Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности. Тема: «В осенний лес по грибы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности
Тема: «В осенний лес по грибы»
Цель: создать условия для развития и закрепления представлений детей об осени, о грибах, особенностях внешнего вида, местах произрастания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_leny_startsevoy.docx | 28.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности
Тема: « «В осенний лес по грибы»
Составила:
Старцева Е.В.
воспитатель МКДОУ №9 к/в
Цель: создать условия для развития и закрепления представлений детей об осени, о грибах, особенностях внешнего вида, местах произрастания.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять и обобщать знания детей об осени, о грибах; учить различать съедобные и несъедобные грибы.
- Познакомить детей с особенностями внешнего вида грибов.
- Дать детям представления о правилах сбора грибов.
Развивающие:
- Развивать наблюдательность, память, воображение, умение анализировать и делать выводы.
- Развивать познавательный интерес
- Развивать координацию слов и движений; обогащать зрительные впечатления.
Воспитательные:
- Воспитывать экологическую культуру, умение правильно вести себя в лесу при сборе грибов.
- Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
- Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Коррекционные:
- отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений;
- активизировать словарь: листопад, заморозки, урожай, непогода, слякоть, осадки, облачность, золотой, перелетные, зимующие, опята, боровик, мухомор;
- обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.
Тип занятия: нтегрированный.
Интеграция образовательных областей.
Познавательные: расширять представления детей о съедобных и несъедобных грибах. Воспитывать бережное отношение ко всему живому. Совершенствовать выявление причинно-следственных связей между внешним видом грибов и местом их произрастания.
Социально-коммуникативные: совершенствовать умения общения, взаимодействия и готовности к совместной деятельности ребенка с взрослыми и сверстниками.
Речевое развитие: активизировать словарь детей; развивать владение связной, грамматически правильной диалогической и монологической речью.
Художественно-эстетическое развитие: развивать эстетические чувства, воображение и восприятие музыкальных произведений. Воспитывать инициативу, самостоятельность, активность в творчестве.
Физическое развитие: развивать умение выполнять движения в соответствии с текстом.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, двигательная.
Развивающая предметно-пространственная среда.
Материалы:
1 Муляжи грибов (съедобные: подосиновик, подберёзовик, опята, маслята, боровик), (несъедобные грибы: мухомор, бледная поганка), корзина с муляжами грибов, листочки с загадками, кисточки, бумага, иллюстрации деревьев, грибов,иллюстрации деревьев, грибов.
2 Загадки (картотека).
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, флешкарта с презентацией «Грибы»
Предварительная работа: Беседа, рассматривание иллюстраций, наблюдение, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, чтение художественной литературы.
Работа с родителями: консультация для родителей: наблюдение за природными явлениями, растительным миром, осенью. Индивидуальная работа с детьми дома, рисование осеннего леса. Оформление выставки поделок из природного материала "В осеннем лесу". Изготовления атрибутов для проведения непосредственной образовательной деятельности.
Планируемые результаты:
- с интересом участвует в беседе о явлениях природы осенью, понимает и проявляет познавательный интерес, использует в беседе знания, полученные ранее о строении деревьев;
- активно вступает в общение с воспитателем, правильно отвечая на поставленные вопросы;
- активен в процессе творческой работы, использует прием примакивания, располагает предметы на одной линии.
Организация детей на непрерывной образовательной деятельности: фронтальная.
Ход НОД:
1. Организационный момент: Здравствуйте ребята, посмотрите, как красиво в нашей группе, а чтобы наше путешествие было сказочным и увлекательным, для начала нужно поприветствовать друг друга, вставайте скорее в кружок и повторяйте все за мной:
Здравствуй солнце золотое (руки в стороны)
Здравствуй небо голубое (руки вверх)
Здравствуй вольный ветерок (качаем руками над головой)
Здравствуй маленький дружок (берут друг друга за руки).
А теперь ребята, присаживайтесь на стульчики и послушайте, что я вам расскажу:
2. Основная часть.
Сегодня утром, когда я как всегда открыла окно, чтобы проветрить группу, к нам залетело письмо. Но чтобы узнать от кого письмо, необходимо отгадать загадку, вот послушайте:
Время года отгадай:
Собираю урожай
Разноцветный лес красивый,
Мокнут скошенные нивы,
Тучи по небу гуляют,
Грибники в леса спешат,
Листья желтые летят,
Ежик листья собирает
Свою норку утепляет.
- Да, ребята, правильно это письмо от Осени.
Давайте посмотрим, что же в конверте? (открывает конверт, достаёт письмо и читает).
Письмо:
На лесной опушке я краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и разделись клены,
И зазолотились листья у берёзы.
Ребята, я приглашаю вас в осенний лес.
Воспитатель: Ну что ребята, принимаем приглашение Осени?
Ребята, но чтобы попасть в осенний лес, необходимо пройти по осенним листочкам и не сбиться с пути. Ну что, готовы? Тогда в путь.
(ребята идут по осенним листьям разложенным змейкой на полу).
Ну вот мы и добрались в осенний лес, посмотрите, как же тут красиво.
Осенний лес - какое чудо!
Листва ковром лежит повсюду.
Деревья стройные стоят,
Ветвями на ветру шумят.
Как хорошо в лесу!
Воспитатель: Ребята, скажите мне пожалуйста, а зачем люди ходят в лес? (Чтобы подышать свежим воздухом. Собрать грибы.)
-Вот как нас встретил лес - зашумел, зашуршал, загудел.
Чем-то пахнет в осеннем лесу?
Вдохните поглубже. Чем же пахнет осенний лес? (Опавшей листвой, грибами)
- Посмотрите, как много в лесу опавших листьев.
Давайте присядем на этот осенний ковёр.
Воспитатель: Ребята, а какие осенние приметы вы знаете?
Воспитатель: Ребята посмотрите, кто-то оставил нам полную корзину грибов в ней записка. Для детей от Незнайки!
В корзине много разных грибов, Я рвал все подряд, они все красивые.
Воспитатель: Ребята, правильно сделал Незнайка, что все подряд рвал грибы?
Воспитатель: Правильно, дети. Чтобы сорвать гриб вы должны его хорошо знать. Если гриб красивый это не значит, что он съедобный.
Сегодня я хочу познакомить вас со съедобными и несъедобными грибами ..
Воспитатель: А как называют человека, который собирает грибы?
Воспитатель: Мы теперь с вами грибники. Тихо идем по лесу, вдыхаем свежий запах опавших листьев.
Хорошо осенью в лесу в солнечный день. Слышно как падают листья с деревьев. А как называется это явление..
Ребята, посмотрите вот и листочки, яркие, по-осеннему красивые. А листочки-то непростые, а волшебные, с загадками.
Задание «Угадай загадку». (Воспитатель загадывает загадки, а дети отгадывают)
1)Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся.
Что это, ребята? (Гриб)
2)Не спорю – не белый,
Я, братцы, попроще,
Расту я обычно,
В березовой роще. (Подберезовик)
3)Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички, золотистые….(Лисички).
4)Глубоко был спрятан он,
Раз-два три – и вышел вон,
И стоит Белый я тебя найду! (Боровик)
5)Я в красной шапочке расту,
Среди он на виду.
корней осиновых.
Меня увидишь за версту –
Зовусь я …..(Подосиновик).
7)Что за ребятки на пеньках
Столпились тесной кучкой?
И держат зонтики в руках,
Застигнутые тучкой. (Опята)
Воспитатель: О чем были загадки? (Ответы детей).
- Молодцы, все загадки отгадали!.
Воспитатель: Правильно! Помните, что не каждый гриб в корзину кладут. Есть грибы ядовитые (несъедобные). Есть в них яд, который может вызвать отравление. Собирать грибы нужно только хорошо известные вам.
- Мы теперь с вами грибники. Тихо идем по лесу, вдыхаем свежий запах опавших листьев.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой красивый гриб, как он называется?
Воспитатель: Этот гриб – боровик, коренной лесовик считается царем грибов. Еще его называют белый гриб, потому что он даже когда высохнет или его сварят, остается белым и не темнеет. У него толстая, плотная белая ножка с темно-коричневой мясистой шляпкой
Идем дальше. Смотрите, какие интересные грибы торчат из травы, как яркие желтые пуговицы.
- Что это за грибы? (Люди назвали их лисичками.)
- Как вы думаете почему? (Ответы детей).
А это что за дружные ребята, грибы…(опята)
Воспитатель: А вот эти грибы станете вы собирать? Почему (Потому что это ядовитые грибы: мухомор и поганка и их есть нельзя)
Посмотрите, сколько грибов в нашем лукошке
А что можно приготовить из грибов? (Суп грибной, грибы жареные, соленые, сушеные) Вот какие подарки приготовил нам лес!
Физкультминутка: «Осенний вальс»
Давайте представим, как у нас листья кружатся.)
Мы, листики осенние, на веточках сидели.
Ветер дунул, полетели. Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели. Ветер снова набежал.
И листочки все поднял. Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.
Воспитатель: А вы знаете, что мухомор для людей ядовит, но сбивать его ногами, топтать нельзя, он нужен зверям. Лось и белка им лечится. Вообще, в природе нет ничего ненужного. Если что – то не нужно человеку, это может быть необходимо кому – то другому.
В народе говорят: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут» - эта пословица относится ко всем ядовитым грибам.
Можно их класть в корзину?
Воспитатель: Дети, назовите ядовитые грибы?
(Ответы детей – мухомор, бледная поганка.)
Воспитатель: Незнайка, а ты знаешь, как правильно собирать грибы? (дает неправильный ответ)
Воспитатель: Нельзя вырывать их с корнем, грибы аккуратно срезают ножом, чтобы не нарушить грибницу.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру.
Хороводная игра «По тропинке в лес пойдем»
1.За грибами в лес пойдем, в лес пойдем в лес пойдем (дети идут по кругу).
Мы грибочков наберем, наберем, наберем (поочерёдно выставляют ноги)
Солнышко на дворе, (руки поднимают вверх, пальцы раскрыты «солнышко»)
А в лесу тропинка (сложенные вместе ладони выполняют волнообразные движения перед собой)
Сладкая ты моя, ягодка – малинка (скользящие движения ладоней – движение «Тарелочки»)
Воспитатель: Сто грибов в лесу найдем,
Обойдем полянку.
В кузовок мы не возьмем
Бледную поганку.
Мы обшарим все дубы,
Елки и осинки
И хорошие грибы
Соберем в корзинки.
Воспитатель: А теперь, выберите вы ваш любимый гриб и прочтите про него стихотворение!
(Дети читают стихотворения)
Этот гриб - любимец мой,
Очень стройный и прямой.
Поглядите, как горит
Шапка ярким пламенем!
На поляне он стоит,
Как солдат под знаменем.
Эти крохотки лисички
Очень дружные сестрички:
Где одна, гляди вокруг -
И увидишь десять штук.
Словно жёлтенькие кнопки,
В мох воткнулись возле тропки.
Под березкой у дорожки
Кто стоит на крепкой ножке?
Он, в коричневом берете,
Самый вкусный гриб на свете
Подберезовик крепыш,
Соберем его малыш!
3. Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, вам понравилась наша прогулка по лесу?
- Что мы сегодня делали? (Гуляли в лесу, собирали грибы)
- Какого цвета листья осенью? (жёлтые, красные…)
- Какие грибы растут в лесу? (Ответы детей)
- Какие грибы съедобные, а какие несъедобные? (Ответы детей)
Сюрпризный момент. Ребята, посмотрите нам Незнайка передал съедобные грибы, которые сейчас я вам раздам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Открываем Африку»
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Открываем Африк...
Конспект ООД по "Познавательному развитию" в старшей группе компенсирующей направленности "Осенняя прогулка"
Программные задачи:- развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей;- развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия;- обогащать словарь ...
конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности на тему: "Такая разная обувь"
Конспект НОД по познавательному развитию...
КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР НА ТЕМУ: «НАШИ ПОМОЩНИКИ-ОРГАНЫ ЧУВСТВ».
Занятие разработано с целью закрепления знаний детей с ЗПР об органах чувств,их роли при восприятии человеком окружающего мира....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности по теме «Дикие животные нашего края зимой»
Цель: познавательно - речевое развитие посредством лексической темы: «Дикие животные нашего края зимой».Задачи: Обучающие: Закреплять понятие «дикие животные»;Учить сравнивать,...
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Золотая осень!»
Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень”.Задачи:Образовательные:обобщить представления детей о грибах, об осени как времени года, ее признаках...
Конспект занятия в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Зимушка – зима с математикой дружна!»
Кнспект занятия направлен на формирование элементарных математических способностей дошкольников....