Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Шахматы для дошкольников» возраст 6-7 лет
рабочая программа (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа по шахматам | 73.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация города Томска
Департамент образования
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №39 Г.ТОМСК
634021, город Томск, ул. Алтайская 128, телефон 45-06-40
Принята на заседании Утверждаю:
педагогического совета Заведующий __________Казадаева Т. В.
Протокол № __________________ Приказ №____от «___» ________ 2022 г.
Дополнительная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Шахматы для дошкольников»
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 учебных года
Автор-составитель:
Каминская Елена Николаевна,
Томск 2022
Содержание программы
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы |
1.1.Пояснительная записка………………………………………….................3 1.2. Цель и задачи программы…………………………………………………6 |
1.3. Содержание программы 1.3.1. Учебный план. Содержание учебного плана…………………………...8 |
Планируемые результаты……………………………………………………...13 Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график ……………………………………..……..14 2.2. Условия реализации программы…………………..………………………19 2.3. Формы аттестации. Способы проверки результатов освоения программы. 2.3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов…….19 2.3.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов..19 2.4. Оценочные материалы…………………………………………………...…19 2.5. Методические материалы…………………………………………………..20 2.6. Список литературы……………………………………………………….....22 |
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
- Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Шахматы для дошкольников» - физкультурно-спортивной направленности, ориентирована на удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном развитии, познавательной активности, стремления к умственной деятельности, выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а так же детей проявивших выдающиеся способности.
Реализация дополнительной программы «Шахматы для дошкольников» позволит сформировать у детей 6-7 лет навыки пространственного представления и мышления. Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для ребёнка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания. Обучение детей шахматам помогает развитию у них способности ориентироваться на плоскости, развитию пространственного мышления, учит ребёнка сравнивать, обобщать, запоминать, содействует формированию таких ценных качеств, как внимательность, усидчивость, собранность, самостоятельность. Пространственное мышление — особый способ восприятия, который делает возможной мысленную визуализацию любых предметов и явлений в таком виде, как они выглядят в пространстве. Пространственное мышление помогает ребенку целостно воспринимать окружающий мир, опираясь на конкретные образы, связывая их между собой.
Актуальность разработанной программы определяется потребностями участников образовательных отношений (родителей воспитанников и их законных представителей). По итогам проведенного анкетирования респондентов выразили желание получить образовательную услугу по освоению данной образовательной программы.
В соответствии с современными тенденциями развития образования задачами педагогов является развитие познавательной активности детей, формирование у них умений решать интеллектуальные и личностные задачи. Игра для дошкольника ведущий вид деятельности, в котором ребенок учится, развивается и растет. Игра в шахматы способствует формированию основных компетенций у дошкольников и позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.
Таким образом, дополнительная общеразвивающая программа «Шахматы для дошкольников», составленная с опорой на положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования будет способствовать интеграции дошкольного и дополнительного образования, как необходимого условия достижения новых образовательных результатов. В наш век технического прогресса очень важно еще в дошкольном возрасте заложить у детей основы для последующего развития логического и инженерно-технического мышления. Каждый родитель хотел бы, чтобы его ребенок уверенно ориентировался в современном информационном мире высоких технологий.
Практическая значимость программы заключается в динамических изменениях в социальной жизни, которые требуют от личности умения ориентироваться в окружающем информационном пространстве. Именно умение ориентироваться в окружающей действительности, выделять и осваивать наиболее существенные ее моменты, является необходимым качеством современного человека. Предпосылки овладения средствами восприятия разнообразной информации, ее переработки закладываются в процессе развития пространственных представлений путем обучения игре в шахматы. Это приводит к необходимости разработки и внедрения программ, направленных на развитие у детей способностей осваивать и усваивать информацию быстро и легко. Заключается в поддержке интереса и любознательности, развитии у детей способности к решению проблемных ситуаций, умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их.
В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.
Отличительные особенности программы:
-программа носит вариативный характер используемых с детьми методов и приемов, что обеспечивает психолого-педагогическую поддержку интеллектуального, творческого и эмоционального развития детей в игровой деятельности;
-программа построена по тематическому принципу, включает в себя проработку элементарного шахматного материала с углубленным изучением отдельных тем;
-занятия по программе отличаются комплексным и системным подходом с учетом материального обеспечения ОУ;
- важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.
Программа разработана с учетом следующих нормативных документов:
- Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.21 года №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
- Приказ Минестерства просвещения РФ от 30.09.2020 №533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным программам, утвержденный приказом министерства просвещения Российской федерации от 9 ноября 2018г.№196
- Распоряжение Правительства РФ от4.09.2014 №1726 -р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
- Приказ Минобранауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО);
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. №06 -1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
- Распоряжение Департамента общего образования Томской области № 854-р от 23.10.2020 «Об утверждении регионального проекта дошкольного образования на территории ТО «Развитие пространственного мышления дошкольников как основы формирования естественно-научных, цифровых и инженерных компетенций человека будущего»;
-Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
-Распоряжение департамента образования администрации Города Томска от 01.11.2013 г. № р498 «Об утверждении предельных цен на платные услуги, предоставляемые муниципальными учреждениями, подведомственными департаменту образования администрации Города Томска»;
-Постановление администрации Города Томска от 24.03.2011 №249 «Об утверждении предельных цен на платные услуги муниципальных учреждений, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет департамент образования администрации Города Томска»;
-Постановление администрации Города Томска от 06.06.2014 г. № 485 и от 24.04.2014 г. № 326 «О внесении изменений в постановление администрации Города Томска» от 24.03.2011 г. № 249 «Об утверждении предельных цен на платные услуги муниципальных учреждений, подведомственных департаменту образования администрации Города Томска»;
- Приказ МАДОУ №39 г. Томска от 15.08.2022 г. №14П «Об организации платных образовательных услуг Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №39 города Томска в 2022-2023 учебном году»;
-Приказ МАДОУ №39 г. Томска от 15.08.2022 г. №15П «Об утверждение перечня, продолжительности занятий и цен на платные образовательные услуги на 2022-2023 учебный год».
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста
Дети 5-7 лет способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей. Они с удовольствием воспринимают любую новую информацию, имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни. Дети способны к произвольному вниманию и произвольному запоминанию (умеют принять и самостоятельно поставить задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала. Количество одновременно воспринимаемых объектов 1-2.
У детей 5-7лет преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии. Для них наиболее характерно наглядно-образное и действенно-образное мышление.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития дошкольников посредствам игры в шахматы.
Задачи программы:
1. Научить основам шахматной игры.
2. Формировать устойчивый интерес воспитанников к игре в шахматы.
3. Формировать умения представлять предметы разных форм и размеров, распределять их в пространстве, мысленно ориентироваться в расположении объектов;
4. Формировать умение пользоваться схемами, планами, условными обозначениями;
5. Развивать наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания и памяти.
6. Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики.
7. Формировать мотивацию к познанию и творчеству; активизировать мыслительную деятельность воспитанников.
8. Создать условия для формирования и развития коммуникативных, интеллектуальных и социальных компетенций воспитанников.
9. Способствовать воспитанию волевых качеств и самостоятельности.
Условия реализации программы:
- Адресат программы – дети в возрасте 6-7 лет.
- Численность детей в группе не более 15 человек.
- Занятия проводятся 2 раза в неделю, с сентября по май включительно.
- Форма обучения – очная.
- Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на 1 учебный год.
- Длительность занятий - 30 минут
1.3. Содержание программы.
- Учебный план. Содержание учебно-тематического плана (возраст 6-7 лет).
№ | Название раздела, темы | Формы проверки реализации программы | Содержание | Количество часов |
Практика | ||||
1. | В стране шахматного королевства. | Наблюдение. Анализ деятельности ребенка. | Вводное занятие. Знакомство с курсом, понятием шахматного пространства, создание мотивации к познавательной деятельности. Инструктаж по ТБ. | 1 Теория 0.5 Практика0,5 |
2. | Волшебная доска | Знакомство с новыми понятиями – «Шахматная доска», «Черные и былые поля», чередование черных и былых полей, центр шахматной доски. Выполнение в тетради в крупную клетку игр-заданий: рисование чередующихся полей, обозначение центра доски. | 1 Теория 0.5 Практика0,5 | |
3. | Волшебная доска (продолжение темы) | Знакомство с правильным расположением доски между партнерами. Знакомство с новыми понятиями «Вертикаль», «горизонталь» Закрепление знаний посредством дидактических игр: «Расставь фишки по горизонтали (вертикали)», нарисуй вертикальную линию (горизонтальную) | 1 Теория 0.5 Практика0,5 | |
4. | Волшебная доска (продолжение темы) | Закрепление понятий «горизонталь», «вертикаль». Д/и: «Построй из кубиков горизонталь (вертикаль)», «Пройди через центр доски по вертикали (горизонтали)» Индивидуальная работа в тетради: «Зеленые вертикали, красные горизонтали» | 1 Теория 0.5 Практика0,5 | |
5. | Диагональ | Знакомство с новым понятием «Диагональ». Работа на демонстрационной доске с самой длинной диагональю и с самой короткой, с черной и белой. Работа в парах с шахматными досками – расставить фишки по белой (черной диагонали) | 1 Теория 0.5 Практика0,5 | |
6. | Диагональ. «Шахматный» алфавит. | Закрепления понятия «диагональ». Знакомство с «шахматным» алфавитом – адресом поля. Практическая работа на демонстрационной доске: «Фишки на вертикали «а» и горизонтали «2» и др.», «Фишки по диагонали – кто быстрее?» И/р в тетради «синие диагонали» | 1 Теория 0.5 Практика0,5 | |
7. | «Шахматный» алфавит. «Адрес» поля | Продолжение знакомства с «шахматным» алфавитом, упражнения на нахождение «адреса» поля. Д/и : «Какой буквы не хватает?», «Шахматное лото», «Почта» (раскрасить и назвать свою букву) | 1 Теория 0.5 Практика 0.5 | |
8. | Обобщение «Волшебная доска» | Повторение и закрепление понятий – горизонталь, вертикаль, диагональ, шахматные поля, шахматный» алфавит, шахматная нотация. Командная викторина у доски. Работа в парах с шахматной доской. Индивидуальная работа в тетрадях – графический диктант. | 1 практика | |
9. | Шахматные фигуры | Знакомство с шахматными фигурами, белыми и черными. Сравнение фигур (по внешнему виду), упражнение в нахождении той или иной фигуры. Д/и: «Найди фигуру», «Кого не стало?», «Кто быстее?» | 1 Теория 0.5 Практика0,5 | |
10. | Шахматные фигуры (продолжение темы) | Закрепление знаний о шахматных фигурах. Рассматривание разных видов шахматных фигур. Упражнение нахождения заданной фигуры в ряду остальных. Д/и: «Волшебный мешочек», «Снежный ком», «Белые и черные» И/р в тетради – рисование наиболее понравившейся фигуры | 1 Практика | |
11. | Начальное положение. |
| Знакомство с новыми понятиями «начальное положение или начальная позиция», «партия». Заучивание правила «Ферзь любит свой цвет» Разучивание стихотворения «Начальная расстановка» Работа с демонстрационной доской «Поставь фигуру на свое место» | 1 Теория 0.5 Практика0,5 |
12. | Начальное положение (продолжение темы) | Продолжение знакомства с начальной расстановкой шахматных фигур. Повторить стихотворение «Начальная расстановка». Д/и «Путаница», «Волшебный мешочек» Блиц-опрос по пройденной теме. | 1 Практика | |
13. | Шахматная фигура Ладья. | Знакомство с фигурой «Ладья», с новым понятием «Ход фигуры» Разучивание стихотворения «Ладья» Практическая работа на демонстрационной доске. И/р в тетради «Ход ладьи» | 1 Теория 0.5 Практика0,5 | |
14. | Шахматная фигура Ладья. (продолжение темы) | Продолжение знакомства с ладьей, знакомство с новым понятием «взятие». Повторить стихотворение «Ладья» Игровые упражнения на демонстрационной доске: «Цепочка», «Самый короткий путь», «Лабиринт» Творческое задание – рисуем ладью. | 1 Теория 0.5 Практика0,5 | |
15. | Шахматная фигура Ладья. (продолжение темы) | Закрепление полученных знаний о шахматной фигуре «Ладья» в игровой практике на шахматной доске; упражнение в умение ходить ладьей, отслеживать взаимодействие между белой и черной ладьей на шахматной доске. Формировать умение предвидеть события на доске на один ход вперед. | 1 Практика | |
16. | Шахматная фигура Ладья. Итоговое занятие. | Повторить и закрепить полученные знания о шахматной фигуре «Ладья» - начальное положение, ход, взятие. Повторить стихотворение «Ладья» Решение простейших шахматных задач (И/р. в тетрадях и на доске) | 1 Практика | |
17. | Шахматная фигура Слон. | Знакомство с шахматной фигурой «Слон». Место положения слона в начальной расстановке фигур. Белопольные и черопольне слоны. Ход слона. Разучить стихотворение «Слон» | 1 Теория | |
18. | Шахматная фигура Слон. (продолжение темы) | Продолжить знакомство с шахматной фигурой «Слон», познакомить с тем как слон выполняет взятие. Повторить стихотворение «Слон» Д/и: «Цепочка», «Самая короткая дорожка», «Лабиринт» И/р в тетрадях по закреплению вариантов хода белопольного и чернопольного слона, вариантоав взятия. | 1 Теория 0.5 Практика0,5 | |
19. | Ладья против слона (игровая практика) | Закрепление полученных знаний о шахматных фигурах ладья и слон в игровых практиках на доске. Упражнение в умении взаимодействовать фигурами на шахматной доске, в умении предвидеть ход событий на доске, в соответствии с этим выбирать методы защиты и нападении фигур. Игры-задания: «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита» | 1 Практика | |
20. | Ладья против слона (игровая практика) | Игры-упражнения на игровых досках в парах со сменой фигур у соперников, разыгрывание позиций. Повторить стихотворения «Слон», «Ладья» Творческое задание – нарисовать шахматную фигуру «Слон» | 1 Практика | |
21. | Шахматная фигура «Ферзь» | Знакомство с шахматной фигурой «Ферзь». Место «Ферзя» в начальной позиции. Ход «Ферзем» Разучить стихотворение «Ферзь» И/р в тетрадях – обозначение всех возможных ходов ферзя. | 1 Теория | |
22. | Шахматная фигура «Ферзь» (продолжение темы) | Продолжение знакомства с ферзем. Знакомство с правилами взятия «Ферзем» Повторить стихотворение «Ферзь» Д/и: «Цепочка», «Самая короткая дорожка», «Двойной удар» | 1 Теория0,5 Практика 0,5 | |
23. | Шахматная фигура «Ферзь» (игровая практика) | Закрепление знаний о шахматной фигуре «Ферзь» в игровой практике на шахматной доске; обучение следованию правилам ведения партии, пониманию и правильному решению поставленной учебной задачи. Работа в парах за шахматной доской «Разыгрывание позиции» (слон + ладья против ферзя; два слона против ферзя и т.д.) | 1 Практика | |
24. | Шахматная фигура «Конь» | Знакомство с шахматной фигурой «Конь», место в начальной позиции, ход и взятие «конем» Разучить стихотворение «Конь» Нарисовать шахматную фигуру «конь» | 1 Теория | |
25. | Шахматная фигура «Конь» (продолжение темы) | Продолжение знакомства с шахматной фигурой «конь», упражнение в ходе и взятии конем, понимание и решение поставленной учебной шахматной задачи. Повторить стихотворение «Конь» Решение двухходовых и трехходовых задач на демонстрационной доске. | 1 Теория 0,5 Практика 0,5 | |
26. | Шахматная фигура «Конь» (игровая практика) | Закреплять полученные знания о шахматной фигуре в игровой практике на доске. Учить правильно взаимодействовать фигурами в процессе выполнения игровых заданий, вспоминать и применять знания о шахматных фигурах – слоне, ладье ферзе, в процессе игры. Игры-задания «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру» | 1 Практика | |
27. | Пешка. | Знакомство с «пешкой», начальным положением, ходом и взятием. Взятие на проходе. Разучить стихотворение «Пешка» Творческое задание - рисование пешки | 1 Теория | |
28. | Шахматная фигура «Пешка» (продолжение темы) | Продолжение знакомства с «пешкой». Знакомство с понятием «Превращение пешки» Повторение стихотворения «Пешка» Д/и: «Атака неприятельской фигуры», «Взятие», «Двойной удар», «Защита» И/р в тетрадях на диаграммах шахматной доски - повторить самостоятельно решенные на доске задачи. | 1 Теория 0,5 Практика 0,5 | |
29. | Шахматная фигура «Король» | Знакомство с шахматной фигурой «король», начальная позиция, правила хода и взятия. Разучивание стихотворения «Король» Творческое задание - зарисовка шахматной фигуры «Король» | 1 Теория | |
30. | Шахматная фигура «Король» (продолжение темы) | Продолжение знакомства с шахматной фигурой «король». Введение нового понятия «Контролируемое поле» Повторить стихотворение «Король» Д/и: «Цепочка», «Самый короткий путь» И/р в тетради - отметит возможные ходы короля, самостоятельное решение задач | 1 теория 0,5 практика 0,5 | |
31. | Обобщающее занятие. | Начальная расстановка. Д/и: «Путаница» Стихи о всех изученных фигурах. Блиц-опрос по пройденным темам. Наблюдение за ведением партии детьми, ходы и взятие. | 1 Практика | |
32. | Шах. | Знакомство с понятием «Шах», с тремя способами защиты от шаха. Игры-задания на карточках (индивидуальные) - нахождение позиций с наличием шаховой ситуации в ряду остальных, где шаха нет. | 1 Теория 0.5 Практика0,5 | |
33 | Шах и мат. | Закрепление понятия «шах». Знакомство с новым понятием «Мат». Разбор игровых ситуаций, определение шаха или мата И/р с карточками по игровым ситуациям с дифференцированным коэффициентом трудности | 1 Теория 0,5 Практика 0,5 | |
34 | Мат в один ход. | Решение шахматных задач на демонстрационной доске с постановкой мата в один ход И/р в тетрадях на диаграммах с шахматной доской – решение задач | 1 практика | |
35 | Ничья и пат | Знакомство с новыми понятиями «Ничья» и «Пат». Показ и разбор вариантов приводящих к ничейной позиции. Расстановка фигур в игровую ситуацию под диктовку, определение пат или ничья, либо есть возможность продолжения боя | 1 Теория 0.5 Практика0,5 | |
36 | «Рокировка» | Знакомство с понятием «Длинная рокировка», «Короткая рокировка». Обыгрывание. | 1 Теория 0.5 Практика0,5 | |
37 | Спасительница – оппозиция | Познакомить детей с понятием «оппозиция» к королю с пешкой; пополнять знания учащихся; заставлять восхищаться удивительной игрой; вырабатывать у детей уверенность в своих силах. | 1 Теория 0.5 Практика0,5 | |
38 | Тактические приемы | Закрепить полученные знания о шахматах, вызвать интерес и желание играть в шахматы. | 3 Теория 1 Практика2 | |
39 | Шахматная нотация | Ввести понятие «шахматная нотация»; учить записывать шахматные партии; учить ориентироваться на плоскости; вырабатывать у детей волю; показать изящество и красоту шахматных комбинаций; тренировать память и внимание. | 3 Теория 1 Практика2 | |
40 | Волшебный квадрат | Познакомить детей с понятием «квадрат пешки» и правилом квадрата; продолжать развивать интерес к миру шахмат; тренировать логическое мышление; вырабатывать у ребёнка спокойствие; обогащать детскую фантазию. | 1 Теория 0,5 Практика0,5 | |
41 | Основы дебюта | Знакомить с понятием «дебют», его основой и классификацией. | 2 Теория 1 Практика1 | |
42 | Непобедимый | Продолжать развивать интерес к миру шахмат; разъяснить как правильно начинать игру и играть дебют; рассмотреть «хорошие и плохие» ходы в шахматной игре; вырабатывать у детей стойкий характер; активизировать мыслительную деятельность дошкольников; приносить эстетическое наслаждение от игры | 2 Теория 1 Практика1 | |
43 | Волшебный мир комбинаций | Продолжить знакомить дошкольников с миром комбинаций («мельница», «вилка», двойной шах, матовый финал); показать волшебство, изящество и красоту шахматных комбинаций; продолжать учить ориентироваться на плоскости; тренировать наблюдательность и внимание. | 4 Теория 1 Практика3 | |
44 | Реши этюд, отгадай задачу – сыщешь удачу | Учить дошкольников решать различные шахматные этюды и задачи; учить более разумно и рационально распоряжаться небольшими шахматными силами, достигать выигрыша или добиваться ничьей, находить выход из безнадёжных положений с честью; продолжать развивать интерес к миру шахмат; вырабатывать у ребёнка настойчивость и выдержку; расширять кругозор. | 4 Теория 1 Практика3 | |
45 | «Обезьянья игра» | Знакомство с понятием. Разыгрывание партии с повторением ходов за противником, вывод по виду игры | 1 Теория 0,5 Практика0,5 | |
46 | Разыгрывание различных видов знаменитых дебютов | Знакомство и разыгрывание знаменитых дебютов. | 4 Теория 0,5 Практика 3,5 | |
47 | Шахматные партии | Самостоятельные игры детей в шахматы. Выводы. Работа над ошибками. | Практика 10 | |
48 | Шахматный досуг | Командные соревнования. | 1 практика | |
ИТОГО | 72 |
- Планируемые результаты.
В результате освоения программы воспитанники
• свободно ориентируются на шахматной доске;
• играют каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
• правильно помещают шахматную доску между партнерами;
• правильно расставляют фигуры перед игрой;
• различают горизонталь, вертикаль, диагональ;
• рокируют;
• объявляют шах;
• ставят мат;
• решают элементарные задачи на мат в один ход,
• знают основы дебюта.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.
- 2.1.1. Календарный учебный график занятий с детьми 6-7 лет на 2022 – 2023 учебный год.
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля | |||
1 | Сентябрь | 6 | Вторник 15.00-15.30 | ОД | 30 мин | В стране шахматного королевства. | Группа | Наблюдение Анализ продуктов детской деятельности. | |||
2 | Сентябрь | 9 | Пятница 15.00-15.30 | ОД | 30 мин | Волшебная доска | Группа | ||||
3 | Сентябрь | 13 | Вторник 15.00-15.30 | ОД | 30мин | Волшебная доска | Группа | ||||
4 | Сентябрь | 16 | Пятница 15.00-15.30 | ОД | 30мин | (продолжение темы) | Группа | ||||
5 | Сентябрь | 20 | Вторник 15.00-15.30 | ОД | 30 мин | Волшебная доска (продолжение темы) | Группа | ||||
6 | Сентябрь | 23 | Пятница 15.00-15.30 | ОД | 30 мин | Диагональ | Группа | ||||
7 | Сентябрь | 27 | Вторник 15.00-15.30 | ОД | 30 мин | Диагональ. | Группа | ||||
8 | Сентябрь | 30 | Пятница 15.00-15.30 | ОД | 30 мин | «Шахматный» алфавит. | Группа | ||||
9 | Октябрь | 4 | Вторник 15.00-15.30 | ОД | 30мин | Обобщение «Волшебная доска» | Группа | ||||
10 | Октябрь | 7 | Пятница 15.00-15.30 | ОД | 30мин | Шахматные фигуры | Группа | ||||
11 | Октябрь | 11 | Вторник 15.00-15.30 | ОД | 30 мин | Шахматные фигуры (продолжение темы) | Группа | ||||
12 | Октябрь | 14 | Пятница 15.00-15.30 | ОД | 30 мин | Начальное положение. | Группа | ||||
13 | Октябрь | 18 | Вторник 15.00-15.30 | ОД | 30мин | Начальное положение (продолжение темы) | Группа | ||||
14 | Октябрь | 21 | ОД | 30мин | Шахматная фигура Ладья. | Группа | |||||
15 | Октябрь | 25 | Вторник 15.00-15.30 | ОД | 30 мин | Шахматная фигура Ладья. (продолжение темы) | Группа | ||||
16 | Октябрь | 28 | Пятница 15.00-15.30 | ОД | 30 мин | Шахматная фигура Ладья. (продолжение темы) | Группа | ||||
17 | Ноябрь | 1 | Вторник 15.00-15.30 | ОД | 30 мин | Шахматная фигура Слон. | Группа | ||||
18 | Ноябрь | 4 | Пятница 15.00-15.30 | ОД | 30 мин | Шахматная фигура Слон. (продолжение темы) | Группа | ||||
19 | Ноябрь | 8 | Вторник 15.00-15.30 | ОД | 30мин | Ладья против слона | Группа | ||||
20 | Ноябрь | 11 | Пятница 15.00-15.30 | ОД | 30 мин | (игровая практика) | Группа | ||||
21 | Ноябрь | 15 | Вторник 15.00-15.30 | ОД | 30 мин | Ладья против слона | Группа | ||||
22 | Ноябрь | 18 | Пятница 15.00-15.30 | ОД | 30 мин | (игровая практика) | Группа | ||||
23 | Ноябрь | 22 | Вторник 15.00-15.30 | ОД | 30мин | Шахматная фигура «Ферзь» | Группа | ||||
24 | Ноябрь | 25 | Пятница 15.00-15.30 | ОД | 30 мин | Шахматная фигура «Ферзь» (продолжение темы) | Группа | ||||
25 | Декабрь | 2 | Пятница 15.00-15.30 | ОД | 30 мин | Шахматная фигура «Конь» (продолжение темы) | Группа | ||||
26 | Декабрь | 6 | Вторник 15.00-15.30 | ОД | 30 мин | Шахматная фигура «Конь» (игровая практика) | Группа | ||||
27 | Декабрь | 9 | Пятница 15.00-15.30 | ОД | 30мин | Пешка. | Группа | ||||
28 | Декабрь | 13 | Вторник 15.00-15.30 | ОД | 30 мин | Шахматная фигура «Пешка» (продолжение темы) | Группа | ||||
29 | Декабрь | 16 | Пятница 15.00-15.30 | ОД | 30 мин | Шахматная фигура «Король» | Группа | ||||
30 | Декабрь | 20 | Вторник 15.00-15.30 | ОД | 30 мин | Шахматная фигура «Король» (продолжение темы) | Группа | ||||
31 | Декабрь | 23 | Пятница 15.00-15.30 | ОД | 30мин | Обобщающее занятие. | Группа | ||||
32 | Декабрь | 27 | Вторник 15.00-15.30 | ОД | 30 мин | Шах. | Группа | ||||
33 | Январь | 10 | Вторник 15.00-15.30 | ОД | 30 мин | Шах и мат. | Группа | ||||
34 | Январь | 13 | Пятница 15.00-15.30 | ОД | 30 мин | Мат в один ход. | Группа | ||||
35 | Январь | 17 | Вторник 15.00-15.30 | ОД | 30мин | Ничья и пат | Группа | ||||
36 | Январь | 20 | Пятница 15.00-15.30 | ОД | 30 мин | «Рокировка» | Группа | ||||
37 | Январь | 24 | Вторник 15.00-15.30 | ОД | 30 мин | Спасительница – оппозиция | Группа | ||||
38 | Январь | 27 | Пятница 15.00-15.30 | ОД | 30 мин | Тактические приемы | Группа | ||||
39 | Январь | 31 | Вторник 15.00-15.30 | ОД | 30мин | Тактические приемы | Группа | ||||
40 | Февраль | 3 | Пятница 15.00-15.30 | ОД | 30 мин | Тактические приемы | Группа | ||||
41 | Февраль | 7 | Вторник 15.00-15.30 | ОД | 30 мин | Шахматная нотация | Группа | ||||
42 | Февраль | 10 | Пятница 15.00-15.30 | ОД | 30 мин | Шахматная нотация | Группа | ||||
43 | Февраль | 14 | Вторник 15.00-15.30 | ОД | 30мин | Шахматная нотация | Группа | ||||
44 | Февраль | 17 | Пятница 15.00-15.30 | ОД | 30 мин | Волшебный квадрат | Группа | ||||
45 | Февраль | 21 | Вторник 15.00-15.30 | ОД | 30 мин | Основы дебюта | Группа | ||||
46 | Февраль | 24 | Пятница 15.00-15.30 | ОД | 30 мин | Основы дебюта | Группа | ||||
47 | Февраль | 28 | Вторник 15.00-15.30 | ОД | 30мин | Непобедимый | Группа | ||||
48 | Март | 3 | Пятница 15.00-15.30 | ОД | 30 мин | Непобедимый | Группа | ||||
49 | Март | 7 | Вторник 15.00-15.30 | ОД | 30 мин | Волшебный мир комбинаций | Группа | ||||
50 | Март | 10 | Пятница 15.00-15.30 | ОД | 30 мин | Волшебный мир комбинаций | Группа | ||||
51 | Март | 14 | Вторник 15.00-15.30 | ОД | 30мин | Волшебный мир комбинаций | Группа | ||||
52 | Март | 17 | Пятница 15.00-15.30 | ОД | 30 мин | Волшебный мир комбинаций | Группа | ||||
53 | Март | 21 | Вторник 15.00-15.30 | ОД | 30 мин | Реши этюд, отгадай задачу – сыщешь удачу | Группа | ||||
54 | Март | 24 | Пятница 15.00-15.30 | ОД | 30 мин | Реши этюд, отгадай задачу – сыщешь удачу | Группа | ||||
55 | Март | 28 | Вторник 15.00-15.30 | ОД | 30мин | Реши этюд, отгадай задачу – сыщешь удачу | Группа | ||||
56 | Март | 31 | Пятница 15.00-15.30 | ОД | 30 мин | Реши этюд, отгадай задачу – сыщешь удачу | Группа | ||||
57 | Апрель | 4 | Вторник 15.00-15.30 | ОД | 30 мин | «Обезьянья игра» | Группа | ||||
58 | Апрель | 7 | Пятница 15.00-15.30 | ОД | 30 мин | Разыгрывание различных видов знаменитых дебютов | Группа | ||||
59 | Апрель | 11 | Вторник 15.00-15.30 | ОД | 30 мин | Разыгрывание различных видов знаменитых дебютов | Группа | ||||
60 | Апрель | 14 | Пятница 15.00-15.30 | ОД | 30 мин | Разыгрывание различных видов знаменитых дебютов | Группа | ||||
61 | Апрель | 18 | Вторник 15.00-15.30 | ОД | 30 мин | Разыгрывание различных видов знаменитых дебютов | Группа | ||||
62 | Апрель | 21 | Пятница 15.00-15.30 | ОД | 30 мин | Шахматные партии | Группа | ||||
63 | Апрель | 25 | Вторник 15.00-15.30 | ОД | 30 мин | Шахматные партии | Группа | ||||
64 | Апрель | 28 | Пятница 15.00-15.30 | ОД | 30 мин | Шахматные партии | Группа | ||||
65 | Май | 5 | Пятница 15.00-15.30 | ОД | 30 мин | Шахматные партии | Группа | ||||
66 | Май | 12 | Пятница 15.00-15.30 | ОД | 30 мин | Шахматные партии | Группа | ||||
67 | Май | 16 | Вторник 15.00-15.30 | ОД | 30 мин | Шахматные партии | Группа | ||||
68 | Май | 19 | Пятница 15.00-15.30 | ОД | 30 мин | Шахматные партии | Группа | ||||
69 | Май | 23 | Вторник 15.00-15.30 | ОД | 30 мин | Шахматные партии | Группа | ||||
70 | Май | 26 | Пятница 15.00-15.30 | ОД | 30 мин | Шахматные партии | Группа | ||||
71 | Май | 30 | Вторник 15.00-15.30 | ОД | 30 мин | Шахматные партии | Группа | ||||
72 | Июнь | 2 | Пятница 15.00-15.30 | ОД | 30 мин | Шахматный досуг | Физкультурный зал | ||||
Количество учебных часов | 72 | ||||||||||
Количество учебных дней | 72 | ||||||||||
Продолжительность каникул | 31.12.2022- 08.01.23 г. (зимние) 31.05.2023- 31.08.2023 г. (летние) |
2.2. Условия реализации программы
2.2.1. Материально-техническое обеспечение:
-столы;
-настольные шахматы разных видов;
-демонстрационная настенная доска с комплектом шахматных фигур;
-тетради в крупную клетку (каждому ребенку);
-цветные и простые карандаши
-дидактические игры для обучения игре в шахматы;
-кубики, фишки, магниты.
2.2.2. Информационное обеспечение:
-компьютер с выходом в интернет (в методическом кабинете).
2.2.3. Кадровое обеспечение
Программу реализует Каминская Елена Николаевна, воспитатель. КПК «Современные технологии и подходы к организации дополнительного образования в ДОО», МАУ ИМЦ 2019 г., КПК «Методика и особенности обучения детей игре в шахматы в условиях дошкольной образовательной организации с учетом требований ФГОС», ООО «ВНОЦ «СОТех» 2022
2.3. Формы аттестации (способы проверки результатов освоения программы).
2.3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Анализ действий детей на шахматной доске, решения шахматных задач на бумаге, заполнение листов наблюдений, журнал посещаемости, грамоты.
2.3.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: фотоотчет на сайт ДОУ, конкурсы (при наличии в образовательной среде).
2.4. Оценочные материалы
При реализации программы проводиться оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики.
Цель: выявить уровень понимания и решения развивающих игровых задач.
Усваивает в полном объеме: ребенок умеет самостоятельно определять ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур; владеет основными тактическими приемами; знает, что означают следующие термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль; умеет матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей; проводит элементарные шахматные комбинации; решает простейшие шахматные задачи в 1-2 хода; разыгрывает шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил игры.
Частично усваивает: ребенок затрудняется в умении быстро и правильно определять ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур; путает термины; решает простейшие шахматные задачи в 1-2 хода; разыгрывает шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил игры, но в игре допускает ошибки.
2.5. Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса:
Очно.
Обучение игре в шахматы осуществляется на основе общих методических принципов:
Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стресообразующих факторов образовательного процесса
принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
Использование данных принципов позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
На начальном этапе работы преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы.
Они применяется:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;
4. При реализации материального перевеса.
Словесный метод даёт возможность передать детям информацию, поставить перед ними учебную задачу, указать пути его решения.
Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами. При использовании игрового метода за воспитателем сохраняется ведущая роль: он определяет характер и последовательность игровых и практических действий.
Наглядный - один из основных, ведущих методов дошкольного образования. Ведущая роль этого метода связана с формированием основного содержания знаний дошкольников – представления о предметах и явлениях окружающего мира. Наглядный метод соответствует основным формам мышления дошкольника. Наглядность обеспечивает прочное запоминание.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, ребёнок овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход.
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Формы организации ОД: групповая форма.
Формы организации учебного занятия: ОД, викторина, развлечение.
Педагогические технологии:
- здоровьесберегающие технологии - гимнастика для глаз, пальчиковые игры, дыхательная гимнастика и др.;
- технология исследовательской деятельности – в процессе обучения ребенок знакомится с незнакомыми понятиями, исследует их действие в реальной жизни;
- информационно-коммуникационные технологии – работа с интерактивной доской;
- личностно - ориентированная технология - создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя;
- игровая технология –ОД организуется в игровой форме, с использованием, сюжета и персонажей;
- технология интегрированного обучения – реализуется посредством интеграции образовательных областей: познавательного, социально-коммуникативного, речевого, художественно-эстетического и физического развития.
2.6. Список литературы и интернет-источников.
1. А. Костенюк, Н. Костенюк «Как научить шахматам»
2. И.Р.Андреева «Методические рекомендации по организации обучения игры в шахматы детей дошкольного возраста»
3. Л.Л. Коржова «Обучение игре в шахматы детей̆ дошкольного возраста»
4. Развитие интеллектуальных способностей̆ детей̆ дошкольного возраста
через обучение игры в «Шахматы»
5. Н. Петрушина «Шахматный учебник для детей»
6. https://chess-boom.online/shahmaty-dlya-doshkolnikov/
7. https://logiclike.com/math-logic/shahmatnye-zadachi
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольников возраста
Развитие лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольников возраста...
Программа по кружковой работе познавательной направленности «Шахматы для дошколят» Для детей в возрасте от 6 до 7 лет
Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребёнка в учебный процесс начальной школы, снизить уровень стресса, благотворно влияет к...
Презентация Из опыта реализации дополнительной общеразвивающей программы социальной направленностия. "Шахматы"
Рабочая программа по кружковой работе "Шахматы" составлена для детей подготовительных групп. Разработана на основе ФГОС. " Шахматы" - это не только спорт - они делают человека мудр...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальной направленности " Шахматы"
Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же шахматы –замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских взаимоотношений. Ша...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Шахматы-детям"
Рабочая программа подготовительной группы №2 (далее - Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным Приказом Мини...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА физкультурно-спортивной направленности «Шахматы для дошкольников»
1.1 Пояснительная записка В современную эпоху развития и внедрения информационных технологий человеку важно ориентироваться в огромном объеме информации, уметь ее анализи...
Программа дополнительного образования физкультурно - спортивной направленности "Шахматы для дошколят"
Программа дополнительного образованияфизкультурно - спортивной направленности"Шахматы для дошколят"...
- Мне нравится (1)