Программа дополнительного образования физкультурно - спортивной направленности "Шахматы для дошколят"
рабочая программа (старшая группа)
Программа дополнительного образования
физкультурно - спортивной направленности
"Шахматы для дошколят"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shahmaty_dlya_doshkolyat.doc | 946.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | 3 |
1. 1. Пояснительная записка | 3 |
1.1.1. Цель и задачи Программы | 5 |
1.1.2. Принципы к реализации Программы | 6 |
1.1.3. Адресат Программы | 8 |
1.1.4. Срок реализации Программы, формы и режим занятий | 8 |
1.1.5. Планируемые результаты освоения Программы | 8 |
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | 9 |
2.1. Содержание образовательной деятельности | 9 |
2.2. Методы и формы работы с детьми | 12 |
2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников | 14 |
2.4. Учебно-тематический план Программы | 17 |
2.4.1. Первый год обучения Программы (5-6 лет) «Шахматы для дошколят» | 17 |
2.4.2. Второй год обучения Программы (6-7 лет) «Шахматы для дошколят» | 23 |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | 29 |
3.1. Организация образовательного процесса. | 29 |
3.1.1 Материально-техническое оснащение и методическое обеспечение, необходимое для реализации Программы | 29 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 30 |
ДИДАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ | 32 |
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Дошкольное образование - это первая ступень общей системы образования, основной целью которой является всестороннее развитие ребёнка. Для развития дошкольника большое значение имеет организация системы дополнительного образования, которая обеспечивает переход от интересов детей к развитию их способностей. Дополнительное образование - это вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей личности в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном развитии и не сопровождающийся повышением уровня образования.
Поэтому развитие творческой и индивидуальной активности каждого ребёнка является центральной частью системы непрерывного образования и основной концепцией обеспечения эффективности дошкольного образования в целом.
Дополнительная образовательная программа (Программа) «Шахматы для дошколят» имеет социально-педагогическую направленность (интеллектуальное развитие). Также Программа включает развитие мыслительных способностей и интеллектуального потенциала воспитанников. Развитие мыслительных способностей связано с совершенствованием умственных возможностей детей, их умения самостоятельно думать и делать выводы. Интеллектуальный потенциал проявляется в ситуациях, требующих мобильности и силы ума.
Программа предназначена для детей, детей с ОВЗ, детей-инвалидов, старшего дошкольного возраста 5-7 лет. В шахматном объединении учитывается, что одинаковые условия для шахматного образования детей не всегда согласуются с конкретными возможностями самих обучающихся. Некоторые юные шахматисты не умеют согласовывать свои стремления со своими возможностями. Поэтому одна из ведущих задач заключается в том, чтобы неравенство способностей обучающихся не переживалось как несчастье и не отбивало интереса к познанию.
Программа спроектирована в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», с учётом требований Положения о порядке оформления программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях и следующих документах:
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).
- Конвенция о правах инвалидов» от 13 декабря 2006.
- Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 №1726-р;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
- Основная образовательная программа МБОУ: детский сад «Рыбка».
Актуальность Программы состоит в том, что шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости и удовольствия, но и эффективное средство для их умственного развития и формирования внутреннего плана действий - способности действовать умственно. Она развивает наглядно-образное и логическое мышление, воспитывает настойчивость, рефлексию и решительность. Ребёнок, научившийся этой игре, становится более спокойным, самокритичным, привыкает самостоятельно мыслить, принимать решения, бороться до конца и не унывать в случае неудачи. Хорошо развитая память детей и их удивительная любознательность позволяют увлечь их игрой с деревянными фигурками.
Когда дети дошкольного возраста учатся играть в шахматы, это облегчает их вхождение в учебный процесс начальной школы, уменьшает стресс, положительно влияет на процесс обучения и развитие личности ребёнка, повышает продуктивность его мышления. Это подтверждено многолетним практическим опытом во многих странах мира. Можно смело говорить об огромном потенциале развития, который скрывается в детях дошкольного возраста.
Обучение игре в шахматы также помогает детям с ОВЗ, детям-инвалидам и открывает путь к творчеству для сотен тысяч некоммуникабельных детей. Расширение круга общения и возможностей для самовыражения и самореализации позволяет этой группе детей преодолеть свою изолированность и кажущуюся неполноценность и почувствовать себя полноценными членами общества.
Новизной Программы является обобщение опыта, полученного при работе с детьми дошкольного возраста. Комбинированный подход помогает максимально раскрыть потенциал воспитанников и пробудить большой интерес не только к шахматам, но и к любому виду исследовательской работы. Игра в шахматы позволяет реализовать врожденную потребность соревноваться на уровне мыслительной деятельности. Удовлетворение этой потребности способствует гармоничному развитию личности. Это особенно актуально в настоящее время, время решительных перемен во всех сферах человеческой деятельности, когда для достижения успеха необходимо максимально использовать свой потенциал, свои внутренние энергетические резервы.
Новизна программы также заключается в максимальном расширении образовательного пространства, увеличении социальных контактов детей с ОВЗ и детей-инвалидов; обучению умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики во время игры в шахматы.
Программа «Шахматы для дошколят» предполагает тесное сотрудничество детей с Шахматным клубом и МАОУДО ЦТДМ города Асино Томской области.
1.1.1. Цель и задачи Программы
Цель программы: развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста, а также детей с ОВЗ и детей-инвалидов путем обучения игре в шахматы.
Задачи программы:
Обучающие:
- дать представление о шахматах как виде спорта, искусства и науки, об истории их возникновения и развития, вызвать у детей интерес к шахматам;
- познакомить детей с правилами поведения в шахматах и научить их соблюдать во время игры;
- помочь освоить основные понятия шахмат: шахматная доска, шахматная фигура, движение фигуры, взятие, начальная позиция, шахматная нотация;
- научить взаимодействию между шахматными фигурами в процессе игры и шахматной нотацией;
- дать возможность детям успешно освоить основные принципы шахмат;
- способствовать активному применению полученных знаний на практике во время игры в шахматы;
- приобретение социального опыта и обогащение социальных навыков и совместной деятельности в ходе освоения программы.
Развивающие:
- развивать способность эффективно справляться с проблемными ситуациями и находить выход из непредвиденных ситуаций;
- развивать мышление, память, внимание и воображение;
- поощрять мотивацию к обучению и творчеству;
- развивать способность к самооценке и самоконтролю;
- развивать мотивы конструктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и педагогами;
Воспитательные:
- всесторонне формировать основы шахматной культуры;
- воспитывать трудолюбие, решительность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений.
1.1.2. Принципы к реализации Программы
Начальный шахматный курс максимально прост и доступен для детей старшего дошкольного возраста. Основное внимание уделяется игровой деятельности, использованию метода игровых учебных заданий и созданию игровых ситуаций.
Особенность программы в том, что ребёнок делает первые шаги в мир шахмат. Дети знакомятся с историей шахмат, доской и фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать позиции с ограниченным количеством фигур и блокировать позиции на отдельных участках доски. На занятиях используется материал, который особенно интересен детям: загадки, стихи, сказки, шахматные песни, шахматные миниатюры и театральные постановки. Ключом к занятиям является собственная деятельность детей, в ходе которой они наблюдают за движением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позиции, делают выводы, выявляют закономерности и делают свои первые шаги на шахматной доске.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система принципов:
- принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом;
- принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
- принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала;
- принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
- принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
- принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Эти принципы объединяют современные научные взгляды на основы развивающего обучения и предлагают решение проблем интеллектуального и личностного развития. Таким образом, у детей развивается живой интерес к занятиям шахматами, способность создавать внутренний план действий, пространственное мышление, решительность, настойчивость в достижении цели, умение самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.
1.1.3. Адресат Программы
Программа ориентирована на детей дошкольного возраста, посещающих дошкольное учреждение 5-7 лет с учетом возрастных, физиологических, психологических особенностей развития. В том числе дети с ОВЗ и дети-инвалиды.
Программа построена с учетом возрастных психофизических особенностей детей старшего дошкольного возраста (старшая, подготовительная группы).
1.1.4. Срок реализации Программы, формы и режим занятий
Программа физкультурно-спортивной направленности «Шахматы для дошколят» рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся во второй половине дня, 2 раза в неделю с 15 сентября по 31 мая. Время занятий предусмотрено «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»: 25 минут - старшая группа (5-6 лет), 30 минут – подготовительная группа (6 -7 лет). Наполняемость группы не более 10 человек.
Программа реализуется на базе МБДОУ: детский сад «Рыбка» города Асино.
1.1.5. Планируемые результаты освоения Программы.
Согласно требованиям ФГОС ДО результаты освоения Программы сформулированы в виде целевых ориентиров, которые представляют собой возрастной портрет ребенка на конец раннего и конец дошкольного детства.
Согласно ФГОС ДО целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики (мониторинга), а освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Ожидаемые результаты в ходе реализации программы: дошкольника:
- Понимание шахмат как составной части культурного наследия человечества.
- Развитие эмоционально-волевых качеств и коммуникативных навыков, способствующих социальной самореализации ребенка.
- Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в коллективе.
- Способность формулировать собственное мнение и позицию.
- Владение основами самоконтроля, самооценки.
- Развитие оперативной и долговременной памяти, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни.
В результате освоения программы ребёнок:
- умеет ориентироваться на шахматной доске;
- умеет играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения шахматных правил;
- умеет правильно располагать шахматную доску между партнёрами;
- правильно располагать фигуры перед игрой;
- умеет перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;
- умеет решать простые шахматные задачи;
- умеет применять тактические приемы во время практических партий;
- знает шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
- знает название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- знает правил хода, взятие каждой фигуры;
Педагог:
- создаёт интеллектуально-состязательную среду для развития социально-коммуникативных и познавательных личностных свойств ребёнка;
- укрепляет сотрудничество всех участников образовательного процесса «ребёнок – семья – дошкольная образовательная организация».
Родитель:
- получает инструмент эмоционально здоровой коммуникации с детьми в виде интеллектуально-состязательной игры в досуговое время;
- расширяет диапазон ответственности за выбор интеллектуального предпрофессионального развития своего ребёнка на раннем этапе его социализации.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание образовательной деятельности
Дополнительная образовательная программа для старших дошкольников «Шахматы для дошколят» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на основе Программы «Шахматы, первый год», автор И.Г. Сухин. Данная программа позволяет реализовать многие позитивные идеи - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Шахматы в ДОУ положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как память, восприятие, внимание, воображение, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Игра в шахматы помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, а сотням тысяч детей с ОВЗ и детей-инвалидов открывает дорогу к творчеству.
Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально доступен детям-дошкольникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих дошкольников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.
При разработке Программы учитывались общие тенденции развития образования:
- направленность на сбережение и укрепление здоровья детей;
- интеграция образования;
- непрерывность и преемственность ступеней и уровней образования, информатизация образования.
Организация образовательного процесса производится в соответствии;
- с Уставом ДОУ;
- учебным и календарным планом;
- образовательной программой.
Программа разработана для детей старшей и подготовительной группы. Объем программы: программа рассчитана на 2 года обучения с детьми 5-7 лет. Количество детей в группе должно быть не более 10 человек, в силу специфики занятий.
Программой предусматривается:
- 64 занятия для старшей группы;
- 64 занятия для подготовительной группы.
Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой, ориентированной на обучение детей старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся 2 раза в неделю:
- 25 минут для старшей группы;
- 30 минут для подготовительной группы.
Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность). Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок, игровых ситуаций, мнемотехнических приёмов. Для закрепления знаний используются дидактические задания и позиции для игровой практики. Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей, интегрируя со следующими направлениями развития (образовательными областями):
Физическое развитие. Игра в шахматы способствует развитию морально-волевых качеств: выносливости, настойчивости, силы воли, уверенности в своих силах, спокойствия, потребности соревноваться на уровне мыслительной деятельности. Активизирует мыслительную деятельность. Развивает ориентацию в пространстве. Развивает мелкую моторику и зрительно-моторную координацию.
Социально-коммуникативное развитие. Развитие теоретических знаний и практических навыков в шахматах. Способствовать личностному, интеллектуальному и социальному развитию ребенка. Приучать ребенка к принятым элементарным правилам и правилам взаимоотношений со сверстниками – партнерами по игре и взрослыми. Развивать изобретательность и способность самостоятельно решать проблему.
Познавательное развитие. Развивается способность ориентироваться на плоскости, логическое мышление, суждение, рассуждение, развитие памяти, обобщение, способность предвидеть результаты своей деятельности и делать выводы. У детей развивается способность к точному расчету, что требует инициативы, предусмотрительности, смелости, настойчивости, изобретательности и воображения.
Речевое развитие. Развиваются коммуникативные навыки, инициативность, терпимость и независимость, повышается любознательность, расширяется словарный запас за счет шахматных терминов.
Художественно-эстетическое развитие. Формируется интерес к эстетической стороне окружающей нас действительности и удовлетворить потребность детей в самовыражении. Для обогащения внутреннего мира, развития воображения, умения наслаждаться красивыми сочетаниями. Развивать умение изображать шахматные фигуры посредством рисования, лепки и аппликации, придавая им образную выразительность. Развивать умение сравнивать предметы и описывать их, представляя их форму и размер.
2.2. Методы и формы работы с детьми
Формы работы с детьми:
- Рассказ, показ и объяснение различных аспектов шахматной игры.
- Соревновательно-игровая деятельность в шахматах, направленная на создание интеллектуально-игровой коммуникации и содействующая:
- самоутверждению ребёнка;
- развитию внимания, памяти, специальных познавательных способностей, усвоению получаемых знаний;
- формированию способности понимать стоящую перед ним задачу, осознавать, запоминать игровые правила, контролировать свои и чужие действия;
- становлению умения действовать с партнёрами, применяя способы регуляции совместной деятельности, способности адекватно переживать удачу и неуспех;
- совершенствованию в совместных играх с правилами многих социальных представлений, в том числе о справедливости и несправедливости;
- воспитанию адекватной самооценки.
- Организация и проведение шахматного праздника, соревнований и тематических праздников, направленных на развитие любознательности, инициативности и самостоятельности в процессе создания интеллектуально-спортивной среды как развивающего образовательного средства, благодаря которому ребёнок включается в процесс «действия в уме».
Методы работы с детьми:
- Словесные методы: повествование, общая беседа, диалог. Позволяют передать информацию в кратчайшие сроки.
- Наглядные методы. Ребёнок получает информацию с помощью раздаточных материалов. Используются наряду с вербальными и практическими методами обучения.
- Практические методы обучения основаны на реальной деятельности детей и обучают практическим навыкам игры в шахматы. Практические задания в соревновательном формате моделируют реальные ситуации и повышают ответственность за решения, принятые во время игры в шахматы. Также часто используются активные методы, которые позволяют дошкольникам учиться на собственном опыте и получать различный субъективный опыт. Активные методы обучения предполагают использование в процессе обучения определенной последовательности заданий: анализ и оценка конкретных шахматных ситуаций, игра из заданных позиций.
- Репродуктивный метод используется при повторении метода деятельности в соответствии с заданием педагога. Деятельность педагога заключается в разработке и преподавании образца, а деятельность детей - в выполнении действий в соответствии с образцом (например, решение шахматной задачи по теме урока).
Чтобы получить правильные результаты, важно хорошо организовать занятие: помочь детям организовать свои рабочие места и по очереди рассказывать и показывать. Ставить чёткие цели и давать понятные и краткие инструкции. Поощрять их за последовательную и точную работу.
2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников
Сотрудничество с семьёй является одним из важнейших условий реализации Программы. Задача педагога:
- установить конструктивные партнёрские отношения;
- объединить усилия в области организации здорового образа жизни;
- создать атмосферу общности интересов;
- активизировать и обогащать воспитательные знания и умения родителей.
В дошкольный период детства происходит становление личности ребёнка, раскрываются его индивидуальные особенности. На данном жизненном этапе самыми близкими людьми для ребёнка являются родители.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
- единый подход к процессу воспитания ребёнка;
- открытость дошкольного учреждения для родителей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- уважение и доброжелательность друг к другу;
- дифференцированный подход к каждой семье;
- равно ответственность родителей и педагогов.
Задачи:
- формирование психолого-педагогических знаний родителей;
- приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;
- оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
- изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
Приобщая воспитанника к шахматам в детском саду, необходимо помнить, что семья должна поддерживать стремление ребёнка заниматься спортом.
Взаимодействие семьи и педагогов позволяет воздвигнуть тот фундамент, на котором смогут базироваться лучшие традиции, позволяющие воспитать нового гражданина России, возрождая традиции отечественной шахматной школы.
Формы работы с родителями:
- индивидуальные собеседования;
- консультации, беседы;
- организация консультаций с различными специалистами по запросам родителей, со спортсменами высокого класса по шахматам;
- совместное проведение мероприятий.
Условия работы с родителями:
- целенаправленность;
- систематичность;
- дифференцированный подход с учётом специфики каждой семьи;
- доброжелательность и внимание.
Новизна работы с родителями:
Роль семьи в обществе нельзя сравнить по своей силе, ни с какими другими социальными институтами. Именно в семье формируется и развивается личность ребенка. В кругу семьи или коллектива мальчикам и девочкам передаются тепло, любовь, многолетний опыт поколений, прививаются интеллектуальные ценности, так необходимые в дальнейшей самостоятельной жизни.
В наши дни шахматы стали верным методом в воспитании детей. Обучение игре в шахматы в детском саду и дома помогает наладить тесный контакт детей с другими членами семьи, так как игра в шахматы – это прекрасная возможность провести увлекательный, познавательный и интересный вечер с ребёнком. Если есть время и желание, то каждый родитель, умеющий играть в шахматы, может научить своего ребёнка играть в эту увлекательную игру.
Игра в шахматы способствует детям в дальнейшем самостоятельно принимать ответственные решения, способствует развитию самостоятельного мышления, расширяет лексику и развивает интеллектуальные способности.
План работы с семьями воспитанников
Первый год обучения (5-6) лет
Месяц | Содержание |
Сентябрь | Анкетирование родителей «Что мы знаем об игре в шахматы?» |
Октябрь | Беседа «Обучение дошкольника игре в шахматы в условиях детского сада и семьи». Индивидуальные консультации |
Ноябрь | Родительское собрание. Знакомство родителей с целями и задачами по шахматному образованию детей. Индивидуальные консультации |
Декабрь | Рекомендации для родителей «Художественная литература для детей по шахматной тематике». Индивидуальные консультации |
Январь | Консультация «Шахматы как средство интеллектуального развития дошкольника». Индивидуальные консультации |
Февраль | Помощь родителей в изготовлении шахматных пособий. Выставка рисунков «В стране шахматных фигур» (совместные работы детей и родителей). Индивидуальные консультации |
Март | Рекомендации на тему «Компьютерные игры в помощь». Распространение среди родителей знаний о шахматных компьютерных играх |
Апрель | Индивидуальные беседы воспитательно-образовательной работы по обучению детей игре в шахматы. Памятка «Полезные советы для родителей». Индивидуальное просвещение родителей по актуальным вопросам при обучении игре в шахматы |
Май | Праздник «В стране Шахматной королевы» Активизация совместной деятельности детей с родителями. |
Второй год обучения (6-7) лет
Месяц | Содержание |
Сентябрь | Консультация на тему «Дидактические игры, которые помогут ориентироваться на шахматной доске». Активизация педагогических умений родителей в интеллектуальном развитии ребенка в семье. |
Октябрь | Фотоконкурс на тему «Как я играю дома в шахматы». Развитие творческого взаимодействия родителей и детей. Индивидуальные консультации |
Ноябрь | Рекомендации по изготовлению дидактических пособий. Изготовление оборудования и дидактического пособия для обучения детей игре в шахматы |
Декабрь | Дни открытых дверей: «Посмотрите, как мы играем в шахматы» Ознакомление с результатами деятельности по шахматному образованию за первое полугодие |
Январь | Развлечение на тему «Приключения в шахматной стране» Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников ДОУ |
Февраль | Памятка «Правила шахматного турнира». Обогащение знаний родителей по правилам шахматного турнира. Индивидуальные консультации |
Март | Индивидуальные беседы воспитательно-образовательной работы по обучению детей игре в шахматы. |
Апрель | Шахматный турнир Привлечение родителей к активному участию в турнире. |
Май | Итоговое родительское собрание. Подведение итогов воспитательно-образовательной работы по обучению детей игре в шахматы |
2.4. Учебно-тематический план Программы.
2.4.1. Первый год обучения Программы (5-6 лет) «Шахматы для дошколят»
Месяц | Кол-во часов | Неделя | Тема | Содержание | Задачи |
Сентябрь | 2 | Первая | Шахматное королевство | Рассказ об истории шахмат, чтение отрывка из дидактической сказки «В стране шахматных чудес». Беседа по содержанию сказки. | Познакомить детей с шахматным королевством. Рассказать о том, что игра в шахматы – занимательная игра. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты. |
Шахматная доска | Чтение и инсценировка сказки «Удивительные приключения шахматной доски», «Шахматная беседка». | Прочитать сказку и показать детям сценку из сказки. Познакомить с шахматной доской. | |||
Сентябрь | 2 | Вторая | Шахматная доска | Инструкция по технике безопасности. Знакомство с шахматной доской, белые и черные поля, чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. | Познакомить с шахматной доской: ее формой, белыми и черными полями. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Закрепить умение пользоваться линейкой и карандашом, ориентироваться на тетрадном листе. |
Октябрь | 2 | Первая | Шахматная доска | Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей и горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. | Объяснить, что линии бывают вертикальные и горизонтальные. |
Октябрь | 2 | Вторая | Шахматная доска | Диагональ. Отличие диагонали от вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Шахматные игры «Горизонталь», «Вертикаль», чтение сказки «Линия». | Знакомство с центром доски – четыре поля в середине шахматной доски, диагональю. |
Октябрь | 2 | Третья | Шахматные фигуры | Знакомство с шахматными фигурами. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. | Учить детей запоминать, как называется каждая из фигур. Учить уметь отличать одни фигуры от других по форме и цвету. |
Октябрь | 2 | Четвертая | Шахматные фигуры | Начальная расстановка фигур. Расположение каждой фигуры. | Учить находить начальную позицию. Расставлять фигуры перед шахматной партией. Находить связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. |
Ноябрь | 2 | Первая | Шахматные фигуры. Ладья | Знакомство с ладьей. Место ладьи в начальном положении. Ход и взятие ладьи. Дидактические задания «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля» | Дать представление о новой фигуре, способах действий и её ценности. |
Ноябрь | 2 | Вторая | Шахматные фигуры. Ладья | Ход ладьи. Взятие. Ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух. Дидактические задания «Игра на уничтожение», «Ограничение подвижности» | Продолжать осваивать ход ладьи. Освоить борьбу с одно характерными фигурами. |
Ноябрь | 2 | Третья | Шахматные фигуры. Слон | Место слона, ходы, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Дидактические задания: «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Чтение сказки «Этот слон совсем на слона не похож» | Освоить ход слона. Научить детей, что очень важно, чтобы слон точно передвигался наискосок. Учить, что по белым полям передвигаются белопольные слоны, а по черным клеткам ходят чернопольные слоны |
Ноябрь | 2 | Четвертая | Шахматные фигуры. Слон | Слон против слона, два слона против одного, два слона против двух. Дидактические задания: Захват контрольного поля», «Ограничение подвижности» | Продолжать осваивать борьбу с однохарактерными фигурами. |
Декабрь | 2 | Первая | Шахматные фигуры. Ладья против слона | Термин «стоять под боем». Ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения. Дидактические задания: «Перехитри часовых», «Взятие», «Защита», «Захват контрольного поля». | Освоить борьбу с разнохарактерными фигурами. Учиться нападать на фигуру партнера, ограничивать ее подвижность, уводить из под боя свою фигуру, занимать по возможности центральные поля, на которых сила ладьи и слона возрастает |
Декабрь | 2 | Вторая | Шахматные фигуры. Ферзь | Знакомство с ферзем. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – «тяжелая фигура». Дидактические задания: «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Чтение сказки «В гостях у ферзя» | Освоить ход ферзя. |
Декабрь | 2 | Третья | Шахматные фигуры. Ферзь | Ферзь против ферзя Дидактические задания: «Игра на уничтожение» «Ограничение подвижности», «Защита контрольного поля». | Научить детей сражаться самыми сильными шахматными фигурами – ферзями. При аккуратной игре этот поединок завершиться вничью |
Декабрь | 2 | Четвертая | Шахматные фигуры. Ферзь против ферзя. | Дидактические задания: «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Выиграй фигуру». «Захват контрольного поля». | Учить детей играть ферзем против ладьи, ладьей против ферзя, ферзем против слона, слоном против ферзя на шахматной доске «восемь полей на восемь». |
Январь | 2 | Вторая | Шахматные фигуры. Конь. | Знакомство с конем. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. | Обучить детей ходу коня |
Январь | 2 | Третья | Шахматные фигуры. Конь. | Конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух. Дидактические задания: «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение», «Ограничение подвижности». | Учить играть конем против коня. |
Январь | 2 | Четвертая | Шахматные фигуры. Конь против ферзя, ладьи, слона. | Дидактические задания: «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение». «Ограничение подвижности» | Учить детей играть конем против ферзя, ладьи, слона |
Февраль | 2 | Первая | Шахматные фигуры. Пешка | Знакомство с пешкой. Место пешки в начальном положении. Особенности пешки. Пешечные заповеди. Пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения. Правила шахматной игры. | Обучить детей ходу пешки. |
Февраль | 2 | Вторая | Шахматные фигуры. Превращение пешки. | Превращение пешки в ферзя. | Научить детей как можно пешку превратить в другую фигуру; объяснить, что ферзь – самая сильная фигура, поэтому чаще всего выгоднее превращать пешку именно в ферзя. |
Февраль | 2 | Третья | Шахматные фигуры. Пешка | Пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения. Дидактические задания: «Пешечная эстафета», «Знатоки шахмат», «Игра на уничтожение». Чтение сказки «Детский сад «Чудесная пешка» | Учить детей, что пешки ходят по вертикали, а бьют по диагонали. |
Февраль | 2 | Четвертая | Шахматные фигуры. Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. | Дидактические задания: «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Двойной удар», «Взятие», «Взятие», «Защита». «Игра на уничтожение», «Ограничение подвижности» | Освоить борьбу с разнохарактерными фигурами. Учить детей играть пешкой против ферзя, ладьи, коня, слона. |
Март | 2 | Первая | Шахматные фигуры. Король | Знакомство с королем. Место коня в начальном положении. Ход короля, взятие. Дидактические задания: «Лабиринт», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Чтение сказки «Куда идет король?» | Обучить детей ходу короля. Учить детей, что королей в шахматах не бьют, но под бой их ставить нельзя |
Март | 2 | Вторая | Шахматные фигуры. Король | Король против короля. Дидактические задания: «Лабиринт», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». | Учить детей, что королей в шахматах не бьют, но под бой их ставить нельзя. |
Март | 2 | Третья | Шахматные фигуры. Король против других фигур. | Король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки. «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Взятие». «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля». | Продолжать обучать детей ходу короля против других фигур. |
Март | 2 | Четвертая | Шахматные ходы. Шах | Знакомство с шахматным понятием «шах». Дидактические задания: «Шах или не шах», «Дай шах», «Первый шах». Чтение сказки «Ковер-самолет» | Научить детей, что шах – важное шахматное понятие. |
Шах ферзем, ладьей, конем, слоном, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания: «Шах или не шах», «Дай шах», «Защита от шаха». «Дай открытый шах», «Дай двойной шах». «Первый шах» | Если одна из фигур напала на неприятельского короля – это шах. Если короля атакуют одновременно две фигуры – это двойной шах. Учить, что в шахматах надо своего короля беречь. А если королю дали шах, надо спасать его из-под боя… | ||||
Апрель | 2 | Первая | Шахматные ходы. Шах. | Открытый и двойной шах. Дидактические задания: «Дай открытый шах», «Дай двойной шах». «Первый шах» | Учить детей ставить открытый и двойной шах. Учить детей из нескольких вариантов шаха выбирать лучший. |
Апрель | 2 | Вторая | Шахматные ходы. Мат | Знакомство с понятием «мат». Дидактические задания: «Мат или не мат». Чтение сказки «Мат и пат» | Научить ребенка ставить мат в один ход с большим числом шахматных фигур |
Апрель | 2 | Третья | Шахматные ходы. Мат | Мат в один ход. Простые примеры. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактические задания: «Мат в один ход» Чтение сказки «До свиданья, шахматная страна» | Научить ребенка ставить мат в один ход ферзем, ладьей и слоном. |
Мат в один ход. Сложные примеры. Дидактические задания: «Дай мат в один ход» | Научить ребенка ставить мат в один ход с большим числом шахматных фигур. | ||||
Апрель | 2 | Четвертая | Ничья, пат | Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактические задания: «Пат или не пат» | Учить детей отличать пат от мата. Отличие пата от мата. Учить детей разным вариантам ничьей. |
Рокировка | Понятие рокировки. Длинная и короткая рокировка. Три правила рокировки. | Познакомить детей с понятием, правилами и видами рокировки (длинная и короткая) | |||
Май | 1 | Первая | Шахматная партия | Расстановка фигур в начальное положение. | Научить детей расставлять фигуры в начальное положение |
Май | 1 | Вторая | Шахматная партия | Познакомить с принципами разыгрывание дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. | Упражнять в умение играть всеми фигурами из начального положения. |
Май | 2 | Третья | Шахматная партия | Игра всеми фигурами из начального положения без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию | Упражнять в умение играть всеми фигурами из начального положения без объяснения |
Май | 2 | Четвертая | Шахматная партия | Игра всеми фигурами из начального положения без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию | Упражнять в умение играть всеми фигурами из начального положения без объяснения |
Всего | 64 |
2.4.2. Второй год обучения Программы (6-7 лет) «Шахматы для дошколят»
Месяц | Кол-во часов | Неделя | Тема | Содержание | Задачи |
Сентябрь | 2 | Первая | Повторение пройденного материала. | Просмотр диафильма «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат». Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения). | Уточнение уровня освоения программного материала за 1 год обучения. |
Сентябрь | 2 | Вторая | Повторение пройденного материала. | Инструкция по технике безопасности. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения). | Уточнение уровня освоения программного материала за 1 год обучения. |
Октябрь | 2 | Первая | Повторение пройденного материала. | Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий. Дидактические задания: «Две фигуры против целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые», «Неотвратимый мат». Игровая практика | Уточнение уровня освоения программного материала за 1 год обучения. |
Октябрь | 1 | Вторая | Краткая история шахмат. | Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. | Познакомить с некоторыми аспектами истории шахмат. |
1 | Ценность шахматных фигур | Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Дидактические задания: «Кто сильнее», «Обе армии равны». | Дать представление детям о ценности фигур. Формировать умение правильно оценивать фигуры | ||
«Выигрыш материала» (выигрыш ферзя, ладьи, слона). Игровая практика | |||||
Октябрь | 1 | Третья | Ценность шахматных фигур | Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Дидактические задания: «Кто сильнее», «Обе армии равны». | Дать представление детям о ценности фигур. Формировать умение правильно оценивать фигуры |
1 | Техника матования одинокого короля. | Две ладьи против короля. Дидактические задания: «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. | Познакомить с техникой матования одинокого короля. | ||
Октябрь | 2 | Четвертая | Техника матования одинокого короля. | Две ладьи против короля. Дидактические задания: «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода» Игровая практика. | Закрепить навык матования одинокого короля. |
Ноябрь | 1 | Первая | Техника матования одинокого короля. | Дидактические задания: «Шах или мат», «Мат или пат», Турнир между детьми | Совершенствование игровых навыков. |
1 | Достижение мата без жертвы материала. | Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Защита от мата. Дидактические задания: «Объяви мат в два хода». «Защитись от мата». Игровая практика | Познакомить детей с положением в шахматах, в котором любой ход игрока ведёт к ухудшению его позиции. | ||
Ноябрь | 1 | Вторая | |||
1 | Достижение мата без жертвы материала. | Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Защита от мата. Дидактические задания: «Объяви мат в два хода». «Защитись от мата». Игровая практика. | Познакомить детей с миттельшпиль – это следующий за дебютом этап шахматный игры, в котором происходят основные действия. | ||
Ноябрь | 1 | Третья | Достижение мата без жертвы материала. | ||
ноябрь | 1 | Третья | Достижение мата без жертвы материала. | Учебные положения на мат в два хода в дебюте. Защита от мата. Дидактические задания: «Объяви мат в два хода». «Защитись от мата». Игровая практика | Научить детей ставить мат в два хода в дебюте. |
Ноябрь | 1 | Четвертая | Достижение мата без жертвы материала. | ||
1 | Дидактические задания: «Объяви мат в два хода». «Защитись от мата». Турнир между детьми | Совершенствование игровых навыков. | |||
Декабрь | 2 | Первая | Шахматная комбинация. | Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения. Дидактические задания: «Объяви мат в два хода». Игровая практика. | Познакомить детей с тактическим приёмом - отвлечение фигуры, при котором фигура, вынужденная перейти на другое поле, перестаёт выполнять какие-либо важные функции. |
Декабрь | 2 | Вторая | Шахматная комбинация. | Завлечение, при котором нужно завлечь фигуру соперника на неудачное поле. Матовые комбинации. Тема завлечения. Дидактические задания: «Объяви мат в два хода». Игровая практика. | Познакомить детей с тактическим приёмом - |
Декабрь | 1 | Третья | Шахматная комбинация. | ||
1 | Матовые комбинации. Тема блокировки. Дидактические задания: «Объяви мат в два хода». Игровая практика. | Познакомить детей с тактическим приёмом - блокировка, с помощью которого заставляют фигуры соперника блокировать путь отступления другой, как правило, более ценной фигуры, которая становится объектом атаки. | |||
Декабрь | 2 | Четвертая | Шахматная комбинация. | ||
Январь | 2 | Вторая | Шахматная комбинация. | Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия. Дидактические задания: «Объяви мат в два хода». Игровая практика | Познакомить с комбинацией разрушения. |
Январь | 2 | Третья | Шахматная комбинация. | Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена». Дидактические задания: «Объяви мат в два хода». Игровая практика. | Познакомить с «рентгеном»- эффект долговременного воздействия дальнобойной фигуры, от которого фигуры соперника не в состоянии надежно укрыть. |
Январь | 1 | Четвертая | Шахматная комбинация. | ||
1 | Матовые комбинации. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов. Дидактические задания: «Объяви мат в два хода». Игровая практика. | Упражнять в умении сочетать темы комбинаций и тематические приемы. | |||
Февраль | 2 | Первая | Шахматная комбинация. | Матовые комбинации. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов. Дидактические задания: «Объяви мат в два хода». Игровая практика. | Упражнять в умении сочетать темы комбинаций и тематические приемы. |
Февраль | 1 | Вторая | Шахматная комбинация. | Дидактические задания: «Объяви мат в два хода». Турнир между детьми | Совершенствование игровых навыков. |
1 | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. Дидактические задания: «Выигрыш материала». Игровая практика. | Познакомить с комбинациями, ведущие к достижению материального перевеса. Продолжать обучать детей тактическим приемам: отвлечение, завлечение. | |||
Февраль | 1 | Третья | Шахматная комбинация. | ||
1 | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия. Дидактические задания: «Выигрыш материала». Игровая практика. | Познакомить детей с сочетанием тактических приемов при игре в шахматы: освобождение пространства, перекрытие и учить применять эти приемы при игре. | |||
Февраль | 1 | Четвертая | Шахматная комбинация. | ||
1 | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов. Дидактические задания: «Выигрыш материала». Игровая практика. | Научить детей использовать сочетание тактических приемов при игре в шахматы. | |||
Март | 1 | Первая | Шахматная комбинация. | ||
1 | Дидактические задания: «Выигрыш материала». Турнир между детьми | Совершенствование игровых навыков. | |||
Март | 2 | Вторая | Шахматная комбинация. | Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Дидактические задания: «Сделай ничью». Игровая практика | Повторение понятий «ничья», «пат». Решение дидактических заданий «Пат или не пат?» Воспитание любви к шахматам. |
Март | 2 | Третья | Шахматная комбинация. | Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах. Дидактические задания: «Сделай ничью». Игровая практика | Познакомить с комбинацией для достижения ничьей – комбинация на вечный шах. |
Март | 1 | Четвертая | Шахматная комбинация. | Дидактические задания: «Сделай ничью». Турнир между детьми | Совершенствование игровых навыков. |
1 | Типичные комбинации в дебюте. Дидактические задания: «Проведи комбинацию». Игровая практика | Познакомить с общими идеями дебютов, показать несколько известных дебютов, научить определять хороший ход при выполнении дидактических заданий. | |||
Апрель | 2 | Первая | Шахматная комбинация. | ||
Апрель | 2 | Вторая | Шахматная комбинация. | Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). Дидактические задания: «Проведи комбинацию». Игровая практика. | Продолжать знакомить с дебютами (на сложных примерах) |
Апрель | 1 | Третья | Шахматная комбинация. | ||
1 | Дидактические задания: «Проведи комбинацию». Игровая практика Турнир между детьми | Совершенствование игровых навыков. | |||
Апрель | 2 | Четвертая | «Реши этюд, отгадай задачу – сыщешь удачу» | Упражнения с шахматными фигурами. | Учить решать различные шахматные этюды и задачи; учить более разумно и рационально распоряжаться небольшими шахматными силами, достигать выигрыша или добиваться ничьей, находить выход из безнадёжных положений с честью; продолжать развивать интерес к миру шахмат; вырабатывать у ребёнка настойчивость и выдержку; расширять кругозор |
Май | 1 | Первая | |||
Май | 1 | Вторая | |||
Май | 2 | Третья | Повторение программного материала. | Упражнения с шахматными фигурами. | Повторение программного материала, закрепление пройденного, развитие логического мышления |
Май | 2 | Четвертая | Отчет работы кружка. Шахматный турнир | Выполнение конкурсных заданий. | Продемонстрировать полученные знания у воспитанников. Активизировать мыслительную и познавательную деятельность воспитывать интерес к игре в шахматы. |
Всего | 64 | Участие в районных и городских соревнованиях в течение года Матчи с командами других районов в течение года |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Организация образовательного процесса.
3.1.1 Материально-техническое оснащение и методическое обеспечение,
необходимое для реализации Программы
Оборудование:
- дидактические игры для обучения игре в шахматы;
- наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);
- демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур; •
- настольные шахматы разных видов;
- шахматные столы;
- шахматные часы;
- обучающие видеоуроки по шахматам;
- уголок «Шахматы» в старшей и подготовительной группах;
- родительский уголок «Шахматы».
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://минобрнауки. Рф.
- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). – Режим доступа : https://www.consultant.ru.
- Конвенция о правах инвалидов» от 13 декабря 2006. – Режим доступа : https://www.consultant.ru.
- Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 №1726-р. – Режим доступа : https://www.consultant.ru.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». – Режим доступа : https://www.consultant.ru.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования 17 октября 2013 г. № 1155 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/doshk-standart-dok.html.
- Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». – Режим доступа : https://www.consultant.ru/
- Основная образовательная программа МБОУ: детский сад «Рыбка». – Режим доступа : https://ribka.tvoysadik.ru/sveden/education.
- Авербах, Ю., Бейлин, М. Путешествие в шахматное королевство / Ю. Авербах, М. Бейлин. – Москва, ФиС, - 1972 г.
- Сухин, И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет / И. Сухин. – Москва : Новая школа, 1994.
- Сухин, И. Удивительные приключения в Шахматной стране / И. Сухин. – Москва : Поматур, 2000.
- Сухин, И. Шахматы для самых маленьких / И. Сухин. – Москва : Астрель, АСТ, 2000.
- Сухин, И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы / И. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 2008.
- Сухин, И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя / И. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 2009.
- Сборник дидактического материала к поурочному планированию занятий по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
- «Волшебный мешочек». По очереди прячьте в непрозрачный мешочек шахматные фигуры и просите малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта позвольте и ребенку прятать фигуры, а сами угадывайте, какая фигура в мешочке. Иногда вы «не угадаете», и малыш с восторгом укажет на вашу ошибку. В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребенок на ощупь ищет определенную фигуру.
- «Шахматный теремок». Сделайте из деревянной шахматной доски «теремок». Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на «теремок» и уронить его, а остальные фигуры помогут «теремок» «построить» – поднять.
- «Большая и маленькая». Поставьте перед ребенком шесть разных шахматных фигур. Попросите выбрать самую высокую, назвать ее, отставить в сторону. Потом малыш выделит самую высокую из оставшихся фигур и т. д.
- «Запретная фигура». Поставьте шахматные фигуры перед ребенком в один ряд. По вашей просьбе малыш.
- «Белые и черные». В беспорядке поставьте на столе по шесть белых и черных фигур. Начиная дидактическую игру, отставьте в сторону одну из фигур, называя ее и ее цвет. Например: «Белый ферзь». Ребенок, продолжая игру, должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета (таково условие) и обязательно назвать ее. Например: «Черный король». Затем другую фигуру представляете вы и т. д.
- «Угадай-ка». Спрячьте в кулаке какую-нибудь шахматную фигуру. Предложите ребенку догадаться, что это за фигура. Когда, подбирая варианты, он назовет загаданную фигуру, следующую прячет уже он сам (лучше всего за спиной) и т. д.
- «Куча мала». Все шахматные фигуры лежат в куче. Вы закрываете глаза, берете какую-нибудь фигуру и ощупываете ее. Выбранную шахматную фигуру вы умышленно называете неправильно, открываете глаза и спрашиваете ребенка: «Так?» Малыш поправляет вас. Затем поменяйтесь ролями.
- «Цвет». Попросите малыша поставить в ряд все белые или все черные шахматные фигуры. Когда ребенок выполнит задание, поменяйтесь ролями и, располагая друг около друга белые фигуры, «по ошибке» поставьте там же одну-две черные. Малыш должен заметить вашу ошибку и указать на нее.
- «Ряд». Предложите ребенку поставить в один ряд пешки; коней; слонов; ладей; ферзей; королей. Затем ребенок должен попросить об этом вас и проконтролировать выполнение задания.
- «Пирамида». Посоветуйте малышу на белую ладью поставить черную, затем снова белую и черную, а на самый верх белую пешку. Спросите у ребенка, нельзя ли построить пирамиду из других фигур.
- «По росту». Попросите ребенка по росту расставить шесть разных шахматных фигур одного цвета, называя эти фигуры.
- «Догонялки». Выберите одну из белых фигур, например пешку, имитируйте ее бег по столу. После этого предложите ребенку выбрать и назвать какую-либо черную фигуру и пуститься ей вдогонку за вашей. Пусть ваша шахматная фигура «бежит» не очень быстро, и фигура малыша ее догонит. Потом поменяйтесь ролями.
- «Прятки». Спрячьте в комнате несколько шахматных фигур. Ребенок должен найти их и назвать. Потом фигуры прячет малыш. Правда, в этом случае вы рискуете остаться с неполным комплектом шахмат.
- «Кто быстрее?». Все шахматные фигуры лежат на столе. Предложите ребенку посостязаться с вами в такой игре: кто быстрее соберет в определенном месте две-три одинаковые шахматные фигуры.
- «Над головой». Назовите какую-нибудь шахматную фигуру. Ее должен быстро найти и поднять над головой ребенок.
- «На стуле». Поставьте на стул какую-нибудь шахматную фигуру. По разные стороны от стула, но на равном расстоянии от него встаньте с ребенком. Досчитайте до трех и на счет «три» бегите к стулу. Тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать ее.
- «Убери такую же». Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Уберите одну из них в коробку. Попросите малыша назвать эту фигуру и положить в коробку такую же, только другого цвета шахматную фигуру и т. д.
- «Полна горница». Полный набор шахматных фигур располагается на столе. Рядом клетками вниз лежит раскрытая шахматная доска (или коробка для фигур). Предложите ребенку взять одну фигуру, назвать ее и уложить «спать» в шахматную доску (коробку). Следующую фигуру укладываете вы. И так далее, пока все шахматные фигуры не окажутся в коробке. После этого пусть малыш сам запрет шахматную доску (коробку). Две последние дидактические игры предназначены для того, чтобы сделать процесс сбора шахматных фигур после занятия достаточно занимательным.
- «Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
- «Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
- «Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
- «Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
- «Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".
- «Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана. "Что общего? " Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
- «Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте. "Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
- «Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.
- «Игра на уничтожение» – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
- «Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми) .
- «Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.
- «Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
- «Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
- «Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
- «Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
- «Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
- «Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
- «Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
- «Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.
- «Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
- «Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
- «Ограничение подвижности». Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как "Лабиринт", "Перехитри часовых" и т. п., где присутствуют "заколдованные" фигуры и "заминированные" поля). Моделируют в доступном для детей 6–7 лет виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.
- "Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
- "Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.
- "Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
- "Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.
- "Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.
- "Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
- "Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
- "Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования Физкультурно-спортивного направления обучение детей элементам спортивных игр "Баскетбол"
Программа реализуется во второй половине дня, с подгруппа в количестве 13-12 детей...
Рабочая программа дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности «Крепыши»
Рабочая программадополнительного образованияфизкультурно-спортивной направленности «Крепыши» Составитель:...
Рабочая программа дополнительного образования физкультурно - спортивной направленности по оздоровительному плаванию для детей 4-7 лет
Рабочая программа по оздоровительному плаванию предназначена для детей дошкольного возраста. Ее основная задача - комплексное ...
Рабочая программа дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности «Весёлая скакалка»
Рабочая программа дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности «Весёлая скакалка»...
Рабочая программа дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности «Крепыши»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная Программа физкультурно-спортивной направленности, составлена с учетом Программы оздоровления детей в ДОУ ...
Программа дополнительного образования физкультурно-спортивного направления «Спортивная карусель» (кружок для детей 3-4 лет на 2022 -2023 учебный год)
Программа дополнительного образованияфизкультурно-спортивного направления«Спортивная карусель» (кружок для детей 3-4 лет на 2022 -2023 учебный год)...
Программа дополнительного образования физкультурно-спортивного направления «ГТО МАЛЫШАМ» (кружок для детей 3-4 лет на 2021 -2022 учебный год
Программа дополнительного образованияфизкультурно-спортивного направления«ГТО МАЛЫШАМ» (кружок для детей 3-4 лет на 2021 -2022 учебный год...