. В потешке вводятся множества: пальцы, сорочата, гости, дети и многое другое. Множество ребёнок должен воспринимать как некую сумму: «Этому дала, этому дала, а этому не дала».
Чтобы простейший урок прочно вошёл в сознание ребёнка, применяется особый приём. Сорока не даёт каши самому маленькому мизинцу, потому что: «Он печь не топил, дрова не рубил, кашу не варил, воду не носил». Здесь дана не только «технология» приготовления пищи, но и разделение трудовых нагрузок в семье в соответствии с физическими возможностями. В этой потешке показана обязанность труда для всех, даже самых маленьких.
Как известно, малая активность ребёнка приводит к снижению жизнеспособности деформациям развития. Для ребёнка важно удовлетворение моторной потребности, овладение собственным телом и пространством, развитие реакции, накопление слухового, зрительного и информационного опыта. Ребёнок удовлетворяет эти потребности в игровой деятельности со взрослым. Ребёнка берут на руки, перемещаются с ним в пространстве, качают его, выполняют различные движения его ручками, ножкой, головкой. В процессе таких игр у него и формируется внимание, воображение, произвольное управление своим телом, тренируются мышцы.
В потешках проявляется опыт традиционной народной практики телесного и психического воздействия на ребёнка. Так, например, опять же при исполнении потешки «Сорока» водят круговыми движениями пальцев по ладошке ребёнка, такое щекотание воздействует на периферийные нервные окончания, что благоприятно для развития его слуха и речи. Лёгкие поглаживания животика, спинки, пяточек – один из старых способов гипнотического воздействия, вероятным результатом которого является психическая и физическая релаксация. Разминание ножек, движение ручек, головки, приседания, наклоны во многих потешках усиливают кровоток в мышечных тканях и способствуют быстрому восстановлению затраченной в играх энергии. Несильное постукивание по тельцу малыша, хлопки в ладоши, удары локотками тонизируют обмен веществ.
При этом маленькие дети, слушая песенки, которыми сопровождаются игры, вырабатывают основы ритмического слуха, напоминают интонации и мотивы потешек, нередко затем их сами повторяют.
Ценность потешек ещё и в том, что они практически и психологически подготавливают детей к самостоятельному творчеству, к воспитанию и исполнению произведений уже своего детского фольклорного репертуара, к участию в играх со сверстниками, что является их новым этапом в их творческом развитии.
Большое значение имеют потешки для воспитания у детей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребёнку передаются их настроение и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.
Влияние потешек на речевое развитие детей.
В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих речевых задач:
- Воспитание звуковой культуры речи.
Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребёнка: умение слушать, улавливать повышение и понижение голоса, различать звуки близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, её интонацию и выразительность.
- Обогащение словаря.
Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогает усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит с множеством повторов. Где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетание, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению.
Наши рекомендации
Детей 2-3 летнего возраста знакомят с фольклором и художественными произведениями детских поэтов и писателей очень углублённо. Прочитав потешку, рассказ или сказку, задают вопросы по содержанию прочитанного произведения. Если ребёнок пока ещё затрудняется ответить, ему надо помочь наводящими вопросами или рассмотреть вместе иллюстрации.
Не нужно забывать хвалить детей за любой правильный ответ. Взрослый всегда должен стремиться к тому, чтобы занятия приносили только радостные моменты. Если видно, что ребёнок устал, сразу же нужно прекратить занятие, переключив ребёнка на что-нибудь другое. Продолжительность занятия не должна превышать 15 минут.
Ведущий: Итак, уважаемые коллеги, сегодня в нашей студии мы осветили вам проблему речевого развития детей средствами театрально-игровой деятельности и предложили рекомендации по ознакомлению детей с русским фольклором.
А с вами были мы - педагоги ясельного блока. Пусть говорят наши дети! Мы делаем все возможное для этого.
Приложение №2
Развлечение «К Бабушке на оладушки»
Программное содержание.
Создать атмосферу радостного настроения.Формировать желание перевоплощаться в изображаемый образ.Побуждать детей к активному участию в театральном действии.Учить детей интонационно выразительно проговаривать фразы из стихотворного текста.Побуждать участвовать в свободной пляске с платочками, совместно с педагогом и самостоятельно.
Атрибуты
Петушок, котик – игрушки театра Би – Ба – Бо, рули по количеству детей, платочки по количеству детей, корзинка с угощением.
Ход развлечения
Дети заходят свободно в зал под весёлую музыку.
Надо солнышко позвать, чтобы праздник наш начать.
Все: Здравствуй, солнышко,
Колоколнышко!
Солнышко, солнышко, выгляни в окошко,
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.
1.Дети исполняют песенку «Солнышко» - поют, танцуют.
Воспитатель (показывает на стену): Вот и солнышко взошло, и пришла весна давно.
Как стучит Весна в окошко…
Дети.
Тук, тук, тук.
Воспитатель.
Ручейком в канавке….
Дети.
Жур, жур, жур.
Воспитатель.
Травкой у дорожки…
Дети.
Ших, ших, ших.
Воспитатель.
Птичкою на ветке…
Дети.
Чив, чив, чив.
2. Музыкальная импровизация «Маленькая и большая птичка» - дети летают под разную музыку.
Раздаётся крик Петушка: «Ку – ка – ре – ку». (В записи).
Воспитатель: Кто это? А где он? Дети ищут Петушка. Петушок живёт у бабушки, в деревне. Нас в гости зовёт. Поедем? Тогда по машинам. (Детям раздаются рули).
3. «На машине» - танец с рулями.
На конец музыки говорят «Би – би!» и останавливаются.
За дверью, говорит бабушка: «Слышу, слышу! Иду, Иду!». Заходит с корзинкой и петушком на руке.
Бабушка: Ой! Сколько здесь детишек, и девчонок и мальчишек. (Гладит по головкам, обнимает). Здравствуйте, мои милые! Какие большие. Какие крепкие (к мальчикам), какие красивые (к девочкам), какие весёлые.
Воспитатель:
Здравствуй, Бабушка Алёна. Мы с ребятами приехали к тебе в гости. Нас петушок позвал.
Бабушка: А вот и он. (Показывает петушка). Какой красавец: хвостик, клювик, гребешок.
4. Дети исполняют песенку «Петушок».
Бабушка: А я думаю, что это он раскричался? А он гостей созывает. Я вас очень рада видеть. Только чем же мне вас угостить.
Воспитатель: А мы тебе сейчас споём и станцуем, ты и поймёшь.
5. «Бабушка» педагоги поют, дети танцуют.
Бабушка: Блинчики, оладушки. Пирожки любите? А мне поможете стряпать? Только сначала надо зерно собрать, чтоб муки намолоть. Мы с петушком пойдём искать зёрнышки и вас позовём.
6. «Петушок и цыплята» - игра.
Бабушка: Вот теперь можно и пирожки стряпать. А ты, петушок, посиди, да на нас посмотри (кладёт петушка в корзинку и ставит её на окошко).
7. «Пирожки» - дети поют и показывают.
Бабушка: Какие вкусные пирожки испекли. А пахнет – то как! Даже мой кот Васька унюхал. (обращает внимание на игрушку). А вот и он. Любит Васька вкусненькуюсметанку, молочко. Наестся и спит, лежебока.
Воспитатель: Бабушка, Алёна! Наши детки про котика потешки рассказать могут.
Бабушка: Пусть расскажут, котик обрадуется!
8. Ребёнок:
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.
Ребёнок:
Пошёл котик на Торжок,
Купил котик пирожок,
Пошёл котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть
Или Бореньке снесть?
Я и сам укушу,
Я и Бореньке снесу.
Бабушка: Котик, понравилось тебе как дети потешки рассказывали? Тогда поиграй с нами.
9. Игра - «Хитрый кот».
Бабушка: Какие ловкие ребятишки. Быстро бегаете, как мои цыплятки от наседки.
10. «Цыплята»
Бабушка: Молодцы, похожи на цыплят. А дам – кА я вам платочки жёлтенькие, будете совсем как цыплята. Потанцуйте с ними.
11. «Танец с платочками». - Дети танцуют с платочками и выполняют разные движения по показу взрослого.
Воспитатель: Бабушка, нам возвращаться пора. В садике волноваться будут.
Бабушка: Конечно, конечно. Порадовали вы меня. Вот вам гостинец к чаю (отдаёт корзинку с угощением, а петушка забирает). До свидания, приезжайте ещё. Буду ждать!
Воспитатель: Мы к бабушке приехали на машине, а возвращаться будем на поезде. Занимайте вагончики и поедем.
12. «На поезде» - дети взявшись друг за друга едут по залу и уезжают в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игра, как средство речевого развития детей дошкольного возраста»
Данная методическая разработка предназначена для воспитателей и родителей ДОУ....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Загадка, как средство речевого развития детей дошкольного возраста» .
Целью данных методических рекомендаций является развитие речи детей с помощью загадки.Работа осуществляется в тесном взаимодействии с педагогами – логопедами и родителями. Для этого используются актив...
Мнемотехника как средство речевого развития детей дошкольного возраста.
В презентации даны методические рекомендации по использованию мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста,обеспечивающей эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации,...
Презентация для родителей на тему: "Особенности речевого развитиядетей старшего дошкольного возраста"
Материал подойдет для использования на первом родительском собрании в группе для детей с ОНР....
Песочная терапия как средство речевого развития детей дошкольного возраста
Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко с...
Песочная терапия как средство речевого развития детей дошкольного возраста
Песочная терапия — одна из разновидностей игровой терапии. Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ре...
Педагогическая поддержка речевого развитиядетей младшего дошкольного возраста с описанием педагогических ситуаций и действий педагога.
Данная статья о том, как необходимо поддерживать детей младшего дошкольного возраста в речевом развитии. Представлены описания педагогических ситуаций и действий педагога....