Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста: Детская студия короткометражных мультипликационных фильмов
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Для дошкольников одним из интересных направлений искусства является мультипликация. Дети с удовольствием не только смотрят мультфильмы, но и создают их самостоятельно. Мультстудия – это комплексное образовательное решение, которое помогает организовать работу по созданию детского авторского короткометражного мультфильма.
Важной особенностью работы в мультстудии является коллективная работа над каждым проектом, что содействует познавательному и социально-коммуникативному развитию. В процессе создания декораций и персонажей развивается мелкая моторика рук, озвучка совершенствует речевое развитие дошкольника. Планирование помогает формированию самоконтроля. Творческая направленность мультстудии позволяет задействовать правое полушарие мозга, отвечающее за творчество, эмоции, чувства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
multstudiya_ars.docx | 36.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:
ДЕТСКАЯ СТУДИЯ КОРОТКОМЕТРАЖНЫХ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ
«АРС»
Автор:
педагог дополнительного образования
Высшей квалификационной категории
Герасенко Елена Владимировна
МБДОУ «ДСКВ 116»
МО города Братска
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Арс (от латинского ars – искусство – одна из категорий эстетики, искусствознания и художественной практики)
1.1.Направленность программы. В последнее время в стремительно меняющейся экономике востребованы специалисты, ориентированные на интеллектуальную и творческую деятельность в области компьютерных технологий, виртуальной реальности, дизайна, моды, рекламы, анимации и т. д. Такого рода специалисты становятся движущей силой экономического роста страны. Перемены коснулись системы образования, а именно — необходимость включения в программу обучения творческих и художественных дисциплин.
Эта необходимость привела к трансформации STEM-концепции: к синтезу науки, технологии, инженерии и математики добавился пятый компонент — Arts (искусство). Получилась новая аббревиатура и концепция — STEAM. Под искусством могут пониматься совершенно разные направления – живопись, архитектура, музыка, театр. Добавление искусства позволяет расширить количество дошкольников, обучающихся по дополнительным образовательным программам. Таким образом ребята, не обладающие ярко выраженными способностями в точных науках, могут реализовать себя в метапредметной исследовательской деятельности и развить навыки работы в группе.
Для дошкольников одним из интересных направлений искусства является мультипликация. Мультфильм – один из первых шагов ребенка в области искусства. Просмотр мультфильмов «завораживает» и захватывает всё внимание детей. В то же время он выражает ценности того общества и времени, в котором создаётся. Через мультфильмы дети познают окружающий мир, переживают и подражают их героям, говорят их языком. Мультфильм сочетает в себе разные виды искусства (изобразительное искусство, музыку, актёрское мастерство т.д.) Дети с удовольствием не только смотрят мультфильмы, но и создают их самостоятельно, где ребёнок выступает как сценарист, режиссёр, мультипликатор, оператор и актёр озвучения.
Мульттехнология – это комплексное образовательное решение, которое помогает организовать работу по созданию детского авторского короткометражного мультфильма. Под мульттехнологиями подразумевается подбор методов и приёмов, направленных на обучение и воспитание детей средствами собственной мультипликационной деятельности. Она предоставляет богатые возможности для комплексного развития личности ребёнка. Дети не только знакомятся с основами мультипликации, познают окружающий мир, но и обогащают словарный запас, развивают мыслительные процессы, творческие способности, совершенствуют изобразительные и исполнительские умения. Важной особенностью деятельности детей непосредственно в мультстудии является коллективная работа над каждым проектом. Работа по созданию мультфильма с детьми содействует познавательному и социально-коммуникативному развитию. Планирование помогает формированию самоконтроля. Творческая направленность мультстудии позволяет задействовать правое полушарие мозга, отвечающее за творчество, эмоции, чувства.
Мультипликационные фильмы, созданные детьми, привлекают своей оригинальностью и «непохожестью» на взрослые профессиональные мультфильмы. Поэтому очень важно создать условия для раскрепощения детской фантазии и воплощения самых необычных замыслов.
Таким образом, мультстудия позволяет сделать процесс обучения детей удовольствием и при этом способствовать разностороннему развитию личности.
1.2.Цель программы: развитие детского творчества в процессе создания собственного короткометражного мультипликационного фильма.
1.3. Задачи программы:
Образовательная: формирование представлений о создании мультфильмов; знакомство с профессиями людей, создающих мультфильмы; формирование изобразительных умений и навыков.
Развивающая: развитие творческого мышления; формирование навыков актёрского мастерства; развитие эмоциональной сферы детей.
Воспитательная: формирование коммуникативных умений и навыков сотрудничества.
1.4.Возраст воспитанников:
Программа рассчитана на возрастную группу детей 6-7 лет Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами детей и их родителей. Наполняемость в группах не более 4-5 детей.
1.5.Форма организации деятельности:
Форма обучения: очная. Занятия предусматривают групповую и индивидуальную работу в форме игры-занятия, творческой мастерской, мастер-класса.
1.6.Режим образовательной деятельности:
Занятия проводятся в первой и во второй половине дня 1 раз в неделю.
- ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
2.1.Объем и срок освоения программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения, 36 академических часов в год.
2.2.Содержание программы:
- Знакомство с алгоритмом создания мультфильма:
- Подбор или составление истории, сюжета.
- Раскадровка сценария.
- Создание персонажей, декораций, фона.
- Покадровая съёмка.
- Озвучивание мультфильма.
- Монтаж (при необходимости выполняется педагогом).
- Просмотр и обсуждение мультфильма.
- Создание короткометражных мультипликационных фильмов в технике перекладывания.
- Создание короткометражных мультипликационных фильмов в технике кукольной анимации (миниигрушки, лего-конструктор)
- Создание короткометражных мультипликационных фильмов в технике пластилиновая анимация.
- Создание короткометражных мультипликационных фильмов в технике нарисованной анимации.
2.3.Целевые ориентиры программы:
К концу обучения дети познакомятся:
- с принципами передачи движения в мультипликации;
- с профессиями людей, создающих мультфильмы;
- с видами мультфильмов (кукольные, пластилиновые и т.д.);
- с понятиями: «кадр», «раскадровка», «панорама», «план» (крупный, средний, общий);
- с последовательностью создания мультипликационного фильма.
К концу года дети научатся:
- сочинять сценарий, соблюдая композицию (вступление, развитие сюжета, кульминация, развязка, заключение);
- создавать персонажей, декорации и фон в различных техниках, выделять подвижные и неподвижные части предметов;
- передвигать персонажей, декорации и их части на макете; передавать движения персонажей;
- вести покадровую съёмку;
- озвучивать мультфильм с помощью речи и различных звуков, подбирать музыкальные произведения в соответствии с темой;
- согласовывать действия по созданию мультфильма друг с другом.
- УЧЕБНЫЙ ПЛАН
3.1.Перспективный план
Месяц | Наименование тем | Программное содержание | Часы |
октябрь | Мультипликаторы – настоящие волшебники |
| 4 |
ноябрь декабрь | Шаг за шагом |
| 8 |
январь | Перекладная анимация |
| 4 |
февраль | Лего-фильм |
| 4 |
март, апрель | Пластилиновая история |
| 8 |
май | Сам себе режиссер |
| 3 |
май | Мультфестиваль «Маленькие волшебники» |
| 1 |
Итого | 36 |
3.2.Мониторинг результатов освоения программы
Для отслеживания успешности овладения программы используются метод педагогического наблюдения; метод педагогической диагностики. Для фиксации и предъявления результатов используется диагностическая карта отслеживания личного роста воспитанников.
3.3.Виды контроля:
Время проведения | Форма проведения | Цель проведения |
октябрь | Педагогическое наблюдение, педагогическая диагностика | Выявление возможностей и индивидуальных особенностей воспитанников в начале обучения. |
май | Педагогическое наблюдение, педагогическая диагностика | Определение степени усвоения воспитанниками материала программы. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. |
3.4.Форма подведения итогов реализации программы
Представление работ на сайте ДОУ, в интернет-сообществах, участие в конкурсах, проведение открытых мероприятий, создание портфолио воспитанников.
3.5.Оценочный материал
В программе применяется диагностика качества образовательного процесса, которая позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений, навыков. Для этого используется диагностическая карта, разработанная на основе целевых ориентиров программы.
3.6.Диагностическая карта
Мотивация к обучению | Сформированность познавательной активности | Сформированность самостоятельности | Сформированность коммуникативных действий | Развитие творческих способностей | Уровень | |||||||
нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | |
3.7.Критерии показателей:
Низкий уровень – 1, средний уровень – 2, высокий уровень - 3
- мотивация к обучению
низкий уровень | средний уровень | высокий уровень |
Неосознанный интерес, навязанный извне или на уровне любознательности. Мотив случайный, кратковременный. Не добивается конечного результата. | Мотивация неустойчивая, связанная с результативной стороной процесса. Интерес проявляется самостоятельно, осознанно. | Интерес на уровне увлечения. Устойчивая мотивация. Проявляет интерес к деятельности. |
- сформированность познавательной активности
низкий уровень | средний уровень | высокий уровень |
Интерес практически не обнаруживается, исключение составляет яркий, смешной, забавный материал | Интерес возникает к новому материалу, но не к способам решения | Интерес возникает и к новому материалу, и к общему способу решения задач, находит новые способы решения заданий |
- сформированность самостоятельности
низкий уровень | средний уровень | высокий уровень |
Все время ждет помощи, одобрения, не видит своих ошибок | Выполняет задание сам, но ориентируется на других детей, может сделать как у других | Ребёнок сам берется за выполнение любого зада-ния. |
- сформированность коммуникативных действий
низкий уровень | средний уровень | высокий уровень |
Не желает выполнять совместные действия с взрослыми и детьми. | Включается в совместную деятельность по заинтересованности. | Хорошо контактирует со взрослым и детьми, с желанием выполняет совместные действия, играет |
- развитие творческих способностей
низкий уровень | средний уровень | высокий уровень |
Выполняет задания по шаблону, не проявляет интереса к новому. | Проявляет интерес, но результат деятельности не всегда самостоятельный и оригинальный. | Инициативность, нестандартный подход к выполнению задания, развитые воображение и фантазия. |
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
4.1.Принципы построения программы:
Программа построена на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений и способов действий и обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития творческий способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
- принцип культуросообразности: учет влияния окружающей среды, общечеловеческих ценностей, культурного наследия;
- принцип систематичности и последовательности: постановка задач воспитания и развития от простого к сложному;
- принцип цикличности: постепенное усложнение и расширение содержания программы в течение учебного времени;
- принцип развивающего образования;
- принцип интереса: построение программы с опорой на интересы детского сообщества;
- принцип интеграции различных видов искусства;
- принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта.
4.2.Методы и приемы реализации программы:
- эмоциональный настрой – пробуждение ярких эмоций, переживаний, побуждающих к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости;
- объяснительно- иллюстративный – метод сенсорного насыщения, разнообразной художественной практики;
- частично поисковый и исследовательский – создание творческих ситуаций, эвристических и поисковых ситуаций, условий сотворчества с взрослыми и детьми.
- МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
5.1.Кабинет, оборудование кабинета
Кабинет отделен от других помещений, хорошо освещен, оборудован столами и стульями, регулируемыми по высоте, имеются магнитная доска для демонстрации материала, шкафы и стеллажи.
5.2.Технические средства обучения
Ноутбук, Мультстудия «Я творю мир» (программное обеспечение, web-камера, микрофон), проектор,
5.3.Материалы и пособия
Настольная ширма, набор фонов, магнитные элементы декораций, различный художественный материал, тематические игровые боксы
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
6.1. Нормативные документы
- Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
- СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ)
- Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Иркутской области Министерства образования Иркутской области, 2016 г.
6.2. Методическая литература
- Методические рекомендации: описание методики исследовательского обучения и организации самостоятельного исследования ребенка (http://vdm.ru/stem/multstudiya/)
- Казакова Р.Г., Мацкевич Ж.В. Смотрим и рисуем мультфильмы. Методическое пособие. М.,2013 – 125с.
- Маслова А. В. Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста: детская анимационная студия «Фабрика мультфильмов» // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2017. – № 7. – ART 26020. – URL: http://www.kids.covenok.ru/26020.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.
6.3.Наглядно- дидактические пособия
- Мультстудия «Я творю мир». Ширма, декорации, методические рекомендации.
- Картотека детских мультфильмов (авторские мультфильмы, созданные детьми).
6.4.Электронные ресурсы
- https://padlet.com/konkurs4/g2bbh6za2vml0o9o/wish/2106965833 - «Мультстудия, как элемент образовательной среды»
- http://portal2011.com/statya-sozdanie-multfilmov-kak-sposob-vsestoronn/ - Детская анимация для дошкольников «Мы мультипликаторы»
- http://www.myshared.ru/slide/1012802/ - Использование ИКТ в образовательном процессе в Детском саду
- https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2017/10/17/startovaya-diagnostika-v-multstudii-linki - диагностика в мультстудии авт. Притыкина Марина Николаевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Ручной труд»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 190 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста
laquo;На пороге школы»...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста " Светофорик"
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста "Светофорик" рассчитана на 2 года обучения, возраст детей 5-7 лет, занятия проводятся 1 раз в неделю с ...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «ПДДейка»
Программа предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения и просвещения родите...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Учимся, играя»
Новизна программы «Учимся, играя» заключается в том, что она предполагает использование современных технологий, адаптированных к условиям работы. Программа основана на игровом методе с учё...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «ДЕТ-алька» (ЛЕГО-конструирование)
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «ДЕТ-алька» (ЛЕГО-конструирование) разработана в соответствии с Положением о дополнительной общеразвив...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста "Поющие сердечки"
Программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников, направлена на развитие голосовых данных, воспитание художественного...
- Мне нравится (1)