Консультация для воспитателей. Формирование духовно-нравственных и патриотических чувств, уважительного отношения к культурному наследию у детей дошкольного возраста через ознакомление с декоративно-прикладным искусством народов России
консультация

Нравственно-патриотическое воспитание детей является немаловажным, а, пожалуй, одним из основных направлений работы дошкольного учреждения и включает в себя целый комплекс задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx25.52 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Формирование духовно-нравственных и патриотических чувств, уважительного отношения к культурному наследию у детей дошкольного возраста через ознакомление с декоративно-прикладным искусством народов России

В наше сложное время – время социальных перемен, политических бурь и потрясений, которые буквально ворвались в жизнь каждого из нас, особенно важно приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю на которой живешь. Именно поэтому детям особенно необходимо знать и изучать культуру своих предков, именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является немаловажным, а, пожалуй, одним из основных направлений работы дошкольного учреждения и включает в себя целый комплекс задач:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о своей Родине.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту и т. д. так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная и не может решаться успешно без познания духовного богатства своего народа, знакомства с его культурным наследием.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говориться в народе: «с молоком матери» через колыбельные песни, прибаутки, частушки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки. Не последнее место в этом занимают и произведения народного декоративно-прикладного искусства.

Привлечение внимания детей раннего возраста к народной игрушке позволяет сформировать у них интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с яркой нарядной игрушкой (дымковской, филимоновской, тверской, богородской и др.). дети знакомятся с образами, характерными для русской игрушки: птицы, собачки, кони, барышни, медведи и т. д. эти образы встречаются в каждом виде народного искусства. Важно научить ребенка узнавать знакомую игрушку, видеть ее красоту. Сначала в памяти ребенка остается только знакомый образ, постепенно запоминается название, которое потом войдет в речь ребенка.

В среднем возрасте работа по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством продолжается в первую очередь с теми видами, которые наиболее близки и доступны для восприятия, с тем, что окружает их дома, в детском саду.

Узнавая знакомые образы птиц, животных, человека, ребенок начинает выделять наиболее характерные признаки определенного вида народного искусства: элементы узора, их цвет, яркие краски, которые привлекают его внимание. Это геометрические элементы, растительный узор и т. д. каждому виду народной игрушки присущи свои определенные сочетания элементов узора и их цвета.

В старшем дошкольном возрасте продолжается работа по развитию интереса к предметам декоративно-прикладного искусства, по воспитанию любви и уважения к народным мастерам, гордости за свой народ.

В процессе изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства.

Лепка помогает детям понимать, как мастера передают пластический образ, обобщенность и простоту формы, лаконичность средств выразительности.

В процессе создания изделий, дети знакомятся: со свойствами материалов, приемами работы с ними, с трудом народных мастеров, процессом создания изделий. Они могут лучше понять и оценить то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все его виды, увидеть то, что отличает их друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов. Все это позволяет воспитывать уважение и гордость за свой народ, бережное отношение к природным ресурсам родного края.

Формы работы по ознакомлению с каждым видом народного искусства разные: это выставки, занятия по искусству, декоративному рисованию, лепке, аппликации на основе подлинных предметов народного искусства, репродукций, слайдов, диафильмов, что позволяет показать разнообразное содержание предметов, некоторые способы и этапы работы мастеров.

В заключении еще раз хочется сказать, что в процессе знакомства с декоративно-прикладным искусством народов России дети учатся находить то общее, что объединяет все его виды и то, что отличает их друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов; узнают секреты процесса создания изделий. У них формируется чувство уважения к труду народных мастеров и гордость за свой народ. Параллельно с этим происходит более широкое знакомство с природными богатствами России, с разнообразием флоры и фауны различных природно-климатических зон нашей необъятной Родины, с особенностями быта народов, населяющих нашу страну, их обычаями, традициями, нравственными устоями и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ"

Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба....

«Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем» (Консультация)

«Изучая предков, узнаём самих себя,  без знания истории мы                                  ...

Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством.

Обучение дошкольников умению различать наиболее известныхе виды  декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, гжельской ; пониманию  детьми характерных особенностей изделий...

культурно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с истоками и традиция русского народа

статья раскрывает работу педагога с детьми по воспитанию нравственно-патриотических чувств к своей Родине....

Методическая разработка "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста через ознакомление с произведениями изобразительного искусства"

АннотацияДанная методическая разработка посвящена проблеме формирования эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)  посредством знакомства с произведениями искусств...