«Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе формирования представления об окружающем мире через знакомство с художником и его работами»
статья
В современном обществе одной из наиболее актуальных проблем является проблема снижения нравственных ценностей.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.
Любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в бережном отношении к народной памяти, к национально-культурным традициям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сатаева Нурия Зинатовна,
воспитатель первой квалификационной
категории МКДОУ детский сад «Солнышко»
Старополтавского района Волгоградской области.
Доклад
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе формирования представления об окружающем мире через знакомство с художником и его работами»
В современном обществе одной из наиболее актуальных проблем является проблема снижения нравственных ценностей.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.
Любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в бережном отношении к народной памяти, к национально-культурным традициям.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему изумляется и что вызывает отклик в его душе. Человек должен знать свою Родину, уметь вести себя в обществе, среди сверстников и взрослых. Чтобы у ребёнка сформировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально положительное отношение к тем местам, где он родился и живёт, развивать умение видеть и понимать их красоту, желание узнать о них больше, формировать стремление оказывать посильную помощь людям, которые его окружают. У каждого человека чувство Родины начинается с родного края, города, посёлка.
Знакомясь с родным посёлком, с людьми, которые его прославляют, достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Дети подготовительной группы часто задавали мне вопросы разного характера и на разные темы. И вот в один день, спускаясь по лестнице на занятие по музыке, одна девочка остановилась около одной картины из выставки работ местного художника Акманова Ш.И и задала мне вопрос, а кто ее нарисовал. Я постаралась коротко рассказать, после чего посыпались другие вопросы, которые стали задавать и остальные ребята. И тут пришла идея, что и детям, и мне самой было бы интересно познакомиться лично с местным художником – самоучкой Акмановым Шакиром Ивановичем и его творчеством. Своей идеей я поделилась с воспитателем Акмановой Д.Х. В связи с этим перед нами стала задача: каким образом можно повысить интерес детей к творчеству талантливого художника родного района, как сделать их активными участниками познавательной деятельности, а не просто «поглотителями» информации, слетающей с уст воспитателя-рассказчика. Привлечение родителей к участию для нас также было немаловажной задачей.
В соответствии с целью были определены следующие задачи :
-формировать желание и интерес детей к
художественно-продуктивной деятельности;
-воспитывать у детей уважение к труду художника;
-знакомство с картинами местного художника Акманова Шакира Ивановича;
-формировать умение самостоятельно анализировать и
синтезировать полученные знания о художнике;
-побуждать детей к самостоятельной творческой деятельности, созданию собственных сюжетных композиций ;
-формировать естественное отношение к окружающему миру, эмоциональную отзывчивость на художественные произведения;
-закрепить знания детей о профессии художника;
-закрепить знания о видах жанровой живописи: пейзаже, портрете, натюрморте;
-привлекать родителей к участию .
Реализация плана предполагала ряд мероприятий
1. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей
2. Планирование мероприятий с учетом цели.
3. Проведение мероприятий, (беседы и НОД, викторина, экскурсия к выставке работ художника)
4. Презентация картин Акманова Ш.И.
5.Встреча с художником
На первом мероприятие детям я рассказала о том, что мы были в мастерской художника и что Шакир Иванович с большим удовольствием посетит наш детский сад.
Следующее была экскурсия на лестничной площадке, где представлены работы художника.
Далее воспитанники получили знания о том, что художники-живописцы пишут свои картины масляными красками, картины получаются как живые, поэтому этот вид искусства называется живописью.
В продолжение дети познакомились с профессией художника, значимостью его деятельности для общества, с выдающимся художником нашего района; орудиях его труда, расширили знания детей о принадлежностях художника, закрепили у детей знания в области «Изобразительное искусство», родителям преподнесли буклеты, Ш.И.Акманов: «Всевышний дал возможность реализовать себя» .
Заключительным мероприятием была встреча детей с художником. Её решили устроить в музыкальном зале, так как дети приготовили маленький концерт для художника
Шакир Иванович быстро нашел язык с молодым поколением. Он спрашивал детей о том, что они знают о живописи, ее жанрах, материалах, которые использует художник в своей работе (уголь, акварель, карандаш, масляные краски и т. д.)Дети не только рассказывали, но и отвечали на вопросы.
В ходе беседы Шакир Иванович вкратце рассказал, о том что в детстве с ним случилось такое несчастье, что он не унывал, а на оборот ,стал сильным и терпеливым.
После этого настал самый магический и завораживающий момент – у мольберта происходило волшебство рождения совместной картины, так как это было в весенний день ,и в ходе беседы также была речь о охране природы, а наш край славится своим тюльпанным полем ,то и было решено рисовать тюльпанное поле .
За четкими, отточенными движениями художника был виден многолетний труд. Детям очень захотелось стать повелителями кисти и они с большим желанием начали рисовать.
Время встречи истекло, но она пролетела так незаметно, что и расставаться не хотелось.
В итоге мы смогли сделать вывод, что данная работа была действительно эффективной при формировании познавательного интереса детей к творчеству художника нашего района.
Мы гордимся родным районом, гордимся своими земляками! Уверены, что и наши дети, активно участвуя в познании культурного наследия, вырастут любящими свой родной край, умеющими защитить его и сделать еще красивее!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка по теме "Развитие духовно - нравственных качеств личности старшего дошкольника в процессе взаимодействия его с окружающим миром"
Представлен примерный план семейного календаря, который поможет родителям планировать общение с ребёнком по привитию знаний по теме "Народные праздники и обычаи"...
Обогащение представлений об окружающем мире через сюжетно-ролевую игру в процессе проектной деятельности.
Обогащение представлений об окружающем мире через сюжетно-ролевую игру в процессе проектной деятельности....
Формирование представлений об окружающем мире у дошкольника через дидактическую игру
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром является средством формирования представлений и знаний о мире. Эти представления основаны на эмоциональном опыте, на правильном отноше...
Статья на тему "Формирование представлений об окружающем мире через игры-эксперименты в младшем дошкольном возрасте"
В статье представлены основные аспекты влияния экспериментальной деятельности младших дошкольников на расширение предтавлений об окружающем мире....
Педагогический совет на тему :«Формирование у младших дошкольников представлений об окружающем мире через художественную литературу.»
laquo;Формирование у младших дошкольников представлений об окружающем мире через художественную литературу.» Перед педагогами стоит задача воспитывать полноценную личность путе...