Технологическая карта занятия "Мы рисуем осень"
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия | |||
Ф.И.О. педагога | Подкорытова Елена Иннокентьевна | ||
Учреждение | МБДОУ г.Иркутска детский сад №144 | ||
Возрастная группа | Старшая группа 5-6 лет | ||
Тема: | «Мы рисуем осень» | ||
Технология: | Технология деятельностного метода «Ситуация», Л.Г. Петерсон. | ||
Культурная практика: | Изобразительная деятельность | ||
Культурно-смысловой контекст: | Создание осенних деревьев | ||
Цель: | Создать условия для формирования изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных способов рисования. | ||
Задачи: | Образовательные: | Развивающие: | Воспитательные: |
Познакомить детей со способом штампования. Помочь освоить способы рисования смятой бумагой, изображая объект оттиском отпечаток моркови. Совершенствовать развитие речи: умение вести беседу, отвечать полным ответом на вопросы, умение слушать друг друга, пополнять словарный запас детей. | Развивать фантазию, творческое воображение, интерес к нетрадиционным способам рисования | Воспитывать у детей интерес к природе. Воспитывать аккуратность в работе. | |
Оборудование: | Альбомные листы формата А4, тонированные голубые и серые; музыкальное произведение П.И.Чайковского «Времена года»; штемпельная подушка, пропитанная краской губка; печать из моркови; лист белой бумаги для сминания; тканевые салфетки | ||
Предварительная работа | Наблюдение за осенней природой во время прогулок, игры с листьями, составление букетов из осенних листьев разного цвета, чтение стихов А. Толстого «Осень», И. Бунина «Осень», М. Алимбаева «Приметы осени». Рассматривание картин и иллюстраций об осени. Разучивание стихов об осени. | ||
Этапы занятия | Деятельность педагога. | Деятельность детей. | Планируемые результаты. |
1. Введение в ситуацию: | Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую ситуацию. Педагог задает вопросы детям: - Какое у вас настроение? - А как можно поднять настроение? Звучит произведение П.И.Чайковского «Времена года». - Слышите, какая прекрасная музыка? - К какому времени года можно отнести эту музыку? - А к какой погоде? - А как вы думаете, может эта музыка вдохновить художника на написание картины или поэта на сочинение стихотворения? Сюрпризный момент. Появляется осень. - Ребята, отгадайте мою загадку и тогда вы узнаете кто я «Несу я урожай, поля вновь засеваю Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю Но не касаюсь сосен. Кто же я?» (Осень) -Ребята, узнали вы меня? -А что вы любите в осенней природе? - В какие краски окрашена осень? - А по каким признакам мы узнаем, что наступает осень? - А хотите помочь и, став настоящими художниками, нарисовать свое дерево в осеннем лесу? - сможете? | Коммуникативная | Дети заинтересованы. Готовы включиться в деятельность. Возникновение мотивации. |
2. Актуализация знаний и умений: | Педагог:
Д/и «Осенние листочки» (Белоствольная березка покрыта золотыми листочками, клен одет осенью в яркие, пестрые цвета. Нет ни одного похожего по окраске листочка желтые, красные, оранжевые, с прожилками и однотонные. Дубовые листочки – тонкие, гладкие. У рябины – листья красные, пурпурные, липа – в золотой листве)
Осень оставляет свой подарок – цвета, которые понадобятся для изображения осенних деревьев, но на стволах нет ни листочка, ни карандашей, только губки пропитанные краской, лист бумаги и морковь, разрезанная вдоль на 2 половинки. | Игровая Коммуникативная | Актуализировать мыслительные операции – сравнения, анализа, а также знания о красках осени, о строении дерева, необходимые для построения нового способа действия. |
3. Затруднение в ситуации: | Дидактические задачи: формировать под руководством педагога опыт фиксации затруднения и понимания его причины. – Осень пришла, цвета принесла, настроение создала. Рисуйте! (дети в замешательстве, пробуют, но не получается.) – Смогли вы нарисовать листики? – Почему не смогли? – Что нам нужно узнать, чему научиться? (Способ рисования без кисточек.) Физминутка «Обед на грядке»
| Коммуникативная Двигательно - игровая | Дети пробуют нарисовать, но у них не получается. Дети предлагают вариант и объясняют свой выбор. Формируют причину затруднения, ставят перед собой не менее одной задачи для устранения затруднения. |
4. «Открытие» нового знания. | Дидактические задачи: познакомить детей со способом штампования, формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения в деятельности способом «Если не знаем, спросим у того, кто знает», развивать умение фиксировать новое знание (алгоритм действия) в речи. Педагог: - Как можно узнать то, что не знаешь? - У кого будете спрашивать? - Если что-то не знаю, то можно спросить у того, кто знает. Педагог: -Как вы думаете, на что похожа морковка? (на ствол дерева) Что можно сделать с бумагой? (разрезать, сложить, намочить, смять – свойства бумаги). - Давайте попробуем смять лист бумаги, сделаем из него комочек. - Есть у вас идеи, что мы будем делать дальше? - Будем окунать комочек бумаги в краску и отпечатывать на бумаге. Верно, листва деревьев – это отпечатки смятой бумаги, пропитанной краской. - А как нарисовать ствол дерева? Нужно прижать половинку моркови к штемпельной подушке с краской и нанести печать на бумагу. - Ребята, теперь вам понятно, как можно нарисовать дерево? Теперь вы сможете нарисовать осенние деревья? Такой способ рисования без кисточек называется «штампование» | Коммуникативная Изобразительная | Дети предлагаю варианты: посмотреть в книге, в компьютере, спросить у того, кто знает (у воспитателя) Дети знакомятся с новым способом рисования Формируется интерес к живой природе. |
5. Включение нового знания в систему знаний ребенка | Дидактические задачи: использовать новый способ действия совместно с освоенными ранее с проговариванием вслух. Создание продукта. Педагог: Давайте поможем осени и нарисуем дерево в осеннем лесу. - Что нам нужно сделать сначала? - Нужно прижать смятую бумагу к штемпельной подушке с краской! -Нанести печать на бумагу – это будет листва деревьев. А если прижать половинку моркови – получится ствол дерева. -Вы такие молодцы! У вас, как у настоящих художников, получились восхитительные деревья в разноцветном осеннем наряде. | Изобразительная. | Дети смогут нарисовать деревья способом штампования |
6. Осмысление | Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии: создание ситуации успеха. Педагог собирает детей около себя и беседует с ними. - Ребята, скажите, вам понравилось занятие? А чем оно вам понравилось? - Чем вы помогли осени? - Благодаря чему мы смогли выполнить просьбу осени? - Какое новое знание нам помогло? - А почему еще вы смогли помочь осени? | Коммуникативная. Рефлексивная Дети делятся своими впечатлениями. | Эмоциональная отзывчивость на совместную деятельность, индивидуальное самовыражение детей, удовлетворение о совместной деятельности и желание взаимодействовать дальше, привлекая родителей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта на тему: "Осень золотая", для детей подготовительной к школе группы.
Технологическая карта по познавательному развитию на тему: "Осень золотая" с включением дидактической игры на ИКТ оборудовании....
Технологическая карта открытого ООД "Осенние звуки в лесу"
Прививать любовь к классической музыке, к творчеству П.И.Чайковского, углубление восприятия музыки через интеграцию различных видов искусств.Формирование различных умений и навыков,необходимых дошколь...
Технологическая карта реализации проекта «Осень золотая» во второй младшей группе
У детей младшего возраста слишком маленький жизненный опыт и знания о природе. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе, не могут ответить на интересующие их вопросы: ...
Технологическая карта по теме " Осень" ( подготовительная группа)
Разработка технологической карты на тему " Осень" в подготовительной группе...
Технологическая карта занятия "Золотая осень"
Технологическая карта занятия "Золотая осень"...
Технологическая карта по теме «Осень золото роняет…»
Расширять представления детей о характерных признаках осени, учить самостоятельно находить их; уточнить представления об изменениях, происходящих осенью в жизни растений, продолжать учить различать не...
Технологическая карта НОД. Золотая осень.
Технологическая карта НОД. Золотая осень....