«Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.»
статья по окружающему миру

Статья в Сборник материалов городской научно-практической конференции «Актуальные вопросы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи: вектор развития»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_konkurs.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание ценностного отношения к природе,

окружающей среде»

Шушканова Н.Д.

Воспитатель 1 категории

МБДОУ д/с №218

Г.Ульяновск

                                                  Природа для нас -кладовая солнца с великими       сокровищами…

                                             И охранять природу –значит охранять Родину.

       

     Тема экологического воспитания детей дошкольного возраста всегда была и будет актуальна. Экологическое воспитание человека начинается с детства. Чем раньше познакомится человек с удивительным миром природы, тем раньше пробудится в нём чувство прекрасного, тем больше будет посеяно в его душе доброты, тем сильнее будет желание оберегать растущее и живое. В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование являются одной из актуальнейших проблем современности. Дошкольный возраст- это время становления характера человека, формирования основных качеств личности. Детям этого возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, безграничное доверие к взрослым, главным образом к воспитателю, что позволяет говорить о возможности формирования у детей надежных основ ответственного отношения к природе.

       Таким образом, одной из целей экологического воспитания является воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. Общие задачи, реализация которых будет способствовать достижению поставленной цели:

- развитие интереса к природе, природным явлениям;  

- понимание активной роли человека в природе;

- расширение знаний о природе;

- бережное отношение к растениям и животным.

     Ценностное отношение к природе, особенно у детей дошкольного возраста, во многом определено эмоциональным состоянием ребенка. Некоторые исследования показали, что проявление эмоций ребенком во многом определены его внутренним психологическим состоянием, его готовностью к действию. У дошкольников развиваются такие качества, как ответственность, активность, самоорганизация, самодисциплина, что имеет определенное значение для их ценностного развития. Осуществив анализ философских, педагогических и психологических исследований проблемы формирования ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста, можно прийти к выводу, что у дошкольника ценности и чувства создают механизм, на основании которого ребёнок сотрудничает с природой, введенные в привычную жизнь ценностные ориентиры и чувства по отношению к природе понемногу служат регулятором поведения и жизнедеятельности дошкольника, при этом эмоциональная, чувственная регуляция служит ведущей.      

    В данной статье представлен собственный опыт по воспитанию у детей ценностного отношения к природе, окружающей среде. Работа по данному направлению должна носить комплексный характер.

    В детском саду ведущим видом деятельности является игра, поэтому в процессе работы я организую ролевые игры, такие как: «Лесное происшествие», «Поможем зайчику», подвижные игры: «Прилетели птицы», «Гуси-гуси», «У медведя во бору», дидактические игры: «Сортируем мусор правильно», «Хорошо-плохо» «Живая и неживая природа» и другие, в которых, присутствовала бы активная составляющая экологической направленности, поскольку игра -  наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей. Игры и игровые элементы позволяют развивать у ребят самые разнообразные положительные качества и облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний.

     Расширять знания детей о природе и природных явлениях помогают беседы с детьми: «Кто заботиться о лесе?», «Кто в лесу живёт» «Природу надо охранять» и др., рассматривание альбомов «Животные», «Растения леса», «Деревья», «Птицы». Чтение стихов, чтение художественной литературы, загадывание загадок.  К выбору книги для чтения детям следует относиться очень серьезно, ответственно. Прежде всего, нужно использовать литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, А. Майкова, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, а также С. Есенина, К. Паустовского, В. Бианки, Е. Серовой и еще много замечательных книг о природе, с которыми я знакомлю детей. Это книги  Ю. Дмитриева,             Г. Снегирева, В. Берестова и др. В дошкольном возрасте у ребенка бурно развивается воображение, которое ярко проявляется при восприятии художественных произведений. Многие явления природы, ранее неизвестные, мало интересовавшие детей после чтения художественной литературы, становятся для них более понятными, вызывают любопытство, стремление узнать, как можно больше. Привлекательность объектов и явлений природы вызывает желание глубже познавать их. В процессе познания ребенок начинает понимать, что нужно всему живому, у него возникает чувство ответственности за жизнь растений и животных.

       Ведущим методом познания природы является наблюдение.  Цель

наблюдений - сформировать представление о животных, птицах, растениях,

как живых организмах, показать взаимосвязи, существующие в природе.

     На основе наблюдений особый интерес вызывает творческая, продуктивная деятельность, так как у детей появляются положительные эмоции от результатов собственного труда. Поэтому мы с детьми регулярно организовываем выставки рисунков с экологической тематикой: «Зимушка-Зима», «Весеннее настроение», «Разноцветное лето», «Осень-чудная пора».    В процессе рисования закрепляются, уточняются знания об объектах природы, о красоте пейзажа, а это важно для формирования экологического сознания. Из опыта работы с детьми по теме видно, что, например, нетрадиционная техника рисования подчас воздействует сильнее, чем само наблюдаемое явление или объект. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, выразить своё отношение к природе.                                                                                                                                                            

     Вид детского творчества, в котором художественные образы создаются из природных материалов, а сюжеты в рисовании черпаются из природного окружения называется –Изоэкология. Ведущую роль в изоэкологии играет формирование у детей познавательного интереса к природе и искусству. Положительный интерес к природному окружению и живописи, с одной стороны, является стимулом в развитии у ребенка творческих способностей, а с другой стороны является стимулом для развития бережного отношения к природе, умения видеть ее красоту и неповторимость

     Хочется подробнее рассказать о праздниках птиц, которые ежегодно проводятся в нашем детском саду:

     18.01.2023 - Всероссийский день зимующих птиц. Цель воспитывать у наших детей любовь к живому, заботу о братьях меньших. Вот и Всероссийский день зимующих птиц проходит очень интересно, познавательно, а главное - действенно. Помимо очередного сбора корма для соседствующих с нами зимующих птиц, мы беседуем о проблемах их зимнего питания, рисуем снегирей и синичек, рассматриваем иллюстрации, ребята рассказывают, как они кормят птиц дома, а некоторые твердо решили делать кормушки вместе с папами и подкармливать птичек обязательно!                        

    12 ноября в народном календаре - Синичкин день! Официально этот день был утвержден в качестве экологического праздника в России несколько лет назад. Отмечаем мы его давно. В этом году был проведен мастер-класс по заготовке гостинцев для птиц: дети обволакивали пустые шишки кормом для птиц - пшеном, семенами подсолнечника, а потом вывешивали их на групповом участке. Сразу дождались и желанных гостей - птиц со всей округи! В старину на 12 ноября было много примет, связанных с синицами. Например, когда птицы прилетали во двор, им кидали крошки хлеба и куски сала. это было вестником метелей и сильных морозов. «Покорми птиц зимой - они послужат тебе весной», - говорили наши дедушки и бабушки, имея в виду, что пернатые, спасенные от голода зимой, помогут уберечь грядущий урожай от насекомых-вредителей.                                                   

   «Международный день птиц» — экологический праздник, отмечающийся ежегодно в день 1 апреля. Вот и наши ребята не забыли о птичках в праздничной суматохе Дня смеха! С любовью, аккуратно рисовали и вырезали птиц, слушали их голоса в аудиозаписи, рассматривали картинки, читали стихи и литературные произведения о птицах. День птиц является одним из праздников, которые планируются в рамках реализации образовательной программы МБДОУ, входит в примерный рекомендуемый перечень тем образовательной работы.

    Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то как он будет относится к этому миру, научится ли быть хозяином, понимающим и любящим природу, воспринимающим себя как часть экологической системы, во многом зависит от нас. Поэтому перед нами стоит задача показать детям красоту, уникальность, универсальность окружающего мира, научить их видеть эту красоту и беречь природу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Воспитание ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста через проведение экологических акций"

Цель:воспитание позитивно -деятельного отношения кприроде у детей и родителейчерез проведениеприродоохраннойдеятельности....

Презентация "Воспитание ценностного отношения к природе"

Вэтой презентации отражена лишь небольшая часть работы с детьми по воспитанию любви к родному краю, воспитанию ценностного отношения к природе....

Воспитание ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста

1.1. Анализ уровня ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.1.2. Взаимодействие педагогов и семьи в вопросах воспитания ценностного отношения к природе у детей старшего до...

Статья: Воспитание ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста на экологической тропе

Ценностное отношение к природе – важное направление воспитания детей. По мнению исследователей, занимающихся экологическими проблемами на разных возрастных этапах (А.М. Галеева, С.Н. Глазачев, И...

«Использование художественных произведений в воспитании ценностного отношения к природе»

В презентации представлен материал направленный на воспитание у детей ценностное отношение к природе посредством репродукций картин художников, сюжетных картин, а также иллюстраций....

Воспитание ценностного отношения к природе и развитие познавательных способностей в рамках программы "Экологическая сказка"

Формирование представлений о природе осуществляется на основе ведущих идей естествознания и экологии, единство организма и среды, взаимосвязи живого и неживого, многообразия и изменчивости природы, ее...