Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель:
Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры.
Задачи:
- Пробуждать у детей интерес к русскому национальному костюму, подчеркнуть основное назначение одежды: беречь человека, предохранять от болезней и неприятностей, пояснить, что многие виды современной одежды пришли к нам из глубокой старины, обратить внимание, что русский национальный костюм – это труд, творчество, мастерство русских женщин.
- Продолжать знакомство с небылицами, пословицами и поговорками о песне, закрепить русские народные пословицы, игры. Воплотить интерес к жизни предков, уважение к ним.
- Закрепить знания детей о традициях празднования народных праздников, о традициях русского быта.
- Творчески развивать индивидуальные способности каждого ребенка.
- Вызвать у детей чувство восхищения талантом русского народа и гордости за свой народ.
- Воспитывать интерес и уважение к народной культуре, традициям и самобытному укладу предков в нашей стране.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie_rk_g.docx | 27.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение РК г. Керчи
«Детский сад №60 «Радуга»»
Конспект НОД по формированию
духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».
Подготовила: воспитатель 1 категории
Логинова В.А.
Г. Керчь 2021г.
Цель:
Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры.
Задачи:
- Пробуждать у детей интерес к русскому национальному костюму, подчеркнуть основное назначение одежды: беречь человека, предохранять от болезней и неприятностей, пояснить, что многие виды современной одежды пришли к нам из глубокой старины, обратить внимание, что русский национальный костюм – это труд, творчество, мастерство русских женщин.
- Продолжать знакомство с небылицами, пословицами и поговорками о песне, закрепить русские народные пословицы, игры. Воплотить интерес к жизни предков, уважение к ним.
- Закрепить знания детей о традициях празднования народных праздников, о традициях русского быта.
- Творчески развивать индивидуальные способности каждого ребенка.
- Вызвать у детей чувство восхищения талантом русского народа и гордости за свой народ.
- Воспитывать интерес и уважение к народной культуре, традициям и самобытному укладу предков в нашей стране.
Предварительная работа:
- Изготовление материала, оборудования необходимых для мероприятия.
- Сбор информации о русских национальных костюмах, самобытном укладе предков.
- Просмотр слайдов о русских национальных костюмах, о русском быте, о русских народных праздниках.
- Чтение русских народных сказок, небылиц, потешек, загадок.
- Познакомить с пословицами и поговорками.
- Познакомиться с русскими народными играми, танцами.
- Инсценирование русских народных сказок для детей младших групп.
- Роспись заготовок посуды, народных игрушек.
Оборудование:
- Декорация русской народной избы.
- Конверт с письмом.
- Слайды по викторинам и заданиям занятия.
- Дидактические игры.
- Заготовки для изготовления народных игрушек.
Ход.
Организационный момент: выходит девочка, оглядывается по сторонам, никого не находит и пожимает плечами.
Даша: - А где же ребята? Я всем позвонила, всех позвала. Странно….Ребята, вы где???? (кричит, зовет детей).
В зал входят дети. Здороваются с Дашей.
Даша: - Привет, ребята! Хорошо, что вы пришли. Посмотрите, какое письмо я сегодня получила. Давайте прочитаем адрес.
Девочка Даша читает «адрес» - стихотворение В. Степанова „ Необъятная страна".
Если долго - долго - долго
В самолете мне лететь,
Если долго - долго - долго
На одну страну смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озера, горы.
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймем тогда, какая
Ты, Россиюшка, большая,
Необъятная страна.
Даша: - Ребята, адрес на конверте «Россия». А от кого же оно?
Даша загадывает загадку о бабушке:
Кто на кухне с поварёшкой
У плиты всегда стоит,
Кто нам штопает одёжку,
Веничком своим шуршит?
Кто на свете всех вкуснее
Пирожки всегда печёт,
Даже папы кто главнее
И кому в семье почёт?
Лучше всех носочки вяжет,
Сказку славную расскажет,
Колыбельную споёт,
И советы нам даёт.
Кто споёт нам на ночь песню,
Чтобы сладко мы заснули?
Кто добрей всех и чудесней?
Ну, конечно же – …
(бабуля). Ответы детей.
Даша: - Правильно ребята. А в письме бабуля приглашает нас в гости. Давайте навестим бабушку. А чтобы идти было веселее, давайте песню споем.
Русский народный танец «Барыня».
Входит с хлебом и солью в руках бабушка Варвара.
Бабушка здоровается с детьми, кланяется: - Здравствуйте, ребятушки, здравствуйте, милые!
Дети здороваются. Удивленно смотрят на бабушку, переглядываются.
Бабушка: - Милости прошу, проходите ко мне в избу. А вот вам хлеб да соль.
Дети проходят в избу и садятся на стульчики.
Бабушка: - Ребятушки, а вы знаете, почему я вас встречаю с хлебом и солью? Кого встречают на Руси испокон веков с хлебом и солью?
Ответы детей (с хлебом и солью всегда встречали дорогих гостей, тех кого рады были видеть).
Даша удивленно: - Бабушка, а почему вы так странно одеты? Что это за одежда такая на вас?
Бабушка: - Это, ребята, старинная одежда русской замужней женщины. А вы знаете, какую одежду носили в старину? Сейчас мы с вами поиграем.
Игра – викторина (показ слайдов).
- Чем отличается головной убор замужней женщины от
головного убора девушки? (волосы у первой спрятаны, а у
второй выставлены на показ).
Показ слайда №2 (замужняя женщина и незамужняя девушка).
- Что носили на голове девушки, как называется головной убор? (обруч, ленты, банты).
Показ слайда №3(головные уборы, которые носили девушки).
3. А какие головные уборы носили замужние женщины?
(платки, кички…).
Показ слайда №4,5,6,7 (головные уборы замужних женщин)
4. Какую обувь носили на Руси? (лапти, валенки, сапоги,
меховые сапоги, без каблучные сапоги).
Показ слайда №8 (лапти, валенки, сапоги)
- Что составляет основу русского костюма? (рубаха).
Показ слайда №9 (рубаха)
- Что одевали поверх рубахи? (сарафан, понева).
Показ слайда № 10 (сарафан, понева)
- Как назывались в старые времена брюки у мужчин? (порты или штаны сшили из очень грубой ткани).
Показ слайда № 11 (порты, штаны)
- Какому цвету отдавал предпочтение русский народ? Почему? (защищает от злых духов, красивый).
Показ слайда №12 (русская народная одежда)
Бабушка: - Ай, да, ребята! Вот молодцы. А вы знаете, какими узорами украшали одежду, посуду, игрушки? Какие виды росписи вы знаете?
Дидактическая игра: лото «Собери росписи».
Даша: - Бабушка, у тебя в избе так красиво, так нарядно!
Бабушка: - Ребятушки, а ведь старинный русский быт, убранство дома очень отличался от того, что сейчас есть у вас дома. А вы знаете об этом? Вот мы сейчас это и проверим. Отгадайте загадки.
Презентация с загадками «Русский быт».
Бабушка: - Ой, что-то я ребятки замерзла. А не погреться ли нам? Давайте поиграем в русскую народную игру «Золотые ворота».
Р/н игра «Золотые ворота».
Бабушка: - Ребята, а вы знаете, кто сделал все эти предметы? Правильно, народные умельцы, ремесленники. А кто такие ремесленники?
Ответы детей (это люди, которые в совершенстве владеют своим ремеслом, умеют делать свою работу хорошо и изготавливают различные предметы).
Бабушка: - А какие виды ремесла вы знаете? Попробуйте рассказать. На столе лежат изделия, изготовленные народными умельцами, ремесленниками. Попробуйте отгадать, какими ремесленниками они изготовлены.
Д/и «Отгадай на ощупь и расскажи».
Бабушка: - Молодцы, ребята. А какие вы знаете пословицы и поговорки о труде?
Пословицы и поговорки.
Бабушка: - А сказки вы знаете? Чем отличается сказка от рассказа? Какие виды сказок вы знаете? (ответы детей).
Игра – викторина (слайды) «Отгадай сказку».
Бабушка: - Ребята, а ведь люди на Руси в старину не только хорошо работали, но и отдыхали хорошо. Весело праздники праздновали. А вы танцевать умеете?
Р/Н танец «Во поле берёзка стояла».
Бабушка: - Ребята, а какие вы знаете народные праздники и традици их празднования? Вам необходимо ответить на вопросы. К каждому вопросу предлагается 4 варианта ответа, выбрав из них верный.
В какое время года отмечают праздник Оспожинки?
- Зимой;
- Осенью;
- Весной;
- Летом.
- В какой праздник зимой наряжаются и колядуют?
- Святки;
- Крещение;
- Иван-Купала;
- Вознесение.
- Какой день Масленицы называют «прощенным»?
- Понедельник;
- Воскресенье;
- Среда;
- Суббота.
- Праздник Кузьминки называют так…
- По фамилии знаменитости;
- По названию местности;
- По кличке животного;
- В честь святых Кузьмы и Демьяна.
- Название, какого дерева носит последнее воскресенье перед Пасхой?
- Береза;
- Ива;
- Верба;
- Яблоня.
Бабушка: - Вот, ребятки, какие же вы молодцы!!!! Как хорошо, что вы в гости зашли. Порадовали бабушку своими знаниями, песнями да танцами. Только вот и подарить-то мне вам нечего….. Бабушка грустит.
Даша: - Бабушка, а мы слышали, что раньше на Руси мамы и бабушки своим детям делали игрушки для забавы и развлечения из тряпочек. А ты умеешь такие делать?
Бабушка: - Конечно умею. Я и вас, мои хорошие, сейчас научу.
Изготовление куклы «Столбушки - мамочки».
Бабушка: - Ну, а теперь, ребятки, давай попьем чая с баранками!»
Итог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект Тема: «Формирование духовно-нравственных представлений о матери у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) По курсу «Технологии духовно-нравственного воспитания дошкольников и младших школьников на основе православных ценностей и традиций»
Цель проекта Формирование духо...
Использование ЭОР в деятельности дошкольной образовательной организации по развитию коммуникативной компетенции воспитателя и формированию духовно-нравственных начал у дошкольников посредством приобщения к народной культуре
Возрастающий интерес к народному искусству на современном этапе требует внимания на всех ступенях образования. Мы должны понимать ценность воспитательного воздействия произведений народного искусства ...
Конспект НОД по гражданско-правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Символика России».
Цель: Познакомить детей с символикой России. Воспитывать у детей патриотические чувства – любовь к Родине, уважение к гербу, флагу, гимну....
Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».
Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...
Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста Тема: Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24670209","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Цель: Формировать интерес и потребность в чтении и восприятии, умение внимательно и заинтер...
Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: « Хвосты для зверей» (по мотивам русской народной сказки «Хвосты»).
Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: « Хвосты для зверей» (по мотивам русской народной сказки «Хвосты&ra...
Духовно – нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В СТРАНЕ ДОБРА»
АПояснительная записка по духовно – нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста, тема: «В стране добра».Занятие по духовно – нравственной направленности, соста...