РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ТРОПИНКАМ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
статья
Патриотическое воспитание – тема ни для кого не новая, но в настоящее время остро стоит проблема по приобщению подрастающего поколения к культуре и истории своего народа, обсуждение ее на самых разных уровнях находит отражение в ряде нормативных документов, так в июне 2021 года появился новый региональный проект – «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», таким образом, это влечет за собой постановку новых целей, необходимость выполнения новых задач, достижения новых показателей и результатов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ «ПО ТРОПИНКАМ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ» В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
Патриотическое воспитание – тема ни для кого не новая, но в настоящее время остро стоит проблема по приобщению подрастающего поколения к культуре и истории своего народа, обсуждение ее на самых разных уровнях находит отражение в ряде нормативных документов, так в июне 2021 года появился новый региональный проект – «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», таким образом, это влечет за собой постановку новых целей, необходимость выполнения новых задач, достижения новых показателей и результатов.
Ориентируясь на приоритеты государственной политики, мы провели анализ собственных возможностей и ресурсов по приобщению дошкольников к русским народным традициям. Выявили ряд дефицитов, где одним из главных является отсутствие четкой системы по работе в данном направлении. Таким образом, все это стало основой для создания в нашем ДОУ долгосрочного проекта «По тропинкам народных традиций». В данном проекте нашли свое отражение ценности, заложенные в программе воспитания.
Цель проекта: приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
Задачи:
Для детей:
- пробудить интерес детей к истории и культуре России;
-способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности;
- показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, обрядах;
- знакомить детей с народными традициями, включить их в детскую жизнь, т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа;
- познакомить детей с жизнью народа в разное историческое время;
Для родителей:
- оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей;
- способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей;
Для педагогов
- обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
- создать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры на специально организованных мероприятиях;
- создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
- пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по проекту «По тропинкам народных традиций».
Все мероприятия в рамках проекта апробируются и внедряются в практику ДОУ с октября 2020г. и по настоящее время. В реализации проекта принимают участие дети дошкольного возраста, родители и педагоги.
Реализация проекта «По тропинкам народных традиций» проходит в несколько этапов:
Информационно – аналитический (подготовительный) этап июнь – август 2021г.
- составление дорожной карты
- проведение анкетирования родителей
- мониторинг детей
- оценка собственных возможностей и ресурсов для реализации проекта
- консультирование родителей, привлечение их к сбору наглядного материала и благоустройству микро и макро среды ДОУ
Творческий (основной) этап сентябрь 2021 – апрель 2022г.
- оформление стендов по направлениям проекта
- проведение мероприятий в рамках проекта
- получение лицензии на права ведения дополнительной деятельности
- разработаны и утверждены программы по кружковой деятельности
- разработан календарь народных праздников
- организация макро и микро среды ДОУ
Заключительный этап май-июнь 2022г.
- анализ результатов реализации проекта и соотнесение их с заявленными целью и задачами;
- оценить результаты проекта, и запланировать дальнейшую работу в рамках проекта.
Проведённый опрос родителей показал, что в подавляющем большинстве родители стараются возложить работу по приобщению дошкольников к русской национальной культуре на педагогов, и от педагогов ждут результатов. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи. Для родителей оформляется наглядная информация, проводятся консультации и беседы. Совместно с родителями проделана большая работа по созданию предметно-развивающей среды: организован мини-музей национального быта, где собраны подлинные предметы старины, на территории ДОУ оформлено «Деревенское подворье», изготовлены костюмы к национальным праздникам.
Педагогическая диагностика детей позволила определить наиболее важные направления в работе по созданию условий для ознакомления и приобщения детей к традиционной народной культуре. На начало внедрения проекта дети: не владели знаниями о многообразии культурных традиций; не знакомы с культурными традициями своего народа; небольшой процент детей смогли спеть колыбельную и русские народные песни, закличку или назвать праздник.
В рамках второго этапа, реализацию проекта «По тропинкам народных традиций» подели на несколько направлений:
Декоративно – прикладное творчество: изучение декоративно - прикладного искусства позволяет познакомить дошкольников с историей народа, народными традициями и многообразием народного творчества.
Приобщение дошкольников к народному искусству, в нашем ДОУ проводится через кружковую работу. Например, с дымковской, городецкой, хохломской росписями, а также нетрадиционными техниками рисования дошкольники знакомятся на занятиях в мастерской «Цветные фантазии».
В мастерской «Петелька за петелькой» дети знакомятся с историей возникновения пряжи на Руси, разнообразием ниток, крючками и осваивают новый вид рукоделия – вязание.
Еще с одним видом рукоделия, дошкольники познакомятся в мастерской «Волшебная иголочка». Вышивка — одно из самых древних и наиболее распространённых видов декоративно-прикладного творчества, Здесь дошкольники узнают о назначении вышивки, какие узоры характерны для русского народа (геометрические узоры, узоры со стилизованными растениями и животными), осваивают элементарные приемы работы с иглой.
Еще одним не маловажным моментом, который стоит отметить, при проведении занятий в мастерских педагогами используется русская народная музыка, выполнение работ сопровождается шутками, прибаутками, пословицами, поговорками.
Спортивное: реализуется через проект «Игры моего двора». Идея данного направления - вернуть народные дворовые игры в дошкольную жизнь. Народные игры, как жанр устного творчества, является национальным богатством, и задача педагога сделать их достоянием детей. Поэтому дворовые игры – не просто развлечение, это еще и обучение.
Театральное: через данное направление происходит приобщение детей к культурному наследию через устное народное творчество. Педагоги используют такие фольклорные формы, как сказки, песни, частушки, потешки, пословицы и поговорки. Знакомство детей с традициями и обрядами началось с реализации проекта «Чудеса в сундучке», направленное на знакомство дошкольников с разными видами театров: кукольным, пальчиковым, теневым и др., где дети являются непосредственными участниками театральных постановок. С миром сказок дошкольников знакомили через проект «Жила-была сказка», направленный на нравственное, духовное и эстетическое воспитание.
Познавательное: «Уроки тетушки Агафьи», направлены на знакомство дошкольников с народными календарными праздниками, с народными промыслами России, обычаями, традициями, трудом русского народа, с русским бытом, предметами обихода, с поэтическим народным творчеством. Для создания мотивации, игровых ситуаций используется образ тетушки.
Реализуя проект «По тропинкам народных традиций», мы предполагаем, что дошкольники получат разнообразные знания, благодаря которым у них сформируются нравственные качества, как милосердие, правдолюбие, стремление к добру и неприятию зла. С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию у детей будут следующие результаты:
- используют в активной речи потешки, считалки, загадки;
- умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки;
-знают сказки и сказочных героев, узнают их в произведениях изобразительного искусства;
- осмысленно и активно участвуют в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи);
- знают истории русского народного костюма, творчества, быта;
- используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности;
- бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Таким образом, патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности. Это способствует развитию у детей представлений о мире природы, предметном мире, мире других людей и, наконец, личном мире (индивидуальности) каждого ребенка. Данное построение образовательного процесса позволяет логически объединить все этапы и вызвать заинтересованность детей.
Библиографический список
- Гогоберидзе А. Маленькие граждане большой страны / Ребенок в детском саду. – 2009. – № 3.
- Ермакова Т.В. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников / Методист. – 2014. - № 3.
- Носова Г. Воспитываем гражданина России / Ребенок в детском саду. – 2009. – № 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мудрость воспитания и народные традиции, игры, обычаи в воспитании дошкольников
Концультация для родителейна тему: "Мудрость воспитания и народные традиции, игры, обычаи в воспитании дошкольников"....
Мудрость воспитания и народные традиции, игры, обычаи в воспитании дошкольников
Концультация для родителейна тему: "Мудрость воспитания и народные традиции, игры, обычаи в воспитании дошкольников"....
Мудрость воспитания и народные традиции. игры. обычаи в воспитании дошкольников.
Концультация для родителей....
Гендерное воспитание дошкольников на основе народных традиций. Интегративная совместная деятельность "В светлой горнице моей"
План - конспект физкультурно - музыкального досуга для детей среднего дошкольного возраста. Досуг включает в себя хороводы, забавы, эстафеты и народные игры...
Роль народной традиции в художественно- эстетическом воспитании дошкольников
Традиции и образ жизни любого народа воплощаются в костюмах, украшениях, предметах быта, оформлении жилища, которые исходят из глубокой древности и с течением времени видоизменяются, сохраняя при этом...
Статья: «Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций. Нужно ли?»
Неиссякаемым источником идей, необходимых для решения задачи полоролевого воспитания дошкольников, является веками накопленная педагогическая мудрость народа, заложенная в произведениях устного народн...
Отчет о реализации проекта с учителем логопедом "Путешествие в край народных традиций". Подготовительная группа №3
Отчет о реализации проекта с учителем логопедом "Путешествие в край народных традиций"...