"Духовно- нравственное воспитание и формирование патриотического отношения к малой Родине у дошкольников в условиях ДОУ и семьи»
консультация по физкультуре
Из опыта работы инструктора по физической культуре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotrudnichestvo_semi_i_detskogo_sada_kak_uslovie_duhovno.docx | 18.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Что же это такое – духовно-нравственное воспитание ребёнка? Это сложная, противоречивая, запутанная и важнейшая проблема воспитания детей. Ведь, в конечном итоге, от того, каким в духовно-нравственном отношении формируется ребёнок, зависит, состоится ли он вообще как человек. Именно нравственность включает в себя такие понятия как душа, совесть, доброта, сочувствие, любовь, честь, патриотизм, то есть самые ценные, самые главные человеческие качества. И мы, взрослые, обязаны ежедневно, ежечасно, ежеминутно воспитывать их в наших детях. Кто-то может сказать: « Какая может быть нравственность у такой крохи, как дошкольник?» Это большое заблуждение. Воспитывать духовно-нравственные качества необходимо с самых первых шагов ребёнка, именно дошкольный возраст самый чувствительный и отзывчивый на всё доброе.
Духовно-нравственное воспитание – это процесс непрерывный. И дети вряд ли будут с удовольствием выслушивать наши нотации на эту тему. Поэтому в каждой лексической теме, в НОД, в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей, в продуктивной деятельности, досуговой деятельности мы должны включать задачи по воспитанию у детей духовно-нравственных качеств. Ищем наиболее понятные и интересные ребёнку формы общения, где ненавязчиво, заостряем его внимание на духовно-нравственные аспекты. В этом нам помогают: художественная литература, сказки, стихи, фольклор, доверительные беседы, праздники, различные мероприятия и конечно игры - то есть всё то, что делает детскую жизнь счастливой и интересной.
Нельзя добиться больших успехов в духовно-нравственном воспитании детей, если не будет создано единое духовно-нравственное образовательное пространство: семья и дошкольное учреждение.
Семья играет центральную роль в сознании ребенка. То, что обязана дать малышу семья, никто кроме нее не даст в полной мере. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, что именно родители ответственны за воспитание детей, и что семья для ребёнка - это мир, в котором закладываются основы воспитания, отношения к людям, к природе.
Именно поэтому уделяется большое внимание работе с родителями, помогаем укрепить статус семьи в духовном становлении детей.
В духовно-нравственном воспитании, как и в воспитании, вообще, сегодня уже не срабатывает тот стереотип, в соответствии с которым активизация позиции семьи осуществлялась только за счет информирования родителей, в лучшем случае – за счет психолого-педагогического просвещения силами образовательного учреждения.
Особое значение в решении задач патриотического воспитания приобретает тесный контакт ДОУ с семьей. Важно обратить внимание родителей на необходимость показать детям, хранящиеся ордена, медали, фото военных лет, рассказать об участии старшего поколения в исторических событиях, или рассказ папы о службе в армии. И ребенок должен испытать чувство гордости за своих близких, за свою страну.
В вопросах духовно - нравственного и физического воспитания большую роль можно отвести музыкально-спортивно-тематическим праздникам ( День Защитника Отечества, 9 мая, День семьи, День здоровья , День города). Патриотическое и физическое воспитание детей тесно связано и способствует развитию не только физических, волевых качеств личности ребенка, но и нравственных. Чтобы результат был положительным важно решить следующие задачи:
- способствовать проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах, эта задача решается с помощью подбора физических упражнений, подвижных игр, эстафет и соревнований с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- создать условия для выполнения заданий, направлять ребенка на преодоление трудностей, подбадривать похвалой, развивать терпение и выносливость, стойкость характера. Для получения положительных эмоций и развития патриотических чувств эффективным является использование игр с военно-патриотическим содержанием.
Основными формами работы являются: праздники, досуги, развлечения, "веселые старты". Цель их обогащение опыта социально-значимой деятельности взрослых и детей. Когда взрослые на глазах ребенка демонстрируют свои умения бегать, прыгать, соревноваться, т.е. своим примером вызывают у детей положительные эмоции, радость от взаимного общения, появляется чувство гордости за успехи родителей – это является важным фактором в формировании патриотических чувств. Так же слаженая работу всех педагогов, музыкальных и физкультурных руководителей требующую творческих усилий и поисков оказывает большое влияние на формирование и совершенствование физических, нравственных и патриотических качеств. Благодаря этому формируется характер, здоровье, всесторонне развитая личность с гражданской позицией, с социально-нравственным потенциалом и способностью к саморазвитию.
Рассмотрим на примере. При планировании праздника "День Защитника Отечества" сначала продумываю общую тематику, подбираю материал в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, учитываю способности каждого. Обговариваю участие других педагогов, родителей, гостей.
Далее готовлю теоретическую часть: стихи, песни, подбираю музыкальное сопровождение, викторины на военную тематику (вопросы о родах войск, военных профессиях, званиях и т.п.), конкурсы для родителей (в данном случае пап), провожу беседы с детьми на эти темы, совместно с воспитателями и музыкальными руководителями готовим детей.
Практическая часть включает: подвижные и спортивные игры, эстафеты, соревнования, знакомлю со строевой подготовкой, зарядкой перед соревнованиями.
Такие совместные физкультурно праздники способствуют сплоченности родителей и детей, воспитанию чувства гордости и уважения к военным, к своим папам, а так же формируют мужские качества: силу, быстроту, ловкость, смелость, мужество, решительность и ответственность за своих близких. Ребенок не только активизирует полученные знания, совершенствует свои умения и навыки, все это вызывает отклик в его душе, желание учиться новому и быть достойным гражданином своей страны, любящим свою Родину!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование детских отношений в коллективе.
Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование детских отношений в коллективе....
Взаимодействие учителя-логопеда ДОО и семьи при формировании у дошкольников духовно-нравственных ценностей, а также интереса к своей малой Родине
Новый закон «Об образовании в РФ» определяет и новый статус дошкольного образования. Теперь это – полноценный уровень образовательной системы. В условиях внедрения ФГОС и с учетом тр...
Формирование патриотического отношения к малой Родине у старших дошкольников
Формирование патриотического воспитания к малой Родине у старших дошкольников...
Доклад – выступление на районном МО воспитателей по теме: « Формирование нравственно – патриотического отношения к малой Родине в воспитании детей дошкольного возраста».
ИменИменно на основе любви к малой Родине, семье, к дому основываетсяпатриотизм. Постепенно любовь и гордость от малого расширяется, и переходят в любовь к своему государству и гордость за историю сво...
Доклад – выступление для воспитателей МБДОУ «Детский сад №12 г. Калининска Саратовской области» на тему: « Формирование нравственно – патриотического отношения к малой Родине в воспитании детей дошкольного возраста».
Материал для воспитателей детского сада по привитию детям патриотизма....
« Формирование нравственно – патриотического отношения к малой Родине в воспитании детей дошкольного возраста».
laquo; Формирование нравственно – патриотического отношения к малой Родине в воспитании детей дошкольного возраста»....
Проект по духовно-нравственному воспитанию для обучающихся старшей группы "Моя малая Родина"
Проект ориентирован на духовно-нравственное развитие и воспитание чувства патриотизма у детей с ограниченными возможностями здоровья....