Бизиборд как средство развития и укрепления мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста
статья (средняя группа)
В современном обществе и, под действием постоянно растущего прогресса, ребенок часто сталкиваается с рядом трудностей. Одной из таких трудностей является несформированность мелкой моторики рук. К сожалению, это может повлечь за собой довольно серьезные проблемы: отставание в речевом развитии, различные логопедические проблемы, неготовность руки к письму и, соответственно, отставание в учебе. Поэтому на раннем этапе так важно дать ребенку возможность изучать мир с помощью рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bizibord.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Бизиборд как средство развития и укрепления мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста
В современном обществе и, под действием постоянно растущего прогресса, ребенок часто сталкиваается с рядом трудностей. Одной из таких трудностей является несформированность мелкой моторики рук. К сожалению, это может повлечь за собой довольно серьезные проблемы: отставание в речевом развитии, различные логопедические проблемы, неготовность руки к письму и, соответственно, отставание в учебе. Поэтому на раннем этапе так важно дать ребенку возможность изучать мир с помощью рук.
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования технологий, при которых дети будут заинтересованы в исследовании, самостоятельны в своих познаниях и инициативны. Наиболее интересной из игровых технологий для всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста является дидактическое пособие «Бизиборд», которое задает игровой формат всему образовательному процессу, позволяет активизировать деятельность младших дошкольников, происходит обогащение чувственного опыта через совершенствование работы разных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного). Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: цвете, форме, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе, целостности. Известно, что прототип современного бизиборда был изготовлен еще в 1907 году итальянским ученым и педагогом Марией Монтессори. Она посвятила много времени изучению этапов развития ребенка и разработала авторскую методику, которая популярна и в наши дни. Проанализировав поведение малышей, она пришла к выводу, что они познают мир и воспринимают информацию в большинстве своем через сенсорные ощущения, таким образом, развивая мелкую моторику. Монтессори решила дать возможность поиграть с предметами, к которым родители обычно не подпускают детей. Была изготовлена деревянная поверхность, на которой расположилась розетка со штекером, выключатель света, дверная защелка и цепочка, панно со шнуровкой. Все элементы были абсолютно безопасны. [2]
Бизиборд (busy board) – это специальная развивающая доска (стенд, модуль) для детей, на которой располагаются различные замочки, бусинки, дверцы, цепочки, кнопочки.[3] С помощью нее ребенок, в первую очередь, учится нажимать, открывать, крутить различные предметы. Это полезные игры на усидчивость, внимание, развитие мышления. Бизиборд служит предметом интеграции элементов всех образовательных областей развития ребенка, отраженные в ФГОС ДО: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое. Так же может являться формой психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации ребенка, средством всестороннего развития его личности.
Недаром бизиборды еще называют «Волшебная доска» , «Чудо-доска», «Доска-стенд для мелкой моторики».[3] А еще звучит такое название, как «Развивающая доска Монтессори». Ведь именно итальянский педагог Мария Монтессори первой подала идею обучать детей через знакомство с предметами. А прототип современного бизиборда был изготовлен в 1907 году самой Марией Монтессори. Она решила дать возможность поиграть детям с предметами, к которым родители их не допускают.
Конечно, одна доска не сможет заменить целый комплекс подготовки к детскому саду или школе, но возложить важный фундамент в формировании маленького гения бизиборду вполне по силам. По моему мнению бизиборд является отличным пособием для развития детей младшего дошкольного возраста.
В чем заключаются преимущества бизиборда?
Во-первых, он позволяет тренировать моторику, поскольку сосредоточенные манипуляции развивают столь важные в жизни навыки сенсорной и моторной координации. Благодаря использованию бизиборда движения пальцев рук младенца становятся уверенными, четкими и точными. А это – подготовительный этап к письму и рисованию на бумаге. Самостоятельно изготовленный или приобретенный в магазине бизиборд для детей, кроме того, положительно влияет на мыслительные способности и воображение. Помимо этого, совсем еще юный пользователь увлекательного стенда получает шанс легко и быстро расширить представления об окружающем его мире. Игра с бизибордом стимулирует познавательную деятельность ребенка и развивает его творческий потенциал. А также в процессе использования развивающей доски улучшается детское восприятие, поскольку карапуз теперь может адекватно различать цвета и размещенные на доске предметы. Еще один важный плюс оригинальной разработки заключается в удобной и доступной каждому тренировке концентрации внимания. Мальчик или девочка, играя с мелкими предметами, научится хорошо сосредотачиваться, не отвлекаться на посторонние звуки и шумы. А это – весьма ценный навык для современной жизни, насыщенной самыми разными событиями.
Доска бизиборд не имеет каких-то возрастных ограничений. Заниматься бизибордом можно до самой школы, тренируя навыки, которые пригодятся в быту и развивая зоны мозга, отвечающие за речь. В процессе игры с бизибордом дети учатся самостоятельно решать различные задачи и проблемные ситуации, видят свои ошибки, стараются их исправить или помогают сделать своим друзьям (коммуникативность и взаимопомощь).
В нашей группе были приобретено несколько видов бизибордов. Они безопасны, функциональны, насыщенны по содержанию, эстетически привлекательны, удобны в использовании и конечно доступны для детей. Бизиборд с детьми младшего дошкольного возраста может применяться как в индивидуальной работе, так и в группово.
На бизиборде размещены дверные замочки, защелки, шпингалеты, щеколды, петли, ручки, шнуровки, колесики и на которые интересно нажимать, щупать, гладить. Дети изучают каждую мелкую деталь: двигают дверную защелку, пытаются открыть замок ключами или надеть крючок. Это всегда нравится детям, но в быту эти предметы могут быть опасны, учим ими пользоваться на бизиборде. Это все влияет на развитие мелкой моторики рук, ловкость рук, логическое мышление, усидчивость.
Детям всегда нравятся игры со счетами — это простое пособие помогает развивать математические способности у ребенка. Целью является развитие мелкой моторики, изучение категории «один-много», в дальнейшем порядковый счет до трех и до десяти, причем считать можно в прямом и в обратном порядке. Определять критерии «больше», «меньше», «поровну».
На бизибордах дети учатся манипулировать разными по фактуре и форме предметами: металлическими, деревянными, пластмассовыми и тканевыми. Так они запоминают ощущения от прикосновений к различным предметам и поверхностям, у малышей оттачиваются разные захваты пальцами и руками.
Например, игра «Проведи бусинку по дорожке», здесь дети, ощупывая бусинки, учатся определять их форму и величину.
«Помоги зайке завязать шнурок», дети пробуют играть со шнуровкой. На других бизибордах можно найти детали, которые неизменно вызывают интерес у ребенка, но запрещаются родителями – выключатели разных видов крючки, замки и многое другое.
Бизиборды – это результативная система обучения в игровой форме. Опыт работы показывает, что проводимые мероприятия с использованием бизиборда позитивно отражаются на развитии малышей. Дети от них не отходят. Ведь столько игрового материала и все это им доступно! Систематические занятия в игровой форме дают отличные результаты:
∙ малыши любознательны и проявляют собственную активность;
∙ овладевают необходимыми умениями и навыками;
∙ при стимуляции моторных навыков у детей активизируется речевой центр;
∙ дети спокойны и заняты, с большим удовольствием играют самостоятельно.
Данное пособие является не только отличным средством для развития дошкольников, но и служит прекрасным помощником в период адаптации детей к детскому саду, так как в процессе работы с бизибордом у ребят улучшается настроение, снимается эмоциональное напряжение. Конечно, одна доска никогда не сможет заменить целый комплекс подготовки к детскому саду или школе, но заложить важный фундамент в формировании маленького гения бизиборду вполне по силам.
Поэтому, бизиборд является отличным пособием для развития детей младшего дошкольного возраста и необходим в каждой группе, как элемент развивающей предметно-пространственной среды.
Список литературы:
- Монтессори М. Развитие потенциальных возможностей человека. Пер. с англ.Д. Смоляковой. // Бюллетень МАМА № 2, 3,5. 6.
- Мэлоу. Т. Монтессори и ваш ребенок. М. МЦМ
3. Сорокова М.Г. «Жизненная практика» и сенсорное развитие дошкольников по методу Монтессори. – М., 1998.
4. Упражнения с Монтессори-материалом: Школа для малышей. – М., 1995. 3. 3. Социальная сеть работников образования nsportal.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и свойствами других предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспит...
План по самообразованию педагога Тема: «Бизиборд как средство развития и укрепления мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста»
долгосрочный проект дл детей младшего дошкольного возраста...
План самообразования на тему "Пальчиковые игры как средство развития речи и мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста"
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи....
Планирование кружковой работы во второй младшей группе. «Развитие общей и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
Цель работы кружка: - создание условий для развития общей и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.Задачи:Развивать общую моторику через координацию движений, овладение двигательными...
«Юбка - бизиборд» как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
laquo;Чем больше уверенности в движениидетской руки, тем ярче речь ребенка,чем больше мастерства в детскойруке, тем ребенок умнее».В.А.Сухомлинский...
Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Актуальность мастер-класса по развитию сенсорики и мелкой моторики у детей в ясельной группе обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем возрасте интенси...
Консультация для педагогов ДОУ «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей...