Статья "Нетрадиционные техники изображения - средство коррекции развития детей с речевыми нарушениями."
статья по рисованию (старшая группа) по теме
Технология коррекции развития детей с речевыми нарушениями, основанная на совместной деятельности взрослого и ребенка, выявление видов детской деятельности, оптимизирующих развитие ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sukhodoeva_4_sad.docx | 23.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные техники изображения как средство коррекции развития детей с речевыми нарушениями.
Суходоева Татьяна Евгеньевна воспитатель МКДОУ «Детский сад комбинированного вида №4» город Нолинск .Адрес :г. Нолинск, ул. Ленина, д.14.Телефон 8(83368)22320 Е- mail: detsad_nomer4_nolinsk@mail.ru
В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания развитие системы дошкольного образования и обеспечения равных стартовых возможностей для обучения в школе определены, как необходимая предпосылка общедоступности качественного воспитания. Целевой установкой является развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность. На данном этапе встал вопрос, как найти новые формы в современных условиях ДОУ направленные на выравнивание их стартовых возможностей , в том числе для детей с речевыми нарушениями. Перед нами встала проблема отбора технологий обучения, развития коррекции детей, основанных на совместной деятельности взрослого и ребенка, выявление видов детской деятельности, оптимизирующих развитие ребенка.
В исследованиях А.В. Антаковой-Фоминой, Е.И. Исениной, М.М. Кольцовой и др. установлена взаимосвязь развития мозга и мелкой моторики, исходя из этого, можно отметить большую роль развития мелкой моторики в развитии психических процессов детей, которые влияют на развитие личности в целом. Изобразительная деятельность – благодатная почва для реализации активности детей , ведь человек усваивает 10% из того, что слышит, 50 из того, что видит, 90% из того, что делает. Она позволяет развивать творческие возможности ребенка, развивает мышление, восприятие, воображение, мелкую моторику, что теснейшим образом связано с развитием активной речи ребенка.
Исходя из этого мы совместили коррекцию психического развития с развитием изобразительных умений и навыков. Для реализации были отобраны нетрадиционные техники изображения. Проблемой развития нетрадиционных техник изображения занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, и другие, по их мнению, включение в работу с детьми нетрадиционных техник изображений позволяет: развивать сенсорную сферу, осуществлять стимуляцию познавательного интереса ребенка, развивать словесно-логическое мышление, активизировать самостоятельную мыслительную деятельности детей, создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга. Была определена цель работы: содействие общему развитию детей с речевыми нарушениями средствами нетрадиционных техник изображения в изостудии. В изостудии создаётся особая творческая атмосфера, предоставляется возможность совместных занятий здоровых детей и детей с ограниченными возможностями - возможность инклюзивного образования в условиях изостудии, существует выбор различных изобразительных материалов, возможность проведения совместных занятий детей с родителями для взаимопонимания ребенка и взрослого с помощью нетрадиционных техник изображения[1]. При отборе техник рисования тщательно подходили к выбору материалов, с которыми придется работать детям. Основная цель - развитие мелкой моторики рук, воображения, образного мышления, волевых проявлений, желание практически действовать и испытывать чувство удовлетворения от выполненной работы, способствовать развитию творчества, уверенности ребенка в своих силах, успешности. В работе с детьми были использованы нетрадиционные техники: "кляксография", "рисование мыльными пузырями ", «монотипия", "пластилинография", "рисование на мятой бумаге" и другие . Каждая из этих техник - это маленькая игра, через которую незаметно для детей происходит коррекция психических нарушений. Работа в изостудии проходит с детьми 6-7 лет. Изостудию посещают дети с различными речевыми нарушениями, с недоразвитием мелкой моторики рук, несформированности способности к длительным волевым усилиям, незначительной творческой активности. Соответственно для успешной реализации цели и задач был разработан алгоритм, этапы занятий, продумана интеграция образовательных областей - занятия в изостудии интегрированные, разные виды деятельности будь то познание, восприятие музыки, художественное творчество, знакомство с изобразительным искусством, объединяются и помогают более глубокому осмыслению художественного образа, усиливают степень эмоционального восприятия детьми. Это занятия - путешествия по миру «Путешествуем по горам», «Путешествие по пустыне», «По морям, по волнам», занятия- экскурсии по временам года «Зимние напевы», «Мои летние впечатления». Темы занятий объединены общей целью – дать ребёнку представление об окружающем мире [2]. Важными составляющими элементами таких занятий является игры на сближение и развитие коммуникативных качеств ребёнка, пальчиковые игры, упражнения на тренажёрах для развития речевых зон, настрой на тему, рассматривание произведений искусства, обучение новым способам и техникам рисования[1] В результате проделанной работы было отмечено, что:
- Улучшилась сенсорная сфера ребенка дети стали различать цвета, оттенки, появились в речи названия более сложных фигур: многогранник, спираль...;
- Повысился интерес детей к работе в изостудии, к занятиям творческой продуктивной деятельностью;
- Активизировалась самостоятельная мыслительная деятельность детей, которая проявляется в поиске и самостоятельном выборе материалов, приемов в изображении.
- Как отмечают воспитатели, улучшились координированные движения рук, развивается мелкая моторика у детей;
- Логопед отмечает, большую динамику в развитии речи детей, они имеют более устойчивые результаты в овладении правильным произношением звуков.
Дети с ограниченными возможностями здоровья, наряду с детьми общеразвивающих групп, участвуют в различных выставках, которые стали традиционными в нашем саду "Здравствуй, Зимушка-зима", "Путешествуем по миру", "Весна - красна"…Дети, посещающие изостудию, являются активными участниками различных конкурсов, проходящих как на уровне района, так и округа, области. Воспитанники изостудии принимали участие и стали призёрами в выставках и конкурсах детских работ: окружном конкурсе «СОВА - современное образование взлёт активных», конкурсе новогодних композиций «В лесу родилась ёлочка и пусть она растёт» г. Киров, районном конкурсе «Мир глазами детей».
Все это способствует общему развитию детей с речевыми нарушениями, обеспечивает коррекцию их недостатков, тем самым выравнивает стартовые возможности детей перед обучением в школе.
Таким образом, эффективно реализуется система коррекционно-педагогической работы через использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, способствует преодолению моторной неловкости, а также создаёт психофизиологическую базу для развития речи.
Список литературы
- Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства- М.:ТЦ «Сфера» 2002г.
- Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду -М.:ТЦ «Сфера» 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями»
Консультация для родителей на тему:«Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями»Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов:...
Эмоционально-волевое развитие детей с речевыми нарушениями
В данном материале обобщён опыт работы по развитию эмоционально-волевой сферы детей с речевыми нарушениями. Предложенная система работы является комплексной, так как охватывает всех участников пр...
Консультация для родителей о роли художественных произведений в речевом развитии детей с речевыми нарушениями
Полезная информация для консультационной работы воспитателя с родителями....
Особенности речевого и психофизического развития детей с речевыми нарушениями.
Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, присущую только человеку. Важность речи определяется ее ролью в общении и познании. В тех случаях, когда у ребенка сохранен...
«Движение – речь!» (психомоторная коррекция у детей с речевыми нарушениями )
laquo;Движение – речь!» (психомоторная коррекция у детей с речевыми нарушениями )...
Игры с камушками «Марблс» как средство всестороннего развития и преодоления речевых нарушений.
Из опыта работы о применении нетрадиционных методов и приемов, позволяющих сделать процесс коррекционно – развивающего обучения наиболее эффективным....
Презентация "Игры с камушками «Марблс» как средство всестороннего развития и преодоления речевых нарушений".
Презентация из опыта работы...