Проект "По тропинкам народных традиций"
проект (старшая группа)
Краткосрочный проект для старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_tropinkam_narodnyh_traditsiy.docx | 24.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Планирование проектной деятельности
Группа старшая «Семицветики»
Тема проекта: «По тропинкам народных традиций»
Вид проекта: Познавательно – творческий, групповой.
Длительность проекта: краткосрочный
Сроки проведения: 2 недели (01.03.2021 – 12.03.2021)
Воспитатель:
Книжник М.Е.
Продукт: Оформление раздевалки работами детей, оформление фотоколлажа «Масленица» совместно с родителями.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Итоговое мероприятие: «Широкая масленица» - масленичные гуляния на улице и в группе, угощение всех блинами, чтение стихов в народных костюмах.
Актуальность: Знакомство дошкольников с народными календарно-обрядовыми праздниками может стать основой для приобщения детей к народной культуре, традициям и ценностям. Народные игры – неотъемлемая часть любого обрядового праздника — являются традиционным средством народной педагогики. Испокон веков в них отражался образ жизни людей, их быт, труд, представления о честности и мужестве.
Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности.
Знакомство с календарно-обрядовыми праздниками это еще и знакомство с историей народа, т. к. дает представление о том, как жили русские люди, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам. Без знания исторических корней своего народа, трудно реализовать и такую неотъемлемую часть воспитания дошкольников, как нравственность. В русском фольклоре, без которого невозможно представить какой — либо народный праздник, гуляние, ярмарку, особым образом сочетаются слово и музыкальный ритм, многовековой опыт народа и вера в благополучное будущее.
В фольклоре метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей, отражается уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Народные календарно – обрядовые праздники являются богатейшим источником познавательного, нравственного и эстетического развития детей. Ведь содержание праздников это жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.
Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Потому что без знания своих корней, традиций, культуры своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Проблема: Не секрет, что на сегодняшний день представления большинства выпускников детского сада о русской культуре отрывочны и поверхностны. Вчерашние дошкольники мало знакомы с народными традициями, праздниками и обрядами.
Кроме того, современные родители плохо знакомы с календарно-обрядовыми праздниками, обычаями и традициями, фольклором и декоративно – прикладным искусством русского народа и в большинстве своем не осознают важности приобщения ребенка к культурному наследию прошлого.
Да и мы, педагоги, сами испытываем дефицит знаний о традициях и обычаях русского народа. Нам самим необходимо проникнуться пониманием величия русской народной культуры и осознанием того огромного положительного влияния, которое оказывает она на формирование личности ребенка.
Для того чтобы расширить представления детей старшей группы о быте, культуре и традициях русского народа был создан педагогический проект «По тропинкам народных традиций».
Цель: Побуждение интереса детей к народным праздникам и приобщение детей к ценностям русской народной культуры.
Задачи:
Образовательные:
1. Знакомить дошкольников с историей возникновения праздников, традиций.
2. Знакомить детей с русским народным бытом.
Развивающие:
1. Расширять первоначальные знания о русском народном творчестве (пословицы, поговорки, загадки, докучные сказки) учить использовать
их в активной речи.
2. Развивать познавательный интерес, любознательность, наблюдательность.
Воспитывающие:
1.Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, народному календарю и народным играм.
Ожидаемые результаты проекта:
- воспитывать устойчивый интерес к культуре русского народа;
-закреплять знание детей об устном народном творчестве;
-использование детьми в активной речи потешек, считалок, скороговорок, поговорок, загадок, стихов.
-приобщение родителей к проведению народных праздников с русскими традициями.
1 этап: Организационный ( подготовительный)
- Определить тему проекта.
- Сформулировать цели и задачи проекта.
- Подбор наглядно – информационного материала для реализации проекта с привлечением родителей.
- Подбор материала для продуктивной деятельности, аудио и видео материала.
- Подбор детской литературы для чтения и заучивания.
- Подготовка консультаций для родителей.
Интеграция развивающих областей: Социально – коммуникативная, Художественно – эстетическая, Речевая, Познавательное развитие.
2 этап: Основной (реализация проекта)
Организованная образовательная деятельность, осуществляемая в разных видах детской деятельности. | Образовательная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность детей (с использованием ресурсов среды) | Взаимодействие с родителями |
Беседа «Широкая Масленица», «Русский народный костюм», «Народная утварь, посуда, быт» , «Народные игрушки», «Русские народные промыслы», «Бабушкин сундучок», «Правила поведения во время проведения праздника». Рассматривание альбомов «Русский костюм», «Народные игрушки», «Народные праздники». Рассматривание картин «Масленица», «Тройка». Рисование с элементами аппликации «Русский народный сарафан», «Матрешка – Золотая хохлома». Творческая игра «Скоморошка в гостях у ребят» Цель: учить развивать сюжет согласно теме, используя в игре разученные поговорки и пословицы. Кукольный театр «Петрушечные комедии». Проведение праздника на улице «Масленица». Составление рассказа из опыта детей «Масленичная неделя». | Рассматривание иллюстраций: «Народные игрушки», Рассматривание иллюстраций «о праздновании Масленицы на Руси». Разговор «Что мы узнали о Масленице». Заучивание пословиц и поговорок, потешек, закличек, стихов про Масленицу. Чтение художественной литературы с детьми: С.Маршак «Откуда стол пришел», р.н.с. «Жихарка», «Лиса и журавль», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и кувшин», Э. Успенский «Матрешки», Я. Дубенский «Мы разные», М. Бородицкая «Глиняная свистулька», К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла», Д.Кузнецова «Блины». Игровые упражнения «Перетягивание каната», «Попади в цель». Мультфильмы «Каша из топора». | Рус. нар. игра «Гори – гори - ясно». Работа в уголке худ. творчества раскраски на тему «Р.н.костюм», «Матрешки», «Посуда». П/И «Птицы и лиса», «Золотые ворота». «Горелки», «Стоп», «Ниточка, иголочка, узелок», «Ручеек», «Карусель». «Заря», «День-ночь», «Жмурки», «Гуси – лебеди», «Палочка – выручалочка», «Пчелка и ласточка», «Молчанка», «Ты катись горячий блинчик». Русские народные игры «Тень-тень-потетень», «Ворон». Д/И «Продолжи узор» Д.И «Дорисуй». «Когда это бывает?», «Вспомни пословицу о семье» Конструирование « Изба». Конструирование на тему «Русская горница». С/Р игра «Народные мастера». «Чай из самовара с блинами», «Маленький помощник», «Семья – у нас праздник», «Родной дом». | Беседы с родителями. - Посетить библиотеку, познакомить детей с книгами русского быта, костюмов, праздников; - посетить народные гуляния проводимые в районе города; - Мастер – класс от родителей «Печем блины» с ребенком, выложить фото в группе ВК; - распечатать одну фотографию ребенка с блинами и принести в группу, для фотогазеты «Масленица»; - масленичные гуляния в группе, угощение всех блинами. Принести блины. |
3 этап: заключительный.
- участие в оформлении фотогазеты «Масленица»;
- Итоговое мероприятие «Широкая масленица» - масленичные гуляния на улице и в группе – чтение стихов, закличек, потешек, чаепитие с блинами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».
Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры. Задачи:Пробужда...
Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».
Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ТРОПИНКАМ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
Патриотическое воспитание – тема ни для кого не новая, но в настоящее время остро стоит проблема по приобщению подрастающего поколения к культуре и истории своего народа, обсуждение ее на самых ...
проект "По тропинкам народных традиций в детском саду"
Педагогический проект «По ...
Презентация проекта "По тропинкам народных традиций"
Проект «Народное искусство и культурное наследие» проводился в рамках реализации рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы в группе компенсирующей направленно...
Паспорт патриотического проекта "По тропинкам народных традиций"
Актуальность патриотического воспитания заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций и праздников. Патриотическое воспитание детей я...
Планирование воспитательно-образовательной работы с 18.03.по 22.03.2024 Тема: Знакомство с народной культурой и традициями. Цель: Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно прикладным искусством (Городец, Полхов
Планирование воспитательно-образовательной работы с 18.03.по 22.03.2024 Тема: Знакомство с народной культурой и традициями.Цель: Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с н...