Проект "По тропинкам народных традиций"
проект (старшая группа)

Краткосрочный проект для старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_tropinkam_narodnyh_traditsiy.docx24.11 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование проектной деятельности

Группа старшая «Семицветики»

Тема проекта: «По тропинкам народных традиций»

Вид проекта: Познавательно – творческий, групповой.

Длительность проекта: краткосрочный

Сроки проведения: 2 недели (01.03.2021 – 12.03.2021)

Воспитатель:

Книжник М.Е.

Продукт: Оформление раздевалки работами детей, оформление фотоколлажа «Масленица» совместно с родителями.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.

Итоговое мероприятие: «Широкая масленица» - масленичные гуляния на улице и в группе, угощение всех блинами, чтение стихов в народных костюмах.

Актуальность:  Знакомство дошкольников с народными календарно-обрядовыми праздниками может стать основой для приобщения детей к народной культуре, традициям и ценностям. Народные игры – неотъемлемая часть любого обрядового праздника — являются традиционным средством народной педагогики. Испокон веков в них отражался образ жизни людей, их быт, труд, представления о честности и мужестве.

   Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности.

   Знакомство с календарно-обрядовыми праздниками это еще и знакомство с историей народа, т. к. дает представление о том, как жили русские люди, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам. Без знания исторических корней своего народа, трудно реализовать и такую неотъемлемую часть воспитания дошкольников, как нравственность.  В русском фольклоре, без которого невозможно представить какой — либо народный праздник, гуляние, ярмарку, особым образом сочетаются слово и музыкальный ритм, многовековой опыт народа и вера в благополучное будущее.

    В фольклоре метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей, отражается уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.   Народные календарно – обрядовые праздники являются богатейшим источником познавательного, нравственного и эстетического развития детей. Ведь содержание праздников это жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.

   Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Потому что без знания своих корней, традиций, культуры своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. 

Проблема:  Не секрет, что на сегодняшний день представления большинства выпускников детского сада о русской культуре отрывочны и поверхностны. Вчерашние дошкольники мало знакомы с народными традициями, праздниками и обрядами.

    Кроме того, современные родители плохо знакомы с календарно-обрядовыми праздниками, обычаями и традициями, фольклором и декоративно – прикладным искусством русского народа и в большинстве своем не осознают важности приобщения ребенка к культурному наследию прошлого.       

    Да и мы, педагоги, сами испытываем дефицит знаний о традициях и обычаях русского народа. Нам самим необходимо проникнуться пониманием величия русской народной культуры и осознанием того огромного положительного влияния, которое оказывает она на формирование личности ребенка. 

   Для того чтобы расширить представления детей старшей группы о быте, культуре и традициях русского народа был создан педагогический проект «По тропинкам народных традиций».  

Цель: Побуждение интереса детей к народным праздникам и приобщение детей к ценностям русской народной культуры.

Задачи:

Образовательные:

1. Знакомить дошкольников с историей возникновения праздников, традиций.

2. Знакомить детей с русским народным бытом.

Развивающие:

1. Расширять первоначальные знания о русском народном творчестве (пословицы, поговорки, загадки, докучные сказки) учить использовать    

    их в активной речи.

2. Развивать познавательный интерес, любознательность, наблюдательность.

Воспитывающие:

1.Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям,  народному календарю и народным играм.

Ожидаемые результаты проекта:

- воспитывать устойчивый интерес к культуре русского народа;

-закреплять знание детей об устном народном творчестве;

-использование детьми в активной речи потешек, считалок, скороговорок, поговорок, загадок, стихов.

-приобщение родителей к проведению народных праздников с русскими традициями.

1 этап: Организационный ( подготовительный)

  1. Определить тему проекта.
  2. Сформулировать цели и задачи проекта.
  3. Подбор наглядно – информационного материала для реализации проекта с привлечением родителей.
  4. Подбор материала для продуктивной деятельности, аудио и видео материала.
  5. Подбор детской литературы для чтения и заучивания.
  6. Подготовка консультаций для родителей.

Интеграция развивающих областей: Социально – коммуникативная, Художественно – эстетическая, Речевая, Познавательное развитие.

2 этап: Основной (реализация проекта)

Организованная образовательная деятельность, осуществляемая в разных видах детской деятельности.

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей (с использованием ресурсов среды)

Взаимодействие с родителями

Беседа «Широкая Масленица»,  «Русский  народный костюм», «Народная утварь, посуда, быт» , «Народные игрушки», «Русские народные промыслы», «Бабушкин сундучок», «Правила поведения во время проведения праздника».

Рассматривание альбомов «Русский костюм», «Народные игрушки», «Народные праздники».

Рассматривание картин «Масленица», «Тройка».

Рисование с элементами аппликации «Русский народный  сарафан», «Матрешка – Золотая хохлома».

Творческая игра «Скоморошка в гостях у ребят» Цель: учить развивать сюжет согласно теме, используя в игре разученные поговорки и пословицы.

Кукольный театр «Петрушечные комедии».

Проведение праздника на улице «Масленица».

Составление рассказа из опыта детей «Масленичная неделя».

Рассматривание иллюстраций: «Народные игрушки», Рассматривание иллюстраций «о праздновании Масленицы на Руси».

Разговор «Что мы узнали о Масленице».

Заучивание пословиц и поговорок, потешек, закличек, стихов про Масленицу.

Чтение художественной литературы  с детьми: С.Маршак  «Откуда стол пришел»,  р.н.с. «Жихарка», «Лиса  и журавль», «Лисичка со скалочкой»,   «Лиса и кувшин»,  Э. Успенский «Матрешки»,  Я. Дубенский «Мы разные»,  М. Бородицкая «Глиняная свистулька»,  К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла», Д.Кузнецова «Блины».

Игровые упражнения «Перетягивание каната», «Попади в цель».

Мультфильмы «Каша из топора».

Рус. нар. игра «Гори – гори - ясно».

Работа в уголке худ. творчества

раскраски на тему «Р.н.костюм», «Матрешки», «Посуда». 

П/И «Птицы и лиса», «Золотые ворота». «Горелки», «Стоп», «Ниточка, иголочка, узелок», «Ручеек», «Карусель». «Заря», «День-ночь», «Жмурки», «Гуси – лебеди», «Палочка – выручалочка»,  «Пчелка и ласточка», «Молчанка», «Ты катись горячий блинчик».

Русские народные игры «Тень-тень-потетень», «Ворон».

Д/И «Продолжи узор» Д.И «Дорисуй». «Когда это бывает?», «Вспомни пословицу о семье»

Конструирование « Изба». Конструирование на тему «Русская горница».

С/Р игра «Народные мастера». «Чай из самовара с блинами», «Маленький помощник», «Семья – у нас праздник»,  «Родной дом».

Беседы с родителями.

- Посетить библиотеку, познакомить детей с книгами русского быта, костюмов, праздников;

- посетить народные гуляния проводимые в районе города;

- Мастер – класс от родителей «Печем блины» с ребенком, выложить фото в группе ВК;

- распечатать одну фотографию ребенка с блинами и принести в группу, для фотогазеты «Масленица»;

 - масленичные гуляния в группе, угощение всех блинами. Принести блины.

3 этап: заключительный.

- участие в оформлении фотогазеты «Масленица»;

- Итоговое мероприятие «Широкая масленица» - масленичные гуляния на улице и в группе – чтение стихов, закличек, потешек, чаепитие с блинами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры.  Задачи:Пробужда...

Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ТРОПИНКАМ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ

Патриотическое воспитание – тема ни для кого не новая, но в настоящее время остро стоит проблема по приобщению подрастающего поколения к культуре и истории своего народа, обсуждение ее на самых ...

проект "По тропинкам народных традиций в детском саду"

                       Педагогический проект              «По ...

Презентация проекта "По тропинкам народных традиций"

Проект «Народное искусство и культурное наследие» проводился в рамках реализации рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы в группе компенсирующей направленно...

Паспорт патриотического проекта "По тропинкам народных традиций"

Актуальность патриотического воспитания заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций и  праздников. Патриотическое воспитание детей я...

Планирование воспитательно-образовательной работы с 18.03.по 22.03.2024 Тема: Знакомство с народной культурой и традициями. Цель: Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно прикладным искусством (Городец, Полхов

Планирование воспитательно-образовательной работы с 18.03.по 22.03.2024 Тема: Знакомство с народной культурой и традициями.Цель:  Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с н...