РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ТРОПИНКАМ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
статья

Мокрова Екатерина Владимировна

Патриотическое воспитание – тема ни для кого не новая, но в настоящее время остро стоит проблема по приобщению подрастающего поколения к культуре и истории своего народа, обсуждение ее на самых разных уровнях находит отражение в ряде нормативных документов, так в июне 2021 года появился новый региональный проект – «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», таким образом, это влечет за собой постановку новых целей, необходимость выполнения новых задач, достижения новых показателей и результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ «ПО ТРОПИНКАМ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ» В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ

Патриотическое воспитание – тема ни для кого не новая, но в настоящее время остро стоит проблема по приобщению подрастающего поколения к культуре и истории своего народа, обсуждение ее на самых разных уровнях находит отражение в ряде нормативных документов, так в июне 2021 года появился новый региональный проект – «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», таким образом, это влечет за собой постановку новых целей, необходимость выполнения новых задач, достижения новых показателей и результатов.

Ориентируясь на  приоритеты государственной политики, мы провели анализ собственных возможностей и ресурсов по приобщению дошкольников к русским народным традициям. Выявили ряд дефицитов, где одним из главных является отсутствие четкой системы по работе в данном направлении. Таким образом, все это стало основой для создания в  нашем ДОУ долгосрочного проекта «По тропинкам народных традиций». В данном проекте нашли свое отражение ценности, заложенные в программе воспитания.

Цель проекта: приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Задачи:

Для детей:

- пробудить интерес детей к истории и культуре России;

-способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности;

- показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, обрядах;

- знакомить детей с народными традициями,  включить их в детскую жизнь, т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа;

- познакомить детей с жизнью народа в разное историческое время;

Для родителей:

- оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей;

- способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей;

Для педагогов

- обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;

- создать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры на специально организованных мероприятиях;

- создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;

- пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по проекту «По тропинкам народных традиций».

Все мероприятия в рамках проекта апробируются  и внедряются в практику ДОУ с октября 2020г. и по настоящее время. В реализации проекта принимают участие дети дошкольного возраста, родители и педагоги.

Реализация проекта «По тропинкам народных традиций» проходит в несколько этапов:

Информационно – аналитический (подготовительный) этап июнь – август 2021г. 

  • составление дорожной карты
  • проведение анкетирования родителей
  • мониторинг детей
  • оценка собственных возможностей и ресурсов для реализации проекта
  • консультирование родителей, привлечение их к сбору наглядного материала и благоустройству микро и макро среды ДОУ

Творческий (основной) этап сентябрь 2021 – апрель 2022г.

  • оформление стендов по направлениям проекта
  • проведение мероприятий в рамках проекта
  • получение лицензии на права ведения дополнительной деятельности
  • разработаны и утверждены программы по кружковой деятельности
  • разработан календарь народных праздников
  • организация макро и микро среды ДОУ

Заключительный этап  май-июнь 2022г.

  • анализ результатов реализации проекта и соотнесение их с заявленными целью и задачами;
  • оценить  результаты проекта, и запланировать дальнейшую  работу в рамках проекта.

Проведённый опрос родителей показал, что в подавляющем большинстве родители стараются возложить работу по приобщению дошкольников к русской национальной культуре на педагогов, и от педагогов ждут результатов. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи. Для родителей оформляется наглядная информация, проводятся консультации и беседы. Совместно с родителями проделана большая работа по созданию предметно-развивающей среды: организован мини-музей национального быта, где собраны подлинные предметы старины, на территории ДОУ оформлено «Деревенское подворье», изготовлены костюмы к национальным праздникам.

Педагогическая диагностика детей позволила определить наиболее важные направления в работе по созданию условий для ознакомления и приобщения детей к традиционной народной культуре. На начало внедрения проекта дети: не владели знаниями о многообразии культурных традиций; не знакомы с культурными традициями своего народа; небольшой процент детей смогли спеть колыбельную и русские народные песни, закличку или назвать праздник.

В рамках второго этапа, реализацию проекта  «По тропинкам народных традиций» подели на несколько направлений:

Декоративно – прикладное творчество: изучение декоративно - прикладного искусства позволяет познакомить дошкольников с историей народа, народными традициями и многообразием народного творчества. 

Приобщение дошкольников к народному искусству, в нашем ДОУ проводится через кружковую работу. Например, с  дымковской, городецкой, хохломской росписями, а также нетрадиционными техниками рисования дошкольники знакомятся на занятиях в мастерской «Цветные фантазии».

В мастерской «Петелька за петелькой» дети знакомятся с историей возникновения пряжи на Руси, разнообразием ниток, крючками и осваивают новый вид рукоделия – вязание.

Еще с одним видом рукоделия, дошкольники познакомятся в мастерской «Волшебная иголочка». Вышивка — одно из самых древних и наиболее распространённых видов декоративно-прикладного творчества, Здесь дошкольники узнают о назначении  вышивки, какие узоры характерны для русского народа (геометрические узоры, узоры со стилизованными растениями и животными), осваивают элементарные приемы работы с иглой.

Еще одним не маловажным моментом, который стоит отметить, при проведении занятий в мастерских педагогами используется русская народная музыка, выполнение работ сопровождается шутками, прибаутками, пословицами, поговорками.

Спортивное:  реализуется через проект «Игры моего двора».  Идея данного направления - вернуть народные дворовые игры в дошкольную жизнь. Народные игры, как жанр устного творчества, является национальным богатством, и задача педагога сделать их достоянием детей. Поэтому дворовые игры – не просто развлечение, это еще и обучение.

Театральное: через данное направление происходит приобщение детей к культурному наследию через устное народное творчество. Педагоги используют такие фольклорные формы, как сказки, песни, частушки, потешки, пословицы и поговорки. Знакомство детей с традициями и обрядами началось с реализации проекта «Чудеса в сундучке», направленное на знакомство дошкольников с разными видами театров: кукольным, пальчиковым, теневым и др., где дети являются непосредственными участниками театральных постановок.  С миром сказок дошкольников знакомили через проект «Жила-была сказка», направленный на нравственное, духовное и эстетическое воспитание.

Познавательное: «Уроки тетушки Агафьи», направлены на знакомство дошкольников с народными календарными праздниками, с народными промыслами России, обычаями, традициями, трудом русского народа, с русским бытом, предметами обихода, с поэтическим народным творчеством. Для создания мотивации, игровых ситуаций используется образ тетушки.

Реализуя проект «По тропинкам народных традиций», мы предполагаем, что дошкольники получат разнообразные знания, благодаря которым у них сформируются нравственные качества, как милосердие, правдолюбие, стремление к добру и неприятию зла. С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию у детей  будут следующие результаты:

- используют в активной речи потешки, считалки, загадки;

- умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки;

-знают сказки и сказочных героев, узнают их в произведениях изобразительного искусства;

- осмысленно и активно участвуют в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи);

- знают истории русского народного костюма, творчества, быта;

- используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности;

- бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

Таким образом, патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности. Это способствует развитию у детей представлений о мире природы, предметном мире, мире других людей и, наконец, личном мире (индивидуальности) каждого ребенка. Данное построение образовательного процесса позволяет логически объединить все этапы и вызвать заинтересованность детей.  

Библиографический список

  1. Гогоберидзе А. Маленькие граждане большой страны / Ребенок в детском саду. – 2009. – № 3.
  2. Ермакова Т.В. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников / Методист. – 2014. - № 3.
  3. Носова Г. Воспитываем гражданина России / Ребенок в детском саду. – 2009. – № 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мудрость воспитания и народные традиции, игры, обычаи в воспитании дошкольников

Концультация для родителейна тему: "Мудрость воспитания и народные традиции, игры, обычаи в воспитании дошкольников"....

Мудрость воспитания и народные традиции, игры, обычаи в воспитании дошкольников

Концультация для родителейна тему: "Мудрость воспитания и народные традиции, игры, обычаи в воспитании дошкольников"....

Гендерное воспитание дошкольников на основе народных традиций. Интегративная совместная деятельность "В светлой горнице моей"

План - конспект физкультурно - музыкального досуга для детей среднего дошкольного возраста. Досуг включает в себя хороводы, забавы, эстафеты и народные игры...

Роль народной традиции в художественно- эстетическом воспитании дошкольников

Традиции и образ жизни любого народа воплощаются в костюмах, украшениях, предметах быта, оформлении жилища, которые исходят из глубокой древности и с течением времени видоизменяются, сохраняя при этом...

Статья: «Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций. Нужно ли?»

Неиссякаемым источником идей, необходимых для решения задачи полоролевого воспитания дошкольников, является веками накопленная педагогическая мудрость народа, заложенная в произведениях устного народн...

Отчет о реализации проекта с учителем логопедом "Путешествие в край народных традиций". Подготовительная группа №3

Отчет о реализации проекта с учителем логопедом "Путешествие в край народных традиций"...