Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Золотая осень!»
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень”.
Задачи:
Образовательные:
- обобщить представления детей о грибах, об осени как времени года, ее признаках;
- уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме;
- закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека.
Развивающие:
- развивать внимание, память;
- улучшать общую моторику и координацию движений;
- развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы.
Речевые:
- отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений;
- активизировать словарь: листопад, заморозки, урожай, непогода, слякоть, осадки, облачность, золотой, перелетные, зимующие, опята, боровик, мухомор;
- обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.
Воспитательные:
- воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы;
- воспитывать чувство любви к родной природе;
- воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру растениям, птицам, животным.
Индивидуальная работа:
- включать в работу малоактивных детей;
- индивидуализация образовательного пространства в развивающая предметно-пространственной среде.
Материалы:
1 Муляжи грибов (съедобные: подосиновик, подберёзовик, опята, маслята, боровик), (несъедобные грибы: мухомор, бледная поганка), корзина с муляжами грибов, листочки с загадками.
2 Музыкальный - аудиозапись с произведением: П.И.Чайковский «Времена года».
3.Загадки (картотека).
Предварительная работа:
Рассматривание картин, иллюстраций, наблюдение, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, чтение художественной литературы.
Применяемые методы:
- информационно-рецептивный метод;
- словесный метод;
- наглядный метод;
- практический метод;
- игровой метод.
Приемы на занятии:
- создание воображаемой ситуации;
- мотивация.
Тип занятия: интегрированный.
Интеграция образовательных областей.
Познавательное: развитие представления детей о съедобных и несъедобных грибах. Воспитывать бережное отношение ко всему живому. Совершенствовать выявление причинно-следственных связей между внешним видом грибов и местом их произрастания.
Социально-коммуникативное: развитие совершенствовать умения общения, взаимодействия и готовности к совместной деятельности ребенка с взрослыми и сверстниками.
Речевое развитие: активизировать словарь детей; развивать владение связной, грамматически правильной диалогической и монологической речью.
- Художественно-эстетическое развитие: развивать эстетические чувства, воображение и восприятие музыкальных произведений. Воспитывать инициативу, самостоятельность, активность в творчестве.
- Физическое развитие: развивать умение выполнять движения в соответствии с текстом.
- Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, двигательная.
- Организация детей на непрерывной образовательной деятельности: фронтальная.
Работа с родителями: консультация для родителей: наблюдение за природными явлениями, растительным миром, осенью. Индивидуальная работа с детьми дома, рисование осеннего леса. Оформление выставки поделок из природного материала "В осеннем лесу". Изготовления атрибутов для проведения непосредственной образовательной деятельности.
Планируемые результаты:
- с интересом участвует в беседе о явлениях природы осенью, понимает и проявляет познавательный интерес, использует в беседе знания, полученные ранее о строении деревьев;
- активно вступает в общение с воспитателем, правильно отвечая на поставленные вопросы;
- активен в процессе творческой работы, использует прием примакивания, располагает предметы на одной линии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_m.docx | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию
в старшей группе компенсирующей направленности
Тема:«Золотая осень!»
Составила:
Бобровская М. Н.
воспитатель МКДОУ №9 к/в
Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень”.
Задачи:
Образовательные:
- обобщить представления детей о грибах, об осени как времени года, ее признаках;
- уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме;
- закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека.
Развивающие:
- развивать внимание, память;
- улучшать общую моторику и координацию движений;
- развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы.
Речевые:
- отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений;
- активизировать словарь: листопад, заморозки, урожай, непогода, слякоть, осадки, облачность, золотой, перелетные, зимующие, опята, боровик, мухомор;
- обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.
Воспитательные:
- воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы;
- воспитывать чувство любви к родной природе;
- воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру растениям, птицам, животным.
Индивидуальная работа:
- включать в работу малоактивных детей;
- индивидуализация образовательного пространства в развивающая предметно-пространственной среде.
Материалы:
1 Муляжи грибов (съедобные: подосиновик, подберёзовик, опята, маслята, боровик), (несъедобные грибы: мухомор, бледная поганка), корзина с муляжами грибов, листочки с загадками.
2 Музыкальный - аудиозапись с произведением: П.И.Чайковский «Времена года».
3.Загадки (картотека).
Предварительная работа:
Рассматривание картин, иллюстраций, наблюдение, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, чтение художественной литературы.
Применяемые методы:
- информационно-рецептивный метод;
- словесный метод;
- наглядный метод;
- практический метод;
- игровой метод.
Приемы на занятии:
- создание воображаемой ситуации;
- мотивация.
Тип занятия: интегрированный.
Интеграция образовательных областей.
Познавательное: развитие представления детей о съедобных и несъедобных грибах. Воспитывать бережное отношение ко всему живому. Совершенствовать выявление причинно-следственных связей между внешним видом грибов и местом их произрастания.
Социально-коммуникативное: развитие совершенствовать умения общения, взаимодействия и готовности к совместной деятельности ребенка с взрослыми и сверстниками.
Речевое развитие: активизировать словарь детей; развивать владение связной, грамматически правильной диалогической и монологической речью.
- Художественно-эстетическое развитие: развивать эстетические чувства, воображение и восприятие музыкальных произведений. Воспитывать инициативу, самостоятельность, активность в творчестве.
- Физическое развитие: развивать умение выполнять движения в соответствии с текстом.
- Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, двигательная.
- Организация детей на непрерывной образовательной деятельности: фронтальная.
Работа с родителями: консультация для родителей: наблюдение за природными явлениями, растительным миром, осенью. Индивидуальная работа с детьми дома, рисование осеннего леса. Оформление выставки поделок из природного материала "В осеннем лесу". Изготовления атрибутов для проведения непосредственной образовательной деятельности.
Планируемые результаты:
- с интересом участвует в беседе о явлениях природы осенью, понимает и проявляет познавательный интерес, использует в беседе знания, полученные ранее о строении деревьев;
- активно вступает в общение с воспитателем, правильно отвечая на поставленные вопросы;
- активен в процессе творческой работы, использует прием примакивания, располагает предметы на одной линии.
Ход образовательной деятельности:
1. Организационный момент
Воспитатель: Что за гости к нам спешат
8 маленьких ребят?
Вы садитесь все сюда
Все на месте?
Воспитатель:
- О чем мы сегодня с вами будем говорить
- Посмотрите на экран.
-Итак, о чем наш сегодняшний разговор? : (Золотая) осень.
Правильно, сегодня мы будем говорить об осени, но осень бывает разною.
- Ребята, что происходит с наступлением осени? (Осенью листья желтеют, краснеют, розовеют, опадают. (Птицы улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме. Солнце светит, но не греет. Часто идет холодный дождь. На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее. В лесу появились грибы и ягоды. Люди собирают урожай.).
2. Основная часть.
Воспитатель: Давайте встанем в кружок и поиграем в игру : «Подбери действие».
- Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге, и он мне подарил волшебный мяч.
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
- Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист.
(Я кидаю кому-то из вас мяч и задаю вопрос, а вы ловите мяч и отвечаете)
Листья осенью (что делают) — Листья осенью желтеют, опадают и т. д.
Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т. д.
Урожай осенью — Урожай осенью убирают.
Птицы осенью — Птицы осенью улетают.
Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.
Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки
- За осенью идёт… (Зима)
- А после зимы. (Весна)
- После весны идёт. (Лето)
- А за летом наступает (Осень)
- Потом всё повторяется в природе.
- Какие осенние месяцы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Назовите 2-ой осенний месяц (Октябрь)
- Назовите 3-ий осенний месяц (Ноябрь)
- Назовите первый осенний месяц (Сентябрь)
- Между сентябрем и ноябрем какой осенний месяц? (Октябрь)
Воспитатель:
А как осенние месяцы назывались в старину? Кто знает?
Никто? Тогда слушайте.
1. Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).
2. Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).
3. Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).
А сейчас посмотрим, как вы запомнили то, о чем я вам только что рассказала.
Игра с картинками (по 3 картинки на каждый месяц).
Обратите внимание на то, что у вас у всех на груди прикреплены круги 3-х цветов: у кого-то они красные, у кого-то желтые, у кого-то голубые. Сейчас я вам объясню задание, но выполнять его можно будет только после того, как я сосчитаю до3-х.
Задание: тем, у кого красные круги, тот выбирает себе картинку сентября; желтые – октября; голубые – ноября.
Итак, 1, 2, 3. (Дети под музыку выбирают картинки).
Воспитатель: А какими лесными дарами богат лес осенью?
Воспитатель: А как называют человека, который собирает грибы?
Воспитатель: Мы теперь с вами грибники. Тихо идем по лесу, вдыхаем свежий запах опавших листьев.
Хорошо осенью в лесу в солнечный день. Слышно как падают листья с деревьев. А как называется это явление.
- Ребята, посмотрите вот и листочки, яркие, по-осеннему красивые. А листочки-то непростые, а волшебные, с загадками.
Задание «Угадай загадку». (Воспитатель загадывает загадки, а дети отгадывают)
1)Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся.
Что это, ребята? (Гриб)
2)Не спорю – не белый,
Я, братцы, попроще,
Расту я обычно,
В березовой роще. (Подберезовик)
3)Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички, золотистые….(Лисички).
4)Глубоко был спрятан он,
Раз-два три – и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый я тебя найду! (Боровик)
7)Что за ребятки на пеньках
Столпились тесной кучкой?
И держат зонтики в руках,
Застигнутые тучкой. (Опята)
Воспитатель: О чем были загадки? (Ответы детей).
- Молодцы, все загадки отгадали!
Воспитатель: Гриб, ребята – это особенное растение, у него нет веток, листьев, цветов. Он состоит из грибницы, ножки, шляпки.
Ребята, давайте поищем грибы на полянке и соберём их в корзинку.
(Дети собирают грибы - муляжи и прежде чем положить в корзину, рассматривают их).
Мы с вами попали в настоящее царство грибов.
Грибы очень разнообразные. Ребята, все ли грибы можно собирать?
почему грибы называют несъедобными?
Воспитатель: Правильно! Помните, что не каждый гриб в корзину кладут. Есть грибы ядовитые (несъедобные). Есть в них яд, который может вызвать отравление. Собирать грибы нужно только хорошо известные вам. А вы знаете, что мухомор для людей ядовит, но сбивать его ногами, топтать нельзя, он нужен зверям. Лось и белка им лечится. Вообще, в природе нет ничего ненужного. Если что – то не нужно человеку, это может быть необходимо кому – то другому.
В народе говорят: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут» - эта пословица относится ко всем ядовитым грибам.
Можно их класть в корзину?
- Мы теперь с вами грибники. Тихо идем по лесу, вдыхаем свежий запах опавших листьев.
- А теперь София прочитает стихотворение А. С. Пушкина об осени
1. Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
- Савва тоже знает стихотворение об осени, которое написал Александр Твардовский.
Меж редеющих верхушек
Показалась синева,
Зашумела у опушек
Ярко-желтая листва
Воспитатель: - Какие слова, ребята, в этих стихах вам помогают увидеть красивый осенний лес? ("В багрец и золото одетые леса, "Ярко-желтая листва", "Желтовато-розовый" коврик из кленовых листьев.)
Физкультминутка: «Осенний вальс»
Давайте представим, как у нас листья кружатся.)
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся. Листья собирают в букет.
- С какого дерева у вас листочки?
- Как вы думаете почему листья осенью опадают?
3. Итог: (рефлексия).
Чем мы с вами, ребята сегодня занимались?
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? Давайте в следующий раз отправимся в зимний лес.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на столе, где раньше лежало письмо, лежат яблоки. Это осень нам принесла свои подарки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы компенсирующей направленности Тема: «Деревья осенью»
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы разработан в соответствии с ФГОС по теме: "Деревья осенью". Показана интеграция образовательных областей: "Позн...
План-конспект фронтальной НОД в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Дары осени».
закрепление знаний детей по лексической теме: «Дары осени»...
Конспект НОД по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе компенсирующей направленности тема: "Воздух - это жизнь!"
Конспект НОД по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе компенсирующей направленности тема: "Воздух - это жизнь!"...
Совместная деятельность по познавательно - речевому развитию с детьми старшей группы компенсирующей направленности Тема: «Грибы»
Цель: расширять представление детей о грибах...
Конспект познавательно-речевого досуга для детей старшей группы компенсирующей направленности "Нас ждет осенний лес"
Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Проводится в игровой досуговой форме путешествия в лес. На протяжении занятия дети выполняют различные задания на закрепление знаний по т...
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности. Тема: «В осенний лес по грибы»
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленностиТема: «В осенний лес по грибы» Цель: создать условия для развития и закрепления...
Сценарий осеннего развлечения с детьми ОВЗ старшей группы компенсирующей направленности Тема: «Путешествие в осенний лес»
Сценарий осеннего развлечения с детьми ОВЗстаршей группы компенсирующей направленности Тема: «Путешествие в осенний лес»...