План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы компенсирующей направленности Тема: «Деревья осенью»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Юшковец Валентина Владимировна

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы разработан в соответствии с ФГОС по теме: "Деревья осенью". Показана интеграция образовательных областей:  "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon derevya_osenyu.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы компенсирующей направленности

Тема: «Деревья осенью»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

1) уточнить знание детей об осени,  познакомить детей с понятиями деревья,   кустарники; показывать и называть на какие части делится дерево (корни, ствол, ветви, листья), для чего они нужны, какую роль выполняют в жизни деревьев; объяснить, что деревья нуждаются в нашей заботе. Учить восторгаться красотой осенней природы; обратить внимание детей на отличительные признаки разных видов деревьев (цвет коры, форму листьев); развивать наблюдательность, внимание, речь, память, мелкую моторику («Познавательное развитие»);

2) активизировать и пополнить у детей словарь по теме «Деревья осенью»; формировать навык словообразования прилагательных от существительных; сложных слов путём слияния двух основ; упражнять детей в подборе признаков и действий к предмету, верно согласовывать прилагательные и глаголы с существительными; уточнить понятия «звук», «буква», закрепить зрительный образ букв А, У.; совершенствовать фонематический слух и фонематические представления, звуко - слоговой анализ слов;  закрепить понятие «слово», «предложение», упражнять в наращивании предложения («Речевое развитие»);

3) закрепить знания детей о строении дерева, учить их изображать: ствол, ветки, веточки, упражнять в умении изображать крону деревьев единым целым пятном, закреплять навыки смешивания красок для получения оттенков одного цвета (рисование, стр.33, Скоролупова О.А., «Художественно-эстетическое развитие»);

4) вызвать у детей желание оформить рисунок, аппликацию в рамочку, упражнять в умении создавать узор из различных круп, семян и других природных материалов, воспитывать эстетический вкус, аккуратность (конструирование, стр.30 Н.С.Голицына, «Художественно-эстетическое развитие»);

5) создать атмосферу для отражения детей в своих рисунках осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья (большие и маленькие, высокие и низкие, стройные и кривые), закреплять приёмы работы кистью, красками; развивать активность творчество, умение оценивать свои рисунки и рисунки сверстников (рисование, стр.34, Скоролупова О., «Художественно-эстетическое развитие»);

6) упражнять детей в правильном обозначении положения предметов по отношению к себе, развивать ориентацию в пространстве; закрепить названия дней недели; упражняться в умении составлять фигуру из восьми треугольников, закрепить названия геометрических фигур; познакомить детей с тетрадью и её назначением, знаками «>», «<»; учить «записывать» и «читать» записи (3< 4, 4> 3), упражнять в счёте в пределах 10 (стр.9-14 Новикова, «Познавательное развитие»);

7) закрепить представления о смене сезонов, упражнять в умении передавать текст без пропусков и повторений; учить различным способам  степеней сравнения прилагательных и наречий, закреплять умения произносить фразу с разной силой голоса, умение видеть отличие прозаических и поэтических произведений (стр.37, Н.С.Голицына, «Речевое развитие»);

8) развивать навыки разминания пластилина по картону для создания необходимого фона композиции; раскатывания жгута для создания ягод, веток и листьев рябины; примазывания для прикрепления элементов композиции к картону; развивать мелкую моторику рук (стр.34, СкоролуповаО.А., лепка, «Художественно-эстетическое развитие»);

9) формировать представления о здоровом образе жизни, о значении двигательной активности в жизни человека; закрепить правила поведения в лесу («Физическое развитие»);

10) развивать самостоятельность во всех видах игр, выполнение правил и норм поведения, развитие инициативы, организаторских способностей («Социально-коммуникативное развитие»).

Методы и приемы:        

- практические: делают наброски портрета, рисование портрета «Красавицы Осени», практическая работа с треугольниками, дидактические игры: «Отгадай, что такое?», «Что, где?», «Живая неделя», «Какой цифры не стало?», «Найди пару», «С какого дерева лист?», «С какого дерева плоды?»; изготовление рамок к портрету,  физминутки  «Утром дети в лес пошли», «Дети утром рано встали…»; лепка;

- наглядные: просматривание видеоролика «Как вести себя в лесу», рассматривание портрета «Красавица осень», оценка детских работ,  знакомство с тетрадью, рассматривание природного материала, крупы; рассматривание фотографий;

- словесные: загадки, рассказ, вопросы, ситуативные беседы, чтение сказки, чтение рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания».

Материалы и оборудование: видеоролик «Как вести себя в лесу», тексты загадок о деревьях, ноутбук, портрет «Красавица осень», карандаши простые, краски, кисточки, салфетки, стаканчики под воду, листы для рисования; тетради в клеточку для всех детей, по 8 треугольников на всех детей, мяч, карточки с цифрами от 1 до 10, карточки с кружками; природный материал, различные крупы, клей, картонные рамки для портретов, пластилин, пластины.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Утренняя гимнастика, подвижные игры, двигательные паузы, физминутки, образовательная деятельность в спортзале,  на воздухе.

Игровая

Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные), творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные) игры

Познавательно-исследовательская

Наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций,

Коммуникативная

Беседы, речевые  ситуации, составление рассказов, отгадывание загадок, словесные игры, настольно-печатные игры с правилами, сюжетные игры, ситуативные разговоры,  вопросы

Музыкальная

Слушание, исполнение, музыкально-дидактические игры, подвижные игры с музыкальным сопровождением, образовательная деятельность в музыкальном зале

Изобразительная

Рисование, лепка, мастерские по изготовлению предметов детского творчества

Восприятие

(художественной литературы и фольклора)

Рассказывание, чтение, обсуждение,

Конструирование

Изготовление рамочек,

Элементарный бытовой труд

(в помещении и на улице)

Поручения ( индивидуальные и подгрупповые), дежурства,

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

понедельник

1.Загадывание загадок о деревьях и кустарниках (стр.31, Скоролупова).

2.Рассказ о пользе деревьев человеку.

3.Просмотр видеоролика «Как вести себя в лесу».

4.Рассказать о новом жанре живописи – портрете, рассмотреть образец портрета «Красавица осень».

5.Практическая работа детей над образом.

6.Оценка работ.

Заслушивают загадки и отгадывают их.

Много рук, а нога одна. Весной веселит, а летом холодит. Осенью питает, зимой согревает.

 Задают вопросы о том, чем  помогают деревья людям? Делятся впечатлениями от прогулок по лесу.

Внимательно просматривали видеоролик, обсуждали положительные и отрицательные моменты поведений героев.

С интересом рассматривали портреты Осени в виде девушки, находили сходства с настоящим женским портретом, попробовали прорисовать – сделать наброски.

Самостоятельная работа детей.

Рассматривали работы свои и своих сверстников, выделяли сходство с портретом.

Отгадывают загадки, логически мыслят.

Укрепились знания детей о деревьях и кустарниках, о кислороде.

Расширились экологические знания об охране природы.

Поняли, как рисовать портрет, умело делали наброски.

Дополняли портрет необходимыми элементами (веночек, корзина).

Рассказывали о новом жанре живописи – портрете.

вторник

1.Работа за столами: педагог предлагает сложить из 8 равнобедренных треугольников: 4 квадрата, большой квадрат, 2 маленьких прямоугольника, 1 большой прямоугольник.

2.Организует дидактическую игру «Отгадай, что такое?»

3.Дидактическая игра «Что, где?»

4.Дидактическая игра «Живая неделя»

5.Сообщение темы занятия изготовление «Рамки для портрета».

Рассматривают фигуры, называют их, пересчитывают, делают фигуры без образца; рассказывают,  какие фигуры получились и как их можно назвать.

Стоят в кругу, ведущий называет слово: «длинная», а дети перечисляют предметы, которые можно назвать этим словом (широкая, высокий, низкий).

Стоя в кругу,  ловят мяч и называю,  где находится названный предмет – слева, справа, впереди, позади.

Делятся на две команды, бегают по комнате, по сигналу берут карточки с цифрами и по сигналу выстраиваются по порядку – недели.

Рассматривали природный материал, крупы для изготовления рамок, выбирали понравившийся материал.

К своим рисункам – портретам дети изготавливали рамки.

Закрепились умения детей составлять фигуры из  8 треугольников.

Упражнялись в умении находить сходство предметов по признаку величины.

Упражнялись в правильном обозначении положения предметов по отношению к себе.

Закрепили  название дней недели называя их последовательность.

Получили навыки работы с различной крупой, природным материалом при изготовлении рамок; проявили свою задумку, эстетический вкус.

среда

1.Педагог знакомит детей с тетрадью.

2.Игра в парах:  «Какой цифры не стало?»

3.Дидактическая  игра: «Найди пару».

Сидя за столами рассматривают тетрадь в клетку, учатся ориентироваться в ней.

Раскладывают цифры по порядку от 1 до 10, один –закрывает глаза, другой- переставляет цифры в ряду.

Уточняют правила игры, делятся на две команды. Одна команда берёт по сигналу карточки с цифрами и находят детей из другой команды с карточками с таким количеством кружков.

Знают, что такое тетрадь и как ей пользоваться.

Закрепили счёт в пределах 10.

Учились соотносить цифру с количеством.

четверг

1.Ситуативная беседа на тему «Один дома».

2.Чтение сказки «Непослушные мышата»

3.Предложить детям рассмотреть фотографии экскурсии детей по осеннему парку.

4.Организует физминутку «Утром дети в лес пошли»

5.Организует дидактическую игру «С какого дерева лист?»

6.Спрашивает, какие произведения о природе они знают? Кто их написал?

Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Четыре желания».

Организует физминутку «Дети утром рано встали…»

7.Повторное чтение. Предлагает четверым детям рассказать о каждом времени года.

Отвечали на вопросы, рассуждали, как вести себя в той или иной ситуации.

Высказывались, что не так сделали мышата, оставшись дома без мамы. Рассуждали, как можно было избежать беды.

Делились впечатлениями об увиденном, называли самые красивые места в селе, отмечали разнообразные краски осени.

Проговаривают слова и выполняют движения по тексту:

Самостоятельно выбирают различные листья, кружатся с ними под музыку, по окончании музыки раскладывают листья к нужным деревьям.

Называют Пришвина, Ушинского.

Внимательно слушают рассказ и отвечают на вопросы: о чём говорится в рассказе? Чем Мите понравилась зима? Что ему понравилось весной? Что запомнилось Мите летом? Какими словами мальчик сказал об осени? Почему рассказ называется «Четыре желания»?

Выполняют движения по тексту.

По желанию, дети рассказывают о понравившемся времени года.

Знают, как вести себя дома без взрослых.

Умеют оценивать поступки, делать выводы из сложившейся ситуации.

Умеют делиться впечатлениями о красоте природы осенью, передают в речи описание любимых деревьев, правильно строят предложения.

Координируют движения рук и ног по тексту.

Знают породы деревьев, называют их.

Знакомы с произведениями о природе.

Умеют выстраивать правильно предложения отвечая на вопросы по тексту.

Координируют движения с текстом.

Логично передают содержание текста, с эмоциями.

пятница

1.Проводит дидактическую игру «С какого дерева плоды?» (на интерактивной доске)

2.Показывает и напоминает навыки размазывания пластилина – фона для «кисти рябины».

2.Л.Н. Толстой «Дуб и орешник».

Называют плодовые деревья, соединяют плоды с деревьями, рассматривают их форму, цвет, величину.

Пробуют размять пластилин, намазывают его на пластину – фон.

Используя различные приёмы лепки, делают кисть рябины.

Прослушивают произведение, беседа по содержанию

Умеют работать на интерактивной доске, соблюдают очерёдность, знают плодовые деревья.

Развивают пальцы рук, знают и применяют различные способы лепки.

Проявляют интерес к художественной литературе.

Итоговое мероприятие: составление коллажа из детских работ: «Красавица Осень», «Осенняя березка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы компенсирующей направленности "Емеля и Марья-царевна"

Ход занятия:Ребята, нам пришло необычное письмо. Узнать от кого оно мы сможем, отгадав загадку.Он герой нам всем известный.И с волшебным словом вместе,Может целую неделю на печи сидеть …   ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с воспитанниками старшей группы компенсирующей направленности «А» по образовательной области «Коммуникация» на тему: "Насекомые""

Тема: «Насекомые».Направление: познавательно-речевоеЦель образовательной деятельности: познакомить и закрепить знания детей о насекомых.Интеграция и задачи образовательных областей:Коррекционно-образо...

План-конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности (ОНР) по теме «О зиме говорили – медвежат разбудили»

В плане-конспекте отражены коррекционно-развивающие задачи по активизации словарного запаса по теме "Зимние забавы", образованию дательного падежа существительных, формированию фонетико-фонематической...

План-конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности (общее недоразвитие речи) по формированию произношения "Приключения маленькой бабочки"

Данный план-конспект НОД представлен как итоговое мероприятие по формированию произношения на конец года, разработан для детей старшей группы с общим недоразвитием речи....

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности (для детей с тяжелыми нарушениями речи) (подгрупповая работа) "Весёлая ферма" по теме "Домашние животные"

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности (для детей с тяжелыми нарушениями речи) (подгрупповая работа) "Весёлая ферма" по ...