Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование детских отношений в коллективе.
материал на тему
Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование детских отношений в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_duhovno-nravstvennogo_vospitaniya_na_formirovanie_detskih_otnosheniy_v_kollektive.docx | 775.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 22 «Тополёк»
Региональный семинар «Истинные и мнимые ценности: их роль в развитии личности»» 30 марта 2018 г.
Стендовый доклад
Влияние духовно – нравственного воспитания на формирование детских отношений в коллективе.
Круглый стол «духовно – нравственное воспитание»
Воспитатель Астапчук Л.С.
г. Бердск
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть
в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина».
В. А. Сухомлинский.
Современное развитие отечественного образования отражает общие тенденции социокультурной ситуации в стране. Одним из принципов государственной политики в области образования является "гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, сочетающей профессиональную компетентность с гражданской ответственностью, воспитание гражданственности и любви к Родине".
В наше сложное время потерь духовных ценностей и ориентиров проблема нравственности усложнилась и актуализировалась, вызывая тревогу за судьбы наших детей. Как воспитывать их? Чем наполнить и укрепить их душу, чтобы уже сегодня он мог отличать добро от зла, противостоять процветающей в нашем обществе безнравственности и агрессии, ставящей под угрозу не только человеческую культуру, но и человеческую жизнь вообще.
Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются с вопросами к педагогам, родителям, стремятся больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут.
В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания детей стала чрезвычайно актуальной, следовательно, обязанность педагога приобщать ребёнка к красоте, развивать его творческие способности, обогащая его духовный мир.
Так что такое духовно-нравственное воспитание детей? Это привитие детям определенных нравственных качеств, принятых в нашем обществе.
Под “духовно-нравственным воспитанием” понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
• нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
• нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
• нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Сменились ли нравственные нормы? Нет, и не сменятся никогда. И если ребенку не давать правильный устой, азы моральных качеств, то он никогда не станет полноправным членом общества.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. Другими словами, духовно-нравственное воспитание дошкольников и детей раннего возраста можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.
Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы. Первейшая задача родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задача родителей помочь в этом своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом. Я считаю, что очень важно заниматься духовно-нравственным воспитанием детей с раннего возраста.
Воспитание нравственности начинается с формирования понятий хорошо и плохо, с осознания своих поступков как хороших, так и плохих. Как объяснить ребенку, что каждый хороший поступок — это частица добра, вложенная в мир доброты? От нее становится теплее, светлее и радостнее, а каждый плохой поступок — крупица зла, от которой становится темно и страшно. Как помочь малышу почувствовать необходимость вклада в «хорошо» и осознать ответственность за вклад в «плохо»?
Понятие «хорошо» и «плохо» для ребенка абстракция, потому, что их нельзя потрогать, увидеть. Как оживить эти понятия? Как заставить работать? Одна из основных причин равнодушного отношения ребенка к окружающим, непонимание чужих эмоций, переживаний. Как правило, взрослые стараются оградить малыша от забот и негативных эмоций, боясь, что они отрицательно скажутся на его психическом здоровье. В результате ребенок не учится понимать окружающих его людей, сочувствовать им, сопереживать вместе с ними. Задачей воспитателя является увидеть, что таится в душах детей, и помочь справиться со своими эмоциями и переживаниями, научить чувствовать окружающих его людей.
Дети по-своему видят действительность, они судят о своих поступках и поступках других, опираясь на свой еще небогатый жизненный опыт. Поэтому, педагогу необходимо умело и ненавязчиво учить ребенка правильно воспринимать и оценивать жизненные ситуации. Работая с малышами, мы не перестаем воспитывать навыки самообслуживания, для этого мы читаем им стихи, сказки, такие как «Маша-растеряша», «Неумейка», обсуждаем сложившиеся ситуации. Добрые отношения к людям и сверстникам помогают воспитывать сюжетно-ролевые игры, где ведущую роль выполняют сами дети. Например, игра «Дом», «Приходите к нам на чай», «Кукла Катя заболела» и т. д. В ходе игры воспитываются гуманные чувства, забота о кукле, как о носителе человеческих качеств, учат детей быть вежливыми.
В ходе занятий и игр мы часто включаем элементы мотивации, т. е. присутствие третьего лица. Это, может быть, Карлсон, который случайно заглянул в наш детский сад, чтобы поиграть с детьми; медвежонок, зайчонок, который сбежал от волка, или создаем и вместе решаем проблемные ситуации такие, как «Собачка потерялась», «Почему зайчик плачет», «Колобок, которого надо спасти от лисы», и т. д. На мячике рисуем веселую рожицу и передаем по кругу, не забывая хвалить нашего колобка и говорить ему теплые, добрые слова.
Проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его и прийти к взаимопониманию непросто. Нелегко родителям, еще сложнее педагогам. Для решения этой сложной задачи взрослый пытается протянуть тонкую духовную нить, которая связала бы его с ребенком. Главное постараться сохранить эту связь, не дать ей оборваться!
Ещё я думаю, что общение ребенка с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью, театром – является мощным источником духовно-нравственного воспитания. Дети по природе своей открыты и отзывчивы. Наблюдение за природой, слушание музыки, чтение художественных произведений радуют ребенка, учат его сопереживать, обогащают его эмоциональный опыт. Очень важно научить детей чувствовать себя довольными и счастливыми в любой обстановке, радоваться жизни, удивляться ее чуду.
В завершении своего выступления хочу сказать, что нравственность учителя,
моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения.
Список литературы:
- Воронцов В.Л. «Симфония разума». М.: Художественная литература. Москва,1980,-704с.
- Маркова, В.Н. Нравственное воспитание в отечественной педагогике: Дошкольное воспитание. № 12, 2006,-104с.
- Островская, Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1987,- 144 с.
- Полякова Н. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных праздников и народных традиций. - г. Губкин, 2007,-96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»
Представляю презентацию в которой хочу поделиться опытом своей работы по теме «Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических ...
«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...
Влияние духовно-нравственного воспитания на развитие личности ребенка, в условиях материнской депривации.
Обзор основных аспектов духовно-нравственного воспитания на развитие личности детей сирот и детей,оставшихся без попечения родителей. Полезно для воспитателей,педагогов учреждений для детей сиро...
"Духовно- нравственное воспитание и формирование патриотического отношения к малой Родине у дошкольников в условиях ДОУ и семьи»
Из опыта работы инструктора по физической культуре...
Влияние духовно-нравственного воспитания на воспитание и развитие ребенка дошкольника
Доклад на педагогический совет...
Консультация: «Взаимодействие семьи и Детского сада по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».
Консультация:«Взаимодействие семьи и Детского сада по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»...
«Современные подходы к формированию духовно-нравственного патриотического воспитания»
laquo;Современные подходы к формированию духовно-нравственного патриотического воспитания»...