Духовно-нравственный подход к проблеме отношения детей к окружающей среде
статья (старшая группа)

Духовно-нравственный подход к проблеме отношения детей к окружающей среде в старшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитатель: Зубащенко Ю.В. (МБОУ СОШ №7г.Россоши)

Духовно –нравственный подход к проблеме отношения детей к окружающей среде.

В старшем дошкольном возрасте основным новообразованием является формирование внутренних эстетических инстанций, зарождение своеобразного «контролера» действий, поступков, достижений, мыслей .Регулятивные механизмы индивидуального поведения тесно связаны с механизмами социального контроля и культурными стереотипами. Чтобы знание норм не расходилось у ребенка с их реализацией на практике, эти нормы должны превратиться во внутреннее пробуждение, мотив социального поведения или рациональное принятие ребенком нормы как справедливой, необходимой, целесообразной полезной. Эффективным путем закреплено знаний считается включение эмоциональной сферы ребенка в процессе восприятия. »Ни одна форма поведения,-констатирует Л.В. Выготский,-не является такой крепкой, как та,что связанна с эмоциями». Формируя гуманистически направленное отношение к природе, следует руководствоваться тем, что отношение к природе является отношение к самому себе, ведь человек живет в природе, а природа живет в человеке. Целью морально-ценностного отношения к природе является воспитание ощущения ценности жизни, уникальности каждой формы его проявления.

Психолого-педагогические исследования свидетельствуют, что дошкольники в большей мере осуществляют моральные действия не потому, что они понимают потребности других , а потому, что добро для них эмоционально объективировано позитивными оценками взрослых. Предпосылки развития моральных чувств у детей возникают слишком рано. По данным научных работников, сопереживания радости и горя проявляются у детей к полуторогодовалому возрасту. Благодаря особенной чувствительности ребенок переживает страх за других и прежде всего за тех, к кому чувствует симпатию. Такой страх является формой сочувствия, которое свидетельствует о способности к сопереживанию. Сначала ребенок придерживается общепринятых норм поведения, чтобы заслужить одобрения взрослого, сохранить с ним добрые отношения. Однако в процессе развития, благодаря связи своих действий с позитивными эмоциональными переживаниями, ребенок начинает воспринимать эти нормы как что-то само по себе позитивное. Стремление придерживаться требований взрослых, а также усвоенных норм, выступает для нее в форме обобщенной категории «надо», но оказывается в начальной форме чувства долга как моральный мотив, который непосредственно направляет ее поведение.

Эмоционально-ценностное отношение к природе как составляющая экологической культуры личности формируется в процессе социального развития ребенка, и является, собственно, усвоением социально-исторического опыта в процессе активного взаимодействия с природой ,которая способствует формированию личностного опыта. Морально-ценностное отношение к природе предусматривает целеустремленное развитие моральных чувств, формирование морального сознания и овладение навыками и привычками морального поведения. Моральные чувства-обязательная составляющая морально-ценностного отношения, которая проявляется в виде переживания ребенком разных аспектов взаимодействия с другими людьми, объектами и явлениями окружающей среды, гуманного отношения к себе и окружающей среде. Моральными чувствами являются сочувствие, сопереживание, жалость, страх за других. Если у ребенка сформированы начала моральных чувств, то он будет понимать другое, а следовательно, будет жалеть, будет сочувствовать и , главное будет пытаться помочь, защитить. Природа является носителем эстетического благодаря своим цветам, звукам, формам , запахам, движениям .Дети дошкольного возраста за своими психологическими особенностями эмоционально чувствительны к яркому, необычному, выразительному.

Поэтому открываются широкие возможности для воспитания у дошкольников морально-эстетического отношения к природе.Воспитательный процесс должен быть сбалансирован так,чтобы дети,любуясь красотой природы,проникались судьбой красивого.Образцом является педагогическая деятельность В.А.Сухомлинского,который писал,что «любоваться красотой-это лишь первые побеги доброго чувста,которое нужно раазвивать,превращая в активное влечение к деятельности».Василий Александрович стремился наполнить жизнь детей,эмоционально-эстетичным содержанием,приобщить их к миру прекрасного.Своей практической деятельностью он убедительно доказал,что «добрые чувства своим корнем уходят в етство,а человечность,доброта,достоинтсво,доброжелательность рождаются в труде,заботах,волнениях о красоте окружающего мира»В.А.Сухомлинский указывал:»Жизнь убедила меня в том,что когда ребенок вырастит розу,чтобы любоваться ее красотой,когда единственной наградой за труд является наслаждение красой и создание этой красы для счаться и радости другого человека,-он не способен на зло,подлость,цинизм,бессердечность».Педагогическим ключом,который поможет решить проблемы морального воспитания,В.А.Сухомлинский считал обучение ребенка делать добро.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование детских отношений в коллективе.

Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование детских отношений в коллективе....

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе формирования представления об окружающем мире через знакомство с художником и его работами»

В современном обществе одной из наиболее актуальных проблем является проблема снижения нравственных ценностей.Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие качества...

Семинар для воспитателей по теме "Рабочая программа воспитания: гражданско-патриотическое и духовно-нравственное направления, конкурс "Лучшее оснащение РППС по патриотическому воспитанию среди групп ДОУ"

Презентация для воспитателей содержит информацию о таком документе, как "Рабочая программа воспитания", ее разделы, которые относятся к теме семинара, также есть ответы на такие вопросы, как...

«Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.»

Статья в Сборник материалов городской научно-практической конференции «Актуальные вопросы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи: вектор развития»...

Консультация для воспитателей. Формирование духовно-нравственных и патриотических чувств, уважительного отношения к культурному наследию у детей дошкольного возраста через ознакомление с декоративно-прикладным искусством народов России

Нравственно-патриотическое воспитание детей является немаловажным, а, пожалуй, одним из основных направлений работы дошкольного учреждения и включает в себя целый комплекс задач....