Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности. Тема: «В осенний лес по грибы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Старцева Елена Владимировна

Конспект  НОД по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности

Тема: «В осенний лес по грибы»

 

Цель:  создать условия для развития и закрепления представлений детей об осени, о грибах, особенностях внешнего вида, местах произрастания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_leny_startsevoy.docx28.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  НОД по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности

Тема: « «В осенний лес по грибы»

Составила:

Старцева Е.В.

воспитатель МКДОУ №9 к/в

Цель:  создать условия для развития и закрепления представлений детей об осени, о грибах, особенностях внешнего вида, местах произрастания.

Задачи: 

Образовательные: 

  • Закреплять и обобщать знания детей об осени, о грибах; учить различать съедобные и несъедобные грибы.
  • Познакомить детей с особенностями внешнего вида  грибов.
  • Дать детям представления о правилах сбора грибов.

Развивающие:

  • Развивать наблюдательность, память, воображение, умение анализировать и делать выводы.
  • Развивать познавательный интерес
  • Развивать координацию слов и движений; обогащать зрительные впечатления.

Воспитательные:

  • Воспитывать экологическую культуру, умение правильно вести себя в лесу при сборе грибов.
  • Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
  • Воспитание любви и бережного     отношения к природе.

Коррекционные:

  • отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений;
  • активизировать словарь: листопад, заморозки, урожай, непогода, слякоть, осадки, облачность, золотой, перелетные, зимующие, опята, боровик, мухомор;
  • обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.

Тип занятия: нтегрированный.

Интеграция образовательных областей. 

Познавательные: расширять представления детей о съедобных и несъедобных грибах. Воспитывать бережное отношение ко всему живому. Совершенствовать выявление причинно-следственных связей между внешним видом грибов и местом их произрастания. 

 Социально-коммуникативные: совершенствовать умения общения, взаимодействия и готовности к совместной деятельности ребенка с взрослыми и сверстниками.

  Речевое развитие: активизировать словарь детей; развивать владение связной, грамматически правильной диалогической и монологической речью.

Художественно-эстетическое развитие: развивать эстетические чувства, воображение и восприятие музыкальных  произведений.  Воспитывать инициативу, самостоятельность, активность в творчестве.

Физическое развитие: развивать умение выполнять движения в соответствии с текстом.

        Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-  исследовательская, двигательная.  

Развивающая предметно-пространственная среда.

Материалы:

1 Муляжи  грибов (съедобные: подосиновик, подберёзовик, опята, маслята, боровик), (несъедобные грибы: мухомор, бледная поганка), корзина с муляжами грибов, листочки с загадками,  кисточки, бумага, иллюстрации деревьев, грибов,иллюстрации деревьев, грибов.

2  Загадки (картотека).

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, флешкарта с презентацией «Грибы»

Предварительная работа:   Беседа, рассматривание иллюстраций, наблюдение, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, чтение художественной литературы.

Работа с родителями: консультация для родителей: наблюдение за природными явлениями, растительным миром, осенью. Индивидуальная работа с детьми дома, рисование осеннего леса. Оформление выставки поделок из природного материала "В осеннем лесу". Изготовления атрибутов для проведения непосредственной образовательной деятельности.

Планируемые результаты:

  • с интересом  участвует в беседе о явлениях природы осенью, понимает и проявляет познавательный интерес, использует в беседе знания, полученные ранее о строении деревьев;
  • активно вступает в общение с воспитателем, правильно отвечая на поставленные вопросы;
  • активен в процессе творческой работы, использует прием примакивания, располагает предметы на одной линии.

Организация детей на непрерывной образовательной деятельности: фронтальная.

Ход НОД:

1. Организационный момент:  Здравствуйте ребята, посмотрите, как красиво в нашей группе, а чтобы наше путешествие было сказочным и увлекательным, для начала нужно поприветствовать друг друга, вставайте скорее в кружок и повторяйте все за мной:

Здравствуй солнце золотое (руки в стороны)

Здравствуй небо голубое (руки вверх)

Здравствуй вольный ветерок (качаем руками над головой)

Здравствуй маленький дружок (берут друг друга за руки).

А теперь ребята, присаживайтесь на стульчики и послушайте, что я вам расскажу:

2. Основная часть.

Сегодня утром, когда я как всегда открыла окно, чтобы проветрить группу, к нам залетело письмо. Но чтобы узнать от кого письмо, необходимо отгадать загадку, вот послушайте:

Время года отгадай:

Собираю урожай

Разноцветный лес красивый,

Мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют,

Грибники в леса спешат,

Листья желтые летят,

Ежик листья собирает

Свою норку утепляет.

- Да, ребята, правильно это письмо от Осени.

Давайте посмотрим, что же в конверте? (открывает конверт, достаёт письмо и читает).

Письмо:

На лесной опушке я краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и разделись клены,

И зазолотились листья у берёзы.

Ребята, я приглашаю вас в осенний лес.

Воспитатель: Ну что ребята, принимаем приглашение Осени?

Ребята, но чтобы попасть в осенний лес, необходимо пройти по осенним листочкам и не сбиться с пути. Ну что, готовы? Тогда в путь.

 (ребята идут по осенним листьям разложенным змейкой на полу).

Ну вот мы и добрались в осенний лес, посмотрите, как же тут красиво.

Осенний лес - какое чудо!

Листва ковром лежит повсюду.

Деревья стройные стоят,

Ветвями на ветру шумят.

Как хорошо в лесу!

Воспитатель: Ребята, скажите мне пожалуйста, а зачем люди ходят в лес? (Чтобы подышать свежим воздухом. Собрать грибы.)

-Вот как нас встретил лес - зашумел, зашуршал, загудел.

Чем-то пахнет в осеннем лесу?

Вдохните поглубже. Чем же пахнет осенний лес?  (Опавшей листвой, грибами)

- Посмотрите, как много в лесу опавших листьев.

Давайте присядем на этот осенний ковёр.

Воспитатель: Ребята, а какие осенние приметы вы знаете?

Воспитатель: Ребята посмотрите, кто-то оставил нам полную корзину грибов в ней записка. Для детей от Незнайки!

В корзине  много разных грибов, Я рвал все подряд, они все красивые.

Воспитатель: Ребята, правильно сделал Незнайка, что все подряд рвал грибы?

Воспитатель: Правильно, дети. Чтобы сорвать гриб вы должны его хорошо знать. Если гриб красивый это не значит, что он съедобный.

Сегодня я хочу познакомить вас со съедобными и несъедобными грибами ..

Воспитатель: А как называют человека, который собирает грибы?

Воспитатель:  Мы теперь с вами грибники. Тихо идем по лесу, вдыхаем свежий запах опавших листьев.

 Хорошо осенью в лесу в солнечный день. Слышно как падают листья с деревьев. А как называется это явление..

 Ребята, посмотрите вот и листочки, яркие, по-осеннему красивые.   А листочки-то непростые, а волшебные, с загадками.

Задание «Угадай загадку». (Воспитатель загадывает загадки, а дети отгадывают)

1)Землю пробуравил, 
Корешок оставил, 
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся. 
Что это, ребята? 
(Гриб)
2)Не спорю – не белый,
Я, братцы, попроще,
Расту я обычно,
В березовой роще. 
(Подберезовик)

3)Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички, золотистые….(
Лисички).

4)Глубоко был спрятан он,
Раз-два три – и вышел вон,
И стоит Белый я тебя найду! (
Боровик)
5)Я в красной шапочке расту,
Среди он на виду.

корней осиновых.
Меня увидишь за версту –
Зовусь я …..(
Подосиновик).

7)Что за ребятки на пеньках
Столпились тесной кучкой?
И держат зонтики в руках,
Застигнутые тучкой. (
Опята)

Воспитатель: О чем были загадки? (Ответы детей).

- Молодцы, все загадки отгадали!.

Воспитатель: Правильно! Помните, что не каждый гриб в корзину кладут.   Есть грибы ядовитые (несъедобные). Есть в них яд, который может вызвать отравление. Собирать грибы нужно только хорошо известные вам.

- Мы теперь с вами грибники. Тихо идем по лесу, вдыхаем свежий запах опавших листьев. 

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой красивый гриб, как он называется?

Воспитатель: Этот гриб – боровик, коренной лесовик считается царем грибов.  Еще его называют белый гриб, потому что он даже когда высохнет или его сварят, остается белым и не темнеет. У него толстая, плотная белая ножка с темно-коричневой мясистой шляпкой

 Идем дальше. Смотрите,  какие интересные грибы торчат из травы, как яркие желтые пуговицы. 

 - Что это за грибы? (Люди назвали их лисичками.)

- Как вы думаете почему? (Ответы детей).

А это что за дружные ребята, грибы…(опята)

Воспитатель: А вот эти грибы станете  вы собирать? Почему (Потому что это ядовитые грибы: мухомор и поганка и их есть нельзя)

Посмотрите, сколько грибов в нашем лукошке

А что можно приготовить из грибов? (Суп грибной, грибы жареные, соленые, сушеные) Вот какие подарки приготовил нам лес!

Физкультминутка:  «Осенний вальс»

Давайте представим, как у нас листья кружатся.)

Мы, листики осенние, на веточках сидели.

Ветер дунул, полетели. Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели. Ветер снова набежал.

И листочки все поднял. Повертел их, покружил.

И на землю опустил.

Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.

Воспитатель:  А вы знаете, что мухомор для людей ядовит, но сбивать его ногами, топтать нельзя, он нужен зверям. Лось и белка им лечится. Вообще, в природе нет ничего ненужного. Если что – то не нужно человеку, это может быть необходимо кому – то другому.

В народе говорят: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут» - эта пословица относится ко всем ядовитым грибам.

Можно их класть в корзину?

Воспитатель: Дети, назовите ядовитые грибы?

(Ответы детей – мухомор, бледная поганка.)

Воспитатель: Незнайка, а ты знаешь, как правильно собирать грибы? (дает неправильный ответ) 
Воспитатель: Нельзя вырывать их с корнем, грибы аккуратно срезают ножом, чтобы не нарушить грибницу.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру.

Хороводная игра «По тропинке в лес пойдем»
1.За грибами  в лес пойдем, в лес пойдем в лес пойдем (дети идут по кругу).
   Мы грибочков наберем, наберем, наберем (поочерёдно выставляют ноги)
   Солнышко на дворе, (руки поднимают вверх, пальцы раскрыты «солнышко»)
   А в лесу тропинка (сложенные вместе ладони выполняют волнообразные движения перед собой)
   Сладкая ты моя, ягодка – малинка (скользящие движения ладоней – движение «Тарелочки»)

Воспитатель: Сто грибов в лесу найдем,
Обойдем полянку.
В кузовок мы не возьмем
Бледную поганку.
Мы обшарим все дубы,
Елки и осинки
И хорошие грибы
Соберем в корзинки.

Воспитатель: А теперь,  выберите вы ваш любимый гриб и прочтите про него стихотворение!

(Дети читают стихотворения)

Этот гриб - любимец мой,
Очень стройный и прямой.
Поглядите, как горит
Шапка ярким пламенем!
На поляне он стоит,
Как солдат под знаменем.

Эти крохотки лисички
Очень дружные сестрички:
Где одна, гляди вокруг -
И увидишь десять штук.
Словно жёлтенькие кнопки,
В мох воткнулись возле тропки.

Под березкой у дорожки

Кто стоит на крепкой ножке?

Он, в коричневом берете,

Самый вкусный гриб на свете

Подберезовик крепыш,

Соберем его малыш!

3. Рефлексия:

 Воспитатель: Ребята, вам понравилась наша прогулка по лесу?

 - Что мы сегодня делали? (Гуляли в лесу, собирали грибы)

-  Какого цвета листья осенью? (жёлтые, красные…)

 - Какие грибы растут в лесу? (Ответы детей)

-  Какие грибы съедобные, а какие несъедобные? (Ответы детей) 

 Сюрпризный момент. Ребята, посмотрите нам Незнайка передал съедобные грибы, которые сейчас я вам раздам.                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Открываем Африку»

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности для  детей с ТНР на тему «Открываем Африк...

Конспект ООД по "Познавательному развитию" в старшей группе компенсирующей направленности "Осенняя прогулка"

Программные задачи:- развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей;- развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия;- обогащать словарь ...

КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР НА ТЕМУ: «НАШИ ПОМОЩНИКИ-ОРГАНЫ ЧУВСТВ».

Занятие разработано с целью закрепления знаний детей с ЗПР об органах чувств,их роли при восприятии человеком окружающего мира....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности по теме «Дикие животные нашего края зимой»

Цель: познавательно - речевое развитие посредством лексической темы: «Дикие животные нашего края зимой».Задачи: Обучающие: Закреплять понятие «дикие животные»;Учить сравнивать,...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Золотая осень!»

Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень”.Задачи:Образовательные:обобщить    представления детей   о грибах, об осени как времени года, ее признаках...