ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА физкультурно-спортивной направленности «Шахматы для дошкольников»
рабочая программа по математике (старшая группа)
1.1 Пояснительная записка
В современную эпоху развития и внедрения информационных технологий человеку важно ориентироваться в огромном объеме информации, уметь ее анализировать и делать логические выводы. Значительную роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Шахматы- это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действительно, эффективное средство их умственного развития. Суть шахматной игры– математическая логика и анализ, в ней нет места случайностям и, строго говоря, везению, поэтому ребёнок учится делать ответственный выбор хода, а если смотреть шире, то и поступка.
Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.
1.1.1Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы для дошкольников»» имеет физкультурно-спортивную направленность, ориентированную на формирование социально-коммуникативных и познавательных компетенций воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmaty_programma_posledniy_variant.doc | 391.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация Маслянинского района Новосибирской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Росинка» комбинированного вида
Маслянинского района Новосибирской области
Рассмотрена на заседании педагогического совета "__" ______202_ г. протокол № ________ | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ д/с «Росинка» приказом от _____202_ г. № ____ _______________ Уйко Л.Н. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
физкультурно-спортивной направленности
«Шахматы для дошкольников»
Уровень программа: стартовый
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель:
Черновская Анна Владимировна,
воспитатель
р.п. Маслянино, 2022г.
СОГЛАСОВАНО старший воспитатель МКДОУ д/с «Росинка» комбинированного вида | __________/ФИО________________ «____»___________202_г. |
Лист изменений в программе на 202_ г.
№ | Раздел программы | Внесенные изменения |
1 | Пояснительная записка | |
2 | УП и содержание программы | |
3 | Календарный учебный график | |
4 | Условия реализации программы | |
5 | Формы аттестации. Оценочные материалы | |
6 | Методическое обеспечение | |
7 | Список литературы |
Все изменения программы рассмотрены и одобрены на заседании педагогического (методического) совета _______________ «____» _______202_ г., протокол № ___ .
Содержание
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК 1.1Пояснительная записка 4
1.1.1 Направленность программы 4
1.1.2 Нормативно-правовое обеспечение программы 4
1.1.3 Актуальность программы 6
1.1.4 Отличительные особенности (новизна) 6
1.1.6 Объем и срок проведения программы 7
1.2. Цель и задачи программы 8
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 20
2.1 Календарный учебный график 20
2.2 Условия реализации программы 20
2.1.2. Информационное обеспечение 20
2.2.3. Кадровое обеспечение 21
2.5. Методические материалы 23
2.5.2. Формы учебных занятий, применяемые в процессе реализации программы 24
2.5.3. Алгоритм учебного занятия 24
2.5.4. Методические материалы к разделам программы 25
2.5.5. Дидактические материалы 25
3. Список литературы и использованных ресурсов 25
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1 Пояснительная записка
В современную эпоху развития и внедрения информационных технологий человеку важно ориентироваться в огромном объеме информации, уметь ее анализировать и делать логические выводы. Значительную роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Шахматы- это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действительно, эффективное средство их умственного развития. Суть шахматной игры– математическая логика и анализ, в ней нет места случайностям и, строго говоря, везению, поэтому ребёнок учится делать ответственный выбор хода, а если смотреть шире, то и поступка.
Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.
- Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы для дошкольников»» имеет физкультурно-спортивную направленность, ориентированную на формирование социально-коммуникативных и познавательных компетенций воспитанников.
- Актуальность программы
Актуальность программы определяется современными требованиями, связанными с развитием интеллекта ребёнка дошкольного возраста, обучением детей основам шахматной игры, способствующей в большей степени развитию всех психических процессов: вниманию, памяти, всех форм мышления, а также развитию воображения и творчества, формированию таких важнейших качеств личности, как усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии решения
В концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года одним из приоритетных направлений в обновлении содержания и технологий дополнительного образования физкультурно-спортивного направления является создание условий для интеллектуального, здоровьесберегающего воспитания детей. Большой опыт, накопленный в нашей стране и других странах, позволяет выделить шахматы как одну из эффективных образовательных дисциплин интеллектуального развитию подрастающего поколения.
Образовательная программа "Шахматы" позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, участие в шахматных турнирах разного уровня.
Исходя из интересов детей и запроса со стороны родителей в детском саду разработана программа «Шахматы для дошкольников», направленная на ознакомление воспитанников с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, развитие умения разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, выстраивать блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски.
1.1.4 Отличительные особенности и новизна программы
Программа построена на основе методического пособия Владимира Леонидовича Барского «Шахматная школа. Первый год обучения». Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. Педагог в игровой форме вводит детей в мир шахмат: знакомит дошкольников с историей развития шахмат. В простой и доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомит дошкольников со своеобразным миром шахмат, прививает им любовь к древней и мудрой игре. В программе широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны старшим дошкольникам.
Новизна данной программы заключается в использовании проблемно-поисковых ситуаций, которые способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок.
1.1.5 Адресат программ
Данная программа рассчитана на обучающихся 5-6 лет. На занятия принимаются все желающие без предварительного отбора, проявляющие интерес к игре в шахматы. Численный состав группы до 10 человек.
В старшем дошкольном возрасте ребенок активно познает мир, взаимоотношения людей и уже готов приобретать конкретные знания, которые будут постепенно готовить его к школе. К 5-6 годам дети способны внимательно слушать педагога, понимать и удерживать цель занятия.
Дети отличаются конкретностью мышления. В этом возрасте информация усваивается лучше, быстрее появляется способность к стратегическому анализу. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта. Дети учатся устанавливать связь между действием и явлением, они способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Шахматы – это, прежде всего игра. При помощи игрового метода учащиеся приобретают способность к абстрактно-логическому мышлению, к умению выбирать, анализировать, проводить игровой план. Таким образом, при реализации программы учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, исходя из которых создаются условия для успешности каждого ребенка.
1.1.6 Объем и срок проведения программы
Программа рассчитана на один год обучения, 32 учебных недель. Общий объём программы: 32 учебных часа.
1.1.7 Формы обучения
Форма обучения: данная программа имеет очную форму обучения.
Уровень программы -стартовый. Данная программа познакомит детей с:
- Размещением шахматной доски между партнерами;
- Правилами расставления фигур перед игрой;
- Черное и белое поле, шахматные линии, горизонталь, вертикаль, диагональ;
- Ценность фигур;
- Название фигур- король, ферзь, ладья, слон, конь, пешка.
- Правила хода и взятие фигур;
- Рокировка, шах, мат, пат, двойной удар.
Форма обучения: данная программа имеет очную форму обучения.
1.1.8 Особенности организации образовательного процесса
Данная программа по форме реализации относится к традиционной модели и обеспечивает освоение содержания в течение одного года обучения. Программа предполагает постепенное расширение знаний и их углубление, а также приобретение навыков игры в шахматы.
Занятия проводятся по группам, всем составом. Группы формируются из обучающихся одного возраста. Специального отбора в группы не производится.
Состав группы обучающихся – постоянный.
1.1.9 Режим занятий
Продолжительность занятий соответствует Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20.
Продолжительность одного академического часа - 25 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 1 час.
Занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 часу.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: развитие у дошкольников понимания принципов шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка к дальнейшим ступеням развития.
Программные задачи:
Предметные задачи
- способствовать освоению детьми основных шахматных понятий: шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция, шахматная нотация, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур;
-сформировать умение правильно помещать шахматную доску между партнерами; расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры.
Метапредметные задачи:
- развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи;
- способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;
-способствовать развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Личностные задачи:
–активизировать становление самостоятельности, целенаправленности собственных действий;
–воспитать инициативность и упорство в достижении цели.
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный план
№ занятия | Тема | Количество времени | Формы аттестации( контроля) | ||
всего | теории | практики | |||
1 | Инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие. | 1 | 1 | - | Беседа, наблюдение |
2 | Волшебный мир шахмат. Легенда о возникновении шахмат. | 1 | 1 | - | Беседа, наблюдение |
3 | Шахматная нотация | 1 | 0,6 | 0,4 | Беседа, наблюдение |
4 | Ладья и слон | 1 | 0,6 | 0,4 | Беседа, наблюдение |
5 | Нападение и взятие | 1 | 0,6 | 0,4 | Беседа, наблюдение |
6 | Пешка | 1 | 0,6 | 0,4 | Беседа, наблюдение |
7 | Король | 1 | 0,6 | 0,4 | Беседа, наблюдение |
8 | Ферзь | 1 | 0,6 | 0,4 | Беседа, наблюдение |
9 | Конь | 1 | 0,6 | 0,4 | Беседа, наблюдение |
10 | Ценность фигур | 1 | 0,6 | 0,4 | Беседа, наблюдение |
11 | Особые ходы пешки | 1 | 0,6 | 0,4 | Беседа, наблюдение |
12 | Повторение пройденного материала: ходы фигур, ценность фигур. | 1 | 0,4 | 0,6 | Беседа, наблюдение, решение задач |
13 | Защита от нападения | 1 | 0,4 | 0,6 | Беседа, наблюдение, решение задач |
14 | Шах и защита от него | 1 | 0,4 | 0,6 | Беседа, наблюдение, решение задач |
15 | Мат | 1 | 0,4 | 0,6 | Беседа, наблюдение, решение задач |
16 | Простейшие матовые конструкции | 1 | 0,4 | 0,6 | Беседа, наблюдение, решение задач |
17 | Пат. Ничья | 1 | 0,4 | 0,6 | Беседа, наблюдение, решение задач |
18 | Повторение: задания на шах, мат, пат | 1 | 0,4 | 0,6 | Беседа, наблюдение, решение задач |
19 | Турнир по шахматам | 1 | 0,4 | 0,6 | Беседа, наблюдение, решение задач |
20 | Особый ход- рокировка | 1 | 0,4 | 0,6 | Беседа, наблюдение, решение задач |
21 | Двойной удар | 1 | 0,4 | 0,6 | Беседа, наблюдение, решение задач |
22 | Мат королём и ферзём | 1 | 0,4 | 0,6 | Беседа, наблюдение, решение задач |
23 | Мат ферзём и ладьей | 1 | 0,4 | 0,6 | Беседа, наблюдение, решение задач |
24 | Мат двумя ладьями | 1 | 0,4 | 0,6 | Беседа, наблюдение, решение задач |
25 | Повторение: матование одинокого короля разными фигурами | 1 | 0,4 | 0,6 | Беседа, наблюдение, решение задач |
26 | Правила поведения во время игры | 1 | 0,4 | 0,6 | Беседа, наблюдение, решение задач |
27 | Шахматные часы | 1 | 0,4 | 0,6 | Турнир |
28 | Запись партии | 1 | 0,4 | 0,6 | Беседа, наблюдение |
29 | Вилка | 1 | 0,4 | 0,6 | Беседа, наблюдение |
30 | Сквозной удар | 1 | 0,4 | 0,6 | Беседа, наблюдение |
31 | Мини-турнир | 1 | 0,4 | 0,6 | Беседа, наблюдение, решение задач |
32 | Мини-турнир | 1 | 0,4 | 0,6 | Беседа, наблюдение, решение задач |
Итого: | 32 | 12,8 | 19,2 |
1.3.2. Содержание занятий
Занятие 1. Инструктаж по технике безопасности.
Теория: Вводное занятие.
Практика: Дидактическая игра знакомство: «Здравствуй это Я».
Занятие 2. Волшебный мир шахмат
Теория: Знакомство детей с шахматами. Легенда о возникновении шахмат. Основные вехи истории шахмат, их место в мировой культуре.
Две армии на шахматной доске. Соперники, противники, партнёры. Расположение доски перед началом игры. Шахматные поля. Горизонтали, вертикали, диагонали. Фигуры и пешки.
В какой последовательности расставлять фигуры и пешки на доске, чтобы не ошибиться. «Ферзь любит свой цвет, а король - чужой цвет».
Практика: Решение задач по теме: изучение по картинкам расстановку фигур. Дидактическая игра «Расставь начальную позицию фигур». Отработка пройденного материала по рабочим тетрадям.
Занятие 3. Шахматная нотация
Теория: Обозначение вертикалей и горизонталей на шахматной доске. «Адрес» поля как места пересечения вертикали и горизонтали. Диаграмма. Центр и угловые поля.
Практика: дидактическое упражнение «найди горизонталь и вертикаль», дидактическая игра «назови адрес фигуры», зарисовка шахматной доски и обозначение цифрами горизонтали, а латинскими буквами- вертикали.
Занятие 4. Ладья и слон
Теория: Ладья: как ходит и бьет фигуры соперника. Вертикали и горизонтали на шахматной доске. Слон: как ходит и бьет фигуры соперника. Чернопольные и белопольные слоны -разноцветные и одноцветные слоны. Диагонали.
Практика: дидактическая игра «съешь клубничку», работа в тетрадях: раскрась фигуры; найди две одинаковые фигуры.
Занятие 5. Нападение и взятие
Теория: Нападение на фигуру или пешку соперника. Линия действия фигуры. Как напасть на неприятельскую фигуру. Как определить, какая фигура находится под боем.
Практика: дидактические задачи: «Нападение белой ладьи на черного слона», «Нападение черного слона на белую ладью», «Взятие белой ладьей черного слона».
Занятие 6. Пешка
Теория: Пешка - душа шахматной партии. Сколько пешек на доске и как они называются. Как ходит и бьет пешка.
Практика: Подвижная игра: «Найди домик для своей пешки». Дидактическая игра «Наперегонки».
Занятие 7. Король
Теория: Король: как ходит и бьет фигуры соперника (незащищенные!). Король - самая главная фигура.
Практика: Дидактическая игра «Кратчайший путь», дидактическое упражнение «Съешь клубничку».
Занятие 8. Ферзь
Теория: Ферзь: как ходит и бьет фигуры соперника. Ферзь, ладья, слон - дальнобойные фигуры. Ферзь - самая сильная фигура.
Практика: Дидактическое упражнение «Найди двух одинаковых ферзей», дидактическая игра «Кто быстрее».
Занятие 9. Конь
Теория: Конь: как ходит и бьет конь фигуры соперника. Как выглядит фигура (внешнее сходство с настоящей лошадью) по сравнению с другими фигурами абстрактного дизайна.
Практика: Дидактическая игра «Лабиринт", дидактическая игра «Съешь клубничку».
Занятие 10. Ценность фигур
Теория: Пешка - «мера веса» шахматной фигуры. Сколько пешек «весят» (или стоят) конь, слон, ладья и ферзь. Король бесценен. Понятие о выгодном и невыгодном размене.
Практика: Дидактическая игра "Волшебный мешочек", дидактическое упражнение «Больше, меньше, равно».
Занятие 11. Особые ходы пешки
Теория: Превращение пешки после достижения последней горизонтали. «Пешка идет в ферзи». Процедура превращения: поставить пешку на последнюю горизонталь, а затем поменять на выбранную фигуру того же цвета. Взятие на проходе, битое поле.
Практика: Дидактическая игра «Преврати фигуру».
Занятие 12. Повторение пройденного материала:
Теория: Как ходят и бьют все фигуры и пешки. Сравнительная ценность фигур - игра «Больше, меньше или равно?».
Практика: Анализ сыгранных партий учащихся. Разбор партий ведущих мастеров шахматистов с комментариями. Дидактическая игра «Загадочные линии»
Занятие 13. Защита от нападения
Теория: Способы защиты от нападения: отход, защита с помощью другой фигуры (перекрытие), уничтожение атакующей пешки или фигуры.
Практика: Дидактическая игра «Защита», дидактическое упражнение «Спасение атакованной фигуры» , игра с партнером.
Занятие 14. Шах и защита от него
Теория: Что такое шах. Шах различными фигурами. Три способа защиты от шаха: отход короля, перекрытие линии атаки, взятие атакующей фигуры или пешки.
Практика: Дидактическая игра "Шах или не шах", дидактическая игра "Защита от шаха". Игра с партнером.
Занятие 15. Мат
Теория: Цель шахматной партии. Что такое мат, чем отличается мат от шаха. Как матуют пешка, ладья, слон, конь и ферзь. Сдача партии в проигранной позиции.
Практика: Игра с партнером; дидактическая игра "Мат или не мат".
Занятие 16. Простейшие матовые конструкции
Теория: Стандартные позиции: мат по последней (первой) горизонтали; мат ферзем, которого поддерживают слон, конь, ладья, король или пешка. Король на краю и в углу доски, поля для отступления.
Практика: Игра с партнером, дидактическая игра «Мат в один ход».
Занятие 17. Пат. Ничья
Теория: Что такое ничья. Разновидности ничьей. Недостаток материала для выигрыша у обеих сторон. Определение пата, отличие пата от мата. Соглашение на ничью. Вечный шах. Троекратное повторение позиции. Правило 50 ходов.
Практика: Дидактическая игра «Пат или не пат»; дидактическая игра «Вечный шах»
Занятие 18. Повторение: задания на шах, мат, пат
Теория: Повторение материала предыдущих уроков о шахе, мате и пате. Практический материал для тренировки.
Практика: Игра с партнером; Дидактическая игра «Шахматная шкатулка».
Занятие 19. Турнир по шахматам
Теория: Базовые понятия шахмат, такие как шах, мат и пат, чрезвычайно важны: без четкого усвоения их учениками невозможно продолжать обучение. Уроки 18 и 19 помогают подтянуть отстающих. А для самых сильных учеников можно организовать в этот день небольшой турнир.
Практика: Практическая игра, отработка пройденного материала в парах.
Занятие 20. Особый ход - рокировка
Теория: Определение и цель рокировки. Рокировать можно только один раз за партию. Виды рокировок: короткая, длинная рокировки. Как делается рокировка. Когда можно рокировать. Как записывается ход рокировки.
Практика: Дидактическая игра «Кто может рокироваться» ; дидактическое упражнение «Рокировка».
Занятие 21. Двойной удар
Теория: Что такое двойной удар. Кто может нанести двойной удар. Коневая вилка. Двойные удары ферзем, ладьей, слоном, пешкой, королем. Самый опасный двойной удар - с нападением на короля соперника.
Практика: Дидактическая игра «Двойной удар ферзём»; дидактическая игра «Двойной удар пешкой»
Занятие 22. Мат королем и ферзем
Теория: Стандартная связка «король + ферзь» против короля соперника. Когда могут встретиться такие позиции. Метод оттеснения короля в угол совместными усилиями. Патовые ловушки.
Практика: Дидактическая игра «Атака неприятельской фигуры».
Занятие 23. Мат ферзем и ладьей
Теория: Связка «ферзь + ладья». На каких стадиях игры могут встречаться матовые атаки ферзем и ладьей. Внимательная игра помогает избежать пата.
Практика: Дидактическая игра «Захват контрольного поля».
Занятие 24. Мат двумя ладьями
Теория: Матование одинокого короля двумя ладьями. Линейный мат. Оттеснение короля на последнюю горизонталь. Мат по седьмой (второй) горизонтали при стесненном положении короля.
Практика: Дидактическая игра «Мат в один ход»; игра с партнером.
Занятие 25. Повторение: матование одинокого короля разными фигурами
Теория: Повторение различных способов матования короля: ферзем и королем, ферзем и ладьей, двумя ладьями.
Практика: Решение дидактических упражнений в тетрадях; Дидактическая игра «Выиграй фигуру»; дидактическая игра «Кратчайший путь».
Занятие 26. Правила поведения во время игры
Теория: Принятые правила поведения во время шахматной партии. Приветствие соперника, рукопожатие. Соблюдение тишины. Предложение ничьей. Правило «тронул - ходи». Как поправить фигуру на доске. Корректное совершение хода.
Практика: Дидактическая игра «Шахматные слова»; схематическая зарисовка правил.
Занятие 27. Шахматные часы
Теория: Отличие шахматных часов от обычных. Устройство шахматных часов и принципы игры с ними. Правильное расположение часов на столике. Флажок (на механических часах). Контроль времени. Цейтнот.
Практика: Дидактическая игра: «Шахматные часы», игра в парах.
Занятие 28. Запись партии
Теория: Отличие длинной нотации от короткой нотации. Сокращенные названия фигур, символы шаха, мата, взятия, короткой и длинной рокировки. Запись ходов пешки. Пример записи партии.
Практика: Дидактическая игра «Назови правильно», дидактическая игра «Угадай фигуру»
Занятие 29. Вилка
Теория: Двойной удар конем - коневая вилка. На какой стадии встречаются такие удары. Внимание к коням соперника помогает избежать попадания под вилку. Шах с выигрышем фигуры.
Практика: Дидактическая игра «Вилка конём»; игра с партнером.
Занятие 30. Сквозной удар
Теория: Что такое сквозной удар. Когда может возникнуть возможность для двойного удара. Предпосылки для двойного удара.
Практика: Дидактические задания «Нанеси сквозной удар»; игра в парах.
Занятие 31-32 Мини-турнир
Практика: проведение шахматных партий от начала и до конца.
Практика: Шахматная викторина с призами или матч между командами. Вручение сертификатов «Я умею играть в шахматы». Награждение победителей.
1.4 Планируемые результаты
Программа предусматривает достижения обучающимися следующих результатов:
Предметные результаты
-воспитанники знакомы с шахматными терминами, шахматными фигурами;
-сформировано умение правильно помещать шахматную доску между партнерами; расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- знакомы с правилами поведения партеров во время шахматной игры.
Метапредметные результаты:
- развивается умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи;
- активизация мыслительной деятельности дошкольника;
- развиваются навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Личностные результаты:
–развиваются самостоятельность, целенаправленность собственных действий.
К концу обучения по программе обучающиеся смогут узнать:
- историю возникновения шахматной игры;
- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем;
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу обучения по программе обучающиеся смогут развить умения:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать;
- решать элементарные шахматные задачи.
К концу обучения по программе обучающиеся смогут развить личностные качества:
-самостоятельность, целенаправленности и саморегуляции собственных действий
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 Календарный учебный график
Режим организации занятий по данной программе определяется календарным учебным графиком и соответствует нормам, утвержденным «СанПин к устройству и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Приложение № 1).
Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 4.10.2022 | 30.04.2023 | 32 | 32 | 32, 1 час в неделю | 1 раз в неделю по 1 часу |
2.2 Условия реализации программы
Помещение для занятий
Аудитория (учебный кабинет), просторная, хорошо освещенная и проветриваемая.
Мебель:
- столы и стулья должны соответствовать возрасту ребенка и свободно передвигаться при необходимости.
- шкаф для хранения шахматного инвентаря, методической литературы.
Оборудование и спортивный инвентарь:
- шахматы (комплект шахматной доски и фигур) – 1комплект на 2 детей;
- шахматные часы – 1шт. на 2 детей;
- шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур – 1 шт.
- ноутбук;
2.1.2. Информационное обеспечение
1) Шахматная литература (учебники по теории шахмат, задачники)
2) Дидактические материалы:
- перечень вопросов и заданий для оценки знаний и умений учащихся по программе (Приложение №);
- информация о жизни и особенностях деятельности известных шахматистов;
- шахматные диаграммы, этюды.
- фотографии чемпионов мира по шахматам;
3) Шахматные компьютерные программы: «Шахматы для детей», «Динозавры учат шахматам», «Большое шахматное путешествие», «Большое шахматное путешествие – 2», «Энциклопедия дебютных ошибок», «Шахматные комбинации», «Шахматная тактика для начинающих», «Шахматные дебюты».
5) Интернет – ресурсы:
- Шахматные онлайн-уроки [Электронный ресурс].- URL: http://chessdeti.ru/articles/obuchenie-shahmatam.html. (Дата обращения: 26.08.2022);
- Сухин И.Г. Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов [Электронный ресурс].- URL: http://chess555.narod.ru/books.htm (дата обращения: 26.08.2022);
- Школа шахмат Chess Master [Электронный ресурс].- URL: http://chessmaestro.ru/karta-sayta (дата обращения: 26.08.2022).
2.2.3. Кадровое обеспечение
Для успешной реализации программы с обучающимися воспитатель Черновская Анна Владимировна, имеющий среднее- специальное педагогическое образование.
Курсы повышение квалификации - «Планирование и реализация мер по усилению безопасности в организациях дошкольного образования», 2021г; Современные образовательные технологии реализации требований ФГОС ДО и задач национального проекта «Образование», 2022.
2.3. Формы аттестации
Формы аттестации включают в себя текущий контроль, промежуточную аттестацию.
Текущий контроль проводится в течение всего учебного года для определения степени усвоения обучающимися учебного материала, готовности детей к восприятию нового материала, уровня сформированности предметных, метапредметных и личностных компетенций, выявление детей, отстающих и опережающих обучение.
Текущий контроль осуществляется на учебных занятиях через педагогическое наблюдение, устный опрос, контрольные упражнения по карточкам, викторины, выполнение игровых заданий.
В конце учебного года с целью определения результатов обучения проводится промежуточная аттестация в форме мини-турнира (соревновательная деятельность) среди обучающихся по программе стартового уровня.
2.4. Оценочные материалы
Характеристика оценочных материалов
Планируемые результаты | Критерии оценивания | Виды контроля/ промежуточной аттестации | Диагностический инструментарий (формы, методы, диагностики) | |
Воспитанник проявляет самостоятельность, целенаправленность собственных действий. | 3б- умеет четко и последовательно добиваться нужного результата. Волевые качества проявляются в настойчивости в достижении поставленной цели, умении заставлять себя что-то сделать в случае необходимости, в трудолюбии, усердии, самоконтроле 2б- Неустойчивый уровень волевых качеств. Не проявляет упорства в достижении поставленных целей. Результат под влиянием извне. 1б- Низкий уровень, проявляющийся в вялости, лени, неумении добиваться поставленной цели | Решение простейших шахматных задач. | Педагогическое наблюдение. Приложение 3 | |
Предметные | Воспитанники знают шахматные терминами, шахматные фигуры; -умеют правильно помещать шахматную доску между партнерами; расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ. | 3б- называет все шахматные фигуры, понятия (Шах, Мат, ничья, Вилка, Рокировка, Дебют), правила ведения партии. 2б-знает и называет основные фигуры, некоторые понятия 1б- не может назвать шахматные фигуры, основные понятия | Решение простейших шахматных задач. Игра с партнером. | Приложение 3 Дидактические игры |
Владеют правилами поведения партеров во время шахматной игры, вовремя шахматной партии действовать в соответствие с правилами. | 3б- знает ряд стратегических приемов, умеет находить правильные планы игры в зависимости от позиционных особенностей 2б- обладает неполными знаниями о стратегии, может не понимать сложных позиций, требующих глубокого понимания. 1б- плохо разбирается в стратегических идеях и планах. | Турниры. Решение простейших шахматных задач. Игра с партнером. | ||
Метапредметные | Развито умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи; | Проявляется способность охарактеризовать ход шахматной партии, правила ведения партии: выигрыш или верно выбранная стратегия, правильность оценки шахматной позиции, умение анализировать позицию. | Решение простейших шахматных задач. Игра с партнером. | Педагогическое наблюдение. Приложение 3 |
Активизирована мыслительная деятельность дошкольника; | Умение обосновать и придумать свои ходы. Выигрыш или верно выбранная стратегия. Умеют выделять и формулировать план шахматной партии и правильность построения логических цепочек, осуществление избранного плана в ходах. | Решение простейших шахматных задач. Игра с партнером. Турниры. | Педагогическое наблюдение. Приложение 3 |
2.5. Методические материалы
2.5.1. Методы обучения
Методы обучения и воспитания, применяемые в процессе реализации программы:
- словесный метод: (инструктаж, беседы о гроссмейстерах, чемпионах мира по шахматам, подача теоретического материала, разъяснение тех или иных закономерностей в шахматах);
- методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации: демонстрация наглядных пособий: схемы (шахматная нотация), показ педагогом и детьми вариантов ходов шахматных фигур на демонстрационной доске, наблюдение, видеофильмы, просмотр презентации.
- методы передачи информации с помощью практической деятельности: работа над теоретическим материалом, решение шахматных задач.
- игровой метод (разыгрывание с партнером учебных позиций или фрагментов из партий;
- методы мотивации и стимулирования (поощрение, порицание, создание ситуации успеха, свобода выбора дебютного репертуара, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, соблюдение требований (правил поведения за доской), создание ситуации взаимопомощи, заинтересованность детей);
- методы воспитания: беседы, метод примера, педагогическое требование, анализ результатов деятельности учащихся, поощрение.
2.5.2. Формы учебных занятий, применяемые в процессе реализации программы
Программа обеспечивает оптимальное сочетание индивидуальной и групповой формы обучение.
Основными формами организации учебного занятия являются:
- вводные занятия;
- объяснение нового материала;
- решение практических задач;
- шахматные и сюжетные, сюжетно-ролевые игры;
- турниры;
- конкурсы решения задач;
- шахматные викторины;
- мини-турниры;
- беседы.
2.5.3. Алгоритм учебного занятия
Алгоритм учебного занятия: ставится учебная задача и идет поиск её решения, работа с шахматным словарём, разыгрывание шахматных задач и этюдов, самостоятельная работа и самопроверка, подведение итогов (предлагается самостоятельно результаты деятельности на уроке).
Шахматные занятия требуют использования определенной методики:
I этап (создание мотивации):
- сообщение темы и цели занятия; подготовка к восприятию нового материала (теоретические вопросы);
- ознакомление с новой темой, которое предстоит познакомиться, ее особенностями; зарисовка схемы дебюта, задачи или тактического удара.
II этап (практический).
III этап (контрольный). Показ учащимися выполненного задания. Оценка правильности оценивается педагогом.
2.6. Рабочая программа воспитания
Воспитывающая деятельность детского объединения дополнительного образования имеет две важные составляющие – индивидуальную работу с каждым обучающимся и формирование детского коллектива.
В дошкольном учреждении сложилась и функционирует система воспитательной работы с учетом специфики деятельности и традиций. В центр всей педагогической деятельности поставлена личность ребёнка, его индивидуальность и уникальность.
В основу построения воспитательной системы заложены следующие принципы:
1. Принцип гуманизации личностных отношений (доброжелательность, любовь к детям, уважение к личности ребенка, сотрудничество, взаимопомощь).
2. Принцип природосообразности воспитания (учет индивидуально – психологических особенностей личности как воспитанника, так и педагога).
Цель воспитания: создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок мог бы ощутить себя необходимым и значимым.
Задачи воспитания:
- помочь ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в нем достойное место;
-формировать в ребенке уверенность в своих силах;
- выявлять и развивать потенциальные общие и специальные возможности и способности обучающегося;
-создавать атмосферу положительного эмоционального настроя и раскрепощения;
-прививать обучающимся чувство любви к прекрасному через приобщение их к театральному искусству
2.8.Календарный план воспитательной работы
№ | Направление воспитательной работы | Название мероприятия, форма его проведения | Цель | Краткое содержание | Сроки проведения | Ответственный |
1 | Патриотическое | Фотовыставка | Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине | Презентация, просмотр видеофрагментов, совместная практическая деятельность | ноябрь | Черновская А.В. |
2 | Патриотическое | Развлечение «Посвящение в юные шахматисты» | Популяризация шахмат, как вида спорта; формирование любви культурному наследию своего народа | Шахматная викторина для дошкольников «Наши земляки-шахматисты»; дидактические игры; посвящение в шахматисты. | май | Черновская А.В. |
- Список литературы и использованных ресурсов
Нормативно-правовые документы
- 1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Гарант.ру: [сайт]. -URL: https://base.garant.ru/77308190 (дата обращения: 19.08.2020)
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.) // Гарант.ру: [сайт]. - URL: https://base.garant.ru/179146 (дата обращения: 26.08.2020)
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р) // Гарант.ру: [сайт]. - URL: https://base.garant.ru/71057260 (дата обращения: 26.08.2020)
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» // Гарант.ру: [сайт]. -URL: https://base.garant.ru/75093644/ (дата обращения: 26.08.2020)
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. №678-р «Концепция развития дополнительного образования детей» // Гарант.ру: [сайт]. -URL: https://base.garant.ru/403809682/ (дата обращения: 6.04.2022)
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» // Гарант.ру: [сайт]. -URL: https://base.garant.ru/72116730/ (дата обращения: 15.08.2020)
- Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Росинка» комбинированного вида Маслянинского района Новосибирской области
- Положение МБДОУ детского сада «Росинка» комбинированного вида «Порядок организации и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Методическая литература для педагогов
- Абрамов С.П. Шахматы первый год обучения. Методика проведения занятий. / С.П. Абрамов, В.Л. Барский. - М.: ООО «Дайв», учебное пособие, 2019. – 256с
- Безгодов А.М. Шахматные ловушки / А.М.Безгогов. – Ростов Н/Д: Феникс – Т, 2020. – 221
- Дреев С.С Шахматного практика: позиции для решения/ С.С. Дреев, И.Н. Дреева. – Растов н/Д: Феникс, 2011. – 313, ил. – (Шахматы) Иващенко С. Учебник шахматных комбинаций / С. Иващенко – М.: Русский шахматный дом, 2020. -144 с – Кн. 1b
- Журавлёв Н. Шаг за шагом / Н. Журавлев - М.: Russian chess house, 2018. – 312 с
- Калиниченко Н.М. Шахматная тактика, Начальный курс/ Н. М. Калиниченко. – М.: «Издательство ФАИР», 2020. – 352 с.: ил. – (Спорт)
- Калиниченко Н.М. Учебник шахматных окончаний. Все виды эндшпиля. Шахматы от «А» до «Я»/ Н.М. Калиниченко. – М.: «Астрель: АСТ», Владимир: ВКТ. 2019 - 687.: ил.
- Карпов А. «Школьный шахматный учебник. Начальный курс (2 тома) / А. Карпов А., А. Шингериев: СПб.: «Литера» М., 2021. -267 с.: ил.
- Конотоп В.А. Тесты по тактике для шахматистов IV разряда. / В.А. Конотоп, С.В. Конотоп. Краснодар: Издательствово «Кубанькино», 2019, - 156 с.
- Эстрин Я.Б. Шахматные дебюты. Полный курс /Я.Б. Эстрин, Н.М. Калиниченко – М.: Авером, 2020. – 704 с
Литература для родителей и обучающихся
- Авербах. Ю. Путешествие в шахматное королевство / Ю. Авербах, М. Бейлин - М: Russian chess house, 2019 – 248 с
- Безгодов А.М. Шахматные ловушки / А.М.Безгогов. – Ростов Н/Д: Феникс – Т, 2019. – 221 с.
- Иващенко С. Учебник шахматных комбинаций / С. Иващенко – М.: Русский шахматный дом, 2020. -144 с – Кн. 1а
Приложение 1
Календарный учебный график
№ п/п | Дата проведения (число, месяц) | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | 30.09.2022 | 15:00-16:00 | Групповая | 1 | Инструктаж по технике безопасности. | Кабинет робототехники. | Беседа, наблюдение |
2 | 7.10.2022 | 15:00-16:00 | Групповая | 1 | Волшебный мир шахмат. Легенда о возникновении шахмат. | Кабинет робототехники. | Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение |
3 | 14.10.2022 | 15:00-16:00 | Групповая | 1 | Шахматная нотация | Кабинет робототехники. | |
4 | 21.10.2022 | 15:00-16:00 | Групповая | 1 | Ладья и слон | Кабинет робототехники. | Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение |
5 | 28.10.2022 | 15:00-16:00 | Групповая | 1 | Нападение и взятие | Кабинет робототехники. | |
6 | 4.11.2022 | 15:00-16:00 | Групповая | 1 | Пешка | Кабинет робототехники. | Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение |
7 | 11.11.2022 | 15:00-16:00 | Групповая | 1 | Король | Кабинет робототехники. | |
8 | 18.11.2022 | 15:00-16:00 | Групповая | 1 | Ферзь | Кабинет робототехники. | Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение |
9 | 25.11.2022 | 15:00-16:00 | Групповая | 1 | Конь | Кабинет робототехники. | |
10 | 2.12.2022 | 15:00-16:00 | Групповая | 1 | Ценность фигур | Кабинет робототехники. | Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение |
11 | 9.12.2022 | 15:00-16:00 | Групповая | 1 | Особые ходы пешки | Кабинет робототехники. | |
12 | 16.12.2022 | 15:00-16:00 | Групповая | 1 | Повторение пройденного материала: ходы фигур, ценность фигур. | Кабинет робототехники. | Беседа, наблюдение, решение задач Беседа, наблюдение, решение задач |
13 | 23.12.2022 | 15:00-16:00 | Групповая | 1 | Защита от нападения | Кабинет робототехники. | |
14 | 30.12.2022 | 15:00-16:00 | Групповая | 1 | Шах и защита от него | Кабинет робототехники. | Беседа, наблюдение, решение задач Беседа, наблюдение, решение задач |
15 | 13.01.2023 | 15:00-16:00 | Групповая | 1 | Мат | Кабинет робототехники. | |
16 | 20.01.2022 | 15:00-16:00 | Групповая | 1 | Простейшие матовые конструкции | Кабинет робототехники. | Беседа, наблюдение, решение задач Беседа, наблюдение, решение задач |
17 | 27.01.2023 | 15:00-16:00 | Групповая | 1 | Пат. Ничья | Кабинет робототехники. | |
18 | 3.02.2023 | 15:00-16:00 | Групповая | 1 | Повторение: задания на шах, мат, пат | Кабинет робототехники. | Беседа, наблюдение, решение задач Беседа, наблюдение, решение задач |
19 | 10.02 .2023 | 15:00-16:00 | Групповая | 1 | Турнир по шахматам | Кабинет робототехники. | |
20 | 17.02.2023 | 15:00-16:00 | Индивидуальная | 1 | Особый ход- рокировка | Кабинет робототехники. | Беседа, наблюдение, решение задач Беседа, наблюдение, решение задач |
21 | 24.02.2023 | 15:00-16:00 | Групповая | 1 | Двойной удар | Кабинет робототехники. | |
22 | 3.03.2023 | 15:00-16:00 | Групповая | 1 | Мат королём и ферзём | Кабинет робототехники. | Беседа, наблюдение, решение задач Беседа, наблюдение, решение задач |
23 | 10.03.2023 | 15:00-16:00 | Групповая | 1 | Мат ферзём и ладьей | Кабинет робототехники. | |
24 | 17.03.2023 | 15:00-16:00 | Групповая | 1 | Мат двумя ладьями | Кабинет робототехники. | Беседа, наблюдение, решение задач Беседа, наблюдение, решение задач |
25 | 24.03.2023 | 15:00-16:00 | Групповая | 1 | Повторение: матование одинокого короля разными фигурами | Кабинет робототехники. | |
26 | 31.03.2023 | 15:00-16:00 | Групповая | 1 | Правила поведения во время игры | Кабинет робототехники. | Беседа, наблюдение, решение задач Турнир |
27 | 7.04.2023 | 15:00-16:00 | Индивидуальная | 1 | Шахматные часы | Кабинет робототехники. | |
28 | 14.04.2023 | 15:00-16:00 | Групповая | 1 | Запись партии | Кабинет робототехники. | Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение |
29 | 21.04.2023 | 15:00-16:00 | Групповая | 1 | Вилка | Кабинет робототехники. | |
30 | 28.04.2023 | 15:00-16:00 | Групповая | 1 | Сквозной удар | Кабинет робототехники. | Наблюдение, решение задач |
31 | 5.05.2023 | 15:00-16:00 | Групповая | 1 | Мини-турнир | Кабинет робототехники. | |
32 | 12.05.2023 | 15:00-16:00 | Групповая | 1 | Кабинет робототехники. | Наблюдение, решение задач |
Приложение №2
Дидактически игры для дошкольников при обучении игры в шахматы
- Шахматная доска
Цель: Знакомство с шахматной доской, развитие у детей логического мышления, мелкой моторики, внимания, памяти
Дидактические игры и задания:
- В тетрадях в крупную клетку необходимо нарисовать шахматную доску, закрашивая черные поля и оставляя белые поля пустыми.
- Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных, вертикальных линий или любой из диагоналей шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.). Игру можно проводить в форме соревнования: выигрывает тот, кто быстрее и правильнее расставит фишки на заданные линии.
- Игра с кубиками. Из кубиков темного и светлого оттенков нужно построить «горизонталь», «вертикаль» и «диагональ».
- Детям раздаются вырезанные из плотной бумаги квадратики (белого и черного цвета). Необходимо выложить из квадратов дорожки – горизонталь, вертикаль (чередуя между собой белые и черные поля) или диагонали (составляются диагонали черного и белого цвета, самая маленькая диагональ, самая большая).
- В тетради, в заранее нарисованной шахматной диаграмме, дети закрашивают синим цветом горизонталь, зеленым – вертикаль, красным – диагональ.
- Детям предлагается на демонстрационной шахматной доске заполнить центр фишками (магнитами).
- В тетради с нарисованной диаграммой детям предлагается обозначить центр с помощью условных символов (крестиков, цветочков, звездочек и т.д.).
- Шахматная нотация
Цель: Знакомство с шахматной нотацией, шахматным алфавитом, развитие у детей логического мышления, мелкой моторики, внимания, памяти
Дидактические игры и задания:
- «Какой буквы не хватает?». Карточки с буквами алфавита располагаются на столе в ряд так, как они расположены на шахматной доске. Затем несколько букв из этого ряда убирается и детям предлагается найти недостающие буквы и поставить их на место.
- «Шахматное лото». Для каждого ребенка подготавливаются фишки с обозначением на них шахматной нотации в количестве от 5 до 64 (в зависимости от уровня подготовленности ребенка). Правила игры такие же как в обычно лото – фишку надо поставить на соответствующее ей место на шахматной доске.
- «Почта». На большом красочном конверте пишется «шахматный» адрес – например улица В, дом 2, или любой другой. Детям рассказывается о том, что почтальон принес загадочный конверт с необычным адресом и предлагается детям рассмотреть конверт и отгадать, кому же он адресован. После того, как адресат найден, конверт открывается, а там детей ожидает сюрприз – это могут быть силуэты букв шахматного алфавита, которые раздаются детям и предлагается раскрасить их, кто как хочет. После выполнения задания дети называют каждый свою букву.
- «Найди адрес». Дети получают по несколько фишек с указанием «адреса» поля: необходимо поставить фишки на соответствующие им поля шахматной доски.
- Шахматные фигуры
Цель: Знакомство с шахматными фигурами, развитие у детей логического мышления, мелкой моторики, внимания, памяти
Дидактические игры и задания:
- «Найди фигуру». На столе расставляются белые и черные шахматные фигуры, детям необходимо найти ту или иную шахматную фигуру в ряду остальных.
- «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из детей на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
- «Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны отгадать, о какой фигуре идет речь. Затем кто-либо из детей описывает другую фигуру, а остальным необходимо догадаться о какой фигуре идет речь.
- «Снежный ком». Расставляются в ряд шахматные фигуры – король, ферзь, ладья, слон, конь, пешка. Первый ребенок произносит название первой фигуры – король, следующий ребенок произносит название двух фигур – короля и следующего за ним ферзя, третий произносит название сразу трех фигур – короля, ферзя и следующей за ним ладьи и т.д. Последний ребенок должен произнести название всех фигур.
- «Черные и Белые пешки». Детям надеваются шапочки с черными и белыми фигурами. На первый стульчик ложится черная пешка, на второй – белая пешка. Дети бегают, по сигналу собираются возле своих стульчиков.
- «Какой фигуры не стало». В ряд расставляются несколько шахматных фигур, белых и черных; дети должны запомнить эти фигуры. Затем педагог просит детей закрыть глаза и в это время убирает одну или 2 фигуры – дети должны сказать какой фигуры не стало.
- «Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".
- «Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.
- Подвижная игра: «Найди домик для своей пешки». Дети делятся на две команды. По сигналу составляют по очереди, каждый у своей доски пешки.
- Подвижная игра: «Берегитесь пешки». Дети в шапочках Королей (Белых и Черных) гуляют по шахматному полю. Выбегает пешка и ловит тех, кто не успел встать на свое поле.
- «Что общего?». Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает детй, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
- "Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
- «Кто быстрее». Детям предлагается посостязаться – кто быстрее соберет одинаковые шахматные фигуры (например, один ребенок собирает ладьи, другой – слонов, третий – коней).
- «Куча мала». Все шахматные фигуры лежат в куче. Педагог с закрытыми глазами берёт какую-нибудь из фигур и ощупывает её. Выбранную шахматную фигуру умышленно называет неправильно, открывает глаза и спрашивает детей: "Так?" Дети поправляют педагога. Затем меняются ролями.
- «Ряд». Детям предлагается поставить в один ряд пешки; коней; слонов; ладей; ферзей; королей.
- «Пирамида». Предлагается детям построить пирамиду из ладей: на белую ладью поставить чёрную, затем снова белую и чёрную, а на самый верх белую пешку. Спросить у детей, нельзя ли построить пирамиду из других фигур.
- «Прятки». В кабинете прячется несколько шахматных фигур. Дети должны найти их и назвать. Потом фигуры прячут дети.
- «Над головой». Педагог называет какую-нибудь шахматную фигуру. Дети должны ее быстро найти и поднять над головой.
- «На стуле». На стул ставится какая-нибудь шахматная фигура. По разные стороны от стула, но на равном расстоянии от него встают дети. Счет идет до трёх и на счет "три" дети бегут к стулу. Тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать её.
- «Шахматный теремок». Из деревянной шахматной доски делается "теремок". Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на "теремок" и уронить его, а остальные фигуры помогут "теремок" "построить" - поднять.
- «Шахматный колобок». Дидактическую игру-инсценировку сказки «Колобок» можно провести так: «дед» - король, «баба» - ферзь, «заяц» - пешка, «лиса» - конь, «волк» - слон, «медведь» - ладья, а колобок - шарик или клубок. Дети должны назвать все шахматные фигуры, от которых убегает колобок. Но в конце сказки «лиса» колобка не съест - колобок от неё убежит.
- «Шахматная репка». Садим «репку» - клубок. Около него ребенок по росту выстраивает белые или чёрные фигуры, поясняя: «дед» - это король, «бабка» - ферзь, «внучка» - слон, «Жучка» - конь, «кошка» - ладья, «мышка» - пешка.
- «Белые и чёрные». В беспорядке расставляются на столе по шесть разных белых и чёрных фигур. Начиная дидактическую игру, отставляется в сторону одна из фигур, и говорится ее название и цвет. Например: «Белый ферзь». Ребёнок продолжает игру и должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета (таково условие), обязательно называя её. Например: «Чёрный король». Затем новую шахматную фигуру представляет педагог и т. д.
- «Убери такую же». Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Педагог убирает одну из фигур в коробку. Просит ребенка назвать эту фигуру и положить в коробку другую аналогичную шахматную фигуру и т. д.
- «Полна горница». Полный набор шахматных фигур располагается на столе. Рядом клетками вниз лежит раскрытая шахматная доска (или коробка для фигур). Педагог предлагает ребёнку взять одну из шахматных фигур, назвать сё и уложить «спать» в коробку или шахматную доску. Следующую фигуру укладывает другой ребенок. И так далее, пока все шахматные фигуры не окажутся в коробке.
- Начальная расстановка фигур.
Цель: Знакомство с начальной расстановкой фигур, развитие у детей логического мышления, мелкой моторики, внимания, памяти
Дидактические игры и задания:
- «Мешочек». Каждый ребенок достает из мешочка по одной фигуре и расставляет ее на то место, которое данная фигура занимает в начальной позиции.
- «Что пропало?». В начальной позиции не хватает несколько фигур. Необходимо определить каких фигур недостает в начальной позиции, найти эти фигуры и расставить на свои места.
- «Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
- «Король, найди свое место». На столах стоят шахматные доски, рядом Белые и Черные Короли. Дети уходят на определенное расстояние и по сигналу должны добежать до своей доски и поставить Королей на место.
- «Путаница». Расставляется начальная позиция на шахматной доске, перепутав фигуры местами. Дети должны проверить правильность расстановки фигур в начальной позиции и расставить фигуры так, чтобы начальное положение оказалось правильным.
- «Пешки, в домики». Детям надеваются шапочки с черными и белыми фигурами пешек. На напольной шахматной доске дети бегают и по сигналу встают на места своих фигур.
- «Найди свое место». Детям надеваются шапочки белых и черных фигур. Выбираются два ведущих. По сигналу педагога ведущие ставят свои фигуры на места на напольной шахматной доске. Один ведущий отвечает за белых, другой – за черных.
- «Кто быстрей составит фигуры». Дети делятся на три команды. На стол ложатся три доски и уже знакомые фигуры. По сигналу дети по очереди составляют фигуры на доски.
- «Фигуры в домики». Дети надевают шапочки знакомых фигур. По сигналу педагога дети встают на свои места на напольной шахматной доске.
- «Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.
- Ходы и взятие фигур
Цель: Знакомство с правилами хода и взятия каждой из фигур, развитие у детей логического мышления, мелкой моторики, внимания, памяти
Дидактические игры и задания:
- «Игра на уничтожение» - важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
- «Разыгрывание позиций». Педагог ставит на доску одну из игровых позиций с участием изучаемых фигур. Сначала один ребенок играет одними фигурами, а второй – другими, затем дети меняются фигурами и снова разыгрывают данную позицию. В процессе этой игры дети упражняются в маневрировании фигурами на шахматной доске таким образом, чтобы не попасть под удар неприятельской фигуры, и, в свою очередь, уметь нападать на фигуры противника, а также предвидеть события на шахматной доске на один-два хода вперед.
- «Цепочка». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
- «Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их
- «Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
- «Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
- «Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника
- «Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
- «Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
- «Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
- «Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее -побить незащищенную фигуру.
- «Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
- «Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
- «Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
- Цель шахматной партии
Цель: Знакомство с шахматными понятиями «шах», «мат», «пат», «мат в один ход», длинная и короткая рокировка и ее правила, развитие у детей логического мышления, внимания, памяти.
Дидактические игры и задания:
- «Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых дети должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
- «Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.
- «Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
- «Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.
- «Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых дети должны определить: дан ли мат черному королю.
- «Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
- «Рокировка». Дети должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
Приложение 3
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА, Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Дидактические игры и задания
«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
«Вертикаль», То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски, «Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски,
2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Дидактические игры и задания
«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из детей на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана,
«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе педагога в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет»,
«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур Дета называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
3.НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР.
Начальное положение (начальная позиция); расположение
каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Дидактические игры и задания
«Мешочек», ребенок, но одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении,
4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР. Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны5 одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные,
коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Дидактические игры и задания
«Игра на уничтожение». У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с ребенком ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника,
«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми). «Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
Дидактические игры и задания
«Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ребенок должен определить: стоит ли король под шахом или нет,
«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю,
«Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ребенок должен определить: дан ли мат черному королю.
«Рокировка»» Ребенок должен определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
Игра для мини-турнира «Занимательный квадрат»
Инструкция: «В трех квадратах нарисованы шахматные фигуры – черные кони. В двух квадратах они располагаются совершенно одинаково, а в оставшемся квадрате один конь помещен не так, как в остальных двух. Необходимо найди этот квадрат, и поставить сверху галочку. Это и есть ответом на предложенное задание. Если задача решена с конями, то точно так же ребёнку необходимо решить задание с белыми конями и слонами.
Способ проверки результата тестирования: Если ребенок безошибочно выполнил все три задания, то это является показателем соответствия его возрастной норме развития. Если ребёнок выполнил правильно только одно или два задания, то у ребенка есть проблемы в сфере внимания. Что выявляет импульсивных детей или очень эмоциональных. Тот ребёнок, который не справился ни с одним заданием, скорее всего, имеет низкий уровень развития умения сравнивать различные предметы. При таком результате занятия шахматами рекомендуются для развития аналитического мышления, но со сниженной нагрузкой, условиях.
Индивидуальная карта наблюдений детского развития по шахматному образованию (старшая группа)
Дата Фамилия, имя ребенка
Показатели развития | Оценка показателей | Примечание |
1 | 2 | 3 |
ПОБУЖДЕНИЯ | ||
Познавательный интерес к шахматной игре | ||
Оказание постоянной помощи сверстникам | ||
Активность во время образовательной деятельности | ||
ЗНАНИЯ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ | ||
История шахмат | ||
Шахматная доска | ||
Шахматные термины (шахматное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, начальное положение, белые и черные, партнеры, ход, взятие, стоять перед боем, взятие на проходе, шах, мат) | ||
Названия шахматных фигур: король, ферзь, ладья, конь, слон, пешка, | ||
Элементарные правила игры | ||
Некоторые тактические приемы | ||
УМЕНИЯ, НАВЫКИ | ||
Различать горизонталь, вертикаль, диагональ | ||
Расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в начальном положении | ||
Играть каждой шахматной фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса | ||
Играть малым числом фигур | ||
Владеет основными шахматными терминами | ||
Правильно применять элементарные правила игры | ||
Объявлять шах | ||
Ставить мат | ||
Отвечать на познавательные (логические) вопросы | ||
Решать шахматные ребусы | ||
Отгадывать шахматные загадки |
Итоговая оценка критерия развития качеств воспитанника производится по трем уровням:
- «высокий – 3 балла» – сформирован
- «средний – 2 балла» – находится в стадии формирования
- «низкий – 1 балл» – не сформирован
Критерии оценки показателей:
46 до 60 б – высокий уровень
- Имеет представление о шахматной доске, умеет ориентироваться на ней, умеет правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- Знает шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, шах, мат;
- Умеет различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- Знает названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- Правильно расставляет шахматные фигуры на шахматной доске в начальном положении;
- Умеет играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
- Владеет правилами хода и взятия каждой фигуры;
- Имеет представление об элементарных правилах игры;
- Играет малым числом фигур;
- Владеет основными шахматными терминами;
- Правильно применяет элементарные правила игры;
- Имеет представление о некоторых тактических приемах;
- Умеет объявлять шах;
- Умеет ставить мат;
- Имеет сформированный устойчивый интерес к шахматной игре;
- Оказывает постоянную помощь сверстникам;
- Активно проявляет себя во время образовательной деятельности.
28 до 45 б- средний уровень
- Имеет поверхностное представление об истории шахмат;
- Имеет некоторое представление о шахматной доске, умеет ориентироваться на ней, не умеет правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- Частично владеет основными шахматными терминами;
- Затрудняется в различии горизонтали, вертикали, диагонали;
- Различает и называет некоторые шахматные фигуры;
- Затрудняется при правильной расстановке шахматных фигуры на шахматной доске в начальном положении;
- Испытывает затруднения в игре каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
- Частично владеет правилами хода и взятия каждой фигуры;
- Имеет некоторое представление об элементарных правилах игры;
- Испытывает некоторые затруднения в игре с малым числом фигур;
- Частично владеет основными шахматными терминами;
- Имеет некоторые представления об элементарных правилах игры;
- Имеет представление о некоторых тактических приемах;
- Не умеет объявлять шах; Не умеет ставить мат;
- Путает элементарные правила игры;
- Проявляет интерес к шахматной игре;
- Активен только в некоторых видах деятельности.
0 до 27 б- низкий уровень
- Не имеет представление об истории шахмат;
- Имеет частичное представление о шахматной доске, не умеет ориентироваться на ней, не умеет правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- Не знает шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, шах, мат;
- Не различает горизонталь, вертикаль, диагональ;
- Знает названия 1-2 шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- Не имеет представления о расстановке шахматных фигур на шахматной доске в начальном положении;
- Не играет каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
- Не владеет правилами хода и взятия каждой фигуры;
- Не имеет представление об элементарных правилах игры;
- Не играет малым числом фигур;
- Не владеет основными шахматными терминами;
- Не знает элементарные правила игры;
- Не имеет представление о некоторых тактических приемах;
- Не умеет объявлять шах и ставить мат;
- Имеет интерес к шахматной игре;
- Не принимает активного участия в образовательной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Фитбол - гимнастика»
В последнее время отмечается тенденция использования разнообразных инновационных средств физической культуры с оздоровительной и лечебно – профилактической направленностью на занятиях с детьми р...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно – спортивной направленности «СА – ФИ – ДАНС» (танцевально – игровая гимнастика)
Оздоровительно – развивающая программа «Са – Фи – Данс» по танцевально-игровой гимнастике (автор Фирилёва Ж.Е, Сайкина.Е.Г) направлена на всестороннее, гармоничное развит...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Школа мяча»
Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа мяча»Направленность: физкультурно-спортивнаяУровень: базовыйВозраст обучающихся: 5-7 летСрок реализации: 1 г...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивная направленность Возраст обучающихся 5-7 лет «Спортивная страна «Игралия»
1.Пояснительная записка.Данная программа предусматривает реализацию ФГОС дошкольного образования, которая предполагает развитие личности, мотивации и способности...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО - СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Физкультурная сказка»
В дошкольном возрасте опорно –двигательный аппарат находится в стадии интенсивного развития его формирование ещё не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА физкультурно-спортивной направленности «ГТО дошкольникам» для детей дошкольного возраста
Направленность программы–физкультурно - спортивная. Актуальность. Сохранение, укрепление и развитие физического и духовно-нравственного здоровья воспитанников немыслимы без формирования у них потре...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Спортивная карусель"
Программа направлена на укрепление опорно-двигательного аппарата, содействует оздоровлению различных функций и систем организма....