Конспект НОД по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе компенсирующей направленности тема: "Воздух - это жизнь!"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект НОД по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе компенсирующей направленности тема: "Воздух - это жизнь!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_pozn._razvitiyu_vozduh_-_eto_zhizn.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 26 «Теремок» г. Назарово Красноярского края
Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности
в старшей группе
компенсирующей направленности «Сказка»
тема «Воздух – это жизнь!»
Разработала:
Шеметова И.А.
воспитатель высшей
квалификационной категории
2019г.
Цель: расширение представлений детей о свойствах воздуха.
Задачи:
образовательные
- продолжать знакомить детей с понятием «воздух», с некоторыми его свойствами: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается;
- научить пользоваться чашечными весами;
- познакомить детей с историей изобретения воздушного шара;
развивающие
- развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу, мышление;
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи на основе опытов, высказывать предположения и делать простейшие выводы;
воспитательные
- воспитывать понимание того, что воздух – это самое необходимое на Земле для всего живого.
Коррекционно-образовательные:
- учить отвечать на вопросы воспитателя полным предложением;
- правильно согласовывать слова в предложении, использовать в речи предлоги.
Интеграция образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие: формировать взаимоотношения сотрудничества при решении учебных задач;
- речевое развитие: развивать связную речь, вести разговор на заданную тему, обобщая в речи свои знания и представления об окружающем;
- художественно-эстетическое развитие: способствовать накоплению эмоционального и интеллектуального опыта для творчества;
- физическое развитие: обеспечить двигательную активность в течение занятия.
Методы и приемы:
поисковый, беседа, опыты, сюрпризный, игровой.
Предварительная работа:
наблюдения на прогулке, беседы, проведение опытов в группе.
Материал:
воздушный шарик, накаченный гелем - «Воздушинка», сундук, карта, «волшебная палочка», алгоритмы – схемы проведения опытов, простые карандаши и бумага (3 комплекта), ведерко с водой, игрушка из бумаги – водолаз на деревянной подставке, пустые прозрачные стаканы (5 – 6 штук), клеенка, магнитофон, кассета с записью ветра, салфетки, трубочки для коктейля, вентилятор, ленточки, мыльные пузыри, бутылочки пластмассовые, камешки, кусочки губки или паралона, 2 ненадутых воздушных шарика, аптечные весы.
Ход НОД.
Воспитатель:
- Дети, знаете ли вы, что такое клад? (Ответы детей) Мне сказали по секрету, что в нашей группе спрятан клад, даже карту дали как его найти. Вы умеете ориентироваться по карте? А есть желание найти клад? Тогда отправляемся искать клад. Кому мы доверим нас вести по карте?
Дети находят по схеме сундук.
- Молодцы, как быстро вы нашли клад. Вы уже посмотрели, что в нем?
(Письмо) Доверяете мне прочесть? (Да).
Воспитатель читает письмо:
«Отгадайте что я, узнайте, какой я, расскажите для чего я».
- Что это может быть?
(Варианты ответов)
- В сундуке что-то должно быть, но я, например ничего не вижу, а вы?
(Мы тоже).
- Может, понюхаем?
(Дети нюхают и приходят к выводу, что ничем не пахнет)
- Давайте попробуем на вкус?
(Дети пробуют на вкус и приходят к выводу, что ничего не чувствуют, нет никакого вкуса)
- Загляните ещё раз, что вы видите внутри сундука?
(Мы видим только дно и стенки).
- Может кто-то догадался, что это может быть?
(Предположения детей).
Если дети не догадываются, то можно использовать загадку. Загадка может быть написана на другой стороне листа.
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем.
(Это воздух).
- Правильно. На первый вопрос вы ответили, в сундуке находиться воздух.
Дети, а ещё в письме говорится, что вы должны, узнать какой он? Как узнать какой воздух?
(Можно его исследовать).
- А где исследовать можно воздух?
(В лаборатории можно провести исследование воздуха).
- Но у нас в группе маленькая лаборатория, мы все туда не поместимся.
Что же делать? (Варианты ответов детей).
Дети, а хотите, я открою вам маленький секрет?
Я немножко занимаюсь волшебством. Я могу вас, при помощи волшебной палочки перенести в большую лабораторию. Хотите?
Тогда закрывайте глаза. Буду творить чудеса.
Воспитатель взмахивает «волшебной палочкой» и дети, открыв глаза, оказываются в «лаборатории».
- Чтобы узнать некоторые свойства воздуха нам необходимо разделиться на группы. Каждая группа будет ставить свой опыт, и затем один человек от этой группы расскажет нам всем, какое свойство воздуха они узнали и как.
А разделимся мы с помощью разрезных картинок, на которых изображены предметы, где работает воздух.
Дети делятся на три подгруппы и занимают места возле столов.
- Давайте вспомним правила безопасного поведения во время проведения опытов. (Засучить рукава, чтобы не намокли. Не толкать соседа во время работы. Ознакомиться с инструкцией и обговорить, что будем делать. После проведения опыта, схематично нарисовать результат опыта и выбрать выступающего).
На столах приготовлены атрибуты для проведения опытов. А также схема – инструкция алгоритма проведения опыта.
Опыт 1:
аптечные весы, 2 надувных шарика.
Доказать, что воздух имеет вес.
Для этого сначала взвешиваем ненадутые шарики. Затем 1 шарик надуваем и проверяем, перевесит ли он ненадутый.
(Надутый шарик перевесил. Вывод - воздух имеет вес).
Опыт 2:
ёмкость с водой, прозрачный пластмассовый стакан, водолаз из картона на деревянной подставке.
Доказать, что в стакане есть воздух.
Для этого опустить водолаза, вместе с плотом на воду, накрыть водолаза пустым стаканом, и медленно погружать стакан в воду. Опускать водолаза до самого дна. Посмотреть каким окажется водолаз мокрый или сухой, когда мы вытащим его из воды? Медленно поднять стакан из воды.
Какой вывод мы сделаем?
(Водолаз - не мокрый. Почему? Потому, что стакан вовсе не пустой. Его занимает воздух, который не впускает вовнутрь воду. Его не видно, потому что он прозрачный и невидимый).
Опыт 3:
прозрачные стаканы с водой, трубочки, камешки, кусочки губки.
Доказать, что у нас внутри есть воздух, мы им дышим. Воздух есть даже в неодушевленных предметах, например, в камнях или губке.
Будем вдыхать носом, а выдыхать в трубочку.
Что наблюдаем? Воздух выходит из нас в виде воздушных пузырьков.
Какой сделаем вывод?
(У нас внутри есть воздух, мы им дышим. Откуда же попадает к нам воздух? Где он находится? Воздух находится вокруг нас).
Бросить в стаканы губки и камешки, понаблюдать, что появляются пузырьки.
(Вывод - воздух есть даже в неодушевленных предметах).
Выступления детей от групп.
Опыт 4: (вместе с воспитателем)
Воспитатель:
- А теперь попробуем узнать еще одно свойство воздуха. А какое, вы мне сейчас скажите. Для этого я предлагаю вам взять бутылочки (пузыречки), приложить их к губам и подуть. Что происходит? (Слышатся звуки)
Мы познакомились с еще одним свойством воздуха. Скажите с каким?
( Воздух издает разные звуки)
Как вы думаете, где люди используют свойства воздуха издавать звуки?
(В духовых музыкальных инструментах).
Можно ли создать искусственный ветер? Например, в группе, дома?
(Можно, с помощью вентилятора, кондиционера, веера, фена).
Выходите на ковер, разбирайте ленточки, сейчас на всех детей подует ветерок, и мы немножко отдохнем.
(Воспитатель включает вентилятор, дети произносят слова вместе с воспитателем и выполняют соответствующие движения)
Физминутка
Дует ветер с высоты
Гнутся травы и цветы
Влево – вправо, влево – вправо
Клонятся цветы и травы.
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте.
Выше, веселей, вот так!
Переходим все на шаг,
Вот и кончилась игра,
Заниматься нам пора! (Складывают ленточки)
Звучит магнитофонная запись звуков ветра, в группу влетает воздушный шарик:
- Куда я прилетела? Здравствуйте, девочки!
Здравствуйте, мальчики! Я хочу с вами познакомиться. Меня зовут Воздушинка.
Это я спрятала сегодня для вас клад. Вы угадали, что там было?
(Воздух)
Меня принес к вам ветер. А можем ли мы увидеть ветер?
(Нет).
Правильно, ведь ветер – это движение воздуха, а воздух он какой?
(Прозрачный, невидимый).
А я хочу раскрыть вам одну тайну. Мы с вами живем на дне из целого океана воздуха. Вы каждый день купаетесь в этом океане, даже не замечая этого. Этот океан такой огромный! Он без берегов и воды. Догадались, как же называется этот океан из воздуха?
(Воздушный океан).
Верно, это воздушный океан!
А для чего нужен воздух человеку? (Воздух нужен человеку, чтобы дышать)
Правильно, человеку воздух необходим для дыхания.
Воздух необходим для дыхания всем живым существам чистый, без вредных газов. Кто и как загрязняет воздух? (Ответы детей).
Кто же нас выручает? (Лес, растения, они очищают воздух ).
А сейчас юные исследователи давайте подумаем и сделаем вывод: как же человек может способствовать тому, чтобы воздух был чист?
( Больше сажать деревьев, цветов, ухаживать за ними. Поливать улицы, дорожки водой, чтобы было меньше пыли, не бросать мусор. Водители должны следить, чтобы машины были исправны и не выделяли много вредной копоти).
Вы просто молодцы. Все знаете.
Вы ответили на все вопросы, которые были вам, заданы в письме?
Да.
А теперь подумайте, Так можно ли назвать воздух кладом?
(Да).
Почему?
(Он очень ценен для всех живых существ на земле).
А я хочу вам сделать маленький подарок – свою любимую игрушку - мыльные пузырьки.
( Дети благодарят Воздушинку).
До свидания, до скорой встречи.
(Воздушинка улетает).
Воспитатель предлагает детям поиграть с мыльными пузырями под веселую музыку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное лексико-тематическое планирование познавательно – исследовательская деятельность в старшей группе компенсирующей направленности
Перспективноелексико-тематическоепланированиепознавательно – исследовательская деятельностьв старшей группе компенсирующей направленности...
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Воздух-невидимка»
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Воздух-невидимка»Цель: Продолжать формировать и закреплять знания детей о свойствах воздуха, ...
Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности «Поможем Пете Иванову стать исследователем»
Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности "Поможем Пете Иванову стать исследователем"...
Конспект занятия по познавательно –исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Воздух»
Конспект занятия по познавательно –исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Воздух»...
Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности «Поможем Васе Петрову стать исследователем»
Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности «Поможем Васе Петрову стать исследователем»...
Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности «Поможем Васе Петрову стать исследователем» 2022 год
Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности «Поможем Васе Петрову стать исследователем»...
Методическая разработка по познавательно–исследовательской деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Моя Родина – Россия»
Методическая разработкапо познавательно–исследовательской деятельности в старшейгруппе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему«Моя Родина – Россия»...